Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные проблемы института гражданства в Российской Федерации

Работа №111226

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

конституционное право

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА
1.1. Понятие и правовая основа конституционно-правового института гражданства 10
1.2. Принципы реализации конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации 22
ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Основания, правовая регламентация и вопросы приобретения гражданства 34
2.2. Защита государством права лица на гражданство и вопросы прекращения гражданства 43
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Понятие и причины возникновения двойного гражданства: проблемы и перспективы прав регулирования. Способы устранения случаев двойного гражданства 56
3.2. Проблема соотношения интересов личности и государства в вопросах двойного гражданства 65
3.3. Актуальные вопросы практики и правоприменения при определении гражданства детей 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92

Актуальность исследования.
Одним из центральных институтов правового положения личности в любом демократическом государстве является гражданство, которое в современных условиях обострения геополитической ситуации с целью преодоления негативных тенденций подвергается постоянной трансформации.
Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть, что наибольшее число лиц получивших российское гражданство было зафиксировано в 1995 года (более 700 тысяч человек), что связано было с огромным потоком мигрантов из республик бывшего СССР. С принятием ныне действующего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», который усложнил основания и порядок приобретения российского гражданства данные показатели резку упали. В последнее время наблюдается относительно постоянная картина количества лиц, получивших гражданство Российской Федерации. Так, по данным Федеральной миграционной службы России в 2016 году приобрело гражданство Российской Федерации - 265 319 лиц, в 2017 году - 257 822 человека, в 2018 году - 269 362 человека. За первые два месяца 2019 года гражданство России получило 39 281 человек, а за такой же промежуток времени в 2018 году - 38 434 человека1.
В целом, процесс генезиса и развития института гражданства в Российской Федерации по большей части обусловлен распадом СССР, что вызвало проблемы приобретения гражданства бывшими гражданами СССР, которые стали лицами без гражданства. Определенные вопросы при приобретении гражданства возникли в связи с событиями на Украине, что послужило увеличением количества лиц, выразивших желание приобрести российское гражданство. Присоединение Республики Крым к Российской Федерации, также послужило поводом для внесения определенных изменений в действующее законодательство о гражданстве. Нельзя отрицать и существующую тенденцию добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей, проживающих за рубежом. Все это обуславливает постоянные изменения, вносимые в действующее законодательство о гражданстве, не все из которых вызывают положительные отклики. Более того, некоторые нормы Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» содержит несоответствия нормам действующего законодательства.
Достаточно часто можно услышать от ученых и практиков предложения о либерализации условий приема в российское гражданство. Другая часть ученых, напротив, высказывается против ускоренного приема в гражданство Российской Федерации, что, по их мнению, тормозит развитие института вида на жительство и разрешение на временное проживание, что привело бы в определенную систему статус иностранных лиц, прибывших на территорию Российской Федерации с разными целями. Знание же русского языка не всегда является достаточным условием для быстрого вживания иностранцев в местное сообщество.
Много вопросов вызывает приобретение гражданства детьми, один из родителей или усыновителей которых является иностранным гражданином, что вызывает неравенство в правовом положение таких родителей, а также невозможность защиты интересов такого ребенка Российской Федерацией с которой существует правовая связь у одного из родителей.
Несмотря на большое количество научных исследований, посвященных институту гражданства, по сей день предметом острых дискуссий является понятие гражданства, порядок приобретения и прекращения российского гражданства.
В поле исследовательских интересов входит и институт двойного гражданства. Решение проблемы реализации прав человека на получение двойного гражданства разных государств обусловлено противоречием индивидуальных прав, свобод отдельных граждан с национальными интересами государства. Для России вопросы множественного гражданства предопределены эволюцией массовых миграционных потоков. Поэтому задача поиска сбалансированных решений проблем двойного гражданства определяет важность соответствующих научно-прикладных конституционно-правовых исследований.
Актуальность проблемы реализации прав человека на получение двойного (множественного) гражданства разных государств (бипатризма) не вызывает сомнений, поскольку она обусловлена объективным противоречием личных индивидуальных прав, свобод отдельных граждан, содержание которых динамично прогрессирует в условиях глобализма, с национальными, общими или публичными интересами государства, главные цели которого связаны с защитой территориально-национального суверенитета и с обеспечением безопасности системы социально-экономического развития своего народа. Бесспорный потенциальный конфликт конструкции двойного гражданства связан с общепринятой конституционной обязанностью гражданина защищать интересы своей страны, которые не могут совпадать для различных государств по определению.
