Введение
Глава 1 Анализ экономических и правовых оснований возникновения земельного налога
1.1История возникновения земельного налога
1.2Сравнительный анализ систем государственного кадастрового
учета
Глава 2 Общая характеристика нормативно-правового регулирования земельного налога
2.1Сравнительный анализ нормативно-правового регулирования
фискальной политики в части начисления и взыскания земельного налога
2.2Сравнительно-правовой анализ администрирования земельного
налога
Глава 3 Система нормативного правового регулирования земельного налога в
Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность темы исследования. Во все времена благосостояние народов напрямую зависело от земли. Она являлась и является одним из важнейших участвующим во всех жизненных, государственных, экономических, политических процессах ресурсом. Учитывая повсеместную потребность в использовании этого ресурса, государства ввели определенные правила эксплуатации земли, закрепленные в сводах законов, и плату за ее использование.
В России земля, наряду с другими ресурсами, используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих в нашей стране. Это положение закреплено в главе 9 Конституции Российской Федерации [16].
Одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог, который занимает особое место в фискальной системе государства.
Учитывая, что налоговая система в Российской Федерации при формировании тех или иных фискальных обязательств зачастую перенимает опыт зарубежных стран, то и земельный налог в своей структуре, по сути, не сильно отличается от многих европейских аналогов. В частности, земельный налог отнесен к местным налогам, поступающим в бюджеты городских округов и других муниципальных образований, на территории которых расположены эти земли. Принятие нормативных правовых актов, определяющих размеры ставок земельного налога и льгот, делегировано органам местного самоуправления. Государство при этом устанавливает общие правила, с учетом которых и формируется в результате плата за землю.
Введение в НК РФ главы 31 «Земельный налог» позволило сформировать положительную динамику в развитии земельного налога, увеличив поступления в местные бюджеты, но несмотря на то, что земельный налог, является одним из основных источников доходов местных бюджетов, на сегодняшний день он недостаточно эффективен.
Анализ финансовой структуры местных доходов показывает весьма интересное явление: удивительную несопоставимость количества земельных ресурсов с колоссальным дефицитом местных бюджетов.
Установленный порядок исчисления и администрирования этого вида доходов делает размер налога, поступающего непосредственно в бюджеты различных муниципальных образований, невысоким.
Обусловлено это тем, что несмотря на широкие полномочия, предоставленные органам местного самоуправления в данном вопросе, законодательством установлены значительные ограничения местного нормотворчества.
Во-первых, ставки земельного налога, установленные местным самоуправлением, не должны превышать закрепленные в НК РФ (0,3%, 1,5%) для соответствующих земель, что не позволяет устанавливать адекватную плату за эксплуатацию земли.
Во-вторых, в НК РФ зафиксирован обширный перечень земель, освобожденных от взимания земельного налога или не являющихся объектами налогообложения, что лишает органы местного самоуправления возможности облагать все эксплуатируемые в рамках подведомственной территории земли. А проведённый анализ структуры земель в отдельных муниципалитетах, на которые распространяется существующее положение, демонстрирует, что такие земли занимают примерно 90% общей площади земельного фонда [34].
В-третьих, федеральное законодательство установило налоговую базу, которая при начислении земельного налога может быть оспорена и многократно уменьшена заинтересованным лицом. Кадастровая стоимость земли, определенная государством как налоговая база, может быть изменена путем установления в отношении земельного участка рыночной стоимости, что многократно минимизирует вероятные поступления налога в местный бюджет.
В-четвертых, чрезмерная оптимизация государством фискальных органов приводит к ухудшению положения в области администрирования земельного налога. Упразднение структурных подразделений ФНС и объединение их в региональные центры привело к фактическому отдалению администраторов земельного налога от месторасположения объектов и субъектов налогообложения и свело работу налоговых органов к формальному электронному взаимодействию.
