ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1.Сущность социальной позиции ребенка в трудах отечественных
и зарубежных ученых
1.2.Особенности формирования позиции младших школьников
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Диагностика уровня сформированности позиции младших
школьников
2.2.Разработка и внедрение программы коррекции позиции
младшего школьника в коллективе
2.3.Анализ результатов внедрения программы коррекции позиции
младшего школьника в коллективе
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Любые возрастные периоды выдвигают специфические проблемы,
которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и возраст
учащихся 8-9 лет. В данном возрасте дети уже сменили ведущую
деятельность с игровой на учебную, завершили процесс адаптации к
условиям обучения в школе, и теперь учатся по-новому строить свои
социальные взаимоотношения с окружающими. Строить отношения
приходится несколько иначе, чем это было в детском саду. Их отношения в
этот период менее регламентированы воспитателями, родителями и другими
взрослыми, им теперь приходится самим выбирать способ взаимодействия с
окружающими. Наибольшим образом претерпевают изменения в отношениях
со сверстниками. Изменившиеся условия социального взаимодействия
предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и
личностному развитию, к степени сформированности у них определённых
социальных знаний, действий, к уровню развития произвольности сведения,
способности к саморегуляции и т.п.
Однако, этот уровень развития учащихся далеко не одинаков: у одних
он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения и
социального взаимодействия, у других – едва достигает допустимого
предела. Поэтому данный возрастной период может сопровождаться
появлением разного рода трудностей, возникающих у школьников.
Характерные особенности психического, личностного развития школьников
на данном возрастном этапе исследовали многие отечественные психологи:
Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, Д.Б. Эльконин
и др.
Одна из главных тенденций возраста 8-9 лет – переориентация
общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или
менее равных по положению. Такая переориентация может происходить
медленно и постепенно или скачкообразно и бурно она по-разному выражена
5
в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников не
одинаков, но происходит она обязательно. Каждый ребенок проходит
своеобразную адаптацию к этой новой частичке своей жизни.
Общение в детском возрасте – сложный и противоречивый процесс. Он
строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и
аффиляции – потребности в принадлежности, включённости в какую-то
группу или общность. Ведь как мы знаем, «человек – это социальное
животное» и данное утверждение принадлежит самому Аристотелю.
Психологическое образование периода возраста 8 – 9 лет – внутренняя
позиция детей, то есть отношение ребенка к объективным обстоятельствам
его жизнедеятельности, связано с взаимоотношениями с другими людьми,
прежде всего со сверстниками. Ко 2-3 классу общение со сверстниками
начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом
возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе
и деловых, и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно
устойчивая позиция ученика в этой системе, ребенок завоевывает и
расширяет круг друзей и соратников. Поэтому на эмоциональное
самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как
складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и
отношения с учителями. Существенные изменения происходят и в нормах,
которыми регулируются отношения школьников друг к другу.
Исследованиями межличностных отношений детей в группах
сверстников, изучением позиции ребенка в окружении сверстников
занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, С.В.Ковалев и др.
Так в частности Л.И.Божович отмечает, что отношения с товарищами
находятся в центре жизни ребенка, во многом определяя все остальные
стороны его поведения и деятельности. Для школьника важно не просто быть
вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее
его положение и именно это положение находит свои истоки в семье.
Анализ литературы позволил сделать вывод, что в наибольшей степени
по исследуемой проблеме изучены вопросы значения общения для младшего
школьника, вопросы статуса, положения как показателя межличностных
отношений. Среди причин, влияющих на взаимоотношения ребенка со
сверстниками, исследователи называют следующие: уклад жизни учащегося,
его личностные качества, степень воспитанности коллектива, уровень его
интеллектуального развития и др. В действительности, мало исследована
зависимость положения школьника в коллективе от стиля воспитания в
семье, что и обуславливает выбор темы, цели, задач нашего исследования.
Актуальность изучения диктуется не только теоретической
неразработанностью данного вопроса, но и его практической значимостью.
Важно знать и учитывать стили семейного воспитания, чтобы иметь
возможность, при необходимости, внести изменения в позицию ребенка в
коллективе сверстников, ведь предполагаемо, позиция младшего школьника
управляема и поддаётся коррекции.
Также необходимость изучения позиции ученика начальной школы
обусловлена следующими существенными обстоятельствами:
1. В процессе взаимоотношений в классе учащиеся, имеющие высокое
положение, нормально развиваются, а возможно и успешнее
остальных, низкое же положение ребенка негативно влияет на
дальнейшее его развитие.
2. Огромную важность имеет и тот факт, что сформировавшаяся в
начальной школе позиция ученика носит устойчивый характер и может
в значительной мере определить весь процесс психического развития
личности.
Тема нашего исследования: «Формирование позиции младшего
школьника во внеучебной деятельности».
Объект исследования – процесс формирования позиции младшего
школьника во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – формирование позиции младших школьников
во внеурочной деятельности.
Цель исследования – формирование позиции младшего школьника
посредством разработки и внедрения во внеучебный процесс программы по
коррекции позиции школьника.
