Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения коррупции как социального явления 7
1.1 Понятие коррупции, ее причины: сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства 7
1.2 Классификация и типологизация коррупции 15
Глава 2 История коррупции, определение коррупции, антикоррупционное законодательство, коррупционные преступления. 18
2.1 История возникновения коррупции в древней Руси, Российской Империи и СССР. 18 2.2 Коррупция в Российской Федерации в 1990-е и 2000-е годы. 21
2.3 Формирование и развитие национального антикоррупционного законодательства и законодательства зарубежных стран . 24 Глава 3 Противодействие коррупции: понятие, принципы, концепции, опыт, меры противодействия. 35
3.1 Понятия, принципы, концепции противодействия коррупции . 35
3.2 Меры по противодействию и предупреждению коррупции на корпоративном уровне. Опыт США, Великобритании, Германии и Франции. 45
3.3 Меры по противодействию и предупреждению коррупции на корпоративном уровне в России. 50
3.4 Уголовно-правовые меры противодействия коррупции. 54
Заключение. 65
Список используемой литературы и используемых источников . 68
Цель– анализ исторических причин возникновения коррупции в России и углубленное изучение мер противодействия коррупции, на основе которых сделаны ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства, а также принятия ряда 4 практических шагов, прежде всего, на уровне юридических лиц, которые смогли бы снизить коррупцию.
Задачи:
- провести сравнительный анализ российского и зарубежных антикоррупционных законодательств, определить понятие коррупции.
- установить виды и типы коррупции;
- провести анализ причин возникновения коррупции в древней Руси, Российской Империи и СССР;
- установить причины широкого распространения коррупции в Российской Федерации в 1990-е и 2000-е годы;
- провести анализ формирования и развития российского антикоррупционного законодательства и законодательств зарубежных стран;
- определить понятие, принципы и концепции противодействия коррупции;
- провести анализ мер противодействия коррупции на корпоративном уровне в США, Великобритании, Германии и Франции;
- провести анализ мер по противодействию и профилактике коррупции на корпоративном уровне в России;
- провести анализ уголовно-правовых мер противодействия коррупции в Российской Федерации
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере противодействия коррупции.
Предметом исследования являются действующее антикоррупционное законодательство, меры противодействия коррупции, которые основаны на действующем законодательстве, судебная практика.
Коррупция в России имеет глубокие исторические корни и известна, в различных её проявлениях, с XXIV века. Противодействие коррупции не привело к значительным успехам ни в один из периодов существования российского государства.
Коррупция в современной России и её размеры обусловлены как историческими, так и политическими, экономическими и социальными причинами. Системная борьба с коррупцией в Российской Федерации началась только в 2008 году, после принятия ФЗ «О противодействии коррупции».
В настоящее время в распоряжении властей находится обширный инструментарий для противодействия и профилактики коррупции. Отсутствие ощутимых результатов в сфере противодействия коррупции объясняется рядом факторов, включая сохраняющееся несовершенство законодательства и отсутствие законодательного регулирования антикоррупционной деятельности юридических лиц.
Действующее законодательство определяет объективную сторону коррупции как злоупотребление служебным положением, дачей/получением взятки, незаконном использовании своего должностного положения против законных интересов общества и государства. Субъективная сторона коррупции определяется прямым умыслом, преднамеренном получении незаконного вознаграждения. Коррупционные преступления имеют формальный характер.
Действующее законодательство имеет ряд пробелов, которые следует устранить для более эффективного противодействия и профилактики коррупции, например, ввести единое определение коррупции и единый перечень коррупционных преступлений, ввести уголовную ответственность за незаконное обогащение, ввести уголовную ответственность за взяточничество в отношении государственных и муниципальных чиновников, не являющихся должностными лицами, ввести уголовную ответственность за обещание взятки и за получение незаконной неимущественной выгоды чиновниками и лицами, действующими от 66 имени общественных или коммерческих организаций. Следует принять закон о лоббизме и ввести уголовную ответственность за лоббизм, связанный с подкупом государственных чиновников и членом парламента. Действующее законодательство содержит ряд противоречий, которые следует устранить. ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает с одной стороны доступ граждан к информации о деятельности федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но ограничивает, с другой стороны, доступ к сведениям о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих. Представляется, что сведения о доходах государственных служащих должны находиться в свободном доступе. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны раскрывать государственные служащие, их супруги и несовершеннолетние дети. Следует расширить данную норму и включить в этотт перечень родителей и совершеннолетних детей.
