Введение 4
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Логистические подходы к повышению конкурентоспособности
предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности ООО «КомТраст-Авто» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ логистических показателей конкурентоспособности предприятия 24
3 Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности организации ООО «КомТраст-Авто» на основе логистических подходов .... 31
3.1 Мероприятия по обеспечению конкурентоспособности организации на
основе логистических подходов 31
3.2 Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий ... 36
Заключение 41
Список используемых источников
В рыночных условиях особое значение приобретает обеспечение предприятием конкурентоспособности. Проблемы хозяйствующих субъектов по достижению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний [8].
Решение проблемы обеспечения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер, на основе логистических подходов, по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг [19].
Актуальность темы работы обусловлена тем, что с развитием рыночного механизма проблема конкурентоспособности в нашей стране резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия-изготовителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимально возможной прибыли. При этом большие резервы для повышения конкурентоспособности заложены в использовании логистических подходов к управлению.
Цель исследования - разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности организации на основе логистических подходов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности ООО «КомТраст-Авто»
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «КомТраст-Авто» на основе логистических подходов.
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «КомТраст-Авто» (сокращенное наименование ООО «КомТраст-Авто»).
Предмет исследования - логистические показатели деятельности организации.
В работе использовались методы планирования и прогнозирования, аналитические методы, синтез, а также статистические методы обработки данных.
Границами исследования являются 2016-2018 гг.
В работе использовались методы планирования и прогнозирования, аналитические методы, синтез, а также статистические методы обработки данных.
В последние годы отмечен активный интерес к проблеме повышения конкурентоспособности на основе логистических подходов отечественных исследователей, что нашло свое отражение в трудах Т.В. Алексинской, Б.А. Аникина, А.М. Гаджинского, Ю.Н. Егорова, Л.Б. Миротина, В.И. Накаряковой, В.И. Сергеева, И.П. Ильяшкевича, А.Н Стерликовой, А.В. Тебекина, Г.Д. Антонова, В.И. Степанова и других.
Информационной базой послужили официальные статистические материалы, годовые отчеты, консолидированная финансовая отчетность предприятия ООО «КомТраст-Авто».
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 2.2, 3.1, 3.2 могут быть использованы специалистами коммерческих организаций при повышении конкурентоспособности.
В первой главе рассматриваются понятие и функции конкурентоспособности, логистические подходы к ее повышению. Вторая глава содержит анализ организационно-экономических показателей деятельности организации, оценку логистических показателей и сравнение их с конкурентами.
В третьей главе представлены мероприятия, которые позволят повысить конкурентоспособность организации.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Под «конкурентоспособностью предприятия» понимается сравнительная характеристика предприятия, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно показателей других предприятий. Это характеристика, отражающая отличия предприятия от предприятий-конкурентов, и определяющая его привлекательность в глазах потребителя [29].
Для ООО «КомТраст-Авто» характерны следующие направления формирования ассортимента - узкая специализация, расширение в рамках одной ассортиментной группы (автомобили) и невозможность увеличения числа ассортиментных групп. Данные направления напрямую связаны со спецификой деятельности автоцентра ООО «КомТраст-Авто» и на данном этапе развития предприятия являются целесообразным. Цена автоцентра ООО «КомТраст-Авто» на предлагаемые категории товаров ниже, чем у конкурентов.
Политика продвижения предприятия складывается из двух частей: все средства распространения рекламы, информирующей потребителей об ассортименте автоцентра, ценах, скидках, поступлении нового товара, распродажах, подарках и т. п., и «внутренняя» реклама автоцентра: рекламные и информационные стойки и стенды, витрины, фирменный стиль, элементы мерчандайзинга, квалификация, приветливость, готовность пойти на контакт обслуживающего персонала.
Касаемо логистической деятельности организации, следует отметить, что по таким показателям логистическим деятельности как «качество логистического обслуживания», «уровень сервисного обслуживания», «время поставки», «наличие запасов на складе», «местоположение» и «организация информационно-компьютерной поддержки» ООО «КомТраст- Авто» проигрывает основному конкуренту ООО «Викинги».
конкурентоспособности ООО «КомТраст-Авто» набрал 7,52 балла, что на 0,38 балла меньше, чем у ООО «Викинги» и на 1,62 балла больше, чем у ООО «Альмакс-KIA».
Для повышения конкурентоспособности ООО «КомТраст-Авто» были предложены следующие предложения: смена месторасположения автоцентра, которая позволит увеличить потенциал логистики, облегчит доставку и отгрузку товара. Переход на систему «точно в срок» позволит сократить время на поставку необходимых комплектующих для ремонта, что в свою очередь улучшит показатель «уровень сервисного обслуживания». Предложен набор бесплатных дополнительных услуг для клиентов, который позволит повысить качество логистического обслуживания. Внедрение системы Microsoft Axapta CRM позволит снизить запасы, управлять поставками «точно в срок» и анализировать заказы клиентов. Расчет эффективности данного мероприятия показал, что оно эффективно и окупится через 3 месяца. При этом, показатель конкурентоспособности увеличится на 1,68 пункта.
