Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет 9
1.1 Понятие, характеристика и причины возникновения конфликта в исследованиях педагогов и психологов 9
1.2 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста у детей 5-6 лет 16
Глава 2 Экспериментальное исследование предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет в созданных психолого-педагогических условиях 25
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей 5-6 лет 25
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет 41
2.3 Выявление динамики уровня конфликтного поведения у детей 5-6 лет 48
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования 58
Приложение Б Консультация для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов старших дошкольников» 60
Приложение В Конспекты бесед с детьми 62
Приложение Г Результаты контрольного этапа экспериментального исследования 64
В современном мире тема конфликтов является очень важной, поскольку любой конфликт, которые вовремя не урегулирован, имеет тенденцию разрастаться, вовлекая в себя большое количество других людей, что непременно может приводить к более серьезным проблемам. Социальный конфликт может перерастать в межнациональный, политический конфликт, неся за собой протесты и войны.
Важными факторами в проявлении различных форм поведения человека в межличностных отношениях является темперамент и характер. Поведение человека складывается из социальной среды, будь то семья со своими особенностями воспитания, либо окружение, в котором вы проводите большое количество времени. У каждого человека есть определенный набор черт, которые проявляются в зависимости от его окружения, настроения и социального положения. В различных ситуациях общение с другими индивидами может складываться как положительно, так и отрицательно, неся за собой взаимопонимание, или же конфликтную ситуацию. В своей поведенческой теории, Арнольд Басс указывал на поведение, как на продукт воздействия социального окружения человека.
Если говорить о поведении детей, то стоит сказать, что психика ребенка еще не до конца окрепла и очень уязвима. Так, ребенок, который попал в ситуацию отрицательного взаимодействия с другим ребенком, или же взрослым, может стать тревожным, агрессивным, либо же наоборот застенчивым или обидчивым.
Любая проблемная форма поведения ребенка требует особого внимания. Педагогу необходимо уметь увидеть причину конфликта на ранней стадии, чтобы не допустить у ребенка проявления негативных черт. Период дошкольного детства является очень важным периодом, который отвечает за дальнейшее формирование личности. Отрицательные качества, сформированные в процессе конфликтного взаимодействия, не дадут ребенку создать в будущем положительные взаимодействия с людьми в процессе учебной и трудовой деятельности.
К различным типам конфликтного поведения может приводить эмоциональное неблагополучие ребенка. Психика ребенка устроена так, что с самого раннего детства основную модель поведения, отношение к миру он берет из семьи, из родительских отношений. Проблемность поведения в виде агрессивности по больше мере обусловлена внутрисемейными отношениями. Неспокойная, неблагоприятная атмосфера в доме, натянутые отношения с родителями создают почву для проявления агрессии у детей, по мнению Бенджамина Спока. Однако, внешнее воздействие, например, провоцирование другим ребенком на детской площадке, или в группе детского сада, тоже может вызвать в ребенке агрессию [24].
Проблемой конфликтного поведения занимались представители зарубежной и отечественной педагогики, психологии, конфликтологии и социологии. Яркими представителями данных направлений являются: А.Я. Анцупов, Л.С. Выготский, Б.П. Жизневский, А.Г. Здравомыслов, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Е.Я. Мелибурда, А.А. Рояк, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, К.Г. Юнг.
В своих работах Ф. Фрейд писал о том, что между сознанием, предсознательным и бессознательным постоянно происходят взаимодействия и конфликты. Из сознания вытесняются неприемлемые желания, неприятные воспоминания. Сознание подавляет стремления, которые оцениваются окружающими негативно, они переходят в бессознательное и там живут, пока не наступит условие для их проявления в сознании. Таким образом, бессознательное выступает как «вместилище» первичных инстинктов и вытесненного неприемлемого для сознания содержания, например, желаний и мыслей.
В процессе жизни общения каждый человек сталкивается с конфликтными ситуациями, которые часто перерастают в конфликты. Поэтому, важно учиться решать конфликты еще в детском возрасте. Основная нагрузка в виде конфликтов, стычек и напряженных отношений происходят в процессе взаимоотношений дошкольников в семье и в группе дошкольной образовательной организации, в которой он воспитывается.
На этапе дошкольного детства необходимо уметь предупреждать детское конфликтное поведение. Для этого, педагоги дошкольной образовательной организации должны обладать знаниями и умениями применять психолого-педагогические условия для предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет. Эти условия должны быть комфортными для детей, ведь их цель поддержать психическое здоровье дошкольников, а также создать почву для эмоционального благополучия детей.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы предупреждения конфликтного поведения детей 5-6 лет на теоретико-методическом уровне.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью предупреждения конфликтного поведения детей 5-6 лет и недостаточным владением педагогами способами предупреждения конфликтного поведения детей 5-6 лет.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по реализации психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению конфликтного поведения у детей 5-6 лет.
Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет должен быть регулируемым процессом и к числу психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения мы относим:
• организация с детьми игровой деятельности, направленной на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение способам общения и снятия конфликтности у детей;
• использование в работе с детьми индивидуальных игр-упражнений, направленных на формирование у детей мотивов позитивного поведения;
• изучение с детьми правил поведения и общения в группе, способов разрешения конфликтов;
• использование в работе с детьми средств художественной литературы и фольклора для проработки эпизодов конфликтных ситуаций героев произведений, и поиск вариантов выхода из них.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень конфликтного поведения у детей 5-6 лет.
3. Обосновать и апробировать психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет.
4. Выявить динамику уровня конфликтного поведения у детей 5-6 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теории конфликта: психоаналитическая (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм); социотропная (У. Мак-Дугалл, С. Сигле); поведенческая (А. Бандура, Р. Сирс); социометрическая (Г. Гурвич, Д. Морено);
• теоретические положения В.О. Агеевой, А.А. Бодалева, Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Леонова о сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); социометрия, проективный метод, метод проблемных ситуаций; методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Ляпичевская средняя школа». Всего в исследовании приняли участие 12 детей возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны индивидуальные игры-упражнения, направленные на формирование у детей 5-6 лет мотивов позитивного поведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована организация с детьми 5-6 лет игровой деятельности, направленной на формирование у детей сплоченности и сотрудничества, обучение детей способам общения и снятия конфликтности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами и воспитателями в диагностической и коррекционно-развивающей работе с воспитанниками старшей группы дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 1 таблица, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Проводя экспериментальное исследование, мы изучили педагогическую и психологическую литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет следующих авторов: А.С. Залужный, А.П. Усова, М.И. Лисина, В.Г. Нечаева, М. Леви, Дж. Данн. На основе теоретического анализа были обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению конфликтного поведения у детей 5-6 лет.
В констатирующей части эксперимента с помощью специальных диагностических заданий, направленных на выявление уровня конфликтного поведения у детей 5-6 лет, мы определили, что в группе действительно есть дети с рассогласованием в операциональной и мотивационной сферах игровой деятельности. Также мы проанализировали использование художественной литературы в работе по нравственному воспитанию и установили позицию воспитателя по отношению к детям.
На формирующем этапе мы апробировали комплекс психолого-педагогических условий предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет.
Первый этап - использование в работе с детьми индивидуальных игр- упражнений, направленных на формирование у детей мотивов позитивного поведения.
Второй этап - организация с детьми игровой деятельности, направленной на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения и снятия конфликтности у детей.
Третий этап - использование в работе с детьми средств художественной литературы и фольклора для проработки эпизодов конфликтных ситуаций героев произведений, и поиск вариантов выхода из них.
Четвертый этап - изучение с детьми правил поведения и общения в группе, способов разрешения конфликтов.
Проводя формирующую работу с детьми по данной проблеме, мы установили эффективность предложенных нами психолого-педагогических условий: повысился общий уровень взаимоотношений в группе, у проблемных детей наметился положительный сдвиг в развитии игровой деятельности; педагог в своей деятельности стал придерживаться принципов гуманизма и демократизации при организации пребывания детей в детском саду.
На основе проведенного экспериментального исследования можно сделать ряд выводов:
• предупреждение конфликтного поведения у детей 5-6 лет - важная задача, которая должна и может эффективно решаться в дошкольной образовательной организации;
• создание условий для предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет не требует значительных материальных и временных затрат;
• необходимо использовать разные виды деятельности для укрепления интереса к личности сверстника, к его способностям и возможностям взаимодействия с ним;
• чтение художественной литературы, индивидуальные игры- упражнения, беседы с детьми - это комплекс форм работы, экспериментально поверенный нами и подтвердивший свою эффективность.
Что свидетельствует о правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы. Задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
Предложенные и апробированные нами психолого-педагогические условия могут использовать воспитатели в работе с детьми 5-6 лет не только для предупреждения конфликтного поведения у детей 5-6 лет, но и для коррекции уже имеющихся нарушений.
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : Учебник для вузов. М. : ЮНИТИ, 2000. 551 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с.
3. Богатырева Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте // Управление персоналом. 2008. № 20. С.77.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности психологии. М. : ЧеРо : Юрайт, 2000. 332с.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2008. 544 с.
6. Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника : Материалы Симпозиума. М. : Просвещение, 1966. 351 с.
7. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта : Учебное пособие для студентов ВУЗов. М. : Аспект-Пресс, 1996. 317 с.
8. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников : Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2005. 112 с.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие. М. : «Академия», 2000. 416 с.
10. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 37.
11. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д. : Феникс, 2008. 251 с.
12. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. [и др.]. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие / Под ред. М. В. Гамезо [и др.]. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
13. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы : Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польского Е. В. Новиковой. М. : Прогресс, 1986. 254 с.
14. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. М. : «ГНОМ и Д», 2000. 96 с.
15. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : «Академия, 2006. 608 с.
...