Ответственность юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации
|
Введение 4
Глава I. Юридические лица в качестве субъектов административной ответственности 1. Понятие юридического лица 7
2. «Административно-правовой статус» юридического лица как понятие 21
3. Структура и содержание административно-правового статуса юридического
лица 23
Глава II. Правовое регулирование административной ответственности юридических лиц 27
1. Общая характеристика административной ответственности юридических лиц 27
2. Основные положения Кодекса об административных правонарушениях
Российской Федерации, регламентирующие административную
ответственность юридических лиц 43
3. Виды административной ответственности юридических лиц по Кодексу об
административных правонарушениях Российской Федерации 48
Глава III. Проблемы административной ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации 62
1. Проблемы применение контрольно-предупредительных мер в сфере
лицензирования и меры предупреждения 62
2. Проблемы и вопросы установления вины в административном
правонарушении юридического лица 64
3. О совершенствовании правовой конструкции вины в совершении
административного правонарушения юридического лица 82
Заключение 89
Список используемых источников 92
Глава I. Юридические лица в качестве субъектов административной ответственности 1. Понятие юридического лица 7
2. «Административно-правовой статус» юридического лица как понятие 21
3. Структура и содержание административно-правового статуса юридического
лица 23
Глава II. Правовое регулирование административной ответственности юридических лиц 27
1. Общая характеристика административной ответственности юридических лиц 27
2. Основные положения Кодекса об административных правонарушениях
Российской Федерации, регламентирующие административную
ответственность юридических лиц 43
3. Виды административной ответственности юридических лиц по Кодексу об
административных правонарушениях Российской Федерации 48
Глава III. Проблемы административной ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации 62
1. Проблемы применение контрольно-предупредительных мер в сфере
лицензирования и меры предупреждения 62
2. Проблемы и вопросы установления вины в административном
правонарушении юридического лица 64
3. О совершенствовании правовой конструкции вины в совершении
административного правонарушения юридического лица 82
Заключение 89
Список используемых источников 92
Актуальность исследования проблемных вопросов административной ответственности юридических лиц обусловлена тем, что, невзирая на достаточную регламентацию правового положения юридического лица как субъекта административной ответственности в разных нормативно-правовых актах, в настоящее время продолжает иметь место множество дискуссионных вопросов, связанных с ответственностью юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. Данная тема действительно актуальна, поскольку существующая в настоящее время свобода экономической деятельности и как следствие ее институт административной ответственности, как таковой, появился в отечественном законодательстве относительно недавно. Это закономерно порождает возрастающее количество правонарушений со стороны организаций, посягающих на общественные отношения, которые охраняются нормами административного права. На сегодняшний день наиболее дискуссионным вопросом справедливо будет считать элемент субъективной стороны правонарушения - вину. Отождествлять вину юридического лица непосредственно с виной физического лица целесообразным не является.
Если согласится с утверждением о том, что сознания у юридического лица нет, а это бесспорно, то фактически установить внутренне обусловленное отношение субъекта правонарушения к конкретному совершаемому деянию невозможно. Предложение, заключающееся в том, чтобы определить устанавливаемую вину отдельно взятого юридического лица путем суммирования, сложения степени и меры вины всех задействованных при совершении правонарушения работников коллектива, сотрудников, не может поддерживаться с точки зрения процессуальных средств доказывания и с точки зрения материального административно - деликтного правоотношения, так как в нем субъектом выступает не коллектив, а конкретная персонифицированная организация.
Также справедливо отметить, что не все ныне действующие положения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доподлинно отвечают сложившимся общественным отношениям, из чего следует, что такие положения требуют дальнейшего усовершенствования.
Все изложенное и обусловило выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в ходе формирования ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях РФ.
Предмет исследования: нормы отечественного законодательства, регулирующие ответственность юридических лиц и судебная практика, связанная с ответственностью юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях РФ.
Цель исследования: изучить нормативно-правовую регламентацию, особенности и актуальные проблемы ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях РФ.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие юридического лица;
2) изучить административно-правовой статус юридического лица;
3) исследовать содержание, понятие, структуру административно¬
правового статуса юридического лица;
4) охарактеризовать сущность административной ответствен¬
ности юридических лиц;
5) рассмотреть основные положения ныне действующего Кодекса об административных правонарушениях РФ, которые регламентируют и детально описывают административную ответственность юридических лиц;
6) проанализировать виды административной
ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях РФ;
7) осветить проблемы мер административного принуждения в отношении юридических лиц;
8) предложить пути совершенствования правовой конструкции вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;
9) рассмотреть проблемы и вопросы установления вины в
административном правонарушении юридического лица.
