Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование и контроль предпринимательской деятельности

Работа №111233

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Общая характеристика предпринимательской деятельности: понятие, виды субъектов и способы их создания 15
1.1 Понятие предпринимательской деятельности 15
1.2 Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности 16
1.3 Способы создания субъектов предпринимательской деятельности 19
Глава 2 Государственные гарантии предпринимательской деятельности: содержание и классификация 33
2.1 Понятие, содержание и система государственных гарантий предпринимательской деятельности 33
2.2 Состояние государственных гарантий предпринимательской деятельности в современных условиях в РФ 42
Глава 3 Отдельные средства государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью 65
3.1 Средства и функции государственного регулирования предпринимательской деятельности 65
3.2 Государственный контроль за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности 70
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 74

В результате проводимых в Российской Федерации экономических реформ произошли существенные изменения во всех сферах общественных отношений. Это привело к тому, что в правовой сфере получили свое развитие различные формы собственности, а также развитие получила и предпринимательская деятельность, появились новые средства защиты прав и интересов участников имущественного оборота. В настоящее время в области гражданского права все больше внимания уделяется изучению правовому регулированию взаимодействия государства с гражданами, их объединениями при осуществлении ими своих субъективных прав. Важность данного вида регулирования бесспорна, потому как оно предусматривает, с одной стороны, правообладателей, а с другой стороны - исключение противоправных действий должностных лиц органов власти, закрепление их в строго определенных законодательных рамках.
Актуальность исследования. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, урегулированы Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон №129-ФЗ) [67] и нормами специального законодательства. Государственная регистрация - это заключительный этап создания коммерческой или некоммерческой организации, а также регистрации индивидуального предпринимателя. Она имеет правоустанавливающее значение.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Еще совсем недавно в нашей стране произошел ряд существенных изменений в законодательном регулировании вопросов государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Регистрирующий орган не только регистрирует данные субъекты во внебюджетных фондах (органах медицинского, пенсионного и социального страхования), но и самостоятельно направляет туда соответствующую информацию.
В случае удачного стечения обстоятельств уже через несколько лет в России может появиться достоверная структура государственного реестра и общедоступная упрощенная процедура государственной регистрации. Неправильное применение конкретных нормативно-правовых актов на местах органами исполнительной власти может стать главной преградой на пути осуществления данной реформы.
Нужно признать, что в условиях рыночной экономики, стремительно занявшей место после административно-хозяйственной системы управления, резко возросло стремление участников предпринимательско - правовых отношений удовлетворить свои имущественные потребности, что в свою очередь сопровождается нарушением закона или условий договора. И таким образом важную роль в предпринимательско - правовом регулировании приобретает вопрос о юридических гарантиях охраны прав участников имущественного оборота, которые обуславливают необходимость наличия четко функционирующего механизма защиты прав предпринимателей.
Актуальностью можно считать следующее:
Во-первых, многие вопросы, возникающие в связи с применением государственных гарантий предпринимательской деятельности, возникают в правоприменительной деятельности, поскольку реформирование гражданского законодательства изменяет и практику. Эти обстоятельства обусловливают необходимость переосмысления проблем судебной практики, возникающих при реализации государственных гарантий предпринимательской деятельности и выработки рекомендаций по их осуществлению - это правоприменительный аспект диссертационного исследования.
Во-вторых, в связи с отмеченными обстоятельствами, исследование оснований, функций, классификации и других проблем применения государственных гарантий предпринимательской деятельности, поскольку некоторые теоретические положения, касающиеся данного вопроса, требуют уточнения и развития.
И, последнее, необходимо выработать предложения о включении в российское законодательство правил осуществления защиты государственных гарантий - это аспект диссертационного исследования.
Несмотря на то, что проблема применения государственных гарантий предпринимательской деятельности рассматривалась в некоторых работах, сделанные в них выводы не дают возможности считать этот вопрос до конца разработанным, а также с учетом многочисленных изменений в законодательстве РФ, поэтому требуется специальное научное исследование в этой сфере.
В-третьих, в настоящее время государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей носит массовый характер. И это невозможно опровергнуть. Юридические лица в настоящее время являются основными товаропроизводители, на них ложится главное налоговое бремя и зависит поступление денежных средств по бюджетам федеральных, региональных и местных уровней. Современное общество должно всячески способствовать созданию юридических лиц для своего экономического роста, развития социальной сферы жизни. Выработка юридических приемов, которые бы способствовали стабильности оборота и надлежащей организации создания субъектов предпринимательской деятельности, устанавливает главную роль правовой науки.