В действующем законодательстве существует недостаточное регулирование антикоррупционной деятельности юридических лиц, в то время, как, например, регулированию профилактики коррупции среди государственных и муниципальных служащих уделено значительное внимание. Например, закон обязывает только государственных и муниципальных служащих принимать меры по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, несмотря на то, что конфликт интересов встречается также и на корпоративном уровне. В правоприменительной практике, например, коммерческий подкуп и посредничество в коммерческом подкупе не относятся к коррупционным преступлениям из-за того, что лица, совершившие эти преступления не подпадают под действие законодательства, определяющего, кто является должностным лицом. Действующее законодательство обязывает частные организации принимать меры по предупреждению коррупции, но не содержит каких-то карательных санкций за несоблюдение этих норм закона.
Следует отметить, что коррупция среди юридических лиц имеет широкое распространение в России в настоящее время. Практически все громкие коррупционные дела последних лет основывались на коррупционных отношениях между чиновниками и юридическими лицами. Поэтому законодательное регулирование противодействия и профилактики коррупции на корпоративном уровне имеет столь важное значение. Необходимо ввести в действующее законодательство нормы, которые регулировали бы противодействие и профилактику коррупции на корпоративном уровне, санкционируя те юридические лица, которые не принимают антикоррупционные меры, и поощряя те юридические лица, которые внедрили и применяют такие меры.
Необходимость введения уголовную ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, на наш взгляд назрела. Юридические лица используются при совершении коррупционных преступлений, зачастую, как орудие преступления, как выразитель преступной воли представителей юридического лица.
Необходимо значительно увеличить штрафы, налагаемые на юридические лица за коррупционные преступления, и ввести другие карательные меры, как, например, принудительная ликвидация и конфискация имущества. Также следует запретить юридическим лицам, понесшим административное наказание за коррупционные преступления, участвовать в государственных и муниципальных тендерах на определенный срок.
Следует внести изменения в отечественное законодательство, наделив правоохранительные органы правом, преследовать юридических и физических лиц за коррупционные преступления, совершенные за пределами Российской Федерации, то есть сделать антикоррупционное законодательство трансграничным.
1. Ахметова Н.А. Проблема типологизации коррупции // Вести Волгоградского государственного университета. 2011 г. № 2 (15), С. 28-33.
2. Безрукова М.В. О понятиях коррупция и коррупционное преступление // Экономика и Социум. 2019 г. № 3 (58). С. 539-544.
3. Везломцев В.Е. Исторический и нормативно-правовой аспекты отечественной борьбы с коррупцией // Пробелы в российском законодательстве. 2015 г. № 4, С. 229-232.
4. Власенко Н.А. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012 г. № 11. С. 73.
5. Воронцова Е.С. Перспектива введения института уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020 г. № 6. С. 341-347.
6. Vimpelcom заплатит $795 млн штрафа за взятки в Узбекистане [Электронныйресурс]URL:https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/02/19/ 630726-vimpelcom-zaplatit (дата обращения: 27.01.2021 г.).
7. Глаголев С. Н. Государственная политика противодействия коррупции в современной России. Белгород. ЭБС АСВ, 2014 г. 341 c.
8. Глаголев, С. Н. Коррупция в экономике России. Белгород. ЭБС АСВ, 2014 г. 308 c.
9. Иванова А.А. Коррупция: некоторые проблемы противодействия // Актуальные проблемы экономики и права. 2016 г. № 4. С. 18-26.
10. Как полковник Захарченко стал миллиардером. [Электронный ресурс]. URL https://ria.ru/20190610/1555340716.html (дата обращения 13.12.2020 г.).
11. Касьянов В.С. Исторический аспекты противодействия коррупции в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2012 г. № 2. С. 177-187. 69
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195 (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
13. Конституция Российской Федерации // Консультант плюс: справочно правовая система.
14. Коррупция: природа, проявления, противодействие. Коллектив авторов под редакцией Т.Я. Хабриевой. М. ИД Юриспруденция, 2013 г. 485 с.
15. Кузякин С.В. Противодействие коррупции: российский и зарубежный опыт // Закон и право. 2018 г. № 5. С. 150-155.
...