Введение
1.Теоретико-методологическое обоснование формирования
профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений
1.1.Анализ проблемы развития профессиональной компетентности педагога:
сущность понятия, структура
1.2.Содержательная характеристика профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений для несовершеннолетних
1.3.Организационно-педагогические условия формирования
профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений для несовершеннолетних
Выводы по главе 1
2.Опытно-экспериментальная работа по формированию
профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений для несовершеннолетних
2.1.Диагностика аспектов педагогической деятельности, оказывающих
влияние на формирование профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений
2.2.Проектирование, анализ и обобщение организационно-педагогической деятельности, обуславливающей формирование профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений для
несовершеннолетних
2.3.Динамика результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Социальные, демографические и политические изменения государства Российская Федерация на протяжении последних лет стали факторами смещения в сторону гуманистической направленности процесса воспитания молодого поколения, развития различных форм и видов образовательных и специализированных учреждений, решения проблем социальной защиты детей. В тоже время обнаружился пласт приоритетных социальных проблем, требующих пристального внимания и немедленного разрешения, как в научном, исследовательском плане, так и в прикладном.
Демографическая ситуация находится под постоянным контролем государственной власти. Увеличение численности населения в 2015 году связано с потенциальными социальными и экономическими перспективами страны и региона. Решающими факторами, оказывающими влияние на рост рождаемости являются меры социальной поддержки. Деятельность по их реализации находится в зоне исключительного контроля Президента Российской Федерации, а также губернатора Самарской области.
Возрастают требования, утвержденные Правительством Российской Федерации, к учреждениям интернатного типа и центрам, обеспечивающим жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На IV Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году широко обсуждались мероприятия по реформированию и реструктуризации организаций для детей данной категории, определенные постановлением Правительством Российской «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Отмечалось наличие несогласованности между возможностями действующей интернатной системы и требованиями к реализации прав каждого ребенка. Реформирование ставит приоритетной задачей уменьшение числа детей, воспитывающихся в учреждениях и сохранение максимального числа детей в кровных или замещающих семья. В ходе реформирования большее число детей сможет получить семейное воспитание наряду с сокращением числа воспитанников учреждений для детей-сирот. По итогам 2016 года на семейные формы воспитания в замещающие семьи должно перейти 93% от общего количества детей.
Несмотря на присутствующий в Самарской области низкий уровень детской безнадзорности (0,1%) и незначительную тенденцию к снижению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (10550 человек в 2015 году в сравнении с 11618 в 2012 году) исключительно остро и драматично стоит вопрос социальной незащищенности и социальной дезадаптации детей этих категорий. Происходящие в российском обществе социальные перемены, беспристрастно констатируют рост числа семей, находящихся в социально опасном положении с 2440 семей до 3650 семей в 2015 году. Преобладающей долей обозначались социальные сироты - дети, имеющие родителей, но лишенные родительского воспитания, внимания и семейной среды в целом. Социально-неблагополучные семьи выступают показателем деформации института семьи, отягощенной пьянством, алкоголизмом и наркозависимостью и как следствие, — нивелирование семейных ценностей и социальное сиротство. Невозможна профилактика в условиях позднего выявления неблагополучной семьи, мало эффективными оказываются меры помощи в этих случаях, что приводит к крайним формам защиты прав ребенка — лишение или ограничение родительских прав. С целью эффективного решения проблемы социального сиротства требуется компетентная превентивная работа специалистов с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Качество системы социальной защиты населения напрямую зависит от сотрудников социальной службы, каждодневно решающих кризисные жизненные ситуации клиентов.
Министерство социально-демографической и семейной политики обеспечивает повышение квалификации педагогического персонала путем организации: обучения на курсах (в 2015 году прошли обучение 3225 человек из 18057 сотрудников), конкурсов методических проектов, мастер-классов (более 40). Анализ практической деятельности педагогов показал, что результативность процесса формирования профессионализма заключается прежде всего в мотивационной готовности к саморазвитию, включенности в инновационную деятельность, с опорой на самостоятельность и рефлексивность мышления.
Решение задач социального сиротства обязывает к повышению уровня компетенции, ответственности и актуализации всех имеющихся ресурсов. Принятие мер для разрешения обозначенных проблем, является жизненно важным фактором, для дальнейшей успешной модернизации социума и тесно связано с уровнем профессионализма педагогического состава, оказывающего социально-педагогическую реабилитацию с учетом сложного психо-эмоционального состояния контингента, требующего деликатного и доброжелательного отношения.