В-пятых, государство исключило из системы информационного взаимодействия, в рамках которой происходит наполнение базы плательщиков земельного налога сведениями об этих плательщиках, земельных участках, а также о правоустанавливающих документах на землю, органы местного самоуправления, в том числе лишив их возможности предоставления сведений о тех налогоплательщиках, права на землю у которых возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Исследования, посвященные анализу имущественного
налогообложения в нашей стране, зачастую отражают неудовлетворенность ситуацией, которая обуславливается в первую очередь слабой налоговой базой, а именно недостаточностью сведений о земельных участках, являющихся объектами налогообложения. Делается огромный акцент на несовершенство земельного законодательства в нашей стране. Указывается на бездействие органов местного самоуправления по выявлению, определению и постановке на кадастровый учет объектов налогообложения [25].
Кроме того, налоговое законодательство, регламентирующее исчисление земельного налога, вступает в противоречие с земельным законодательством, что приводит к необходимости разрешения ряда спорных вопросов в судебном порядке, что в свою очередь уже породило обширную судебную практику [6].
С учетом того, что вся структура системы взимания земельного налога в полном объеме была разработана в западных государствах, там же внедрена и апробирована, указанные выше проблемы уже были изучены за рубежом.
Отношение к земельному налогу на Западе несколько иное, чем в России. В ряде зарубежных государств данный налог наделен мощным потенциалом для улучшения благосостояния страны, усовершенствования градостроительной привлекательности территории и развития местных инициатив за счет эффективного пополнения бюджетов.
Все перечисленное очень емко раскрывает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Сравнение налогового права зачастую становится предметом различных исследований, основополагающей темой специализированных изданий. В основном сравнительно-правовые исследования проводятся в отношении «нормы налогового права», «налогового механизма» и «налоговой модели» [44].
В российской финансово-правовой отрасли есть ряд исследований, посвященных исчислению земельного налога.
A. A. Ялбуганов в 1996 году в своей кандидатской диссертации проанализировал проблематику нормотворческой деятельности на местном уровне, указав на обширные ограничения, содержащиеся в законодательстве высшего уровня. По его мнению, именно коллизии действующего законодательства в сфере налогообложения и бюджетного планирования сводят на нет применение на местах многих методологических рекомендаций [41].
JI. M. Баталовой, кандидатом юридических наук, в 2006 году в диссертации на тему «Гражданско-правовое регулирование земельноимущественных отношений в современной России» проведен научный анализ гражданско-правового регулирования земельно-имущественных отношений в современной России и системы нормативных актов, регулирующих эти отношения [5].
H.A. Христова в 2007 году в диссертации на тему «Земельный налог в Российской Федерации: финансово-правовой аспект» исследовала
нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание земельного налога, а также правоприменительную практику по финансово - правовым аспектам налогообложения земли в России [40].
Е. М. Перцева в 2008 году в своей кандидатской диссертации при анализе финансово-правового регулирования использования и оборота земли в Российской Федерации сделала акцент на несовершенстве системы оформления и регистрации прав на землю как недвижимое имущество - в результате многие земельные участки вообще не возникают как объекты права собственности и обложение их налогом не осуществляется [25].
М. М. Тамбиев в 2012 году провел сравнительно-правовой анализ земельного налога в правовой системе России и зарубежных стран [36].
И. И. Янжул посвятил сравнительно-правому анализу кадастра как системы всеобъемлющего учета обширную часть работы «Основные начала финансовой науки», отразив методологию поквартирного налогообложения в виде альтернативы земельному налогу [42].
Есть и обширные зарубежные исследования, основанные на конструктивном методологическом, сравнительном анализе правовых систем налогообложения.
К одним из наиболее емких и интересных можно отнести работу Адама Смита - «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой про налог на землю он писал: «Сельскохозяйственные системы политической экономии не потребуют столь долгого объяснения, как то, которое я счел необходимым дать меркантильной или коммерческой системе.
