Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование позиции младшего школьника во внеучебной деятельности

Работа №111357

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1.Сущность социальной позиции ребенка в трудах отечественных
и зарубежных ученых
1.2.Особенности формирования позиции младших школьников
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Диагностика уровня сформированности позиции младших
школьников
2.2.Разработка и внедрение программы коррекции позиции
младшего школьника в коллективе
2.3.Анализ результатов внедрения программы коррекции позиции
младшего школьника в коллективе
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Любые возрастные периоды выдвигают специфические проблемы,
которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и возраст
учащихся 8-9 лет. В данном возрасте дети уже сменили ведущую
деятельность с игровой на учебную, завершили процесс адаптации к
условиям обучения в школе, и теперь учатся по-новому строить свои
социальные взаимоотношения с окружающими. Строить отношения
приходится несколько иначе, чем это было в детском саду. Их отношения в
этот период менее регламентированы воспитателями, родителями и другими
взрослыми, им теперь приходится самим выбирать способ взаимодействия с
окружающими. Наибольшим образом претерпевают изменения в отношениях
со сверстниками. Изменившиеся условия социального взаимодействия
предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и
личностному развитию, к степени сформированности у них определённых
социальных знаний, действий, к уровню развития произвольности сведения,
способности к саморегуляции и т.п.
Однако, этот уровень развития учащихся далеко не одинаков: у одних
он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения и
социального взаимодействия, у других – едва достигает допустимого
предела. Поэтому данный возрастной период может сопровождаться
появлением разного рода трудностей, возникающих у школьников.
Характерные особенности психического, личностного развития школьников
на данном возрастном этапе исследовали многие отечественные психологи:
Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, Д.Б. Эльконин
и др.
Одна из главных тенденций возраста 8-9 лет – переориентация
общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или
менее равных по положению. Такая переориентация может происходить
медленно и постепенно или скачкообразно и бурно она по-разному выражена
5
в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников не
одинаков, но происходит она обязательно. Каждый ребенок проходит
своеобразную адаптацию к этой новой частичке своей жизни.
Общение в детском возрасте – сложный и противоречивый процесс. Он
строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и
аффиляции – потребности в принадлежности, включённости в какую-то
группу или общность. Ведь как мы знаем, «человек – это социальное
животное» и данное утверждение принадлежит самому Аристотелю.
Психологическое образование периода возраста 8 – 9 лет – внутренняя
позиция детей, то есть отношение ребенка к объективным обстоятельствам
его жизнедеятельности, связано с взаимоотношениями с другими людьми,
прежде всего со сверстниками. Ко 2-3 классу общение со сверстниками
начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом
возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе
и деловых, и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно
устойчивая позиция ученика в этой системе, ребенок завоевывает и
расширяет круг друзей и соратников. Поэтому на эмоциональное
самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как
складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и
отношения с учителями. Существенные изменения происходят и в нормах,
которыми регулируются отношения школьников друг к другу.
Исследованиями межличностных отношений детей в группах
сверстников, изучением позиции ребенка в окружении сверстников
занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, С.В.Ковалев и др.
Так в частности Л.И.Божович отмечает, что отношения с товарищами
находятся в центре жизни ребенка, во многом определяя все остальные
стороны его поведения и деятельности. Для школьника важно не просто быть
вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее
его положение и именно это положение находит свои истоки в семье.
Анализ литературы позволил сделать вывод, что в наибольшей степени
по исследуемой проблеме изучены вопросы значения общения для младшего
школьника, вопросы статуса, положения как показателя межличностных
отношений. Среди причин, влияющих на взаимоотношения ребенка со
сверстниками, исследователи называют следующие: уклад жизни учащегося,
его личностные качества, степень воспитанности коллектива, уровень его
интеллектуального развития и др. В действительности, мало исследована
зависимость положения школьника в коллективе от стиля воспитания в
семье, что и обуславливает выбор темы, цели, задач нашего исследования.
Актуальность изучения диктуется не только теоретической
неразработанностью данного вопроса, но и его практической значимостью.
Важно знать и учитывать стили семейного воспитания, чтобы иметь
возможность, при необходимости, внести изменения в позицию ребенка в
коллективе сверстников, ведь предполагаемо, позиция младшего школьника
управляема и поддаётся коррекции.
Также необходимость изучения позиции ученика начальной школы
обусловлена следующими существенными обстоятельствами:
1. В процессе взаимоотношений в классе учащиеся, имеющие высокое
положение, нормально развиваются, а возможно и успешнее
остальных, низкое же положение ребенка негативно влияет на
дальнейшее его развитие.
2. Огромную важность имеет и тот факт, что сформировавшаяся в
начальной школе позиция ученика носит устойчивый характер и может
в значительной мере определить весь процесс психического развития
личности.
Тема нашего исследования: «Формирование позиции младшего
школьника во внеучебной деятельности».
Объект исследования – процесс формирования позиции младшего
школьника во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – формирование позиции младших школьников
во внеурочной деятельности.
Цель исследования – формирование позиции младшего школьника
посредством разработки и внедрения во внеучебный процесс программы по
коррекции позиции школьника.
Задачи исследования:
1. Провести анализ степени изученности данной проблемы.
2. Определить основные критерии позиции школьника в системе
межличностных отношений со сверстниками.
3. Спроектировать и внедрить во внеучебный процесс упражнения по
формированию позиции школьника, включив в нее блоки работы
учителя с учениками и родителями.
4. Проанализировать результаты исследования по формированию и
коррекции позиции школьника, сделать выводы.
Нами была выдвинута следующая гипотеза:
Предполагается, что позиция учащегося 8-9 лет в значительной мере
обусловлена факторами, связанными с особенностями отношений между
ребенком и родителями.
Существует значимая корреляционная связь между стилем семейного
воспитания и позицией ребенка в группе.
Формирование позиции младшего школьника будет проходить более
успешно, если:
– будет проведена работа педагога с родителями
– будет организована совместная деятельность педагога, школьников и
родителей.
В исследовании были использованы стандартизированные и
проективные методы: экспериментальный метод (констатирующий,
формирующий, контрольный этапы), анализ психолого-педагогической
литературы, рисуночная проективная методика, тест на определение
психологического типа личности школьников, социометрическое
анкетирование.
База исследования: в исследовании приняли участие учащиеся вторых
классов школы №51 г. Тольятти в возрасте 8-9 лет. Общее количество 28
человек. Также в исследовании были задействованы 33 родителя.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
разработана и внедрена во внеучебный процесс программа по формированию
позиции школьника, включающая в себя блоки работы учителя с учениками
и родителями. Данная программа может быть использована в
образовательном процессе в начальном звене образовательных учреждений
разного уровня (в школах, лицеях, гимназиях).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования выявлено, что формирование позиции младшего школьника может быть представлено как процесс, элементами которого являются обучение, воспитание и развитие (становление) личности. Мы полагаем, что эффективность данного процесса зависит от активности его подсистем: деятельности педагога, родителей, самого ученика. На определенном этапе взаимодействия системы ученик - учитель, ученик - родитель переходят на новую фазу развития - самоуправление, самовоспитание, саморазвитие. Значит, позиция младшего школьника тесно связана с самооценкой личности, рефлексией и формированием самоуправления личности.
Процесс формирования позиции ученика управляем и носит поэтапный характер:
-постановка цели деятельности, ее мотивация;
-планирование деятельности;
-выполнение конкретной деятельности;
-сопоставление полученных результатов с целью деятельности, оценка результатов сопоставления.
Процесс формирования позиции ребенка в коллективе тесно связан и с самооценкой личности ученика и во многом от нее зависит. Само восприятие складывается в результате циклически формируемой образовательной социометрической позиции. При этом продвижение к более высокому положению следует рассматривать через формирование самооценки как
Структурными компонентами позиции младшего школьника, с точки зрения его содержательно-процессуального аспекта, являются: знания, ценностные ориентации, цели, потребности, мотивы, нравственное поведение, действия и результат, убеждение, мировоззрение (как результат накопленных знаний, умений), индивидуальные способности.
Таким образом, делаем вывод, что позиция младшего школьника
64
зависит от следующих компонентов: образования, воспитания, развития,
социокультурной среды.
Согласно результатам проведенного исследования, действительно существует достоверная тесная связь между положением ребенка в коллективе и стилем семейного воспитания. Таким образом, гипотеза о том, что позиция учащегося 8- 9 лет в значительной мере обусловлен факторами, связанными с особенностями отношений между ребенком и родителями в семье, подтверждена.
Стиль семейного воспитания является определяющим фактором позиции ребенка в коллективе сверстников. Воздействие, которое привык ребенок испытывать на себе в семье, позволяет определить его тактику поведения с окружающими. А выработанная тактика, в свою очередь, располагает окружающих определенным образом к взаимодействия с ним.