Таким образом, возникает необходимость изучения вопросов о формировании профессиональной компетентности педагогов
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, о модернизации комплекса повышения квалификации педагогов, о значении инновационных социальных технологий как фактора профессионального мастерства педагогов.
Социально-педагогический аспект актуальности исследования находит подтверждение в том, что последнее время передовая наука педагогика демонстрирует четкий вектор направленности на сохранение ценностных мировоззренческих установок педагогического процесса и на решении проблем социального сиротства и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием современных подходов и инновационных форм деятельности педагогов специализированных учреждений.
Вопрос социальной реабилитации воспитанников в контексте профилактики социального сиротства находит отражение в законодательных актах Правительства РФ и требует реформирования нормативно-правовой базы, систематизированной передачи опыта использования социальных инновационных технологий, методического и научного сопровождения. Деятельность в интересах детей ОБП на уровне Национальной стратегии, федеральной и региональной политики симбиотична с готовностью к изменениям и профессиональному росту кадрового состава учреждений социального обслуживания семьи и детства и диктует изменения к качеству трудового ресурса, способного не только реализовывать социальнореабилитационный процесс на высоком психолого-педагогическом и научнометодическом уровне, но самообразовываться в инновационной исследовательской деятельности. Ключевой фигурой социальнореабилитационного процесса является педагог, который напрямую воздействует на детей разного возраста, целенаправленно и грамотно применяя при этом профессиональные навыки. Определенно это указывает на назревшую необходимость изучения процесса формирования педагогической компетентности и ее развития.
Определяя содержание профессионализма педагога - включающего рефлективность и критичность мышления, владение функциональными обязанностями, активное использование творческого потенциала и тенденции к саморазвитию, не стоит забывать другие важные компетенции.
В рамках нашего исследования рассмотрим труд педагога специализированного учреждения как социально-значимую деятельность, реализующую усвоение младшим поколением коллективного культурного опыта и социальных ролей.
Педагог нашего времени нацелен на познание и осмысление реабилитационных задач, умело включает социокультурные и духовнонравственные направления при моделировании инновационных проектов совместной с детьми деятельности. Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, предполагает у педагога способность изменять ситуацию взаимодействия, предусматривая новые варианты ее развития. В своей деятельности он умело сочетает личностную, социальную и профессиональную позицию. На профессиональном поприще педагог социального приюта для детей и подростков, выполняет, наряду со стандартными функциональными обязанностями, задачи личностного характера в неординарных случаях, используя арсенал собственной личности. Можно с уверенностью утверждать, что справиться с подобными проблемами по плечу только профессионалу, человек высокой общей и педагогической культуры.
На протяжении последних десятилетий на стыке наук: социальная психология и педагогика, социология, педагогическая психология происходят исследования, изучающие процесс становления
профессиональной компетентности педагога.
Сравнительный анализ прогрессивной научной литературы выявил факт существования и непрерывного изменения феномена «профессиональная компетентность». Исследование показало наличие множества разнообразных научных работ, посвященных изучению таких представлений как «компетентность» и «компетенция». В первой половине 20 века одним из первых сформулировал понятие «компетентность» германский ученый Ю. Хабермас в работе посвященной философии языка, включающей в себя теорию коммуникаций. Он предположил, что в основе речевой рациональности находится коммуникативная компетенция личности, состоящая в понимании языка и умении использовать понятые слова и фразы в последующих различных ситуациях. Впоследствии термин «компетентность» использовался в трудах социальной психологии, где ему придавалось значение стопроцентного, детального владения теорий и практикой в своей деятельности, полное освоение концепции работы, а также
возможных вариантов и средств получения запланированных результатов. Далее американский психолог и педагог Джером С. Брунер формулировал компетентность как сочетание качественных свойств (компетенций), которыми необходимо обладать всякому профессионалу своего дела. В отечественной педагогике научными разработкам феномена
«профессиональная компетентность» занимались такие ученые как: А.К. Маркова, В.Н. Введенский, Н.В. Кузьмина и прочие. Артур Реан и В.Н. Куницына, почетный профессором Эдинбургского университета Дж. Равен и многие другие проводили исследования понятия «социальная компетентность», что дает нам представление о профессиональной компетентности как новообразовании личности, сформировавшееся при интеграции осознанных ценностных ориентаций и мотивов, личностных качеств, навыков социального взаимодействия, профессиональных знаний и умений.