Степень разработанности темы достаточно высока. Административной ответственности и, в частности, ответственности юридических лиц посвящали свои труды такие исследователи как С. А. Автономов, С. Ю. Афанасьев, Е. В. Беликова, А. В. Волков, В. А. Егиазарова, С. М. Зырянов, ряд других исследователей.
Проблемам и спорным аспектам административной ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации посвящали свои работы такие ученые как М. А. Беятович, В. О. Буранова, И. А. Клепицкий, Н. В. Макарейко, Л. И. Носенко, В. В. Сафронов.
Затрагивали обзорно данную тему и такие авторы как С. В. Мингела, Б. А. Панов, Н. И. Побежимова, А. М. Субботин, А. С. Яремчук.
Однако наиболее точного определения «вина» в рамках данной темы не дано, и новейшие проблемы в этой области никем из представленных ученых затронуты не были.
Новизна исследования заключается в том, что новейшие проблемы в этой области никем из представленных ученых затронуты не были. В исследовании проанализировано новейшее законодательство и проблемы, не описанные ранее в трудах ученых.
Методологическая основа исследования: формально-логический метод, формально-юридический метод, сопоставительный метод, метод анализа и синтеза.
Теоретическая основа исследования: разработки отечественных ученых в области административного права, а также исследователей общей теории и права.
Если согласится с утверждением о том, что сознания у юридического лица нет, а это бесспорно, то фактически установить внутренне обусловленное отношение субъекта правонарушения к конкретному совершаемому деянию невозможно. Предложение, заключающееся в том, чтобы определить устанавливаемую вину отдельно взятого юридического лица путем суммирования, сложения степени и меры вины всех задействованных при совершении правонарушения работников коллектива, сотрудников, не может поддерживаться с точки зрения процессуальных средств доказывания и с точки зрения материального административно - деликтного правоотношения, так как в нем субъектом выступает не коллектив, а конкретная персонифицированная организация.
Также справедливо отметить, что не все ныне действующие положения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доподлинно отвечают сложившимся общественным отношениям, из чего следует, что такие положения требуют дальнейшего усовершенствования.
Все изложенное и обусловило выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в ходе формирования ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях РФ.
Предмет исследования: нормы отечественного законодательства, регулирующие ответственность юридических лиц и судебная практика, связанная с ответственностью юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях РФ.
Цель исследования: изучить нормативно-правовую регламентацию, особенности и актуальные проблемы ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях РФ.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие юридического лица;
2) изучить административно-правовой статус юридического лица;
3) исследовать содержание, понятие, структуру административно¬
правового статуса юридического лица;
4) охарактеризовать сущность административной ответствен¬
ности юридических лиц;
5) рассмотреть основные положения ныне действующего Кодекса об административных правонарушениях РФ, которые регламентируют и детально описывают административную ответственность юридических лиц;
6) проанализировать виды административной
ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях РФ;
7) осветить проблемы мер административного принуждения в отношении юридических лиц;
8) предложить пути совершенствования правовой конструкции вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;
9) рассмотреть проблемы и вопросы установления вины в
административном правонарушении юридического лица.
Степень разработанности темы достаточно высока. Административной ответственности и, в частности, ответственности юридических лиц посвящали свои труды такие исследователи как С. А. Автономов, С. Ю. Афанасьев, Е. В. Беликова, А. В. Волков, В. А. Егиазарова, С. М. Зырянов, ряд других исследователей.
Проблемам и спорным аспектам административной ответственности юридических лиц по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации посвящали свои работы такие ученые как М. А. Беятович, В. О. Буранова, И. А. Клепицкий, Н. В. Макарейко, Л. И. Носенко, В. В. Сафронов.
Затрагивали обзорно данную тему и такие авторы как С. В. Мингела, Б. А. Панов, Н. И. Побежимова, А. М. Субботин, А. С. Яремчук.
Однако наиболее точного определения «вина» в рамках данной темы не дано, и новейшие проблемы в этой области никем из представленных ученых затронуты не были.
Новизна исследования заключается в том, что новейшие проблемы в этой области никем из представленных ученых затронуты не были. В исследовании проанализировано новейшее законодательство и проблемы, не описанные ранее в трудах ученых.