1.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человековедения [Текст] - М.: Наука, 1977 - 210 с.
2.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] - М.: Педагогика, 1980, т. I — 230 с.
3.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - 373 с.
4.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] - М.: Просвещение,1989 - 224 с.
5.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских - Минск: Новое знание, 2014 - 336 с.
6.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] - М.: МГУ, 2012 - 200 с.
7.Бодолев, А.А. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования [Текст] / Под ред. А.А. Бодолева, Р.Л. Кричевского - М.: Педагогика, 1987 - с.17-41.
8.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - СПб.: Питер, 2008 - 398 с.
9.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] - М.: Институт практической психологии, 2013. - 352с.
10.Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей Изучение мотивации поведения детей и подростков. [Текст] - М.: Педагогика, 1972 - с. 259-350
11.Веденов, А.В. Воспитание воли у ребенка в семье [Текст] - М.: Учпедгиз, 2001 - 167 с.
12.Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с. — (Серия : Антология мысли)
13.Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст] / гл. ред. А.В. Запорожец - М.: Педагогика, 1982-1984. Т.5: Основы дефектологии / под. ред. Т.А. Власовой - 1983 - 369 с.
14.Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение [Текст] / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев - М.: Медицина, 2014 - 271 с.
15.Гусарова, Н.Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] URL:http://cde.ifmo.ru/--books/0050/...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