В-четвертых, в настоящее время в нашей стране в товарном обороте участвуют субъекты, не обладающие определенными деловыми качествами. Это происходит вследствие того, что государство практически минимизировало контроль за правовым регулированием процесса создания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Сейчас в средствах массовой информации, к сожалению, не редки случаи публикации информации о шумных аферах с регистрацией различных фиктивных юридических лиц, а также все больше и больше распространяются незаконные схемы ухода от налогообложения, а, следовательно, непоступление денежных средств в бюджеты различных уровней, в результате чего можно признать это «слабым звеном» правового регулирования института юридического лица.
В настоящее время государству просто необходимо активно вмешаться в сферу регистрации субъектов предпринимательской деятельности при помощи изменений, вносимых в законодательные акты (государственно-политический аспект).
В-пятых, в судебной практике имеется немало примеров обжалования, как действий учредителей по созданию юридических лиц, так и актов регистрирующих органов об их государственной регистрации. В связи с этим необходимо систематически изучать судебную практику с целью выработки рекомендаций по правильному применению законодательства, регулирующего создание юридических лиц (правоприменительный аспект).
В последние годы в научных работах государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случае рассматривается с позиции гражданского права.
Вышеперечисленные обстоятельства в целом приводят к массовости нарушений прав и законных интересов, как регистрируемых субъектов, так и иных лиц, которых затрагивает предпринимательская деятельность зарегистрированного юридического лица или индивидуального предпринимателя, и отражаются на недостаточном научном обосновании гражданско-правовых норм законодательства о государственной регистрации.
Вопросам исследования посвящено множество работ. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы в современной науке обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме, с другой стороны, ее недостаточной исследованностью.
Степень научной разработанности. Государственное регулирование и контроль предпринимательской деятельности является предметом исследования многих авторов. Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия по гражданскому праву, а также труды таких исследователей, как: Дзантиева З.А., Позднякова Т.А., Баликоев А.А., Нешатаева Т.Н., Омельченко Е.В., Полянин А.В. Нормативную базу настоящего исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Эмпирическую основу поддерживают материалы судебной практики, Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации, ФАС Поволжского округа.
Цели и задачи исследования. Целью моей работы является изучение механизма осуществления государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности.
Для изучения данного механизма мы поставили перед собой несколько задач:
• дать понятие предпринимательской деятельности;
• определить понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности;
• определить общий порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
• ознакомиться со способами создания субъектов предпринимательской деятельности;
• раскрыть понятие государственных гарантий предпринимательской деятельности, определить порядок и способы их реализации, а также осуществить их классификацию;
• рассмотреть состояние государственных гарантий предпринимательской деятельности в современных условиях в РФ;
• изучить средства и функции государственного регулирования предпринимательской деятельности;
• проанализировать государственный контроль за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.
Для реализации этих задач необходим методологический анализ государственных гарантий предпринимательской деятельности в современных условиях в Российской Федерации. В процессе исследования использовались следующие методы: исторический, формально-логический, системный, методы комплексного анализа и сравнительного правоведения.
Теоретической основой работы являются труды видных ученых российской цивилистической мысли: С.С. Алексеев, В.В. Волкова, Н.Н. Воплоненко, Е.В. Глазова, Е.П. ГубинЛ.Ю. Грудцына, А.В. Жданова, В.И. Ионов, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, В.В. Лаптев, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, В.Ф. Попондопуло, В.Н. Протасов, И.А. Смагина, О.А. Снежко, Е.А. Суханов, М.К. Треушников, Н.Г. Фроловский, И.С. Шиткина, В.Ф. Яковлев.
Объект исследования: совокупность общественных отношений, складывающихся при государственном регулировании и контроле предпринимательской деятельности.
Предметом работы являются правовые нормы регулирующие государственное регулирование, а также применение, условия (основания) и объем государственных гарантий предпринимательской деятельности и контроль за предпринимательской деятельностью.
Новизна магистерского исследования заключается в комплексном исследовании теоретических и практических проблем государственного регулирования предпринимательской деятельности. В работе изучается общеустановленный законодательными актами порядок государственной регистрации данных субъектов, а также затронуты актуальные проблемы и правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной теме, а также в практической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. С 1 января 2016 г. регистрирующие органы получили право проверять достоверность широкого перечня сведений, представляемых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) либо уже отраженных в реестре. Помимо адреса местонахождения компании (организации), теперь могут быть признаны недостоверными сведения об участниках, руководителе и держателе реестра акционеров юридического лица.