Методологическая основа исследования: формально-логический метод, формально-юридический метод, сопоставительный метод, метод анализа и синтеза.
Теоретическая основа исследования: разработки отечественных ученых в области административного права, а также исследователей общей теории и права.
Любое юридическое лицо выступает в качестве одной из важнейшей стороны общественных отношений. Непосредственно на деятельности предприятий строится государственный бюджет любой страны, строится экономический оборот, устанавливаются внешнеэкономические
взаимоотношения.
Юридические лица являются второй наиболее распространенной категорией субъектов гражданских правоотношений после физических лиц. Справедливо утверждение о том, что данные субъекты правовых отношений в своем неоформленном, отличном от современного, виде стали появляться еще в период Римской империи
Важно отметить, что ныне в ст.50 ГК в ныне действующей редакции закономерно предусмотрено 6 организационно-правовых форм коммерческих организаций, 13 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Сомнительно, что в отношении каждой из 19 организационно-правовых форм существует специфика, даже если ее специально искать, в имущественной ответственности, если имеется в виду ответственность за нарушение принятых на себя обязательств или за нарушение гражданских прав вообще.
С 01.01.2019 среди форм некоммерческих юридических лиц произошли изменения: садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы заменены на садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, то есть данные виды будут перемещены из раздела «потребительские кооперативы» в «товарищества собственников
недвижимости» деятельность которых регулируется законом «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд...» от 29.07.2017 № 217-ФЗ.
Статус некоммерческого юридического лица не означает, что данное лицо не может заниматься деятельностью, приносящей доход, но такая деятельность не является для него основной и подчиняется следующим ограничениям:
• должна быть указана в уставе юридического лица;
• должна быть направлена на достижение основной цели организации и не вступать в противоречие с этой целью (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
В заключение стоит отметить, что административно-правовой статус юридического лица определяется широким спектром правовых норм, в том числе финансового, налогового, муниципального и иных сфер права.
Стоит резюмировать, что институт коллективного субъекта в административном праве доподлинно ныне нуждается в правовом регулировании для максимально эффективного влияния на правонарушения юридических лиц и защиты законных интересов субъектов административного права.
Само определение правонарушения, которое дается Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации едино как для физических, так и юридических лиц, однако нельзя не заметить, что строго говоря, юридическое лицо никаких противоправных действий не совершает в отсутствие совершения противоправных действий какого -либо должностного лица такого юридического лица. Логично, казалось бы, что на юридическое лицо не должна возлагаться и ответственность. Тем не менее, исходя из того, что противоправное деяние имеет место, его свершение предписывают именно юридическому лицу.
Кроме того, по итогу работы нельзя не подчеркнуть, что сама по себе концепция единовременного и независимого друг от друга привлечения к административной ответственности самого юридического лица и его должностного лица базируется, по сути, на независимости различных субъектов ответственности юридического лица и, соответственно, должностного лица- сотрудника. Указанная концепция не может не противоречить целям предпринимательской деятельности, а также ограничивает свободу волеизъявления должностного лица, намерения и действия которого могут не совпадать с целями юридического лица. Кроме того, вышеуказанные условия должны определять свободу действий должностного лица от юридического лица.
В это модели, предполагается, что государство диктует наилучшее, с его точки зрения, образ поведения во внутренних коммуникативных и управленческих связях должностных лиц организации, и наиболее эффективно стимулирует законопослушное поведение должностного лица.
Однако, государство в настоящее время лишено возможности ограничить или прекратить финансовое стимулирование противоправного поведения, предлагаемые работнику юридическим лицом.
Исключительной и отличительной особенностью административной ответственности юридического лица можно считать такую черту, особенность и признак как преемственность. Так, согласно рассматриваемой в исследовании статье 2.10. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в случае слияния, преобразования, присоединения либо разделения юридических лиц ответственность реорганизованного лица переходит к правопреемнику пропорционально принятым правам и обязанностям.
Возможно, необходимо дополнить часть 2 статьи 2.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ строго определенным понятием «вины» юридического лица, например: вина юридического лица в совершении административного правонарушения - это психическое отношение
должностного лица юридического лица, действия которого повлекли за собой вред, к нарушению, совершаемому юридическим лицом. Кроме того необходимо рассматривать вину юридического лица, также как и вину физического - в форме умысла и неосторожности при совершении юридическим лицом административного правонарушения. Поэтому также подобно содержанию ч. 1 и 2 ст. 2.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнить данную статью ч. 3 и 4 относительно форм вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
взаимоотношения.