Несмотря на это, термин «компетентность» в современных педагогических работах понимается по-разному. Ведущие ученые В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов придерживаются точки зрения, что профессиональная компетентность - это, прежде всего, одновременно теоретическая и эмпирическая готовность к профессиональной деятельности.
Профессор В.Р. Веснин рассматривает профессиональную компетентность как умение субъекта безошибочно выполнять свою работу на высоком качественном уровне, не только в обычной, привычной обстановке, но и в крайних, чрезвычайных условиях, а также эффективно познавать новое и высокие адаптационное способности в изменяющихся условиях. Представленные подходы возвращают наше внимание к вопросу об истинной трактовке категорий «компетентность» и «компетенция» и применение их в ходе обучения педагогов специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации социальной реабилитации.
В ходе многократных исследований проблемы формирования компетентности педагогов научно разработаны ее составляющие:
-дефиниции «компетентность», «компетенция» - изучались А.В. Хуторским, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, Н.М. Борытко и пр.;
-возможные способы совершенствования профессиональной
компетентности и компетенций освещались Э.Ф. Зеер, Н.Г. Жуковым и т.д.;
-изучали становление профессионализма в режиме работы специализированного учреждения социальной защиты — Н.В. Долматова, В.С. Торохтия, В.Г. Бочарова и др.;
-понятия «инновация», «инновационная деятельность»
применительно к педагогическому процессу характеризовались Л.С. Подымовой, В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым и многими другими;
-виды самообразования, направленные на развитие способностей, склонностей, интересов педагогов нашли отражение в работе В.С. Безрукова, Г.А. Карповой и др.
К сегодняшнему дню выполнен блок диссертационных исследований, посвященных профессиональной компетентности педагога. Теоретически разработана и обоснована структурно-функциональная модель развития компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности (И.С. Николаева) [43]; обобщены и проанализированы задачи профессионального становления будущих рабочих начального профессионального образования (Н.И. Нагимова) [42].
Практически во всех научных работах рассматриваются инструменты социально-реабилитационного процесса: профессионализм, компетентность, компетенция. Они же выступают как средства необходимые для успешной реализации целей социальной защиты неблагополучных слоев населения.
В перечисленных научных трудах не рассматривалась взаимосвязь конструктов: повышение профессиональной компетентности и
систематическая включенность педагога специализированного учреждения в организационно-педагогическую деятельность. Недостаточно глубоко разработан данный аспект, не смотря на то, что наличие четкой структуры организационно-педагогической деятельности позволит исключить эпизодический, стихийный уклон развития профессионального мастерства педагога сферы социальной защиты, в общем, и специализированного учреждения, в отдельности.
Научно-теоретический аспект актуальности данного исследования опирается на теоретические и методологические выводы содержания профессиональной педагогической компетентности, механизмов, отдельных конструктов и условий её формирования.
Отсутствие единства в научных изысканиях исключает возможность полноценного представления о наличии положительной динамики, в вопросе формирования профессиональной компетентности педагога
специализированного учреждения, на существующем витке социального строя по целому ряду причин. Особо можно выделить следующие недостатки:
-отсутствие единого научного подхода в разработке содержания, методов и форм профессиональной компетентности педагога специализированного учреждения, что снижает эффективность реабилитационных мероприятий, в частности и качество социального обслуживания населения, в целом;
-отсутствие анализа структуры инновационной проектной
деятельности и ее влияния на профессионализм педагогов специализированного учреждения;
-процесс формирования профессиональной компетентности педагога специализированного учреждения, как интегрированной совокупности ключевых, базовых и специальных компетенций - недостаточно исследован. Вместе с тем, педагогу отводится решающая роль в процессе реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, анализ научных и эмпирических исследований практического опыта в области социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, позволили выявить следующие противоречия между:
-между современной социальной ситуацией и существующими формами формирования профессиональной компетентности педагогов;
-существующим запросом общества на ресурс педагогического контингента специализированных учреждений и (сложившейся) незрелостью научно-методической базы образовательной среды;
-научными знаниями о психологических и личностных особенностях детей, находящихся в социально-опасном положении и низким уровнем применения этих знаний в нестандартных ситуациях социальнопедагогического процесса в специализированном учреждении для несовершеннолетних;
-имеющимися в опыте учреждений интернатного типа, практических примеров включения педагогами инновационных форм работы, активизирующих рост профессиональной компетентности и отсутствием научного осмысления потенциальных возможностей инновационной деятельности для педагогов специализированных учреждений.