В случае возникновения сомнений у регистрирующего органа в достоверности сведений, представленных на государственную регистрацию, заявителей ждет приостановление такой регистрации. На время такого приостановления срок регистрации будет прерываться, а в срок, установленный решениям о приостановлении, заявитель должен будет представить подтверждающие достоверность сведений документы. Если же по истечении данного срока он этого не сделает, регистрирующий орган может вынести решение об отказе в регистрации изменений.
Основная проблема, например в Самарской области, которая возникает при предоставлении пакета документов на государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) - это территориальная удаленность от Единого регистрационного центра (ЕРЦ), расположенный в здании Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Красноглинскому району г. Самары, а также затраты длительного количества времени для сдачи данного пакета. В настоящее время прием документов осуществляется сотрудниками Многофункциональных центров (МФЦ), которые расположены на всей территории Самарской области. Далее из МФЦ документы поступают в ЕРЦ. Возникает проблема по нарушению сроков проверки документов и регистрации (внесению в ЕГРН) субъектов предпринимательской деятельности.
Можно решить данную проблему, если снова вернуть прием документов напрямую налоговым органам.
2. С принятием Закона N 67-ФЗ появилось администрирование в области государственной регистрации юридических лиц.
Данное веяние привнесло большой вклад в выборе добросовестных партнеров по бизнесу. Ведь любой желающий может зайти на сайт налоговой службы и проверить государственную регистрацию того или иного лица (контрагента): их сведению ИНН, ОРГН (ИП), адрес местонахождения.
3. Недопустимо использования ряда слов в наименовании юридического лица: не допускается использовать слово «госрегистрация». Противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих у потребителя стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности данной организации либо с особой значимостью деятельности этой организации в государственных интересах.
Контроль государства за предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов в настоящее время очень велик. В данный период времени практически не осталось муниципальных и унитарных предприятий, все было передано в частные руки. Поэтому необходимо на законодательном уровне запретить использование государственной манипуляции наименований органов власти.
4. У хозяйствующих субъектов периодически появляется необходимость взаимодействия с регистрирующим органом, функции которого исполняет налоговый орган: это и регистрация новых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и внесение изменений в действующие документы. Важный вопрос касается использование ЭЦП при подаче документов в регистрирующий орган.
Судами установлено, что заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице поступили в регистрирующий орган в форме электронных документов, при этом из электронной подписи заявителя не усматривается его полномочие выступать от имени этого юридического лица.
Так, если заявителем при государственной регистрации юридического лица выступает физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица.
Для решения данных проблем необходимо обеспечить все государственные органы системой обмена электронным документооборотом с подтверждением электронно-цифровых подписей [49, с. 200] и системой прочтения данной подписи, и закрепить данный факт на законодательном уровне.
5. В настоящее время сложилась единообразная практика определения подведомственности споров по исключению из ЕГРЮЛ недействующих некоммерческих и коммерческих организаций. Нам кажется, что Верховный Суд Российской Федерации должен четко разграничить подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции по данным вопросам.
Тем самым для наработки судебной практики с правильным толкованием законодательных актов и норм права, предсказуемого разрешения правовых споров, а также устойчивости гражданского оборота в решении вопросов подведомственности требуются точность и определенность.
6. Необходимо дополнить Федеральный закон «О противодействии терроризму» положениями о гарантиях возмещения вреда предпринимателям и их имуществу, пострадавшим от террористических актов. Считаю особенно актуальным и главным инновационным предложением государству гарантировать такие права в связи со сложившейся ситуацией в мире.
7. Пункт 3 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливающий, что в случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество. Дополнить указанную норму обязанностью страховать имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что позволит защитить интересы бизнеса. Создание такого механизма однозначно изменит бизнес-климат и повысит ответственность государства в отношениях с налогоплательщиками [82, с. 250].
Практическая значимость результатов исследования данной работы заключается во внесении предложений и формулировании выводов, которые могут быть использованы для совершенствования гражданского законодательства, а также правоприменительной практики в целях защиты имущества предпринимателей от террористических актов.
Методы исследования. К методам исследования можно отнести метод историзма, сравнения и метод экспертных оценок.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в опубликованной автором статье «Актуальные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности».
Источники исследования. Работа написана на основе обширного круга источников, включающего как учебную и специальную литературу, так и правовые акты, такие как Федеральные законы, различные Кодексы РФ, Указы Президента, акты министерств и так далее.
Помимо законодательных и нормативных актов, также были использованы и работы различных авторов, были также рассмотрены материалы судебной практики.
Структура и объём работы. Структура работу обусловлена целями и задачами исследования.
