Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы коммуникативной компетентности личности подростка 8
1.1 Коммуникативная компетентность как объект психолого-педагогических исследований 8
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 15
1.3 Особенности формирования коммуникативной компетентности личности подростка 21
Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности личности подростка 26
2.1 Порядок организации эмпирического исследования 26
2.2 Диагностика коммуникативной компетентности личности подростка 29
2.3 Коррекционно-развивающая программа и оценка ее эффективности 36
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Актуальность исследования. Коммуникативная компетентность, включающая в себя, в том числе, и развитые навыки общения, речевых умений и коммуникативных умений, является крайне важной характеристикой личности, что определяется ее социальностью. Рассматривая данные навыки более обширно, к ним стоит отнести умение слушать, выстраивать диалог, учитывать позицию собеседника, поддерживать разговор, а также наличие у человека непосредственной способности к речевому общению.
Развитие коммуникативной компетенции является постоянным процессов, и фактически продолжается на протяжение всей жизни, поскольку человек регулярно взаимодействует с множеством разных людей, отрабатывая свои навыки общения и развивая коммуникативную компетенцию в целом.
Проблеме формирования и развития коммуникативной компетентности посвящены работы А.А. Бодалева, И.Н. Зотовой и Д.В. Жуиной, в которых рассматривается организация эффективной речевой коммуникации, труды Е.Д. Божович, в которых определены возможные пути формирования коммуникативной компетенции, а также научные работы О.А. Калугиной, Т.А. Лазаревской и других об особенностях развития коммуникативной компетентности.
Стоит отметить, что коммуникативная деятельность является ведущей именно в подростковом возрасте. Сам процесс общения в этом возрастном периоде играет существенную роль в развитии самосознания личности. Характерной особенностью социальной сферы подростков является групповое межличностное взаимодействие, а именно общение в компании сверстников. Соответственно от того, какие взаимоотношения выстроены у подростка со сверстниками и взрослыми, зависит и его коммуникативная компетентность.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в подростковом возрасте является актуальной задачей современного образовательного процесса, а также важным условием успешной социализации формирующейся личности. Соответственно необходима своевременная диагностика и коррекция выявленных особенностей коммуникативной сферы подростков.
Цель работы: изучить особенности коммуникативной компетентности личности подростка.
Объект исследования: коммуникативная компетентность.
Предмет исследования: особенности коммуникативной компетентности личности подростка.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие отдельных компонентов коммуникативной компетентности подростка будет эффективно при реализации комплексной тренинговой работы, основанной на индивидуальном подходе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы коммуникативной компетентности личности подростка;
- рассмотреть понятие «коммуникативная компетентность» с позиции объекта психолого-педагогических исследований;
- представить психологическую характеристику подросткового возраста;
- выявить особенности формирования и развития коммуникативной компетентности личности подростка;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития коммуникативной компетентности личности подростка, представив порядок организации исследования и результаты диагностики;
- разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию коммуникативных навыков у подростков, представив результаты ее эффективности.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: непосредственно теоретические подходы в изучении коммуникативной компетентности Л.А. Петровской и В.Н. Куницыной (коммуникативная компетентность - это часть компетентности в целом), Ю.М. Жукова (синоним компетентности в общении), Л.Д. Столяренко и Ю.Н. Емельянова (отдельное самостоятельное образование). А также практические подходы Е.В. Сидоренко (методы развития коммуникативных умений), И.Н. Горелова (программы повышения коммуникативной компетентности). Кроме того, основу исследования составили научные подходы в исследовании психологии личности В.А. Аверина, А.А. Бодалева, Л.И. Божович и А.Г. Ковалева, и в изучении особенностей формирования коммуникативной компетентности в подростковом возрасте Л.Г. Ждановой, С.В. Истоминой и Т.А. Лазаревской.
Методы исследования: теоретические - описание, анализ, сравнение, синтез и обобщение; эмпирические - психодиагностические методики; статистическая обработка данных.
Используемые диагностические методики :
- «Шкала социального самоконтроля» (М. Снайдер);
- «Тест коммуникативных умений Михельсона» (адаптация Ю.З. Гильбуха);
- «Опросник коммуникативной толерантности» В.В. Бойко;
- «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иланская средняя общеобразовательная школа №1». Выборка исследования: 60 человек из двух классов МБОУ «Иланская СОШ №1» - обучающиеся 8А класса (экспериментальная группа) и 8Б класса (контрольная группа), в каждой из которых по 30 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в данной выпускной квалификационной работе представлены действенные способы развития отдельных компонентов коммуникативной компетентности, нацеленные на подростковую аудиторию.