Для России, стран СНГ и множества других государств вопросы множественного гражданства предопределены эволюцией массовых миграционных потоков между соседними странами, между развитыми и отсталыми в социально-экономическом плане территориями2. Поэтому задача поиска сбалансированных решений проблем двойного гражданства, удовлетворяющих различные интересы государств и их граждан определяет одно из важных направлений научно-прикладных конституционно-правовых исследований.
Таким образом, вопросы гражданства Российской Федерации представляют собой одну из актуальных проблем, как в теоретико-правовом, так и в практическом аспектах.
Степень разработанности темы.
Вопросы гражданства Российской Федерации своими корнями уходят в рассмотрение проблем формирования гражданственности и в, частности, качеств гражданина России, что изучалось такими известными мыслителями, как: В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Д.С. Мережковский, А.Н. Радищев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.Г. Чернышевский, и мн. др.
В настоящее время, проблемы института гражданства Российской Федерации больше изучаются учеными-юристами. В сферу научных интересов ученых входит рассмотрение таких вопросов, как понятие гражданства3, его правовая природа4, принципы5, определение места гражданства в системе прав и свобод человека6, конституционно-правовые отношения гражданства7, вопросы приобретения гражданства8. Очень много публикаций посвящается такой актуальной проблеме, как институт двойного гражданства9.
Однако в виду того, что институт гражданства постоянно находится в поле зрения законодателя и является достаточно чувствительным ко всем трансформациям геополитического характера, а также отсутствие единства взглядов ученых на многие теоретико-правовые проблемы гражданства, не снимают актуальности и важности его исследования в рамках настоящей магистерской диссертации.
Методологическую основу диссертационного исследования составили компаративный, институциональный подходы, позволяющие выявить особенности развития института гражданства. Кроме того, в работе были использованы системный, исторический, типологический общенаучные подходы. При написании магистерской диссертации автор опирался на сведения из официальных документов и источников, публикации в отечественной и зарубежной печати.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: С.А. Авакьян, С.А. Акимовой, В.Л. Бабуриной, К.Л. Бердниковой, О.В. Виноградовой, Э.Э. Джалиловой, А.Н. Жеребцова, В.Н. Калинина, А.Н. Кокотова, И.А. Кузнецова, О.Е. Кутафина, А.В. Мещерякова, А.С. Прудникова, В.Д. Самойлова, Е.С. Смирновой, М.М. Федоровой и др.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства, регулирующие принципы реализации института гражданства, порядок и основания приобретения, прекращения гражданства, возникновение двойного гражданства и правоприменительная практика по определению гражданства несовершеннолетних.
Цель исследования - провести комплексный теоретико-правовой анализ института гражданства Российской Федерации в соответствии с нормами действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие гражданства и его конституционно-правовые основы;
2) проанализировать принципы реализации конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации;
3) выявить основания и особенности правовой регламентации приобретения гражданства Российской Федерации;
4) исследовать защиту государством права лица на гражданство и выявить вопросы, возникающие при прекращении гражданства Российской Федерации;
5) определить понятие и причины возникновения двойного гражданства;
6) исследовать проблемы соотношения интересов личности и государства в вопросах двойного гражданства;
7) выявить актуальные вопросы правоприменительной практики при определении гражданства несовершеннолетних детей.
Научная новизна исследования отражается в положениях, выносимых на защиту:
• было сформулировано определение гражданства, как устойчивая долговременная политико-правовая связь лица и государства, порождающая взаимные права и обязанности указанных субъектов, основа социального партнерства гражданина и государства;
• институт двойного гражданства целесообразно разделить на два вида: признанное (государствами) двойное гражданство;
• непризнанное (государствами) двойное гражданство.
