ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический и исторический аспект механизма правового регулирования следственных действий
1.1.Понятие и признаки следственных действий
1.2.История правового регулирования следственных действий в
России
Глава 2. Система и классификация следственных действий
2.1.Система следственных действий
2.2.Классификация следственных действий
Глава 3. Основания и условия производства следственных действий
3.1.Основания производства следственных действий
3.2.Общие правила производства следственных действий
Заключение
Библиографический список
Наше государство долгое время пытается адаптировать и включать в правопорядок демократические принципы построения отношений между государством и человеком, которые основываются на приоритете прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Это новая веха в развитии нашего государства, для которого долгое время приоритетом были интересы государства и государственной власти.
Система уголовного судопроизводства также пытается адаптировать в своей структуре принципы построения отношений между государством и человеком, основой которых являются права, свободы и законные интересы человека и гражданина. При этом, первоочередной задачей сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих уголовное преследование, по-прежнему, является формирование в уголовном деле доказательной базы, способной быть надежной и объективной основой для принятия процессуальных решений. Ядром данной базы будут являться следственные действия. Их всесторонне и полное изучение и законодательное закрепление в соответствии с существующими нормативными требованиями и стандартами позволит улучшить процесс расследования преступлений и их возможную превенцию.
Уголовно-процессуальный кодекс, принятий в 2001 году, серьёзно обновил механизм правового регулирования следственных действий. В настоящее время институт следственных действий расположен во второй части УПК РФ (ст. 176-207). С момента принятия УПК РФ механизм правового регулирования института следственных действий часто менялся российским законодателем. Это, по нашему мнению, указывает на то, что выбранная для исследования тема весьма актуальна.
Многие представители науки уголовно-процессуального права, а также правоприменители считают, что следственные действия занимают центральное место в системе уголовно-процессуальной деятельности. Поскольку система следственных действий играет в досудебном производстве важную роль, теоретические и практические аспекты его применения внимательно изучаются всеми субъектами уголовного судопроизводства. В систему следственных действий объединены процессуальная, поисковая и правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование. При помощи следственных действий реализуются все приемы, методы и средства расследования преступлений. Информация, которая возникает в ходе досудебного производства, может быть закреплена в уголовном деле только при помощи следственных действий. Информация, полученная в ходе производства следственных действий, и, закрепленная в протоколе следственных действий, становится судебным доказательством, только, если получена на законных основаниях. Следовательно, изучая и систему следственных действий, мы получаем знания о том, как в рамках закона осуществлять досудебное производство.
В науке уголовно-процессуального права институт следственных действий изучается с момента возникновения. При этом, наукой уголовнопроцессуального права не сформулировано единое мнение о том, какое содержание имеет термин «следственные действия». Законодатель, часто употребляя в тексте уголовно-процессуального закона дефиницию «следственные действия», также дает её описание.
К недостаткам механизма правового регулирования следственных действий можно также отнести то, что в уголовно-процессуальном законе отсутствуют положения, определяющие строение системы следственных действий. Нет единой позиции на этот счет в науке уголовнопроцессуального права.
Изложенное выше говорит о том, что выбранная тема весьма актуальная для исследования.
Объект исследования - система уголовно-процессуальной деятельности. Предмет исследования - механизм правового регулирования следственных действий.
Целью исследования является комплексное исследование механизма правового регулирования системы следственных действий. Достижений указанной нами цели возможно при решении следующих задач:
Изучение понятие и признаков следственных действий;
1.Анализ истории развития и функционирования механизма правового регулирования следственных действий в России;
2.Изучение системы следственных действий в уголовно
процессуальном законодательстве РФ;
3.Анализ оснований для классификации следственных действий;
4.Исследование сущности и видов оснований проведения следственных действий;
5.Изучение общих условий проведения следственных действий по законодательству России.