Практическая значимость исследования: выявленные теоретико-методологические особенности проблемы формирования и развития коммуникативной компетентности у подростков можно использовать в качестве научной теоретической базы, а полученные результаты диагностики компонентов коммуникативной компетентности у подростков и апробированная тренинговая программа могут быть использованы в непосредственной практической деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, двух основных глав, каждая из которых содержит по три раздела, заключения, списка используемой литературы из 57 источников. Общее количество страниц выпускной квалификационной работы составляет 53, количество таблиц - 1, рисунков - 9.
Коммуникативная компетентность является важной характеристикой личности. В целом коммуникативная деятельность является ведущей именно в подростковом возрасте, характерной особенностью социальной сферы которого является групповое межличностное взаимодействие. Соответственно от того, какие взаимоотношения выстроены у подростка со сверстниками и взрослыми, зависит их коммуникативная компетентность.
С целью изучения и выявления особенностей коммуникативной компетентности личности подростка были реализованы аналитическое и исследовательское направления научной работы. В частности анализ теоретико-методологической научной литературы позволил сделать следующие выводы:
- под коммуникативной компетентностью понимается способность личности взаимодействовать и коммуницировать с людьми, устанавливать и поддерживать с ними связь;
- основными компонентами коммуникативной компетентности являются эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий;
- подростковый возраст является важным этапом в формировании личности и в развитии процессов самопознания - происходит изменение личностной сферы на фоне непостоянного эмоционального фона и активного физического развития;
- в подростковом возрасте на первый план выходит процесс общения, который становится ведущей деятельностью в этом возрасте. Соответственно именно данный период является наиболее благополучным для развития коммуникативных навыков.
Исследовательский этап работы на констатирующем этапе позволил получить следующие результаты:
- у 43% и 37% экспериментальной и контрольной группы подростков выявлен средний уровень коммуникативного контроля, еще у 37% и 23% -низкий, что говорит о недостаточно развитом поведенческом компоненте коммуникативной компетентности;
- в обеих группах подростков преобладают компетентные способы общения, однако в экспериментальной группе фактически у трети подростков выявлено преобладание агрессивных способов общения;
- также в обеих группах подростков преобладает средняя степень коммуникативной толерантности, однако для четверти подростков экспериментальной группы свойственна низкая степень, и для 7% - полное неприятие других;
- все компоненты коммуникативной толерантности, за исключением «неумение скрывать неприятие», в большей степени выражены в экспериментальной группе подростков;
- ведущей направленностью личности в общении среди подростков обеих групп является диалогическая, также в экспериментальной группе дополнительно выражены индифферентная, манипулятивная и авторитарная направленности.
На формирующем этапе исследования была спроектирована и апробирована тренинговая программа по развитию коммуникативной компетентности у подростков. Полученные результаты эксперимента подтвердили эффективность программы и подтвердили исходную гипотезу о том, что развитие отдельных компонентов коммуникативной компетентности подростка будет эффективно при реализации комплексной тренинговой работы, основанной на индивидуальном подходе.
Выявленные теоретические выводы могут быть использованы в теоретических вопросах коммуникативной компетентности у подростков, а разработанная тренинговая программа может быть использована в практической деятельности.
1. Аверин В. А. Психология личности. СПб. : Михайлов, 2001. 189 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2010. 446 с.
3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Ленинград : Ин-т мозга, 1935. 146 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2012. 362 с.
5. Бодалев А. А. Психологическое общение. М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2002. 256 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
7. Варганова Л. В. Психологические проблемы общения у подростков в сети Интернет // The Scientific Heritage. 2021. № 61. С. 56-58.
8. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. М. : Педагогика, 1972. 268 с.
9. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М. : АСТ, 2003. 389 с.
10. Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В., Шкатова Л. А. Умеете ли вы общаться? М. : Просвещение, 1991. 144 с.
11. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров . М. : Издательство Юрайт, 2013. 479 с.
12. Емельянов Ю. Н. Эффект трансситуационного научения // Вестник ЛГУ. 2013. С. 56-63.
