Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №111412

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление дошкольным образованием

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса командообразования в дошкольной образовательной организации 11
1.1 Подходы к командообразованию в методической, психолого-педагогической литературе 11
1.2 Специфика командообразования в образовательной организации 32
1.3 Характеристика организационно-педагогических условий командообразования в дошкольной образовательной организации 44
Выводы по первой главе 66
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации организационно - педагогических условий командообразования в дошкольной образовательной организации 67
2.1 Выявление уровня командообразования в дошкольной образовательной организации 67
2.2 Реализация организационно-педагогических условий командообразования в дошкольной образовательной организации 86
2.3 Определение эффективности организационно-педагогических условий командообразования в дошкольной образовательной организации 89
Выводы по второй главе 92
Заключение 94
Список используемой литературы 97
Приложение 103

Актуальность исследования. В настоящее время дошкольное образование включено в активные модернизационные процессы, которые предполагают наличие у педагогов как готовности принимать вводимые в дошкольную практику изменения, так и способность аккумулировать передовые технологии и включаться в процесс реализации нового содержания обучения.
Дошкольное образование движется сегодня по пути активных перемен и находится на старте нового и ответственного этапа развития, а именно: введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [43], профессионального стандарта педагога [32], которые должны прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность, что влечёт за собой особый подход к профессиональной компетенции педагогических кадров. Переходный период требует от педагогов внутренней готовности к реализации основных идей вводимых стандартов. А отсюда, именно от педагогического коллектива в полной мере зависит, насколько будет обеспечено качество предоставляемых образовательных услуг.
На этом фоне в городском округе Тольятти происходит процесс оптимизации учебных учреждений, а именно - внешнее укрупнение образовательных учреждений в холдинги. Данные преобразования, находящиеся на сегодняшний день в «зоне ближайшего развития», задают иной формат путей достижения результатов воспитания, обучения, развития детей и организации воспитательно-образовательного процесса. Правильно сформированные управленческие команды дошкольной образовательной организации способны стать реальной движущей силой процесса реформирования, однако это автоматически не гарантирует успех преобразования. Эффективность работы образовательной организации в конечном итоге определяется человеческим фактором. В коллективе, где нет согласованности действий в работе на общий результат, где функционируют отдельные группировки, не способные конструктивно разрешать конфликты, как правило наблюдается ситуация снижения результативности деятельности и привлекательности дошкольной образовательной организации.
Становится очевидным, что без изменения системы управления, направленной на объединение разрозненных групп сотрудников до этого являющихся отдельными педагогическими коллективами со своей организационной структурой, иерархией, в команду единомышленников, невозможно достичь желаемого качества образовательных результатов и эффективности организационных изменений.
Эффективный менеджмент, какое бы образовательное учреждение мы не рассматривали, невозможен без понимания мотивов и потребностей человека. А значит, руководитель современной образовательной организации должен анализировать вопросы мотивации для достижения поставленной цели в рамках решения проблемы организации труда сотрудников вверенного ему учреждения, тем более, что детский сад по своей сущности имеет специфику в управлении.
Руководителю образовательной организации необходимы не только знание тонкостей и специфики профессиональной педагогической деятельности, но практические и теоретические знания из области менеджмента.
Командообразование (англ. Teambuilding — построение команд) термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, под командой нельзя понимать группу индивидуумов, которыми позволено командовать. Команда - не производное от «командовать». Автор дает определение команде как автономному, самоуправляемому коллективу профессионалов, который способен к оперативному, эффективному и качественному решению поставленных перед ним задач, где каждый заинтересован в достижении общей результативности [14]. Команда в общем смысле не подавляет индивидуальность каждого ее члена, а, наоборот, каждому находится место в команде, которое соответствует его умениям и потенциалу.
В настоящее время командообразование считается одной из самых перспективных технологий корпоративного менеджмента, обеспечивающей полноценное и поступательное развитие коллектива.
На протяжении последних десятилетий в теории и практике управления образовательными системами пристальное внимание приковано к процессу создания и непосредственной работе с «командами» внутри педагогического коллектива.
