Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении

Работа №111305

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

уголовно-исполнительное право

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях 6
1.1 Понятие и сущность воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях 6
1.2 Исторический аспект организации воспитательной работы с осужденными 20
Глава 2 Формы и методы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях 29
2.1 Формы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях 29
2.2 Методы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях 47
Глава 3 Особенности организации и проведения воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы современной России 58
3.1 Проблемы организационно-правового регулирования проведения воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях 58
3.2 Основные направления совершенствования организационно-правового обеспечения воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях 63
Заключение 75
Список используемой литературы и используемых источников 81
Приложение А Примерный список вопросов на интервьюирование 87

Актуальность исследования. Воспитательная работа с осужденными рассматривается как основанная на педагогических методах система воспитательных мероприятий, планомерно проводимых работниками уголовно-исполнительной системы (далее УИС) в коллективной и индивидуальной формах. Изучение эффективности воспитательной работы с осужденными является одним из актуальных направлений современных исследований. За последние годы государством проделана объемная, социально ориентированная работа в сфере противодействия преступности.
Решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовной и уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказаний, реализуется концептуально новая программа развития уголовно-исполнительной системы.
Одним из приоритетных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы до 2030 г. является усиление психолого-педагогических методов работы с осужденными.
Важную роль в достижении цели исправления осужденных, как одно из основных средств, играет и воспитательная работа. В соответствии со ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ) воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных, ориентирована на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Степень разработанности темы исследования. Проблемные вопросы воспитательной работы с осужденными затрагивалась целым рядом ученых- юристов, педагогов и психологов. Среди них такие известные авторы, как И.В. Борисенко, А.А. Ефименко, Л.А. Латышев, А.С. Макаренко и другие.
Отдельные вопросы проблем воспитательной работы с осужденными затрагивались в исследованиях ведущих ученых, либо проводились до принятия уголовно-исполнительного кодекса России 1997 г., что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с проведением воспитательной работы в процессе отбывания наказаний осужденными.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, регулирующие вопросы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
Цель исследования состоит в анализе вопросов организации, содержания и проведения воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• раскрыть понятие и сущность воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях;
• охарактеризовать вопросы воспитательной работы с осужденными в историческом аспекте;
• исследовать содержание форм и методов воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях;
• охарактеризовать особенности воспитательной работы с лицами женского пола в местах лишении свободы;
• выявить проблемы организационно-правового регулирования проведения воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях;
• проанализировать основные направления совершенствования организационного вопроса воспитательной работы с осужденными .
Методологическая основа исследования. В процессе написания работы использованы общенаучные методы (исторический, логический, системно­структурный и эмпирический) и частнонаучные методы (социологический, статистический и т. п.), а также методы, выработанные юридической наукой (сравнительно-правовой и формально-юридический и др.).
Нормативной базой исследования являются положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; подзаконные и ведомственные нормативные акты ФСИН России, регулирующие вопросы деятельности учреждений, исполняющих наказания.
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении историко-теоретических, организационно-правовых и практических вопросов воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях. Кроме того, проведенный правовой анализ законодательства, регулирующего организацию и проведение воспитательной работы с осужденными, позволил выявить правовые пробелы, а также сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования этого вида деятельности (в частности, дополнить уголовно-исполнительное законодательство нормами).
Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, аналитический научный обзор показал, что анализу теоретических особенностей воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях уделялось большое внимание еще с 19 века.
Был сделан вывод о том, что воспитательная работа с осужденным должна включать: оказание воспитательного воздействия, как неиндивидуального, так и на коллективного характера; спектр способов воспитательного воздействия должен быть обширным; воспитательная работа с осужденными должна сформировать у них правопослушное поведение и дальнейший отказ от совершения новых противоправных деяний; перевоспитать их с точки зрения нравственности; правосознания, отношения к труду к физическому состоянию и пр. места лишения свободы, кроме изоляции, должны способствовать, в первую очередь, исправлению и дальнейшей правопослушной жизни вне исправительных учреждений.
Отметим, что труды всех вышеуказанных юристов и психологов послужили основой для разработки теоретических основ воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
Наряду с этим нельзя не отметить, что теоретическая база нуждается в обновлении. На сегодняшний день разрабатывается и издается мало научных трудов, посвященных теоретическим особенностям воспитательной работы с осужденными.
Уголовно-исполнительная система российского государства в настоящее время сопровождается негативными тенденциями в организации воспитательного процесса (многие и вовсе считают, что демократически организованное государство не вправе «принудительно улучшать своих граждан») - разработка новых теоретических материалов, обосновывающих важность и подчеркивающих особенности воспитательной работы с осужденными значима для дальнейшего развития и совершенствования этой области.