Термин «двойное гражданство» должен рассматриваться в узком и широком смыслах. Первый из описанных случаев, а именно приравнивание двойного гражданства к наличию у лица признанного гражданства двух государств, необходимо рассматривать как двойное гражданство в узком смысле. Второй случай - признание двойного гражданства при наличии у лица двух гражданств вне зависимости от факта признания данного статуса государством - двойным гражданством в широком смысле. В широком смысле двойное гражданство должно обозначать как признанный, так и не признанный государством статус лица (т.е. случаи спящего или отложенного гражданства);
• необходимо устранить неравенство в решении вопроса о гражданстве родных и усыновленных детей, устанавливая равные права усыновителей и родителей в вопросе приобретения гражданства детей, посредством предоставления возможности принять в российское гражданство ребенка с помощью одностороннего волеизъявления родителя, имеющего российское гражданство без согласия родителя-иностранца, что не противоречит международно-правовым нормам. Все это создало бы максимально упрощенный порядок получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, один из родителей или усыновителей которого - гражданин Российской Федерации, либо приобретает гражданство Российской Федерации.
Практическая значимость магистерской диссертации отражается в возможности использования результатов исследования при чтении курсов «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Административное право».
Нормативной базой исследования являются: Конституция РФ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие институт гражданства в Российской Федерации.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Резюмируя все выше изложенное в настоящей магистерской диссертации, представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Во-первых, гражданство включает в себя и субъективное право и является в последствии связью человека и государства, при условии реализации этого права. В начале возникает право человека на гражданство, реализуется его волеизъявление на приобретение данного гражданства в результате этого возникает устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права и обязанности.
Гражданство рассматривается в нескольких аспектах: как правовой институт; как разновидность правовых отношений; как правовое состояние; как устойчивая политико-правовая связь физического лица с государством, которая выражается в наличии взаимообусловленных конституционных прав и юридических обязанностей и подтверждается в специально предусмотренных для этих целей документах (паспорт, свидетельство о рождении и т.д.).
В целом под гражданством следует понимать устойчивую долговременную политико-правовую связь лица и государства, порождающая взаимные права и обязанности указанных субъектов, основа социального партнерства гражданина и государства.
Во-вторых, закрепленные в Федеральном законе № 62-ФЗ принципы гражданства соответствуют нормам международного права, провозглашающие право каждого на равное и единое гражданство, недопущение дискриминации и безгражданства, запрет произвольного лишения или изменения гражданства . Кроме того, нормами российского законодательства провозглашен принцип запрета высылки или передачи граждан Российской Федерации иностранному государству.
В-третьих, действующее российское законодательство о гражданстве предусматривает четыре способа приобретения гражданства: по рождению, в результате приема лица в гражданство, в результате восстановления и иные основания (ст. 11 Федерального закона № 62-ФЗ).
Особое внимание было обращено на такое основание приобретения гражданства, как оптация, обобщенно которую можно определить как современный правовой институт, предусматривающий защиту прав населения в ситуации перехода территории под юрисдикцию другого государства. Изменение государственной границы в соответствии с международными договорами должно сопровождаться соответствующим соглашением, всесторонне рассматривающим права постоянно проживающих лиц. Решение проблем, связанных с безопасностью государства, должно реализовываться с учетом прав и свобод человека.
Так же было отмечено, что процесс адаптации института гражданства в новых условиях имеет целью решить проблемы с максимальным соблюдением прав человека. Цель государственной власти заключается в сохранении социальных прав населения Крыма. Не ограничены жители этой территории и в праве на свободу передвижения. Так, выезд за пределы государства сохраняют те лица, которые имеют действующие заграничные паспорта Украины. Можно сделать вывод о том, что легитимизация статуса населения Крыма продолжает совершенствоваться с учетом выполнения принципа соблюдения прав человека.
Характерной особенностью права оптации является добровольность принятия решения. Поэтому коренное население передаваемого региона редко обращается в судебные органы по вопросам признания их гражданами иного государства. Тем не менее такой способ, как признание гражданства, например, при проживании на территории России в момент распада СССР, используется в судебном рассмотрении. Судебная практика, складывающаяся в подобных случаях, свидетельствует о сложности выявления многих обстоятельств органами правосудия и необходимости индивидуального подхода к каждому рассматриваемому делу.
В-четвертых, при рассмотрении вопросов защиты права лица на гражданство и прекращение гражданства, было обращено внимание на соотношение таких категорий, как «лишение гражданства» и «отмена решения о приобретении гражданства», которые в российском праве не являются синонимами. Отмена решения фактически констатирует факт несовершения юридически значимых действий для изменения статуса гражданства. Лишая лицо гражданства, мы говорим, что человек больше не является гражданином нашего государства; отменяя решение о гражданстве, мы говорим о том, что человек никогда не был гражданином нашей страны. Соответственно, если гражданство не возникло, то его нельзя и лишить. Таким образом, следует согласиться с мнением, высказанным Конституционным Судом РФ, о том, что лишение гражданства и отмена решения о гражданстве - это различные юридические категории, влекущие совершенно различные правовые последствия.