В последнее время идиома «педагогическая команда» довольно часто употребляется в научных журналах и сборниках. Данное словосочетание пока еще непривычно для ученых-теоретиков и работников-практиков образования, хотя слово «команда» широко используется для определения группы людей, которые связаны общими профессиональными целями и ценностями и согласованно решающих производственные задачи. В педагогических и психологических словарях отсутствует определение «педагогическая команда» и соответственно его толкование. Близкими по значению можно назвать понятия «малая группа», «коллектив», а близкими к понятию «командообразование» будут считаться понятия «коллективообразование», «групповая динамика».
Обобщив все имеющиеся определения, под словосочетанием «педагогическая команда» мы будем считать группу педагогов, организованных к совместной работе для достижения общей единой цели и осознающих общую ответственность за полученный результат.
Назвать группу педагогов командой не означает создать ее формально, по приказу, и только одного желания руководителя образовательной организации заставить их работать в команде недостаточно.
Организации, руководство которых занимается командной работой, работой по сплочению коллектива, мотивацией сотрудников, формированием благоприятного психологического климата, на сегодняшний день на рынке услуг, в том числе и образовательных, являются более успешными по сравнению с теми, которые такую работу не проводят.
Анализ исследований по теме командообразования позволил нам выделить ряд противоречий между:
• значимостью процесса командообразования и необходимостью выявления организационно-педагогических условий его организации в ДОО;
• возрастающим признанием потребности в командной работе и недостаточностью понимания руководителями, что такое команда, как её создать и как использовать;
• неразработанностью процедуры организации команды в ДОО и необходимостью ее создания в условиях масштабной реорганизации образовательных учреждений;
• потребностью образовательной системы в эффективных профессиональных педагогических командах и недостаточностью разработанных методов, средств и форм их формирования, с помощью которых педагогическая команда достигнет более высокого этапа качества образования.
Исходя из этого можно определить проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия командообразования в дошкольной образовательной организации? Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему диссертации: «Организационно-педагогические условия командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации .
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что эффективный процесс командообразования в дошкольном образовательном учреждении возможен при создании следующих организационно-педагогических условий:
• формирование организационной культуры посредством организации обучения педагогических работников с использованием информационных и интерактивных средств;
• создание организационной структуры, включающей компоненты: управленческий, кадровый и методический;
• изменение и совершенствование системы стимулирования и мотивирования педагогов;
• формирование навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы командообразования и проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольных образовательных организаций.
2. Разработать организационно-педагогические условия командообразования в ДОО.
3. Выявить организационную культуру коллектива, профессиональную мотивацию педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
4. Определить уровень коммуникативной компетентности членов коллектива (параметры командной эффективности, факторов, повышающих или снижающих эту эффективность).
5. Проверить степень влияния организационно -педагогических условий на процесс командообразования в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого­-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, эмпирические - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы, методы обработки результатов - качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической статистики, метод наглядного предъявления результатов.
Теоретико - методологическую основу исследования составили: общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); исследования по проблемам педагогического коллектива: Ю.Н. Арсеньев, Л.В. Дмитриева, А.П. Егоршин, С.Н. Капустин, Ю.А. Конаржевский, Е.Б. Моргунов, В.Н. Федосеев, Р.Х. Шакуров; исследования по проблемам профессиональной мотивации: Л.В. Дмитриева, Г.М. Татарникова, С.Худяков. В качестве теоретических оснований использовались исследования по проблеме командообразования в современной психологии (А.М. Карякин, В. Михеев, Л. Фаткин, К. Морозова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.).
База исследования: МБУ детский сад № 28 «Ромашка» г.о.Тольятти.
Личное участие автора в исследовании и получении результатов состоит в постановке проблемы, определившей необходимость создания команды в дошкольной организации; в выявлении теоретических предпосылок решения проблемы; в раскрытии содержания понятия «командообразование в дошкольной организации», выявлении, аргументации, теоретическом обосновании, разработке и реализации организационно-педагогических условий разработки эффективного процесса командообразования в дошкольной образовательной организации.
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2015 - январь 2016 гг.). В течение данного времени проводился анализ теоретических источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы. На этом же этапе была составлена программа исследования, определены исходные параметры (констатирующий эксперимент), методология и методы исследования, составлен понятийный аппарат.