Воспитательная работа осуществляется в трех основных формах: массовой; групповой; индивидуальной.
Массовые формы включают: лекции, концерты художественной самодеятельности, вечера вопросов и ответов, тематические вечера и др. Они применяются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов за определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.
Групповые воспитательные мероприятия являются более распространенными: беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.
Индивидуальная воспитательная работы проводится на основе индивидуальной исправительной программы. При освобождении осужденного по любым из предусмотренных законодательством оснований, индивидуальная исправительная программа имеет свое логическое завершение. Описанный выше подход к составлению такой программы может быть учтен при составлении методических рекомендациях, направленных на подготовку осужденных к освобождению. В частности, основными предложениями автора являются:
• определение «Индивидуальная воспитательная работа - это система индивидуальных воспитательных мероприятий, подобранных в отношении осужденного с учетом его личности и поведения, планомерно проводимых с ним на основе индивидуальной исправительной программы для: привития осужденному знаний, значимых для соблюдения норм права и общепринятой морали (нравственности) в основных сферах жизнедеятельности; вовлечения осужденного в социально полезную деятельность и (или) общение в рамках воспитательных мероприятий; мотивирования осужденного к самостоятельному проявлению ресоциализирующей активности с использованием имеющихся в учреждении УИС возможностей»;
• разделение программы на три периода (с установлением временных рамок данных периодов): период адаптации - первые два месяца после распределения осужденного в отряд учреждения УИС; основной период - временной отрезок после окончания периода адаптации и началом завершающего периода; завершающий период - последние три месяца срока наказания (для осужденных, освобождающихся по отбытии срока наказания) либо временной промежуток от пяти до тридцати дней перед направлением в суд представления о досрочном освобождении осужденного (для осужденных, в отношении которых комиссией учреждения УИС принято положительное решение о представлении к институтам досрочного освобождения);
• акцентирование внимания на том, что период адаптации программы, фактически, направлен на подготовку осужденного к основному периоду программы, для чего в течение первых двух месяцев нахождения осужденного в отряде учреждения УИС проводятся мероприятия по изучению личности осужденного и его осознанному включению в процесс исправления;
• требования к составлению мероприятий основного периода программы, которые заключаются следующем: каждые шесть месяцев основного периода должна последовательно прорабатываться одна из трех основных сфер жизнедеятельности; проработка одной из трех сфер жизнедеятельности обеспечивается посредством планирования на каждые шесть месяцев основного периода программы не менее двух формирующих (мотивирующих) бесед с осужденным и дачи ему не менее одного индивидуального поручения, которые должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга в проработке определенной сферы жизнедеятельности;
• необходимость логического завершения программы и закрепления достигнутых при ее реализации результатов посредством проведения в завершающий период трех мероприятий (двух формирующих (мотивирующих) бесед и одной психологической консультации), направленных на последовательную актуализацию компетенции, значимых для ведения осужденным правопослушного образа жизни в трех основных сферах жизнедеятельности.
Воспитательный процесс в исправительных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Проблемы воспитательного воздействия, их ресоциализации и социальной адаптации требуют решения с учетом их психофизиологических особенностей, а также индивидуального подхода в каждом конкретном случае, поскольку конечная цель данного процесса заключается в формировании личности, готовой к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, интересов, способной полноценно функционировать в обществе в условиях свободы.
Совершенствование и оптимизация процесса воспитательной работы в сфере деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы на правовом уровне включает в себя поиск новых подходов организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы и внесение изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство.
Для эффективной организации воспитательной работы и совершенствования законодательства предлагается внести изменения действующее уголовно-исполнительное законодательство:
а) В ст. 117 УИК РФ необходимо ввести следующее положение: «постановление начальника исправительного учреждения о наложении дисциплинарного взыскания может быть отменено по решению вышестоящего начальника при условии нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства при его применении».
б) В ч. 3 ст. 771 УИК РФ необходимо конкретизировать порядок применения мер взыскания на осужденных в соответствии с Федеральным Законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так, в качестве мер взыскания (торможение отрицательного поведения) предлагается внесение изменений в ч. 1 и 3 ст. 117 УИК РФ:
1) часть 1. «При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий»;
2) часть 3. «Дисциплинарный штраф налагается только за нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в части первой статьи 116 настоящего Кодекса. Дисциплинарный штраф исполняется при наличии у осужденного денежных средств на лицевом счете. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет».
в) Предлагается добавить ч. 5 в ст. 116 УИК РФ: «Осужденный не является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при переводе его в порядке ч. 5 ст. 120, ч. 6 ст. 122, ч. 6 ст. 124, ч. 3 ст. 132 со строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания, а также в порядке ч. 5 ст. 130 со строгого режима на общий режим».
г) Также предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 129 УИК РФ в следующей редакции: «Осужденным запрещается использовать и хранить на территории колонии-поселения, а также за ее пределами, в том числе на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений».


