Введение 5
1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью
организации 8
1.1 Сбытовая деятельность предприятия как фактор
конкурентоспособности организации 8
1.2 Основные направления повышения конкурентоспособности
организации 16
2 Оценка конкурентоспособности ООО «Волжский Светотехнический
Завод «Луч»» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 27
2.2 Анализ сбытовой деятельности как фактора конкурентоспособности
организации 33
2.3 Анализ конкурентоспособности организации 45
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» на основе совершенствования сбытовой
деятельности 51
3.1 Предложения по совершенствованию сбытовой деятельности предприятия как основы его конкурентоспособности 51
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
72
Заключение 84
Список используемой литературы 87
Приложение
В современных реалиях одной из важнейших особенностей социально - экономического развития РФ является усиление конкуренции. Конкуренция способствует применению опыта и знаний, а также более полному удовлетворению потребностей потребителей путем рационального поведения на рынке.
Достижение высокого уровня конкурентоспособности является стратегической целью любой организации. Для решения этой задачи необходимо изучить источники формирования и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия [4]. Применение их в практической деятельности в текущих условиях гарантирует успех предпринимательской деятельности. Для руководства предприятия немаловажно знать, какие факторы повышают уровень конкурентоспособности, с целью того, чтобы осуществлять управление ими, или, наоборот, отказаться от лишенного смысла соперничества в областях, где перспективы довольно туманны.
Исследование посвящено актуальной проблеме - повышению конкурентоспособности организации и формированию долгосрочных конкурентных преимуществ в ответ на усиление конкурентной борьбы, за счет совершенствования сбытовой деятельности.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях современного развития рыночных отношений и усиления конкуренции предприятиям необходимо быстро реагировать на происходящие изменения, повышая свою конкурентоспособность, в том числе и за счет эффективной сбытовой деятельности.
Целью работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» на основе совершенствования его сбытовой деятельности.
Объектом исследования работы является ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»», основным видом деятельности которого является производство и сбыт светотехнических изделий, а предметом исследования - принцип управления сбытовой деятельностью и способы повышения конкурентоспособности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» на основе совершенствования его сбытовой деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать теоретические аспекты повышения
конкурентоспособности предприятия на основе сбыта;
2. Провести анализ сбытовой деятельности и конкурентоспособности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»»;
3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» на основе совершенствования сбытовой деятельности.
В работе были применены такие методы исследования как анкетирование, экономический анализ, синтез, индукция и дедукция, наблюдение, метод сравнительного анализа, прогнозирование.
Актуальному вопросу повышения уровня конкурентоспособности предприятий посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных авторов, в том числе и Ф. Котлера, В. В. Никишкина, Ф. Г. Панкратова и ряда других. В работе также использованы материалы периодических изданий, отражающие проблемы формирования конкурентоспособности организаций.
Во введении обоснована важность исследования выбранной темы, описаны цели и задачи, отражены объект и предмет исследования, содержится перечь важных из использованных информационных источников, а также коротко изложенный анализ структуры бакалаврской работы.
В первом разделе рассматривается понятие «конкурентоспособность», основные факторы конкурентоспособности, конкурентные преимущества предприятий и характеристика сбыта. Второй раздел содержит анализ конкурентоспособности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» и его сбытовой деятельности. В третьем разделе представлены мероприятия, которые позволят повысить конкурентоспособность ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» на основе совершенствования сбытовой деятельности. В заключении даётся обобщающая информация, полученная по результатам исследования.
Сбытовая деятельность является значимой и завершающей стадией деятельности организации, на основании которой делается вывод об эффективности деятельности предприятия вообще. Построение своей конкурентной стратегии предприятие осуществляет с учетом занимаемой позиции на рынке. Все зависит от того, лидирует предприятие на рынке или только претендует на лидерство, является ли последователем или обитателем ниши. Фирма обязательно проводит оценку своих конкурентов и анализирует свои возможности. Только после этого осуществляется выбор оптимального варианта сбытовой деятельности.