Эта система, которая представляет продукт земли как единственный источник дохода и богатства каждой страны, никогда, насколько мне известно, не была принята ни одной нацией, и в настоящее время она существует только в спекуляциях нескольких людей большой учености и изобретательности во Франции.
Если при такой системе управления налог этого рода окажется возможным применять таким образом, чтобы не только не препятствовать, но, напротив, несколько поощрять улучшение земли, то он вряд ли причинит какое-либо иное неудобство для землевладельца, кроме неустранимого вообще неудобства - необходимости платить налог.
При всех меняющихся состояниях общества, при развитии и упадке земледелия, при всех изменениях стоимости серебра и содержания благородных металлов в монете налог этого рода сам по себе и без всяких усилий со стороны правительства будет согласоваться с фактическим положением вещей и будет одинаково справедлив и равномерен при всех этих изменениях. Поэтому он гораздо более пригоден для установления в качестве постоянного и неизменного правила или так называемого основного закона государства, чем всякий иной налог, взимаемый всегда согласно фиксированной оценке» [48].
Карло Г арбарино направил свои исследования на поиск специфических проблем в различных аспектах налоговых отношений и сопоставление их с аналогичными ситуациями в разных странах. Кроме того, им осуществлена попытка поиска единого метода, по сути универсальной модели налогообложения, приемлемого для всех налоговых систем вне зависимости от исторических, этнических и политических предпосылок [44].
Немецким исследователем Эльбертом Ортом была рассмотрена система налогообложения в совокупности с системой кадастра, в работе сделан акцент на несостоятельность налогового права без аналитического учета, отражающего всю картину эффективности использования земельных ресурсов [23].
Таким образом, следует отметить, что тема земельного налога с точки зрения правового анализа была раскрыта во многих трудах, однако значительная часть работ посвящена в основном отдельным элементам налоговой системы.
Комплексных работ, направленных на сравнительно-правовой анализ фискальной системы России и зарубежных стран, в последнее время не проводилось, что предопределяет выбор данной темы.
Объектом исследования являются взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в фискально-надзорной системе при начислении и уплате земельного налога в России и зарубежных странах.
Предметом исследования является нормативно-правовая база, регламентирующая порядок начисления и администрирования земельного налога в России и за рубежом.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ существующей системы земельного налогообложения и всех основополагающих факторов, влияющих на реальный результат провоприменения, а также моделирование оптимального подхода к изменению действующего механизма взимания земельного налога в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
-провести анализ исторических предпосылок возникновения земельного налога в разных странах;
-проанализировать земельный налог как источник доходов местных бюджетов, инструмент градостроительного развития, а также инструмент стимулирования экономического развития;
-проанализировать современные интерпретации земельного налога и пути дальнейшего усовершенствования налоговой системы;
-проанализировать судебную практику судов различных юрисдикций, возникающую при правоприменении земельного и налогового законодательства;
-структурировать основные предложения, направленные на совершенствование системы земельного налогообложения.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы познания, как индукция, анализ, синтез и специальные методы научного исследования, как сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, другие Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.
Эмпирическую основу составили статистические и аналитические данные налоговых органов разных стран, решения Конституционного Суда Российской Федерации, судебно-арбитражная практика, постановления Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые играют важную роль в стабилизации практики судов при принятии решений в области земельных правоотношений и правильном применении законодательства.
Положения, выносимые на защиту:
-земельный налог взаимосвязан с более глубокими и значимыми процессами, направленными на совершенствование и укрепление всех механизмов общественных отношений и улучшение благосостояния общества;
-в российской правой системе необходимы изменения, как федерального законодательства, в части установления четких и лаконичных формулировок и понятий объекта налогообложения, изменения методов определения кадастровой стоимости земли, ставок земельного налога и системы органов администрирования земельного налога, так и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в части выработки индивидуального подхода к субъектам налогообложения;
- система кадастрового учета наделена обширным диапазоном применения, как для геополитических целей, так и для целей фискальной политики. Опыт зарубежных стран наглядно продемонстрировал целесообразность объединения в кадастр сведений о собственниках земли, о земельном участке как объекте недвижимого имущества со всеми его индивидуальными характеристиками, а также налоговых данных.