1. Альперн Л. Тюрьма с человеческим лицом. О посещении женских пенитенциарных учреждений в Польше // Электронный журнал «Неволя» № 18 2003. URL: http://l.index.org.ru/joumal/18/18-alpem-2.html (дата обращения: 20.02.2022).
2. Ананьев О.Г. Реформирование воспитательной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнитеьной системы. 2018. № 10. С. 34-37.
3. Антонян Е.А. Психологические особенности наказания в виде лишения свободы // Юридическая психология. 2019. № 1. С. 42-45.
4. Афанасьев С.А. Уголовно-правовая характеристика осужденных, отбывающих уголовные наказания в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 1. С. 175-179.
5. Бабаян С.Л. Зарубежный опыт применения поощрительных институтов в пенитенциарных учреждениях // Российский следователь. 2016. № 14. С. 47-50.
6. Баркалова Н.В. Пенитенциарная психология и педагогика в Поволжье // Сб. передового опыта и метод. разработок. Вып. 2. Саратов. 2019. 264 с.
7. Бахтин A.A. О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исправительному законодательству России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Право. 2019. № 1 (5) С. 68­72.
8. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 1. С. 25-28.
9. Борисенко И.В. Пенитенциарная система России: история и современность // Актуальные вопросы изучения и преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права: матер. Междунар. науч. практ. конф (г. Витебск, 26-28 апреля 2018 г.). Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. С. 369-372.
10. Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. М. : КноРус, 2019. С. 43-56.
11. Гагиева Л.А. Педагогические условия эффективной воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6. С. 164-170.
12. Гундарев А.А. Направления совершенствования законодательства о правах, осужденных в исправительных учреждениях / А.А. Гундарев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 364-366.
13. Гусаров П.Н. Технологии социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 273-276.
14. Дмитриев Ю.А. Юридическая педагогика: курс лекций. М. : Деловой двор. 2020. 102 с.
15. Ежова О.Н. Проблема психологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы //Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе: Материалы науч.-практич. конф. психологов УИС /под ред. М.Г. Дебольского. М. : ФСИН России. 2018. 104 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