Юридические лица являются второй наиболее распространенной категорией субъектов гражданских правоотношений после физических лиц. Справедливо утверждение о том, что данные субъекты правовых отношений в своем неоформленном, отличном от современного, виде стали появляться еще в период Римской империи
Важно отметить, что ныне в ст.50 ГК в ныне действующей редакции закономерно предусмотрено 6 организационно-правовых форм коммерческих организаций, 13 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Сомнительно, что в отношении каждой из 19 организационно-правовых форм существует специфика, даже если ее специально искать, в имущественной ответственности, если имеется в виду ответственность за нарушение принятых на себя обязательств или за нарушение гражданских прав вообще.
С 01.01.2019 среди форм некоммерческих юридических лиц произошли изменения: садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы заменены на садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, то есть данные виды будут перемещены из раздела «потребительские кооперативы» в «товарищества собственников
недвижимости» деятельность которых регулируется законом «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд...» от 29.07.2017 № 217-ФЗ.
Статус некоммерческого юридического лица не означает, что данное лицо не может заниматься деятельностью, приносящей доход, но такая деятельность не является для него основной и подчиняется следующим ограничениям:
• должна быть указана в уставе юридического лица;
• должна быть направлена на достижение основной цели организации и не вступать в противоречие с этой целью (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
В заключение стоит отметить, что административно-правовой статус юридического лица определяется широким спектром правовых норм, в том числе финансового, налогового, муниципального и иных сфер права.
Стоит резюмировать, что институт коллективного субъекта в административном праве доподлинно ныне нуждается в правовом регулировании для максимально эффективного влияния на правонарушения юридических лиц и защиты законных интересов субъектов административного права.
Само определение правонарушения, которое дается Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации едино как для физических, так и юридических лиц, однако нельзя не заметить, что строго говоря, юридическое лицо никаких противоправных действий не совершает в отсутствие совершения противоправных действий какого -либо должностного лица такого юридического лица. Логично, казалось бы, что на юридическое лицо не должна возлагаться и ответственность. Тем не менее, исходя из того, что противоправное деяние имеет место, его свершение предписывают именно юридическому лицу.
Кроме того, по итогу работы нельзя не подчеркнуть, что сама по себе концепция единовременного и независимого друг от друга привлечения к административной ответственности самого юридического лица и его должностного лица базируется, по сути, на независимости различных субъектов ответственности юридического лица и, соответственно, должностного лица- сотрудника. Указанная концепция не может не противоречить целям предпринимательской деятельности, а также ограничивает свободу волеизъявления должностного лица, намерения и действия которого могут не совпадать с целями юридического лица. Кроме того, вышеуказанные условия должны определять свободу действий должностного лица от юридического лица.
В это модели, предполагается, что государство диктует наилучшее, с его точки зрения, образ поведения во внутренних коммуникативных и управленческих связях должностных лиц организации, и наиболее эффективно стимулирует законопослушное поведение должностного лица.
Однако, государство в настоящее время лишено возможности ограничить или прекратить финансовое стимулирование противоправного поведения, предлагаемые работнику юридическим лицом.
Исключительной и отличительной особенностью административной ответственности юридического лица можно считать такую черту, особенность и признак как преемственность. Так, согласно рассматриваемой в исследовании статье 2.10. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в случае слияния, преобразования, присоединения либо разделения юридических лиц ответственность реорганизованного лица переходит к правопреемнику пропорционально принятым правам и обязанностям.
Возможно, необходимо дополнить часть 2 статьи 2.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ строго определенным понятием «вины» юридического лица, например: вина юридического лица в совершении административного правонарушения - это психическое отношение
должностного лица юридического лица, действия которого повлекли за собой вред, к нарушению, совершаемому юридическим лицом. Кроме того необходимо рассматривать вину юридического лица, также как и вину физического - в форме умысла и неосторожности при совершении юридическим лицом административного правонарушения. Поэтому также подобно содержанию ч. 1 и 2 ст. 2.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнить данную статью ч. 3 и 4 относительно форм вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Подобные работы
- Ответственность за совершение налоговых правонарушений (актуальные проблемы в свете нового КоАП РФ) (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОТЕРПЕВШЕГО КАК УЧАСТНИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях (Российский Государственный Университет Правосудия (Северо-Кавказский филиал))
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях (Университет Прокуратуры Российской Федерации (Крымский юридический институт (филиал))
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции таможенных органов
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