Каждому сегменту свойственно уникальное поведение потребителей, а, следовательно, и своя особая конкурентная стратегия, которую предприятие может реализовать лучше всего на этом сегменте.
Конкурентная борьба может иметь как наступательный, так и защитный характер. Все конкурентные преимущества рано или поздно будут атаковаться конкурентами, которые располагают большим количеством ресурсов. Существует две существенные причины открытого противостояния с конкурентами, путем противопоставления друг другу конкурентных преимущества.
Во-первых, можно попытаться отвоевать рыночное пространство, превзойдя сильные стороны соперника. Атакующая тактика против более слабого соперника в момент пика силы позволит заполучить победу и занять ведущее положение в конкуренции. Во-вторых, нужно отобрать конкурентных преимущества одного или нескольких конкурентов. Степень успеха этой тактики выявляется при сопоставлении затрат на атаку и полученные выгоды. Атакую слабые места соперника, нападающий направляет свои ресурсы и силу преимуществ на заведомо хрупкую структуру, поэтому шансы на успех возрастают в разы. В рамках рыночных отношений ни одно предприятие не застрахована от нападок со стороны конкурентов, удар могут нанести и новые участники рынка и фирмы, которые стремятся укрепить или улучшить свои позиции.
По факту конкурентная стратегия представляет собой сознательный выбор совокупности действий, направленных на обеспечение покупателя уникальным сочетанием ценностей товара. Основываются эти действия на устойчивом конкурентном преимуществе предприятия.
Маркетологи предприятия выбирают конкурентные стратегии на основе взаимодействия трех показателей:
1. Конкурентной позицией фирмы. Осуществляется анализ, в котором определяется: выступает ли предприятие в качестве лидера рынка, является ли претендентом на лидерство или же занимает позицию последователя или обитателя ниши.
2. Стратегической задачей. Определяется приоритетность
доминирования на рынке или необходимость укрепления в удобной и прибыльной нише.
3. Рыночной ситуацией. Определяется на каком этапе роста находится фирма (например, ранний этап, фаза поздней зрелости).
Поставленные цели и задачи были решены в период проведения исследования. В первой главе описывается понятие конкурентоспособности, в широком смысле являющееся способностью определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в определенных условиях. Также первая глава включает исследование основных конкурентных стратегий, таких как стратегия лидера рынка, стратегия претендента на лидерство, стратегия последователя и стратегия обитателя ниши.
Вторая глава исследования посвящена определению характеристик сбытовой деятельности ООО «Волжский Светотехнический завод «Луч»» и оценке его конкурентоспособности.
По итогам анализа конкурентоспособности и сбытовой деятельности ООО «Волжский Светотехнический завод «Луч»» определены следующие проблемы:
- недостаточная рекламная активность и высокий уровень средних цен на
продукцию стали основной причиной понижения уровня
конкурентоспособности предприятия;
- недостаточная осведомленность потребителей об ассортименте продукции, которая выпускается под собственным брендом «Lumier»;
- устаревшее производственное оборудования снижающее параметры производимого товара, а соответственно и негативно отражающееся на сбыте;
Чтобы решить проблемы, которые были обозначены выше ООО «Волжский Светотехнический завод «Луч»» требуется:
- расширить ассортиментные группы продукции, выпускаемые под собственной торговой маркой «Lumier» и повысить их качество;
- разработать грамотную рекламную кампанию с применением теле- и радиорекламы, публикаций рекламы и контента в печатных СМИ, а также использования средств интернет-маркетинга;
- обеспечить оптимальный уровень цен на продукцию путем заключения контрактов на более выгодных условиях и увеличения объемов закупок;
- ввести в штатную структуру должность специалиста по сбытовой деятельности;
- сформировать дилерскую сеть.
Таким образом, предлагаемые мероприятия по совершенствованию сбытовой деятельности позволяют повысить конкурентоспособность предприятия.
1. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38 - №38-ФЗ (редакция от 2017 года) «О рекламе».
2. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент - М.: Финпресс, 2014.
3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 512 с.
4. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией - М.: Дело, 2013.
5. Пилипенко Н.М. Формирование квалифицированных кадров. - М.: Экономика, 2014.
6. Саломатин Н.А. Менеджмент организации - М.: Центр, 2012.
7. Цинман И. ДЮСШ в современной России. - М.: ФиС, 2013.
8. Брагина З.В., Ершова М.Л. Основы маркетинга: уч. пособие.— Кострома: Костром. обл. организация общества «Знание», 2014, с. 78-81.
9. Гаджинский А.М. Маркетинг: Учебник для высших и средних
специальных учебных заведений.— 2-е изд.— М.: Информационно¬
внедренческий центр "Маркетинг", 2013, с. 234-238.
10. Голубков Г.Л. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология.- М: Изд-во “Финпресс”, 2014, с. 89-93.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования товара. Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2015, с. 45-49.
12. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013, с. 156-158.
13. Котлер Ф. Маркетинг/Пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского.— СПб: Изд-во "Питер", 2012, с. 306-308.
14. Маркетинг: Учебник/Под ред. А. Н. Романова. - М: Банки и биржи, Юнити, 2012, с. 90-94.
15. Маркетинг: анализ, стратегии, управление/Г. А. Васильев, В. А. Поляков, С. И. Шелобаев. - Тула: Гриф и к., 2014, с. 178-181.
16. Матанцев А. Н. Эффективность рекламы. - М.: Финн-пресс, 2014, с.
90-94.
17. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика: учеб. пособие.— СПб: Изд-во СПб-ского ун-та экономики и финансов, 2012, с. 110-118.
18. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М. Власовой.— М.: Финансы и статистика, 2014, с. 67-69.
19. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. - М.: Маркетинг, 2013, с. 169-171.
20. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. С., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. - М., 2016. с. 46-49.
21. Песоцкий Е. В. Современная реклама: Теория и практика. - Р/н Дону,
2013, с. 48-52.
22. Пурлик В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности.— М.: Высш. шк., 2015, с. 90-94.
23. Разроев Э.А. Маркетинг сотовой связи. Серия изданий «Связь и бизнес», М. ООО «Мобильные коммуникации», 2012, с. 123-126.
24. Рацкий К.А. Экономика предприятия. М.: ИТК «Дашков», 2014, с. 67 - 69.
25. Серегина Т. К. , Титкова Л. М. Реклама в бизнесе. - М.: Маркетинг,
2014, с. 345-348.
26. Синяева И. М. Паблик рилейшинс в коммерческой деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2014, с.156-158.
27. Старобинский Э. Е. Самоучитель по рекламе. - М.: ЗАО «Бизнес- школа», «Интел - Синтез», 2014, с.167-173.
28. Тимофеев М. Н. Все о рекламе. Умей продавать! - М., 2013, с. 23-26.
29. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Рекламная деятельность. - М., 2016, с.89-95.
30. Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. -
М.: Смысл, 2015, с.137-139.
31. Management Concepts and its Four Functions Right Here by Jayashree
Pakhare [Электронный источник]. URL:
http://www.buzzle.com/articles/management-concepts-the-four-functions-of- management.html (дата обращения 22.01.17)
32. Forecasting for Strategic Planning by Abbey Francis [Электронный источник]. URL: https://www.mbaknol.com/strategic-management/forecasting-for- strategic-planning/ (дата обращения 30.02.17)
33. New perspectives on strategic management process/Annals of the
University of Oradea: Economic Science by Zenovia Cristiana [Электронный источник]. URL: https ://doaj. org/article/031e7b3cac374554bc77ca41510cd954
(дата обращения 25.03.17)
34. 5 Core Functions of the Management of a Company by Puja Lalwani [Электронный источник]. URL: http://www.buzzle.com/articles/functions-of- management.html (дата обращения 7.04.17)
35. Implement These Management Styles and Watch Your Business Soar! By
Stephen Rampur [Электронный источник]. URL:
http://www.buzzle.com/articles/management-styles.html (дата обращения 15.03.17)