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская. - Москва: Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2016. 164 с.
2. Аникин Б.А. Коммерческая логистика : учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М. : Проспект, 2016. 377 с.
3. Артеменко В.Г. Финансовый анализ/ В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - 2-е изд. - М.: ДИС, 2015. 410 с.
4. Астафьева М.М. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / М.М. Астафьева, Л.А. Калинина, Т.И. Лаврова, Е.В. Харитонова; под общ.ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2015. 430 с.
5. Береговая Ирина Борисовна Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия // Символ науки. 2015. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-konkurentosposobnost-predpriyatiya-1(дата обращения: 10.05.2019).
6. Гаджинский А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и К°, 2016. 420 с.
7. Дзахмишева И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. №23. С.23-31.
8. Зиннуров У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей/ У.Г. Зиннуров, Л.Р. Ильясова. Уфа: Экономика и управление, 2014. 420 с.
9. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг/ И.М. Лифиц. М.: Юрайт-издат, 2015. 110 с.
11. Логистика: учеб. пособие / Ю. Н. Егоров ; под ред. А. У. Альбекова. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
12. Левкин Г. Г. Коммерческая логистика : учеб. пособие / Г. Г. Левкин. - М. : Директ-Медиа, 2016. 245 с.
13. Менеджмент в сервисе : учеб. для студентов вузов, обуч. по направлению подготовки "Сервис" / М. В. Виноградова [и др.] ; под ред. Н. А. Платоновой. - Гриф УМО. - Москва : КНОРУС, 2016. - 248 с.
14. Миротин Л. Б. Основы логистики транспортного производства / Л. Б Миротин, Е. А. Лебедев. - М. : ЛитРес, 2017. 192 с.
15. Накарякова В.И. Основы логистики / Накарякова В.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 267 с.
16. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях : [учеб. пособие] / Нобукаца Ацума [и др.] ; ред. Дж. Ферни, Л. Спаркс ; пер. с англ. С. А. Воронкова. - 3-е изд., стер. - Новосибирск : Сибир. унив. изд-во, 2017. - 262 с.
17. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. - Москва: Юрайт, 2014. 522 с.
18. Лю С. Факторы конкурентоспособности предприятий // Молодой
ученый. — 2014. — №21. — С. 372-373. — URL
https://moluch.ru/archive/80/14235/(дата обращения: 13.05.2019)
19. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №45. С. 6-13.
20. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: Практикум / Л.В. Осипова. М.: Бином, 2015. 295 с.
21. Портер М.Э. Конкуренция: Учебное пособие/ М.Э Портер. М.: ИД Вильямс, 2015. 256 с.
22. Рубин Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин. М.: Знание, 2014. 215 с.
23. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник
/ А. Н. Стерлигова. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 429 с. - (Высшее
образование. Бакалавриат).
24. Тебекин А.В. Логистика: учебник/ Тебекин А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2016.— 355 с.
25. Управление продажами: учебник / Финансовый ун -т при Правительстве РФ ; под ред. С. В. Земляк. - Москва : Вузовский учебник, 2017. - 300 с. - ISBN 978-5-9558-0531-3.
26. Управление снабжением и сбытом организации : учебник / Г. Д. Антонов [и др.]. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 286 с. : ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-013156-6.
27. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения/ С.Г. Светуньков. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2015. 162 с.
28. Смирнов В.П., Ерохина Л.Д., Горбатенко А.В. Оценка
конкурентоспособности организации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2014/06/7272(дата обращения: 07.05.2019).
29. Сочилов А. Основы личной конкурентоспособности. [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://booksrus.ru/6947-osnovy-lichnoy-
konkurentosposobnosti-a-sochilova.html (дата обращения: 15.03.2019)
30. Степанов, В.И. Логистика: учебник для бакалавров / В. И. Степанов. - Москва : Проспект, 2015. 487 с.
31. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность/ В.А. Быков, Т.Г. Философова; под общ.ред. Т.Г. Философовой. М.: Юнити, 2015. 310 с.
32. Харатишвили Д. Рынок CRM, и кто его представляет [Электронный ресурс] Режим доступа: https://compress.ru/article.aspx?id=19067(дата обращения: 19.05.2019)
33. Christopher M. Logistics &Supply Chain Management: Fourth edition / M. Christopher. N.Y. : Pearson Education Limited, 2015, 288 p. ISBN: 978-0-273-73112-2.
34. Simchi Levi D. The Logic of Logistics: Theory, Algorithms, and Applications for Logistics and Supply Chain Management / Levi D. Simchi, X. Chen, J. Bramel. - N.Y. : Springer, 2015, 355 p. ISBN: 0-387-94921-6..
35. The Logistics and Management of Distribution Channels - The Case of Kosovo MSc. Hidajet Karaxha, Dr.Sc. Ilia Kristo [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://iliriapublications.org/index.php/iir/article/view/224