13. Жданова Л. Г. Коммуникативная компетентность подростков с разным уровнем воспитанности // Балканско научно обозрение. 2020. С. 72¬75.
14. Жуина Д. В., Рычкова В. В. Особенности формирования и развития коммуникативной стороны общения субъектов образовательных организаций // Образовательный вестник «Сознание». 2016. С. 113-117.
15. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров : ЭНИОМ, 1991. 94 с.
16. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-т, 2010. 447 с.
17. Зотова И. Н. Характеристика коммуникативной компетентности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. С. 144-146.
18. Истомина С. В. Развитие коммуникативных умений у подростков посредством тренинговой работы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. С. 230-237.
19. Калугина О. А. Формирование коммуникативной компетентности // Финансовый журнал. 2011. С. 179-189.
20. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М. : Просвещение, 1987. 190 с.
21. Ковалев А. Г. Психология личности. М. : Просвещение, 1970. 391 с.
22. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблема
формирования личности. М., 2006. 175 с.
23. Крючкова О. В. Тренинг как средство совершенствования коммуникативной компетентности разномотивированных к общению людей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М. : МГГУ, 2007.
24. Куницына В. Н. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2001. 544 с.
25. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М. : Академия, 2001. 285 с.
26. Лазаревская Т. А. Развитие социальной компетентности подростков в условиях организации информационно-коммуникативного пространства // Инновационная наука. 2015. С. 200-203.
27. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л. : Медицина, 1983. 255 с.
28. Матюхина М. А., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
29. Методика «Направленность личности в общении» (НЛО - А). URL: https://poisk-ru.ru/s34154t16.html(дата обращения: 02.12.2021).
30. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. М. : Мир И образование, 2015. 1375 с.
31. Опросник коммуникативной толерантности В. В. Бойко. URL: http://clinica.nsk.ru/info/testy/testy-lyubov-druzhba-otnosheniya/oprosnik- kommunikativnoy-tolerantnosti-v-v-boyko/(дата обращения: 09.01.2022).
32. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. С. 67-71.
33. Панфилова В. Б. Особенности межличностных отношений у подростков с разными акцентуациями характера // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. №4(56). С. 190-196.
34. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. : Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
35. Руденский Е. В. Социальная психология: курс лекций. М. : ИНФА- М, 1997. 224 с.
36. Савина О. О., Смирнова О. М. Проявление социальной компетентности подростков при решении практических социальных задач // Теория и практика общественного развития. 2014. С. 75-81.
37. Саврасова С. В. Коммуникативная компетентность подростков // Вестник науки и образования. 2020. С. 106-110.
38. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб. : Речь, 2013. 208 с.
39. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. М. : Юрайт, 2012. 671 с.
40. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. С. 27-32.
41. Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха). URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html(дата обращения: 02.12.2021).
42. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность. Ижевск : Удмуртский ун-т, 2012. 114 с.
43. Уфимцева Т. М. Понятие «коммуникативные компетенции», его сущность // Научный поиск: науч. метод. журн. 2017. №2(15). С. 139-142.
44. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. М. : Дом Славянской кн., 2008. 959 с.
45. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности. М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2004. 670 с.
46. Хухлаева О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности. М. : Академия, 2004. 158 с.
47. Шалагинова К. С., Декина Е. В., Черкасова С. А. Опыт разработки и реализации модели развития коммуникативной компетентности подростков средствами личностно ориентированного тренинга // Образовательный вестник «Сознание». 2018. С. 87-95.
48. Шкала социального самоконтроля Снайдера. URL:
Ы1^:/^у1аЬ.ш1Ь/Шкала_социального_самоконтроля_Снайдера (дата
обращения: 09.01.2022).
49. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : Академия, 2011. 383 с.
50. Эриксон Э. Х. Детство и общество. СПб. : Ленато, 1996. 592 с.
51. Honigmann J. J. Culture and personality. New York : Harper, 1954. 499
P.
52. Hymes D. On Communicative Competence. In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. 293 p.
53. Mischel W. Personality and assessment. New York : Wiley, 1968. 365 p.
54. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80's. Columbus : C.E. Merrill Pub. Co., 1983. 312 p.
55. Rokeach M. The nature of human values. New York : Free Press, 1973. 438 p.
56. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. New York : McGraw-Hill, 1997. 272 p.
57. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959. 333 p