ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТЕСТОВ 6
1.1 Общие вопрос организации педагогического контроля в спорте 6
1.2. Пути повышения надежности заключений (оценки) 13
1.3. Индивидуализация процесса занятия физической культурой и
спортом с учетом уровня подготовки занимающиеся 15
1.4. Методы тестов для определения специальной тренированности. 18
1.5. Методические принципы применения тестов
в спортивной практике 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 29
2.3. Технология организации объективности
процедуры тестирования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. .32
3.1. Построение должных уровней развития физических качеств, необходимых для сдачи норм в беге на короткие дистанции 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность исследования. В числе задач поставленных правительством РФ, предусмотрено «усилить физкультурную и спортивную работу среди детей и молодежи». Особенно важна работа по сдаче комплекса норм физических упражнений в общеобразовательных школах, где закладывается база физического совершенства. В настоящее время, несмотря на положительные изменения, эту работу нельзя признать вполне удовлетворительной.
Одной из причин недостаточно эффективной деятельности учителей физической культуры по комплексу программных нормативов является стандартный подход к организации физической подготовки учащихся, не учитывающий внутривозрастные различия и уровне проявления физических качеств свойственные и детям 1 - 3 классов [3,4]. Последняя обусловлено социальными факторами и гетерохронностью различия организма детей одного пола и, возраста. В этой связи возникла задача разработки моделей заданного (должного) уровня развития физических качеств, обеспечивающих сдачу конкретной нормы физического упражнения.
Решение этой задачи и является проблемой нашего исследования.
Объект исследования. Система оценки физической подготовленности и методика дифференцированного физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются физические качества детей и их должные нормы.
Целью данного исследования является совершенствование системы оценки физической подготовленности и методики дифференцированного физического воспитания детей младшего школьного возраста путем научного обоснования процесса воспитания физических качеств у школьниц младших классов.
Гипотеза. Мы предполагаем, что разработка научно-обоснованной методики в соответствии с индивидуально-типологическими и физиологическими особенностями учащихся позволит оптимизировать эффективность сдачи программных нормативов по физическому воспитанию.
Новизна исследования. Разработаны должные нормы двигательных способностей для детей младшего возраста и определены цифровые (количественные) данные, используемые как модельные характеристики.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в разработке моделей физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
Выяснение степени рассогласования между цифровыми характеристиками исходного и моделью заданного состояния позволяет выявить индивидуальные недостатки в уровне развития двигательных качеств школьников. Это дает возможность специалистам оптимизировать процесс управления подготовкой к сдаче норм программных нормативов, более направлено воздействовать на «слабые» звенья двигательных возможностей учащихся.
Задачи исследования.
1. Установить взаимосвязи между уровнем развития двигательных качеств и результатами в беге на короткие дистанции у школьниц 7 - 9 лет.
2. Рассчитать цифровые характеристики должных уровней развития двигательных качеств, необходимых для сдачи норм в беге на короткие дистанции у названного контингента.
3. Разработать должные нормы физических упражнений для сдачи норм в беге на короткие дистанции и проверить их преемственность на практике.
Выявленная нами перестройка параметров скоростных способностей в течение учебного года связана не только с изменением функционального состояния организма под влиянием учебных занятий, но и с большим разнообразием видов деятельности, физической подготовки.
У школьниц 7 - 9 лет уровни развития «взрывной» силы, активной гибкости, выносливости к работе субмаксимальной мощности и ловкости в своем совокупном воздействии на 73,2 - 75,3 %, обуславливают результативность комплекса программных нормативов - бега на короткие дистанции в избранном для исследования упражнений.
Величина влияния уровня развития каждого из указанных в работе двигательных качеств и их соотношение имеют своеобразные, зависящие от возраста школьниц, особенности. Но вне зависимости от возраста, результаты в беге на короткие дистанции на 50 % определяются совокупным воздействием «взрывной» силы и выносливости к работе субмакимальной мощности.
Наиболее точным методом оценки зависимости результатов в упражнениях комплекса программных нормативов от уровня развития двигательных качеств является частный коэффициент корреляции. Полный коэффициент корреляции менее информативен, так как с помощью его не представляется возможным точно вскрыть связи, которые могут оказаться «замаскированными» вследствие взаимодействия двигательных качеств.