-потребностью практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса развития профессиональной компетентности социального педагога и недостаточной разработанностью данного направления в педагогической науке.
Вследствие этого можно заключить, что насущная потребность в разрешении данных противоречий определила своевременность настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: Каковы теоретические основы и практические пути формирования профессиональной компетентности педагогов специализированных
учреждений?
Решение данной проблемы определяет тему исследования: «Формирование профессиональной компетентности педагогов
специализированных учреждений».
Объектом исследования выступает процесс формирования профессиональной компетентности педагога, реализующего
реабилитационно-воспитательную деятельность в специализированном учреждении для несовершеннолетних.
Предмет исследования - профессиональная компетентность педагога, специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации.
Цель исследования: разработать, аргументировать и практически реализовать комплекс организационно-педагогических условий
формирования профессиональной компетентности педагогов
специализированных учреждений для несовершеннолетних.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования была определена следующая гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности педагога
специализированного учреждения, будет более результативным, если:
1)определено содержание понятия «профессиональная компетентность» как личностное новообразование педагога специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
2)раскрыта компоненты и обоснована единая структура профессиональной компетентности педагога специализированного учреждения;
3)обоснован и внедрен комплекс организационно-педагогических условий
формирования профессиональной компетентности педагога
специализированного учреждения.
4)разработаны критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов специализированного учреждения;
Представленный выше научный аппарат определил необходимость постановки и решения следующих задач:
-провести анализ проблемы формирования профессиональной компетентности;
-определить содержание дефиниции «профессиональная компетентность» как личностного новообразования педагога учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
-разработать программу спецкурса формирования профессиональной компетентности педагогов, с учетом особенностей социальнореабилитационной деятельности;
-выделить, структурировать и экспериментально проверить действенность организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогов, специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Теоретическую платформу нашей работы составляют
основополагающие представления психологии, методологии, педагогики:
-формирование профессиональной компетентности в аспекте психологопедагогических подходов (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова, Л.А. Петровская, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.);
-основные положения психологии профессионализма и становление профессионала (Н.И. Калаков, Н.Б. Шмелева А.А. Деркач, А.К. Маркова, В.Г. Зазыкин, и др.);
-основы личностного становления в профессиональном развитии и профессиональное образование (В.В. Сериков, В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина и др.);
-вопросы становления личности в процессе овладения профессией (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Э.Ф. Зеер и др.).
Выбор методов определен целью, темой, гипотезой и задачами исследования, комплементарных и взаимодополняющих друг друга:
-теоретические (научный анализ методологической, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение);
-практические (изучение и обобщение педагогического опыта работы, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, тестирование, корреляция, ранжирование);
-констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
-методы первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента, графическое представление результатов экспериментального исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: государственное казенное учреждение Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин».
Поставленные задачи и выбранная методологическая платформа определили ход диссертационного исследования.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе (2015-2016гг.) был проведен анализ научной литературы; определены противоречия существующим запросом общества в компетентных педагогах специализированных учреждений и сложившейся базой образовательной среды и на их основе сформулирована гипотеза, выдвинуты задачи; уточнены ведущие понятия исследования, разработана диагностическая стратегия фиксирования изначального уровня развития профессиональной компетентности; проведен констатирующий эксперимент. На данном этапе преобладали теоретические методы исследования.
На втором этапе (2016-2017 г.), разработан и проведен формирующий эксперимент для проверки гипотезы исследования. Второй этап сопровождался эмпирическими методами исследования с систематической фиксацией, синтезом и анализом результатов. Проведена экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогов
специализированных учреждений.