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в формировании научных выводов и разработке соответствующих предложений, направленных на улучшение, стабилизацию и совершенствование правовых способов реализации фискальной политики нашего государства, адаптацию полученных результатов в нормативной деятельности и при правоприменении на всех уровнях налоговой системы.
Проведено исследование такого явления, как земельный налог в России и в западных странах с различных точек зрения. На основании данного исследования можно сделать следующие выводы:
1.Исторические предпосылки появления земельного налога уходят своими корнями далеко в прошлое. Во все времена и повсеместно земля являлась очень привлекательным ресурсом, за использование которого государства взимали плату. Имея различные названия и способы определения, эти платежи являются аналогами действующих в современных странах систем налогообложения земельным налогом.
Налоговое законодательство формировалось параллельно развитию самого государства. Несмотря на то, что преобразования затронули все виды платежей, действующие налоговые нормы содержат некоторые элементы древних налоговых систем - деление податей на два вида федеральные или поступающие в царскую казну и местные, объекты податей, размер податей.
Роль государства в установлении, взимании и контроле за уплатой земельного налога изменяется в зависимости от курса внутренней политики, идеологии, лидера и других факторов. Об этом нам говорит опыт СССР, в котором земельного налога как такового не существовало, в виду упразднения частной собственности на землю, но несмотря на то, что в собственности у граждан земельных участков не было, отчисления в государственный бюджет они все равно делали - но уже в качестве ренты за использование участка, принадлежащего обществу в целом.
2.Немаловажным элементом системы налогообложения земельным налогом является система учета основных количественных, качественных и стоимостных характеристик земли - земельный кадастр.
Система кадастрового учета наделена обширным диапазоном применения, как для геополитических целей, так и для целей фискальной политики.
Полифункциональность кадастра обусловлена не только необходимостью консолидации всех имеющихся характеристик объекта недвижимости для фискальных целей, но и потребностью общества в создании единого информационного ресурса, позволяющего производить всесторонний мониторинг земель и расположенных на них объектов.
Опыт зарубежных стран наглядно продемонстрировал
целесообразность объединения в кадастр сведений о собственниках земли, о земельном участке как недвижимом имуществе со всеми его индивидуальными характеристиками, а также налоговых данных.
В России однозначно должны быть усовершенствованы механизмы наполнения информационной кадастровой базы для целей согласованной государственной стратегии в области земельных и финансовых отношений. В целях модернизации государственного кадастра целесообразно делегировать полномочия по мониторингу земель органам местного самоуправления. Это позволит наполнить существующие информационные ресурсы актуальными сведениями не только о состоянии земель, их градостроительном и территориальном статусе, но и создать уникальный информационный базис с важными данными о земле. К таким уникальным сведениям относится информация о технологических условиях подключения к сетям инженерного обеспечения, о предельных параметрах допустимого строительства и разрешенного использования земельного участка, о состоянии почвы, геодезических и геологических исследованиях. Кроме того, немаловажными будут сведения о социально экономических характеристиках муниципального образования и численности населения, проживающего в пределах элемента планировочной структуры.
Проведенный экскурс в историю зарождения кадастра наглядно показал, что кадастровая оценка недвижимости - сложный механизм, для четкой работы которого требуется не только политическая воля государства, но и консолидация усилий всех ветвей власти.
Для реализации поставленных задач в первую очередь требуется разработка оптимальной методологии с учетом специфики местных рынков недвижимости и общих принципов, установленных центральной властью. Кроме того необходимо устанавливать четкие сроки проведения кадастровых работ и выделять под эти цели финансирование.