На втором - опытно-экспериментальном этапе - (январь 2016 - январь 2017 гг.) велась работа по разработке и апробации системы менеджмента профессиональной мобильности педагогов; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь 2017 - апрель 2017 гг.) был посвящен анализу, обобщению и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы; оформлению материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
• представлен анализ состояния и перспектив создания и развития высокоорганизованной команды, способной выполнять требования ФГОС ДОО;
• выявлены и систематизированы основные организационно-педагогические условия эффективного командообразования в ДОО;
• в образовательной организации создана организационная культура, позволяющая обучить педагогических работников с использованием информационных и интерактивных средств;
• сформированы навыки группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности;
• определена эффективная система мотивирования сотрудников в процессе командообразования.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении теоретических основ процесса командообразования, в раскрытии содержания понятия «команда в ДОО», в разработке проблемы создания команды в образовательной организации, способной реализовать требования ФГОС. Теоретически обоснованы организационно-педагогические условия создания команды в ДОО.
Практическая значимость исследования заключается в том, что соблюдение выявленных организационно-педагогических условий призвано повысить уровень развития коллектива (сплоченность, организованность), как следствие снизить количество конфликтов, возникающих в профессиональной среде; повысить уровень профессиональной активности педагогов (участие в мероприятиях по публичному предъявлению опыта); качество образовательных результатов у воспитанников.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается:
• выполнением исследования на выверенном методологическом фундаменте, базирующемся на системном, личностно -ориентированном, деятельностном и компетентностном подходах;
• использованием современных методик сбора и обработки качественной и количественной информации об уровне сформированности организационной культуры и навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности.
Апробация результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов реализовывалось на протяжении всей работы над исследованием.
Результаты исследования были представлены на научно -практических конференциях, а также опубликованы в научном журнале. По теме диссертации имеется 3 публикации:
• «Исследование организационной культуры дошкольной образовательной культуры дошкольной образовательной организации в период реорганизации» научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» в ТГУ, Тольятти V выпуск сборника «Проблемы образования на современном этапе» 28 марта - 12 апреля 2016 г.;
• «Создание положительной мотивации педагогов как условие повышения качества образования в ДОО» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции (заочной) «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» г. Тольятти 7-28 ноября 2016 года;
• «Управление изменениями в дошкольной образовательной организации» Международный научный журнал «Символ науки» Международный центр инновационных исследований «Омега сайнс», г. Уфа февраль, 2017г.
Презентация инновационного опыта по проблеме был представлен на семинаре-совещании руководителей муниципальных образовательных учреждений в рамках мероприятий августовской конференции работников образования городского округа Тольятти.
За время преддипломной практики в январе - феврале 2017г. на базе МБУ детского сада № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти проводилась апробация программы «Командообразование - системообразующий фактор управления изменениями в дошкольной организации».
Положения, выносимые на защиту:
• В современной дошкольной образовательной организации отмечается актуализация проблем, связанных с отсутствием у руководителя образовательной организации необходимых знаний не только специфики профессиональной педагогической деятельности, но и практических и теоретических знаний в области менеджмента. Правильно сформированные управленческие команды ОО способны стать реальной движущей силой процесса реформирования. В коллективе, где нет согласованности действий в работе на общий результат, где функционируют отдельные группировки, не способные конструктивно разрешать конфликты, как правило наблюдается ситуация снижения результативности деятельности и привлекательности ДОО.
• Разработанные и апробированные организационно-педагогические условия командообразования педагогов ДОО включают:
• формирование организационной культуры посредством организации обучения педагогических работников с использованием информационных и интерактивных средств;
• создание организационной структуры, включающей компоненты: управленческий, кадровый и методический;
• изменение и совершенствование системы стимулирования и мотивирования педагогов;
• формирование навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 57 наименований, в том числе 5 иностранных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного исследования по командообразованию педагогов в дошкольной образовательной организации были подтверждены основные положения гипотезы и получены значимые результаты.
В исследовании решалась проблема «Каковы организационно-педагогические условия командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации?» Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему диссертации: «Организационно-педагогические условия командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации». Целью исследования «Организационно-педагогические условия командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации» являлось теоретическое обоснование и экспериментальное проверка эффективности организационно - психологических условий командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели в исследовании были решены следующие задачи.
