Аннотация 2
Введение 5
1. Теоретические основы формирования интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста 9
1.1. Понятие «интеллектуальные способности» в психолого - педагогической литературе 9
1.2.Особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте 16
1.3. Формирование интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка посредством эвристических методов 22
Выводы по первой главе 28
2. Опытно - экспериментальная работа по формированию интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка 29
2.1. Диагностика уровня сформированности интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста 29
2.2. Реализация процесса формирования интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 40
2.3. Анализ результатов и интерпретация исследования 52
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 68
В настоящее время происходит изменение менталитета общества, рост объема информации и культуры. Эти процессы обуславливают необходимость развития интеллектуальных способностей. Именно в начальной школе наиболее интенсивно развиваются основные психические функции человека (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь), раскрываются его задатки, формируются интеллектуальные качества, которые в большинстве своем останутся неизменными на протяжении всей жизни. В этом выражается актуальность нашего исследования.
Формирование личности как субъекта социальной действительности, способной самостоятельно раскрывать и развивать все свои потенциальные возможности, обуславливает мобилизацию умений критически мыслить, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, постоянно пополнять свои знания и совершенствовать умения по их применению. Это позволит каждому индивиду не только следовать за прогрессивными изменениями в науке и культуре, но и самому их осуществлять, создавая собственный творческий продукт.
В связи с этим возрастает роль интеллекта в формировании личности. Исследования в области интеллекта осуществлялись психологами и педагогами начиная с XVI в. Однако и в настоящее время существует достаточно много проблем в области развития интеллекта. Особенно актуальна в этом контексте проблема развития интеллектуальной сферы младших школьников.
Развитие современных технологий способствует увеличению объема и сложности воспринимаемой информации в несколько раз, что несомненно оказывает влияние на интеллектуальную сферу. Высокий уровень интеллектуальных способностей позволит личности успешно адаптироваться в окружающем мире, а также адекватно воспринимать действительность.
Увеличение роли интеллекта влечет за собой необходимость развития интеллектуальных способностей, которые являются фундаментом для формирования умений и навыков.
Однако проблеме развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. Используемые средства развития интеллектуальной сферы детей в работах И.Л. Лебедевой, Л.П. Терентьевой, М.Ш. Мартиросян, С.Ю. Боруха, Ю.Г. Тамберг, Э.А. Петросян, посвященных развитию интеллекта этой возрастной группы, не учитывают в полной степени механизмов формирования интеллектуальных способностей.
Как зарубежные (Дж. Брунер, Г. Гарднер, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Б. Стернберг, Л. Тэрстоун), так и отечественные ученые (Л.С. Выготский) в своих исследованиях изучали природу интеллекта. Особую роль школы в формировании интеллектуальных способностей младших школьников отмечали В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.
Учебная деятельность является новым видом деятельности для поступающих в школу и имеет совершенно особое содержание. Согласно ФГОС НОО содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей [2, с.432].
Одним из основных учебных предметов, изучаемых в начальных классах, является русский язык. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом, чтобы не увеличивался объем учебного материала, используется тактика качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения. В связи с этим необходимо отдавать предпочтение методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы и способствующим самостоятельной деятельности учащихся, таким как эвристическим.
Применение эвристических методов и приемов открывает огромные потенциальные возможности для развития различных форм и уровней мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Исходя из того, что интеллект сугубо индивидуальное образование, а традиционные формы и методы обучения рассчитаны на формирование интеллектуальных способностей среднего уровня в массовой школе, мы считаем целесообразным обратиться к эвристическим методам обучения.
Изучению интеллектуальных способностей было посвящено большое количество научных исследований как зарубежных, так и отечественных авторов: В.Н. Дружинин, Н.Б. Горюнова, Ж. Пиаже, Р.С. Немов, С.О. Теплякова, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, М.П. Целикова.
Особенностям интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка в условиях традиционной системы обучения посвящены научные исследования: Г.А. Бакулиной, Е.А. Обуховой, Н.В. Дембицкой.
Цель исследования - обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка.
Объектом данного исследования является процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - формирование интеллектуальных способностей учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование интеллектуальных способностей у учащихся младшего школьного возраста будет эффективно, если:
• использовать методы эвристической направленности;
• применять альтернативные методы оценки способностей учащихся.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальных способностей у младших школьников.
2. Выделить критерии уровня сформированности интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.
3. Разработать методику формирования интеллектуальных способностей младших школьников на основе эвристических методов на уроках русского языка.
4. Выявить и экспериментально доказать эффективность отобранных эвристических методов, направленных на формирование интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование; анализ продуктов детского творчества; наблюдение; качественный и количественный анализ эмпирических данных педагогический эксперимент (включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что отобранная группа эвристических методов может быть использована в практической деятельности учителей начальной школы на уроках русского языка для развития интеллектуальных способностей младших школьников.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Школа № 59 имени Г.К. Жукова» городского округа Тольятти.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить интеллектуальные способности как индивидуально -психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Процесс формирования интеллектуальных способностей будет наиболее эффективным с использованием методов эвристического обучения, что способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала, позволяет формировать у обучаемых мотивацию учения, а также ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую.
С целью выявления первоначального уровня сформированности у младших школьников интеллектуальных способностей был выделены критерии интеллектуальных способностей: быстрота мышления, логичность и гибкость мыслительного процесса, уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность мышления).
Нами был разработаны упражнения, состоящие из 10 комплексов. Каждый комплекс был направлен на формирование определенного набора структурных компонентов, входящих в понятие «интеллектуальные способности». Каждый урок русского языка включал 2-3 упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, общелогических умений, сформированность которых позволяет судить об уровне сформированности интеллектуальных способностей.
Особое внимание уделялось положительной мотивации младших школьников, поэтому одним из основных условий формирующего этапа эксперимента было использование рейтинговой системы оценивания.
По результатам контрольного этапа эксперимента отмечено увеличение количества учащихся с высоким уровнем на 32% и снижение количества учащихся, находящихся на низком уровне сформированности интеллектуальных способностей на 20%.
В экспериментальной группе количество учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности интеллектуальных способностей выше на 30,1%; а учащихся с низким уровнем ниже на 6,5%, чем в контрольной группе, где обучение русскому языку строилось на основе традиционных методов.
1. Бакулина, Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 216 с.
2. Березина, Т. Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей : монография / Т. Н. Березина. - СПб. : Речь, 2010. - 189 с.
3. Войтина, Ю.М. Шпаргалка по общей психологии / Ю.М. Войтина. - М.: «Аллель», 2011. - 64 с. - (Полный зачет).
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368с.
5. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
6. Горюнова, Н.Б. Когнитивный ресурс как основа моделирования структуры общего интеллекта / Н. Б. Горюнова // Психологические исследования интеллекта и творчества: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 13-16.
7. Грейс, К. Психология развития / К. Грейс; пер. с англ. Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной; под общ. ред. А. А. Алексеева. - СПб: Питер, 2000. - 992 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2016. - 896 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. -368 с.
10. Дружинин, В.Н. Векслер со всех сторон / В.Н. Дружинин // «Школьный психолог». - М.: Изд-во «Первое сентября», 2001. - №6. - С. 6-12
11. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский.- М.: «Академия», 2001^— 192 с.
12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. / Зимняя И.А. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
13. Ильина, М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М.Н. Ильина. - СПб.: Питер, 2006. - 368 с.
14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
15. Катунова, В.В. К проблемам проведения методики определения уровня интеллекта Д.Векслера для детского возраста / В.В. Катунова // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно - практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. - М.: МФЮА, 2016. - 587 с.
...