Диссертационная работа состоит их введения, трех глав и семи параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Во введении аргументируется выбор темы исследования, её актуальность, обозначается предмет и объект исследования, формулируются его цели и задачи, обозначается теоретическая и нормативная база исследования.
Первая глава посвящена общей характеристике предпринимательской деятельности, дано ее понятие, а также уделяется внимание основным понятиям, связанным со способами создания субъектов предпринимательской деятельности, дана квалификация данных субъектов.
Во второй главе определены государственные гарантии предпринимательской деятельности, а также описывается современное состояние гарантий предпринимательской деятельности.
В третьей главе проведен анализ судебной практики по правовому регулирования предпринимательской деятельности, выявлены актуальные проблемы, а также разработаны средства и функции государственного регулирования предпринимательской деятельности. Кроме того в данной главе рассмотрен государственный контроль за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.
В заключении формулируются основные выводы, объём и содержание, которых соответствуют предпринятому исследованию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предпринимателю всегда было важно заниматься своей экономической деятельностью свободно. В целях отсутствия проблем с государственными органами бизнесмен должен соблюдать нормы действующего законодательства. При этом он желает получить защиту со стороны государства, путем установления государственных гарантий предпринимательской деятельности. В связи, с чем возникает острая необходимость в четко функционирующем механизме гражданско-правовой ответственности, в наличии реальных гарантий прав субъектов имущественного оборота.
Главная цель участников предпринимательско-правовых отношений направлена на получение прибыли либо на удовлетворение иных имущественных потребностей.
Возникает потребность в государственных гарантиях предпринимателям. В этом случае защита предпринимательских прав может осуществляться с помощью гражданско-правовых мер защиты.
Главной гарантией предпринимателям со стороны государства будет являться право на осуществление предпринимательской деятельности. К данному праву относится возможность свободного выбора вида и сферы своей деятельности, выбрать территорию, на которой будет осуществляться его предпринимательская деятельность, а также выбор организационно-правовой формы деятельности.
Предпринимательское право строится на принципах, которые являются основой отрасли данного права и законодательства. Нарушение одного принципа влечет за собой и несоблюдение других, что приводит к проблемам организации, функционирования и совершенствования государственных гарантий в современных условиях рыночной экономики.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, урегулированы Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и другие).
Свидетельство установленной формы о государственной регистрации является основным и, пожалуй, самым главным документом, подтверждающим регистрацию. Срок действия регистрационного свидетельства неограничен, однако оно дает право на занятие только теми видами деятельности, которые были завялены при прохождении процедуры государственной регистрации при создании или внесения изменений.
Гражданский кодекс Российской Федерации постоянно совершенствуется, но не достиг высшей точки своего развития и необходимость в дальнейшем прогрессировании не угасает.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в законодательстве за несколько последних лет значительно продвинулся вперед, но еще требует своего дальнейшего совершенствования.


1. Авдеев В.В. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей // Бухгалтер и закон. 2013. № 2. С. 12-21.
2. Андреев В.К. Обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности (предпринимательский договор) // Юрист. 2015. № 16. С. 4-8.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012
4. Бадамшин С.К. Каримова Э.С. Процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя: теория и практика // Актуальные проблемы права на современном этапе развития России и Республики Башкортостан. Сибай: Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2013. С. 40-45.
5. Бахрах Д.Н., Российснский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право // ООО «Издательство НОРМА», 2007.
6. Берлюз Ю.А. Проблемы государственной регистрации индивидуальных предпринимателей // Развитие молодежной юридической науки в современном мире. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 206-210.
7. Бунин О.Ю. Аспекты справедливой уголовной ответственности подставных физических лиц в юридическом лице // Адвокат. 2016. N 3. С. 73 - 77.
8. Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: теория и практика // Право и экономика. 2015. N 10. С. 4 - 17.
9. Виленский А.В., Лылова О.В. Specificity of the territory of small business and its state support in Russia // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 3. С. 186-197.
10. Власова А.С. Отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с пороком формы представленных документов и недостоверностью содержащихся в них сведений // Юрист. 2015. N 11. С. 42 - 46.
11. Гвоздева О.М. Конституционное право на предпринимательскую деятельность в современной России: теоретический аспект // Конкурентное право. 2014. № 4. С. 5-8.
12. Глухова Е.В. Особенности обращения взыскания на имущество индивидуального предпринимателя // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 24. С. 118-122.
13. Горбачева Е.М. Достоверность сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики // Арбитражные споры. 2015. N 1. С. 112 - 122.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. Ст. 3301.
15. Гришаев С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах // СПС КонсультантПлюс. 2015.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