Анализируя внесенные Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 243- ФЗ в ст. 22 Федерального закона № 62-ФЗ дополнение нового основания отмены решения о приобретении гражданства, был сделан вывод о том, что подобные законодательные инициативы демонстрируют уязвимость конституционных принципов российского права. Получение гражданства европейских государств либо России может использоваться потенциальными преступниками для внедрения в местное сообщество с целью выстраивания сложнейшей паутины организованной преступной группы. Вместе с тем государство должно реагировать на вызовы, угрожающие безопасности и суверенитету государства, нормальному функционированию жизни общества, при отсутствии страха перед завтрашним днем.
В-пятых, особое внимание в магистерской диссертации было уделено институту двойного гражданства, которое целесообразно разделить на два вида:
• признанное (государствами) двойное гражданство;
• непризнанное (государствами) двойное гражданство.
Таким образом, термин «двойное гражданство» должен рассматриваться в узком и широком смыслах. Первый из описанных случаев, а именно приравнивание двойного гражданства к наличию у лица признанного гражданства двух государств, необходимо рассматривать как двойное гражданство в узком смысле. Второй случай - признание двойного гражданства при наличии у лица двух гражданств вне зависимости от факта признания данного статуса государством - двойным гражданством в широком смысле. В широком смысле двойное гражданство должно обозначать как признанный, так и не признанный государством статус лица (т.е. случаи спящего или отложенного гражданства).
В-шестых, бесспорный потенциальный конфликт конструкции двойного гражданства связан с общепринятой конституционной обязанностью гражданина защищать интересы своей страны, которые не могут совпадать для различных государств по определению.
Правовой институт двойного гражданства как обеспечения безопасности государства включает основные элементы: два направления работы системы безопасности (с учетом угроз принимающей стране и угроз личности иностранца), многоуровневый и международный характер работы системы безопасности в сфере миграции граждан, бипатридов.
В целом же, двойное гражданство РФ может играть важную роль конституционно-правового института обеспечения безопасности государства на основе обозначенных федеральным законом запретов относительно прав бипатрида, связанных с угрозами национальной безопасности. Это предопределяет важность систематизации, мониторинга состояния и постоянной коррекции прав таких граждан Российской Федерации и соответствующих угроз национальной безопасности.
В-седьмых, много вопросов вызывает приобретение гражданства детьми, один из родителей или усыновителей которых является иностранным гражданином, что вызывает неравенство в правовом положение таких родителей, а также невозможность защиты интересов такого ребенка Российской Федерацией с которой существует правовая связь у одного из родителей. С целью решения данного вопроса необходимо устранить неравенство в решении вопроса о гражданстве родных и усыновленных детей, устанавливая равные права усыновителей и родителей в вопросе приобретения гражданства детей, посредством предоставления возможности принять в российское гражданство ребенка с помощью одностороннего волеизъявления родителя, имеющего российское гражданство без согласия родителя- иностранца, что не противоречит международно-правовым нормам, и, в частности, ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка. Все это создало бы максимально упрощенный порядок получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, один из родителей или усыновителей которого - гражданин Российской Федерации, либо приобретает гражданство Российской Федерации.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 . № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - 5 апреля. - № 67.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // БВС РФ. - 1994. - № 12.
4. Европейская конвенция о выдаче (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 20.09.2012) // СЗ РФ. - 2000. - № 23. - Ст. 2348.
5. Европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом № 1» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
8. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (с изм. от 28.03.1997) // СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1472.
9. Конвенция о сокращении безгражданства (Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
10. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
11. Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01) [рус., англ.] Принята в г. Страсбурге 12.12.2007) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
12. Мирный договор между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор) (Вместе со Статутом Лиги Наций, Уставом Международной организации труда, Протоколом) (Подписан в г. Версале 28.06.1919) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
13. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Подписан в г. Москве 18.03.2014) // СЗ РФ. - 2014. - № 14. - Ст. 1570.
14. Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче (Подписан в г. Анкаре 01.12.2014) // СЗ РФ. - 2017. - № 33. - Ст. 5163.
15. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Подписан в г. Москве 07.09.1995) // СЗ РФ. - 2005. - № 7. - Ст. 495.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