На третьем этапе (2017 г.) систематизировались и анализировались итоги исследовательской работы, определялась логика изложения материала, формулировались практические и теоретические заключения, выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление собранных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-сформулировано в актуальной интерпретации понятие «профессиональная компетентность »;
-развернута и аргументирована в контексте основных компонентов структура профессиональной компетентности педагога специализированных учреждений для несовершеннолетних, оставшихся без попечения;
-проработан и испытан комплекс организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагога;
-исследована и обоснована совокупность критериев и показателей сформированности профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
-с помощью компетентностного подхода интерпретированы теоретические положения: содержание, структура и процесс формирования компетентности педагогов специализированных учреждений для несовершеннолетних, обогащающий теорию объекта исследования;
- аргументировано исследован комплекс организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений для нуждающихся в социальной реабилитации несовершеннолетних, придающий дополнительное научное значение методическим и психологическим аспектам практической деятельности педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в:
- разработке программы спецкурса формирования профессиональной компетентности, которая предполагается к использованию в целях прогнозирования и обеспечения результативного процесса, включающего самостоятельную деятельность специалистов;
-разработке системы критериев, показателей и уровней сформи- рованности ключевых компонентов профессиональной компетентности педагога для последующего применения в программе корпоративного внедрения учреждениями подведомственными министерству социально - демографической и семейной политики;
-комплексе диагностических методик измерения сформированности компонентов исследуемой компетентности; методические материалы; программе спецкурса вебинаров «Маршрут профессиональной компетентности педагога специализированного учреждения»; разработке тренинговых занятий, деловых игр и упражнений.
Материалы исследования могут использоваться педагогами специализированных учреждений при составлении программ реабилитации.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается использованием комплекса педагогических, психологических, методических и философских положений,
обоснованностью начальных теоретических посылов, выбором методов, соответствующих задачам работы; обработкой результатов опытноэкспериментальной части исследования методами математической статистики, репрезентативностью полученных данных; подтверждением гипотезы опытно-экспериментальной проверочной работой в условиях реальной деятельности педагога.
Личное участие соискателя заключается в изучении практической и теоретической составляющих проблемы: выделение базовых параметров (уровней, критериев и их показателей) процесса формирования компетентности педагога специализированного учреждения; организация экспериментальной работы и внедрение ее результатов; проведение итогового анализа; разработке программы спецкурса вебинаров и их проведение.
Апробация и внедрение результатов исследования реализовывались в течение всего периода исследования.
Непосредственное участие автора в научно-практических конференциях и городских семинарах, в научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «НОВАЯ НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» (г.Стерлитамак 26.09.2016); VIII
Международной научно-практической конференции «Инфо-Стратегия 2016: Общество. Государство. Образование» (г. Самара 21-24 июня 2016г.); областного обучающего семинара - тренинг личностного роста «Развитие педагогических компетенций у воспитателей социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, детских домов». (г. Тольятти, 15.12.2015г.); областного обучающего семинара «Интегративный подход к профориентации женщин в трудной жизненной ситуации в контексте социально-реабилитационной работы» (г. Тольятти, 21.04.2016г.); мастер-класса «Реализация технологического подхода в процессе изучения гуманитарных дисциплин» (г. Тольятти, 13-15 апреля 2016г.).
Результаты научного исследования осуществлялись на заседаниях педагогического совета ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин», презентовались на заседаниях кафедры теории и методик преподавания ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», постоянно действующих по данной проблеме семинарах - практикумах руководителей и методических работников учреждений социальной защиты Самарской области.
Практические разработки, теоретические положения, базовые результаты исследования нашли отражение в научных публикациях и тезисах автора.
На защиту выносятся:
1. Профессиональная компетентность педагога специализированного учреждения - это личностное новообразование, основанное на единстве ценностно-мотивационных установок, высокого уровня эмпатии и приемов саморегуляции в межличностных контактах, развитых коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективное взаимодействие и результативную деятельность в сфере профессиональных достижений.
2. Структура профессиональной компетентности включает в себя:
-Ценностно-мотивационный компонент который можно определить как совокупность мотивов, ценностей, ценностных установок, а также наличие целенаправленного интереса к своей профессиональной деятельности;
-Личностно-регулятивный компонент связанный со спецификой работы с воспитанниками, оставшимися без попечения родителей, эмоциональным сопереживанием их жизненным обстоятельствам, который обеспечивает не только адекватное владение собой и ситуацией, позволяя находить выходы из сложных жизненных ситуаций, но и является гарантом формирования гуманистических взаимоотношений в сообществе;
-Социально-коммуникативный компонент проявляющийся в системе профессионального, делового, межличностного взаимодействия педагога с социумом (коллегами и детьми) как способность к организации эффективных коммуникаций, а также выражающийся в социальной зрелости, самостоятельности, социальной активности.