3.В России и ряде европейских государств земельный налог относят к местным налогам, то есть регулируемым определенным муниципалитетом. Вместе с этим для ряда стран (в том числе и России) характерно несколько устаревшее отношение к земельному налогу, обусловленное сильным влиянием командно-административной экономики в то время, как мы активно пытаемся следовать рыночной модели. В связи с этим необходимо развивать административные навыки и навыки финансового менеджмента в масштабах государства, в масштабах муниципалитетов и даже у каждого отдельного собственника. Эта тенденция должна сохраняться и в университетском образовании. Программы высшего образования, связанные с налоговым правом, должны учитывать потребности современного государства и построения справедливой системы налогообложения, в которой не должно быть противоречий и спорных моментов.
В российской правовой системе необходимы изменения, как федерального законодательства, в части установления четких и лаконичных формулировок и понятий объекта налогообложения, изменения методов определения кадастровой стоимости земли, ставок земельного налога и системы органов администрирования земельного налога, так и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в части выработки индивидуального подхода к субъектам налогообложения.
Для достижения оптимального результата от эксплуатации земли, как для получателя доходов от уплаты земельного налога, так и для правообладателя земли, целесообразным будет принятие на федеральном уровне следующих управленских решений:
-отменить нормы федерального законодательства, нарушающие принцип самостоятельности муниципальных образований относительно управления оборотом земель, установив дифференцированный подход к формированию налоговых платежей за землю, дав возможность органам местного самоуправления устанавливать более высокие ставки земельного налога с учетом повышающих или понижающих коэффициентов и предоставления льгот;
-разработать оптимальные методы администрирования земельного налога, с привлечением к этому процессу получателя налога - органов местного самоуправления, путем заключения соответствующих соглашений об администрировании налоговых платежей между налоговыми органами и местными администрациями;
-внедрить принцип платности для всех экономических субъектов, включая федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
-создать эффективный механизм учета и оценки кадастровой стоимости земель, наделив полномочиями по проведению кадастровой оценки органы местного самоуправления и установив единый алгоритм определения стоимости земли, не зависимо от того проводится массовая или рыночная оценка.
1.Автономов В., Ананьин О., Макашева В. История экономических учений : учеб. пособие. М.: Инфра-М. 2002. 784 с.
2.Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 12.02.2014 по делу № 33-654/2014 // СПС КонсультантПлюс.
3.Апелляционное определение Верховного Суда Республики
Татарстан от 30.07.2015 № 33-11261/2015 // СПС КонсультантПлюс.
4.Аронов А. В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование : учеб. пособие. М.: Инфра-М. 2016. 540 с.
5.Батталова Л. М. Гражданско-правовое регулирование земельноимущественных отношений в современной России. Диссертация кандидата юридических наук : Казань, 2006. 177 с.
6.Бриксов В. В. 375 актуальных вопросов практики применения земельного законодательства : научно-практическое пособие 3-е изд. М.: Юрайт, 2012. 872 с.
7.Винницкий Д. В. Некоторые актуальные проблемы системы налогового администрирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 3. С. 10-12.
8.Гарбовский А. И., Щенникова Л. В. Римский эмфитевзис как вещное право // Вестник Пермского университета. 2010 № 2(8). С. 99-105.
9.Годме П. М. Финансовое право. М.: Прогресс. 1978. 429 с.
10.Государственный (национальный) доклад о состоянии и
использовании земель Российской Федерации. URL:
https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/16- upr/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%20%D0% B4%D0%BB%D 1 %8F%20%D0%B4%D0%B8%D1%81 %D0%BA%D0%B0%2 011.12.pdf/, дата обращения: 20.03.2021
11.Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. № 32. Ст. 3301.
12.Григорьева Л. Г. Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом. М.: Российская газета, 2017. 143 с.
13.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (в редакции от 30.04.2021) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
14.Иоффе О. С., Мусин B. A. Основы римского гражданского права. Ленинград : [б. и.], 1974. 155 с.
15.История экономики: Учебник / Под общ. ред. проф. О. Д. Кузнецовой и проф. И. Н. Шапкина. М: Инфра-М, 2002. 384 с...