Методологической базой данного исследования служит общенаучный диалектический метод познания. В работе использовались также и иные общенаучные (метод анализа, синтеза, индукция и дедукция, метод аналогии и гипотезы, и иные) и частно-научные методы (исторический, логикоюридический, сравнительно-правовой, статистический, метод
сравнительного анализа и др). Нормативно-правовую базу составили Конституция Российской Федерации, действующее уголовно-процессуальное законодательство и другие нормативные правовые акты.
Теоретической основой исследования стали работы следующих авторов: Г.З. Адигамовой, О.Я. Баева, С. А. Бочинина, В.М. Быкова, Н. А. Колоколова, С.А. Шейфера и других.
Эмпирическая базой диссертации является правоприменительная практика.
На защиту выносятся следующие положения:
1.В УПК РФ не дается понятия «следственное действие» и «система следственных действий», что существенно затрудняет понимание сущности этих дефиниций.
2.Отсутствие единых критериев отнесения действий к числу следственных действий неизбежно приводит к тому, что в уголовно- процессуальной науке до сих пор не закончена дискуссия об определении сущности и наиболее важных признаков следственных действий.
3.Следственным действием следует считать систему детально регламентированных уголовно-процессуальным законом операций поискового, познавательного и удостоверительного характера, соответствующих особенностям следов определенного вида и направленных на отыскание, восприятие и закрепление содержащейся в них доказательственной информации, осуществляемую строго определенными должностными лицами и допускающую применение при необходимости мер государственного принуждения и ограничение прав участников уголовного судопроизводства.
4.Институт следственных действий, существовавший до принятия УПК РФ, современным российским законодателем существенно расширен. В нём появились новые виды следственных действий, появлений которых обусловлено достижениями науки и техники.
5.УПК РФ не содержит конкретных определений того или иного действия, не именует их следственными, а лишь дает правила и указания по его проведению. Это осложняет понимание сущности и границ действий, и требует анализа и дополнительного обращения к научным комментариям. На наш взгляд было бы целесообразным законодательно закрепить систему следственных действий с четким указанием видов и закрытым списком, что облегчило бы понимание и увеличило эффективность следственных действий.
6.Необходимо расширение границ контроля и записи переговоров. Из этого следует, что после проведения в установленном порядке процессуальной регламентации нового следственного действия - «электронное наблюдение» - в его объект будут включены все иные сообщения, передаваемые в электронном виде.
7.Классификации следственных действий позволяет не только целенаправленно использовать их применительно к каждому виду источников информации, но и избирать наиболее эффективные тактические средства, методы и приемы для каждого следственного действия с учетом сложившихся следственных ситуаций.
8.Можно заключить, что в научной среде нет единого мнения относительно понятия и существенных характеристик оснований производства следственных действий, что существенно осложняет работу правоохранительных органов. По нашему мнению, в УПК РФ должны быть внесены изменения, позволяющие сделать четкий вывод относительно сущности следственных действий. Разумным было бы вынесение вопросов, связанных со следственными действиями в отдельную главу или часть.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка.
Законодатель, не определяя содержание термина «следственные действия» в п. 19 ст. 5 УПК РФ раскрывает содержание правовой дефиниции «неотложные следственные действия». Получается, что, законодатель, не определив содержание базового понятия «следственные действия», сформулировал содержание понятия, основанного на нём.
Отсутствие единых критериев отнесения действий к числу следственных действий неизбежно приводит к тому, что в уголовнопроцессуальной науке до сих пор не закончена дискуссия об определении сущности и наиболее важных признаков следственных действий. Данный правовой спор продолжается уже не одно десятилетие, однако законодатель до настоящего момента не сформулировал четко свое мнение по этому вопросу.
Представляется, что формирование в странах постсоветского пространства собственного законодательства еще не закончено, в связи с чем имеет место необходимость совершенствования терминологии при изложении норм закона. Это характерно практически для всех стран СНГ, и в том числе для уголовно-процессуального законодательства России.