Изучены теоретические основы командообразования и проанализировано состояние рассматриваемой проблемы в педагогической литературе, а также в практике дошкольных образовательных организаций. Раскрыта сущность понятий «командообразование педагогов» как перспективная технология управления персоналом дошкольной образовательной организации в контексте повышения качества дошкольной образовательной организации, и «организационно-педагогические условия» как общность взаимообусловленных критериев, предусматривающих целенаправленное управление образовательным процессом.
Разработаны организационно-педагогические условия командообразования в ДОО. Наиболее важными установлены: командный тип организационной культуры, матричный (программно-целевой вид организационной структуры), желание и возможность каждого педагога брать на себя определенные роли в команде, а также адекватная мотивирующая среда как система мотивационных и стимулирующих критериев.
В ходе исследования выявлена организационная культура коллектива настоящего и будущего, графически определены несоответствия и проблемные зоны. Посредством определения уровня коммуникативной компетентности педагогов, были выявлены параметры командной результативности и факторы, влияющие на данную эффективность как положительно, так и отрицательно.
Полученные экспериментальные данные легли в основу сформулированных общих выводов, которые подтверждают легитимность выдвинутой гипотезы. В результате была доказана гипотеза исследования, а именно, что эффективный процесс командообразования в дошкольном образовательном учреждении возможен при создании следующих организационно-педагогических условий:
• формирование организационной культуры посредством организации обучения педагогических работников с использованием информационных и интерактивных средств;
• создание организационной структуры, включающей компоненты: управленческий, кадровый и методический;
• изменение и совершенствование системы стимулирования и мотивирования педагогов;
• формирование навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности.
Исследование проводилось на теоретическом и практическом уровнях. В ходе исследования были использованы вариативные методики количественного и качественного выявления результатов.
Основные результаты представлены в научных публикациях автора и на практических конференциях.
Таким образом, констатируем, что цель диссертационного исследования достигнута, решены его задачи и подтверждены положения гипотезы.
Проведенное исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы командообразования в дошкольной образовательной организации. Перспективными направлениями дальнейшего развития исследования выступают:
- распространение опыта исследования на другие дошкольные образовательные организации;
- разработка программы «Командообразование - системообразующий фактор управления изменениями в дошкольной организации».


1. Адизес, И., Стили менеджмента - эффективные и неэффективные [Текст], М., «Альпина Паблишер», 2012 г., с. 33-34.
2. Аоки, М. Фирма в японской экономике [Текст]. - СПб.: Лениздат, 1995.
3. Асьянов, Х.А. Организационно-педагогические условия создания и функционирования сельского образовательного комплекса: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) [Текст] / Ин-т сред. проф. образования РАО - Казань: 2000. - С. 8 - 9.
4. Базаров, Т.Ю. Управленческие команды и их формирование [Текст] / И.В. Рыбкин, Т.С. Пыркова //www.cpt21.ru/old/book1/ 5uprkom.htm.
5. Белбин, Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач [Текст] / Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2003. - 315 с.
6. Беликов, В.А. Философия образования личности : деятельностный аспект: монография [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
7. Галаганюк, Н.Н. Основные характеристики и специфика деятельности педагогической команды образовательного учреждения [Текст] // Менеджмент в образовании научно практический журнал. - 2004. - № 1.С.35- 48.
8. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика [Текст]. - СПб.:Речь, 2010.
9. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]. - Н. Новгород.: НИМБ, 2003.
10. Жилин, Г.П. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в политехническом колледже. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08) [Текст] / Елец. гос. ун-т. им. И.А. Бунина. - Елец: 2001. - С.8.
11. Жуковская, А.И. Управленческая деятельность в практике школы и организационная культура [Текст] // Наука и школа. - 2003. - №5. - С. 45 - 52.
12. Жуковский, И.В. Особенности создания педагогической команды [Текст]. - М.: Знание, 2005.
13. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд [Текст] / Под ред. Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004. 304 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Эффективная команда: шаг к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду [Текст]. - СПб.: Речь, 2003.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