Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Работа №111204

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования
1.1Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи
1.2Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с
общим недоразвитием речи
1.3Проектирование как средство формирования коммуникативных
навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием
21 речи III уровня посредством проектирования
2.1Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2Содержание и организация работы по формированию
коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования
2.3Динамика сформированности коммуникативных навыков у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Актуальность исследования. В связи с потребностями современного общества, проблема общения становится чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании и развитии психики человека, становлении разумного и культурного поведения. Без общения человек бы не смог приобретать знания о мире и другую необходимую информацию. Общение формирует человеческую личность, даёт ему возможность приобретения определённых черт характера, интересов, привычек, склонностей, усвоения норм и форм нравственного поведения, определения жизненных целей и выбор средств, с помощью которых получится их достичь. Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы дети с рождения были лишены возможности общаться с людьми, они никогда не смогли бы стать культурно и нравственно развитыми гражданами.
Современная педагогическая практика опирается на психологопедагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная В.В. Давыдовым, A.B. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные навыки способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И.Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М.Богуславская, Д.Б. Эльконин). Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно формирование коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности в будущей учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи становится актуальным, так как в последнее время возрастает число детей, имеющих недостатки речевого развития.
Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет коммуникацию между сверстниками и между взрослым и ребенком. В процессе проектирования все участники приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по формированию таких навыков посредством проектирования у детей с данным видом нарушения.
Проблема исследования: каковы возможности проектирования в формировании коммуникативных навыков у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования».
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных
навыков у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: проектирование как средство формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности проектирования в формировании коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования будет эффективным, если:
-подобрана тематика проектов для формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня;
-разработаны проблемные задания для проектирования, направленные на формирование показателей коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
-включены родители в работу по формированию коммуникативных навыков у детей в форме совместного выполнения домашних заданий, с целью подготовки к участию в проектировании;
-создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования;
2)выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3)разработать и апробировать содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования;
4)оценить эффективность содержания работы по формированию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования.
Методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические (психолого-педагогический эксперимент -
констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
-исследования особенностей развития коммуникативных навыков у детей (Т.Ю. Бердышева, В.К. Воробьева, A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская);
-исследования в области формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гончарук, В.В. Коржевина, И.В. Коробова, С.В. Медведева, Л.А. Труфанова, В.В. Чернявская);
-исследования возможностей проектирования в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста (Т.А. Антонова, В.П. Беспалько, А.А. Князькова, Г.К. Селевко).
Новизна исследования состоит в обосновании возможности формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления об особенностях формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования составит основу для более широких 7
научных представлений о содержании, методах и средствах реалиации данного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированные материалы исследования могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями в образовательном процессе дошкольных организаций, в консультационной работе с родителями при решении задач формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась в МАОУ ДС № 69 «Веточка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня, в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка используемой литературы (35 источников), 4 приложений. Работа иллюстрирована 12 таблицами и 2 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня является сложной, но ее решение необходимо для дальнейшего успешного развития детей.
Основываясь на исследованиях коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи Ю.А. Афонькиной, С.Е. Гавриной, М.А. Никифоровой, Г.А. Урунтаевой, А.М. Щетининой, мы выделили показатели их сформированности:
-умение проявлять инициативу во взаимодейстии со взрослыми и сверстниками;
-умение детей слушать партнера в процессе диалога;
-умение понимать ситуации социального взаимодействия;
-умение детей приходить к общему решению в процессе взаимодействия со сверстниками;
-уровень активности в общении со сверстниками.
В исследовании принимали участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня, посещающих МАОУ ДС № 69 «Веточка» г.о. Тольятти, старшую группу.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, что обусловливает необходимость оказания коррекционной помощи в формировании коммуникативных навыков у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня. В целом были получены следующие результаты: большинство детей (63%) показали низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, средний уровень выявлен у 28%, высокий уровень выявлен только у 8% детей.
Согласно проведенному теоретическому анализу было выявлено, что формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня посредством проектирования будет наиболее эффективным, если
-подобрана тематика проектов для формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня;
-разработаны проблемные задания для проектирования, направленные на формирование показателей коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
-включены родителей в работу по формированию коммуникативных навыков у детей в форме совместного выполнения домашних заданий, с целью подготовки к участию в проектировании;
-создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Следует отметить, что проведенная работа имела положительный отклик в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе воспитателей старшей группы.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что у детей повысилась коммуникативная активность, что отмечали и другие специалисты, детского сада. По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков снизилось на 26%, со средним уровнем выросло на 5%, а с высоким уровнем развития выросло на 17%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.


1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст. -М.: Проспект, 2014. -160 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: офиц. текст. -М.: Центр педагогического образования, 2014. -32 с
3.Алексеева, А.М. Теория и методика развития речи: [Текст]/ А.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2014. - 488 с.
4.Бардышева, Т.Ю. Игровые задания для детей 4-5 лет [Текст]/ Т.Ю. Бардышева - СПб.: Речь, 2016. - 36 с.
5.Башаева, Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность [Текст]/ Т.В. Башаева. - М.: Наука, 2016. - 176 с.
6.Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст]/ О.А. Бизикова. - Нижневартовск.: Нижневартовского государственного университета, 2014. - 93 с.
7.Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ [Текст]/ И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 63-68.
8.Букина, Л.В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]/ Л.В. Букина //Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы 1УМеждунар. науч. конф (22 января 2016 г) - М.: «Интер-актив плюс», 2016.- С. 233-235.
9.Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. -М. :Мозаика-Синтез, 2012. -112 с
10.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство Пресс, 2015.- 144 с.
11.Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2016. - 512 с.
12.Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: МПСУ, 2016. - 83 с.
13.Виноградова, Е.И. Методы педагогического воздействия во время занятий с дошкольниками [Текст] / Е.А. Виноградова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 2. - С. 13.
14.Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2015. - 368 с.
15.Гуськова, А.А. Речевое развитие детей 5-7 лет на основе пересказа [Текст] / А.А. Гуськова - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 89 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