Предлагаемый нами подход к использованию уравнений регрессии, позволил рассчитать должные уровни развития физических качеств, необходимых для сдачи норм в беге на короткие дистанции для школьниц 7 - 9 лет. Данный подход может быть рекомендован для построения аналогичных моделей для сдачи других нормативов комплексной программы.
Выяснение степени рассогласования между цифровыми характеристиками исходного и моделью заданного состояния позволяет выявить индивидуальные недостатки в уровне развития двигательных качеств школьников. Это дает возможность оптимизировать процесс управления подготовкой к сдаче норм программных нормативов, более направлено воздействовать на «слабые» звенья двигательных возможностей учащихся.
Критерием скорости может служить стабильность показателей, но устойчиво сохраняющаяся на новом уровне длительное время. Меньшая вариабельность показателей от минуты к минуте, от урока к уроку, большая экономия деятельности могут служить критериями работоспособности.
При подготовке к сдаче норм комплексной программы учебные группы целесообразно комплектовать с учетом не только хронологического возраста школьниц, но и индивидуальных особенностей развития двигательных качеств.
Для определения индивидуального уровня развития двигательных качеств могут быть использованы предлагаемые нами педагогические тесты. Основанием для рекомендации является их высокая воспроизводимость и независимость от личных качеств испытателя.
В однородных группах следует подбирать средства и методы подготовки к сдаче комплекса норм программы исходя из результатов сравнения рекомендуемых нами моделей физической подготовленности и фактического исходного состояния уровня развития двигательных качеств школьниц.
При подготовке школьниц к сдаче программных норм в беге на короткие дистанции рекомендуется обращать особое внимание на воспитание «взрывной» силы и аэробной выносливости.
Для оптимизации процесса управления, контроль за текущей динамикой воспитания двигательных качеств можно осуществлять с помощью использованных нами тестов.
1. Агаджанян Н.А. Экологическая физиология человека. М.: КРУК, 2000. - 416 с.
2. Акмалетдинов Р.А. Безынерционные скоростно-силовые тренажеры как средство профилактики и реабилитации опорно-двигательного аппарата человека. Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. - с. 4.6.
3. Бакемин К.П. Воспитание самостоятельности у юных спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий. Ж: ТиПФК, 2001. - №3. С. 26-28.
4. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации. 1998. - ТиПФК, № 1. - с. 31-33.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. ТиПФК, 2000. - 275.
5. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: НИЦ «ТиПФКиС, 2006. - с.112.
6. Белоусов С.Н. Воспитание в спорте. М.: ФиС, 2003. - 196 с.
7. Бондоревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью молодежи. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1993. 15 с.
8. Бэкман. Бокс. Тренировка чемпионов. Ростов на дону. Феникс, 2006. 160 с.
9. Вайнер И.М. Использование количественной информации в совершенствовании управления безопорной фазой прыжка. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 2002. - 469 с.
10. Викторов И.Б. Психологическая напряженность в спортивной деятельности. ТиПФК, 1998. №5. - с. 13-15.
11. Волков В.М. Тренеру о подростке. М.: ФиС, 1995. - 114 с.
12. Волков Л.В. Изучение корреляционных взаимосвязей между показателями физического и психического развития школьников среднего возраста. Ленинград. - 1979. - с. 29-34.
13. Высочин Ю.В. Спорт и здоровье нации. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 125 с.
14. Гильмутдинов Н.Е. Экспериментальное сравнение пульсовых характеристик при темповом беге с равномерной и переменной скоростью. Ж.: ТиПФК. 2007. №4. - с. 45-46.
15. Генов Ф. Психофизиологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: ФиС, 1991. - 186 с.
16. Годик М.А. О корректности измерительных и вычислительных процедур в спортивно-педагогических исследованиях. ТиПФК. - 1993. №4. - 56.
17. Гужаловский А.А. Физическое состояние спортсмена и его оценка. Ж.: ТиПФК, 1997. - №3. - с. 73-72.
18. Дашкевич О.В. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности. М.: ГЦОЛИФК, 2002. - 33 С.
19. Зациорский В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека. Ж.: ТиПФК, 1995. - №6. - с. 22-29.
20. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств в условиях урока физкультуры. Ж.: Физическая культура в школе, 2004. - №11. - с. 11-12.
21. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников. Ж.: Физическая культура в школе, 2006. - № 6. - с. 17-19.