Задачи исследования:
1. Провести анализ степени изученности данной проблемы.
2. Определить основные критерии позиции школьника в системе
межличностных отношений со сверстниками.
3. Спроектировать и внедрить во внеучебный процесс упражнения по
формированию позиции школьника, включив в нее блоки работы
учителя с учениками и родителями.
4. Проанализировать результаты исследования по формированию и
коррекции позиции школьника, сделать выводы.
Нами была выдвинута следующая гипотеза:
Предполагается, что позиция учащегося 8-9 лет в значительной мере
обусловлена факторами, связанными с особенностями отношений между
ребенком и родителями.
Существует значимая корреляционная связь между стилем семейного
воспитания и позицией ребенка в группе.
Формирование позиции младшего школьника будет проходить более
успешно, если:
– будет проведена работа педагога с родителями
– будет организована совместная деятельность педагога, школьников и
родителей.
В исследовании были использованы стандартизированные и
проективные методы: экспериментальный метод (констатирующий,
формирующий, контрольный этапы), анализ психолого-педагогической
литературы, рисуночная проективная методика, тест на определение
психологического типа личности школьников, социометрическое
анкетирование.
База исследования: в исследовании приняли участие учащиеся вторых
классов школы №51 г. Тольятти в возрасте 8-9 лет. Общее количество 28
человек. Также в исследовании были задействованы 33 родителя.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
разработана и внедрена во внеучебный процесс программа по формированию
позиции школьника, включающая в себя блоки работы учителя с учениками
и родителями. Данная программа может быть использована в
образовательном процессе в начальном звене образовательных учреждений
разного уровня (в школах, лицеях, гимназиях).
В ходе нашего исследования выявлено, что формирование позиции младшего школьника может быть представлено как процесс, элементами которого являются обучение, воспитание и развитие (становление) личности. Мы полагаем, что эффективность данного процесса зависит от активности его подсистем: деятельности педагога, родителей, самого ученика. На определенном этапе взаимодействия системы ученик - учитель, ученик - родитель переходят на новую фазу развития - самоуправление, самовоспитание, саморазвитие. Значит, позиция младшего школьника тесно связана с самооценкой личности, рефлексией и формированием самоуправления личности.
Процесс формирования позиции ученика управляем и носит поэтапный характер:
-постановка цели деятельности, ее мотивация;
-планирование деятельности;
-выполнение конкретной деятельности;
-сопоставление полученных результатов с целью деятельности, оценка результатов сопоставления.
Процесс формирования позиции ребенка в коллективе тесно связан и с самооценкой личности ученика и во многом от нее зависит. Само восприятие складывается в результате циклически формируемой образовательной социометрической позиции. При этом продвижение к более высокому положению следует рассматривать через формирование самооценки как
Структурными компонентами позиции младшего школьника, с точки зрения его содержательно-процессуального аспекта, являются: знания, ценностные ориентации, цели, потребности, мотивы, нравственное поведение, действия и результат, убеждение, мировоззрение (как результат накопленных знаний, умений), индивидуальные способности.
Таким образом, делаем вывод, что позиция младшего школьника
64
зависит от следующих компонентов: образования, воспитания, развития,
социокультурной среды.
Согласно результатам проведенного исследования, действительно существует достоверная тесная связь между положением ребенка в коллективе и стилем семейного воспитания. Таким образом, гипотеза о том, что позиция учащегося 8- 9 лет в значительной мере обусловлен факторами, связанными с особенностями отношений между ребенком и родителями в семье, подтверждена.
Стиль семейного воспитания является определяющим фактором позиции ребенка в коллективе сверстников. Воздействие, которое привык ребенок испытывать на себе в семье, позволяет определить его тактику поведения с окружающими. А выработанная тактика, в свою очередь, располагает окружающих определенным образом к взаимодействия с ним.
1.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человековедения [Текст] - М.: Наука, 1977 - 210 с.
2.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] - М.: Педагогика, 1980, т. I — 230 с.
3.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - 373 с.
4.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] - М.: Просвещение,1989 - 224 с.
5.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских - Минск: Новое знание, 2014 - 336 с.
6.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] - М.: МГУ, 2012 - 200 с.
7.Бодолев, А.А. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования [Текст] / Под ред. А.А. Бодолева, Р.Л. Кричевского - М.: Педагогика, 1987 - с.17-41.
8.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - СПб.: Питер, 2008 - 398 с.
9.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] - М.: Институт практической психологии, 2013. - 352с.
10.Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей Изучение мотивации поведения детей и подростков. [Текст] - М.: Педагогика, 1972 - с. 259-350
11.Веденов, А.В. Воспитание воли у ребенка в семье [Текст] - М.: Учпедгиз, 2001 - 167 с.
12.Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с. — (Серия : Антология мысли)
13.Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст] / гл. ред. А.В. Запорожец - М.: Педагогика, 1982-1984. Т.5: Основы дефектологии / под. ред. Т.А. Власовой - 1983 - 369 с.
14.Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение [Текст] / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев - М.: Медицина, 2014 - 271 с.
15.Гусарова, Н.Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] URL:http://cde.ifmo.ru/--books/0050/...