Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 7
1.1 Ловкость как физическое качество 7
1.2 Морфофункциональные особенности детей среднего школьного возраста 10
1.3 Способы оценки ловкости и двигательно-координационных способностей 14
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 20
2.1 Задачи исследования 20
2.2 Методы исследования 20
2.3 Организация исследования 25
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1 Экспериментальная методика, направленная на развитие ловкости у учащихся средних классов 31
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Актуальность: Школьное образование является обязательным в России, это зафиксировано в ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». В свою очередь в школьные образовательные программы обязательно включаются занятия по физической культуре.
Однако, в настоящее время дети страдают от комплекса различных заболеваний, вызванных малоподвижным образом жизни, проводя свободное от сидячей учебы время, сидя за компьютером, смартфоном, телевизором. По статистике до 75% школьников страдают гиподинамией - уменьшением мышечного тонуса и силы, вследствие отсутствия должной физической нагрузки. От избыточной массы тела и ожирения, начиная с первой степени, страдает каждый пятый ребенок и подросток. Гиподинамия возникает на фоне уменьшения двигательного объема (гипокинезии) и за счет дегенерации мышц вызывает заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, патологическое увеличение естественных изгибов позвоночника). Поскольку в человеческом организме всё взаимосвязано, происходят расстройства метаболизма (ожирение, сахарный диабет, гормональные нарушения) и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, сердечная недостаточность, кардиоваскулярный риск в более позднем возрасте).
Подобная неутешительная тенденция наблюдается, несмотря на то, что занятия по физической культуре в нашей стране присутствуют в достаточном количестве, министерство образования разрабатывает специальные государственные программы физического воспитания и следит за их выполнением, устанавливая, тем самым, программно-нормативные основы физической культуры.
Проблема заключается в недостаточной заинтересованности детей, и как следствие, плохой посещаемости занятий. Виной этому, на наш взгляд, является косность организации учебного процесса: его однообразность, излишняя нагрузка на учителей в виде канцелярской работы, отсутствие необходимых условий (не отвечающие гигиеническим нормам помещения, отсутствие инвентаря), так и личные психологические факторы: психологические комплексы, апатия, различного рода зависимости. В итоге на бумаге, которую старательно оформлял учитель, план занятий может быть составлен корректно, но на деле не реализован.
Темой нашего исследования является ловкость, поскольку её развитие тесно связано с развитием интеллекта и личности. Ловкость развивается только с помощью координационно новых двигательных действий, поэтому требуется максимально разнообразное построение занятий, что решает проблему низкой заинтересованности детей в уроках по физической культуре.
Дополнительный довод в пользу занятий, направленных именно на развитие ловкости, состоит в изменчивости современных условий, которые предъявляют как никогда большие требования к обучаемости, креативности, быстроте мышления, различным видам памяти, способности к концентрации и переключению внимания.
В мире современных технологий для выживания нужны не столько физические, сколько интеллектуальные способности, существенную долю которых успешно развивают тренировка ловкости. Также значительным является психологический эффект, вследствие физического и умственного совершенствования, заключающийся в повышении самооценки, которая способствует лучшей коммуникабельности, что является важнейшей предпосылкой успешности человека.
Таким образом, мы доказали актуальность развития ловкости у детей как одного из средств воспитания физически и интеллектуально развитого человека, а также содействие тренировочных занятий, направленных на развитие ловкости, повышению привлекательности для школьников уроков по физической культуре.
Объект исследования: процесс развития ловкости на уроках по физической культуре у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние экспериментальной методики на процесс развития ловкости на уроках по физической культуре у детей среднего школьного возраста.
Цель исследования: повышение уровня развития ловкости у школьников средних классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение экспериментальной методики в образовательный процесс по физическому воспитанию будет способствовать более эффективному развитию ловкости у школьников среднего возраста.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1) Оценить уровень развития ловкости у школьников средних классов.
2) Разработать экспериментальную методику, направленную на развитие ловкости у школьников средних классов.
3) Определить эффективность методики, разработанной для развития ловкости у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры, экспериментальным путем.
Методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы.
2) Педагогическое наблюдение.
3) Контрольные испытания.
4) Педагогический эксперимент.
5) Методы математической статистики.