-Деятельностный компонент педагогической работы имеющий
теоретико-научные и профессионально-практические основания для взвешенных самостоятельных решений педагогических ситуаций;
применения инновационных социально-педагогических технологией; синтеза и продвижения педагогического опыта на семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства и других видов методической работы, в том числе через созданные или модифицированные им программы, разработанные методические рекомендации и прочие формы авторских действий.
3.Комплекс организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений для несовершеннолетних:
-актуализация методических ресурсов, как средств формирования профессиональной компетентности педагога;
-уточнение системы оценки качества деятельности педагога, в рамках внедрения профессионального стандарта качества;
-стимулирование саморазвития педагога через включение в психологопедагогический тренинг.
4.Критерии и показатели сформированности профессиональной
компетентности включает уровни сформированности: критический,
допустимый, оптимальный; критерии и показатели выраженности ценностномотивационного, личностно-регулятивного, социально-коммуникативного и деятельностного компонентов, позволили произвести анализ и оценку степени сформированной профессиональной компетентности педагогов, определить результаты.
Структура и содержание диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
На протяжении исследования решены основные задачи, полученные данные позволяют подвести обобщающие итоги:
1.В соответствии с целями и задачами исследования определено содержание понятия «профессиональная компетентность педагога специализированного учреждения» как личностное новообразование, основанное на единстве ценностно-мотивационных установок, высокого уровня эмпатии и приемов саморегуляции в межличностных контактах, развитых коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективное взаимодействие и результативную деятельность в сфере профессиональных достижений.
2.Раскрыта компоненты и обоснована единая структура
профессиональной компетентности педагога специализированного
учреждения.
3.Разработаны критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений для несовершеннолетних.
4.Выделен, структурирован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогов с учетом особенностей их социальнореабилитационной деятельности в условиях приюта для детей и подростков.
5.Разработана и реализована программа спецкурса формирования профессиональной компетентности педагогов, с учетом особенностей практической деятельности.
Данная научно-исследовательская работа раскрыла многогранность исследуемой проблемы и подтвердила справедливость предположений, выдвинутых в гипотезе.
Перспективными направлениями дальнейших научных поисков могут стать исследования по конкретизации компонентов профессиональной
компетентности в содержательном и методологическом аспектах; разработке их категорий с учётом системы квалификационных требований.
1.Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К Бабанский; сост. М.Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
2.Баранов, Е.Г. Формирование самостоятельности личности [Текст] Е.Г. Баранов// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 - го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2003 года:Т.1. - СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 289-293.
3.Белоновская, И. Д. Инженерная компетентность специалиста: теория и практика формирования [Текст]: монография / И. Д. Белоновская. - М.: Дом педагогики, 2005. - 253 с.
4.Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика [Текст] / В. П. Беспалько.
- М.: Народное образование, 2008. - 512 с.
5.Бехтенова, Е. Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е. Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 320 с.
6.Бим-Бад, Б.М. Антропологические основы образования: очерк проблем и методов их решения [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - Москва: Российский открытый Университет,1994. - 36 с.
7.Болотов, В. А. Компетентностная модель [Текст]: от идеи к обра- зовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Перемены. - 2004. - №2. С. 130-139.
8.Большой психологический словарь [Текст]/ Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс, 2004. - 327 с.
9.Болонский процесс [Текст]: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под ред. В.И. Байденко. - М., 2006. - 210 с.
10.Бояцис, Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы [Текст] / Р. Бояцис/ Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2008. - 352 с.
11.Браже, Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление [Текст] / Т.Г. Браже. - Л., 1990. - 325 с.
12.Васильева, З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст]/З.И. Васильева. - Л.: Лениздат, 1973. - 135с.
13.Введенский, B.H. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
14.Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности [Текст] / С.Н. Гавров, Н.Д. //Вестник УРАО. - 2008 г. - № 5. - С. 21- 28.
15.Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии [Текст] / Г. Гарфинкель / СПб.: Питер, 2007. - 335 с...