Следственным действием следует считать систему детально регламентированных уголовно-процессуальным законом операций поискового, познавательного и удостоверительного характера, соответствующих особенностям следов определенного вида и направленных на отыскание, восприятие и закрепление содержащейся в них доказательственной информации, осуществляемую строго определенными должностными лицами и допускающую применение при необходимости мер государственного принуждения и ограничение прав участников уголовного судопроизводства.
Включение подобного понятие в тест ст. 5 УПК РФ позволило бы, по нашему мнению, снять целый блок терминологических вопросов, связанных с отсутствием единого понимания следственных действий.
Большинство исследователей считает, что институт следственных действий начал формироваться в период зарождения российского государства. Отметим, что в данный исторический период начал своё развитие не только институт следственных действий, но и вся правовая система нашего государства. Следственные действия в этот период закреплялись законодателем бессистемно.
Основания и правила проведения следственных действий в период действия первых нормативно-правовых актов древнерусского государства детально прописаны не были.
Судебники 1497 и 1550 гг. установили две формы судопроизводства: в рамках состязательного процесса рассматривались и разрешались гражданские дела, а также менее тяжкие уголовные дела; в рамках розыскного (инквизиционного) процесса разрешались наиболее тяжкие уголовные дела, число которых входили уголовные дела, связанные с государственными преступлениями, убийствами, разбоями и др.).
В результате принятия Соборного уложения 1649 г. институт следственных действий увеличился, система следственных действий расширилась новыми видами. В число следственных действий, направленных на собирание доказательств, общий и повальный обыск, пытка и очная ставка.
Свод законов Российской империи 1832 г. распределил уголовное судопроизводство нашего государство на три этапа, в число которых следствие, суд и исполнение уголовных наказаний. Указанный нормативноправовой акт установил, что следствие осуществлялось в двух формах - в форме предварительного следствия или в форме формального следствия.
В Уставе уголовного судопроизводства институту следственных действий отдано несколько глава (главы 4, 5 и 7), которые помещены законодателем во второй раздел. Если изучить содержание этих глав, можно увидеть, что нормы, составлявшие институт следственных действий, логически и последовательно сменяют друг друга, отражая типичный ход предварительного расследования по уголовному делу.
Первые документы советского периода четко не закрепляли понятие и виды следственных действий, наоборот их распределение можно назвать хаотичным и поверхностным. Институт следственных действий, установленный в УПК РСФСР 1960 г. и действовавший до принятия УПК РФ, был видоизменен законодателем. В УПК РСФСР 1960 г. введена новая норма (174.1.), которая дополнила перечень следственных действий новым видом - контроль и запись переговоров.
Современный период становления и развития института следственный действий начался с принятием 18 декабря 2001 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
УПК РФ не содержит конкретных определений того или иного действия, не именует их следственными, а лишь дает правила и указания по его проведению. Это осложняет понимание сущности и границ действий, и требует анализа и дополнительного обращения к научным комментариям. На наш взгляд было бы целесообразным законодательно закрепить систему следственных действий с четким указанием видов и закрытым списком, что облегчило бы понимание и увеличило эффективность следственных действий.
Некоторые ученые отмечают, что важной проблемой эффективности следственных действий является отсутствие своевременного развития института. Некоторые из ныне существующих следственных действий, как справедливо указывается в юридической литературе, требуют определенных дополнений, расширений, отдельного внимания со стороны законодателя.
Классификация следственных действий позволяет не только целенаправленно использовать их применительно к каждому виду источников информации, но и избирать наиболее эффективные тактические средства, методы и приемы для каждого следственного действия с учетом сложившихся следственных ситуаций. Можно сделать вывод о многообразии оснований для классификации следственных действий, более того, стоит отметить, что каждая из них имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, помогая четко структурировать необходимые следователю и дознавателю знания.
Преступление может считаться раскрытым, а преступник изобличённым, если государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, соберут достаточно доказательств, подтверждающих виновность лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Для расследования уголовного дела и его раскрытия существенное значение имеют следственные действия, представляющие собой процессуальные способы собирания доказательств.