Практическая значимость состоит в применении экспериментальной методики учителями физической культуры в целях развития ловкости у школьников игровым методом.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения; содержит 12 таблиц, 9 рисунков; список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 49 страницах.
На начальном этапе исследования осуществлен анализ литературных источников, в результате которого были изучены морфофункциональные особенности школьников среднего (подросткового) возраста; специфика физического качества ловкость; а также способы и критерии оценки проявлений координационных способностей.
Для развития ловкости у детей среднего школьного возраста большинство специалистов рекомендуют использовать игровой метод. Поэтому экспериментальная методика разрабатывалась с применением игрового метода и комплекса подвижных игр. Также в процессе педагогического эксперимента испытуемые ЭГ целенаправленно занимались упражнениями, рекомендованными исследователями для развития ловкости именно в подростковом возрасте.
Ученики контрольной группы продолжали занятия по рабочей программе, без акцента на развитие координационных способностей.
При подведении итогов использовались методы математической статистики, включавшие в себя нахождение среднего арифметического, его ошибки, среднеквадратического отклонения, а также экспериментального уровня значимости, с помощью t-критерия Стьюдента, при сравнении результатов обеих групп. Данные были отражены таблично и графически.
При анализе результатов выявлена положительная динамика в показателях школьников обеих экспериментальных групп, достоверное различие в тестах «челночный бег» и ведение баскетбольного мяча с изменением направления движений».
В тесте с метанием теннисного мяча у мальчиков критерий Стьюдента составил 1,85, что довольно близко к пороговому значению 2,145. У девочек с результатами тестирования ситуация такая же: t-критерий составил 1,34 - различие более сглажено, что свидетельствует об определенной закономерности. Вероятно, это связано с недостаточным количеством упражнений на развитие гибкости и подвижности плечевых суставов, которые, безусловно, влияют на дальность броска мяча в таком неестественном положении, как - сед ноги врозь.
Стоит также отметить, что в ЭГ после эксперимента никто из мальчиков не показал неудовлетворительных результатов, а у девочек был всего один низкий показатель в тесте с метанием теннисного мяча. Тогда, как у школьников КГ результаты тестирования. В своем большинстве, ниже показателей испытуемых ЭГ, что доказывает эффективность экспериментальной методики с применением игрового метода для развития качества ловкости у детей среднего школьного возраста. Апробация методики подтвердила её эффективность.
Основываясь на данных проведенного исследования можно дать следующие практические рекомендации:
1) Развитие ловкости и координационных способностей хоть и компенсирует недостаток других физических качеств, но для своего эффективного проявления требуют упругости, выносливости и эластичности мышц, подвижности суставов.
2) К развитию ловкости нужно подходить осознанно и концентрироваться на цели выполнения действия.
3) Ловкость может развить абсолютно каждый, но, безусловно, существует и врожденная предрасположенность к её развитию.
4) Развитие ловкости стимулирует развитие интеллекта, важно для этого выполнять движения либо новые по структуре, либо в новых условиях.
1. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка. М. : Физкультура и спорт, 2005. 188с.
2. Бабенкова Е., Параничева Т. Подвижные игры на прогулке. М. : Сфера. 2015. 98 с.
3. Баёва Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учебное пособие / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева. Омск : Сиб.ГУФКиС, 2003. 156c.
4. Баранов А. А., Щеплягина Л. А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 432 с.
5. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
6. Бернштейн Н.А. Ловкость и методика ее совершенствования. М. : Физкультура и спорт, 2016. С.23 - 27.
7. Брадиес Л.Л. Подвижные игры. М. : Учпедгиз,1961. 44с.
8. Букова Л.А. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М. : Академия, 2010. С.45 - 67.
9. Былеева Л.В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физической культуры/ Былеева Л.В., Коротков И.М. М. : Физкультура и спорт, 2016. 224с.
10. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры к спорту: сборник эстафет и игровых заданий. М. : Физкультура и спорт, 1985. 80 с.
11. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем: Руководство / Сер. «Мир медицины». СПб. : Изд-во «Лань», 1999. 224 с.
12. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. Киев : Здоровье, 2011. С.22-29.
13. Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 4. С.39-43.
14. Галанов А. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. М. : Вентана-Граф, 2015. 68 с.
15. Гаськов А.В., Павлов А.Е. Исследование влияния физического воспитания на здоровье и уровень заболеваемости детей 3-10 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С. 41-44.
...