Процедура и правила проведения следственных действий часто становится предметом для исследования в науке уголовно-процессуального права. Следственные действия, являясь эффективным средством познания истины и установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, всегда сопряжены с ограничением прав граждан.
По нашему мнению основания производства следственных действий должны быть разделены на две группы: 1) фактические основания; 2) процессуальные (юридические) основания. Относительно фактических и процессуальных (юридических) оснований производства следственных действий необходимо сказать следующее.
Если говорить о последовательности появления основной для производства следственных действий, то изначально государственный орган или должностное лицо, осуществляющее уголовное преследование, располагает фактическими основаниями для проведения следственного действия.
Все исследователи, изучающие основания производства следственных действий, признают наличие юридических (процессуальных) оснований. В науке уголовно-процессуального права нет единого подхода к определению сущности процессуальных (юридических) оснований производства следственных действий. Анализ научной юридической литературы, посвященной данному вопросу, позволяет выделить несколько подходов к определению содержания процессуальных (юридических) оснований производства следственных действий.
Сторонники первого подхода к определению содержания процессуальных (юридических) оснований производства следственных действий (в науке уголовно-процессуального права его именуют узким подходом) акцент делают на процессуальный документ, который оформляем решение государственного органа (должностного лица), осуществляющего уголовное преследование, или суда о проведении следственного действия.
Сторонники второго подхода (широкий подход) отмечают, что содержания процессуальных (юридических) оснований производства следственных действий включает в себя несколько элементов. Большая часть исследователей, в чьих работах рассматриваются основания производства следственных действий, являются сторонниками широкого подхода к определению сущности юридических оснований производства следственных действий.
Следственные действия могут проводиться следователи и дознаватели, в отношении которые не принято решение об отводе. Основания (условия) и порядок отвода следователей и дознавателей, осуществляющих производство предварительного расследования, регламентирован в главе 9 УПК РФ.
Помимо общих оснований для производства следственных действий, характерных для всех следственных действий, в уголовно-процессуальном законе указаны специальные условия, которые присущи конкретным видам следственным действиям. Законодатель определяет в тексте уголовно - процессуального закона специальные условия, наличие или отсутствие которых обуславливает выбор конкретного вида следственных действий.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной регламентации института следственных действий. Разрозненность положений, связанных с проведением следственных действий, затрудняет их производство и правильное течение расследования преступлений. Видится необходимым переработка института следственных действий и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.
1.Конституция Российской Федерации // Консультант плюс: справочно-правовая система.
2.«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.03.2019) // Консультант плюс: справочноправовая система.
3.Федеральный закон от 20.03.2001 N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
4.Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. // Г арант: справочно-правовая система.
5.Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
6.Постановление Наркомюста РСФСР от 16.12.1917 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
7.Декрет ВЦИК от 30.11.1918 «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
8.Декрет СНК РСФСР от 10.02.1921 «О порядке осмотра и выемки почтово-телеграфной корреспонденции и доставления о ней сведений» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
9.Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об УголовноПроцессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // Консультант плюс: справочно-правовая система.
10.«Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // Консультант плюс: справочно-правовая система.
11.Постановление ЕСПЧ от 02.10.2014 «Дело «Мисан (Misan) против Российской Федерации» (жалоба N 4261/04) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
12.Постановление ЕСПЧ от 09.04.2009 «Дело «Колесниченко (Kolesnichenko) против Российской Федерации» (жалоба N 19856/04) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
13.Надзорное определение Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 41- Д12-48 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
14.Адигамова Г.З. Следственные действия, проводимые по судебному решению и с санкции прокурора: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. 27с.
15.Багмет A.M., Скобелин С.Ю. Извлечение данных из электронных устройств как самостоятельное следственное действие // Право и кибербезопасность. - М.: Юрист, 2013, № 2 (3). - С. 22-27...