Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек
1.1.Психолого-педагогические основы формирования умения
употреблять предлоги у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.2.Влияние театральной игрушки на формирование умения
употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек
2.1Выявление уровня сформированности умения употреблять предлоги
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
2.2Разработка и апробирование методики формирования у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек
2.3Динамика развития уровня сформированности умения употреблять
предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
На протяжении всех этапов формирования дошкольной педагогики вопрос умения правильно применять предлоги в речи детей занимала существенное место. Собственно дошкольный возраст считается подходящим для улучшения формирования речи, накопления умения правильно использовать предлоги.
По взгляду Н.В. Серебряковой и Р.И. Лалаевой, грамматические формы словообразования, словоизменения проявляются у дошкольников с общим недоразвитием речи в том же порядке, что и при нормальном развитии речи. Оригинальность в овладении грамматического строя речи проходит в более медленном темпе изучения, в неблагозвучии формирования синтаксической и морфологической систем речи, формально-языковых и семантических компонентов, в искажении всеобщего вида развития речи.
У большого количества дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается аномалии во владении падежами и собственно от этого дошкольник неверно применяет предлоги. В самостоятельной речи дети используют простые нераспространенные предложения, но и в этом случае у дошкольников часто наблюдаются ошибки при использовании предлогов и падежных окончаний. Потому при формировании грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи существенную роль выполняет работа по усвоению и закреплению использования предлогов в речи.
Проблемы в образовании разнообразных сторон речи формирует основательные преграды для благополучного овладения дошкольником с общим недоразвитием речи образовательного материала по чтению, так как проявляются плохо сформированными практические обобщения, какие у дошкольника с нормальным речевым развитием формируются задолго до перехода из ДОО в школу. После того, как ребенок приходит в школу, дети с
общим недоразвитием речи он может плохо учиться из-за того, что у них есть проблемы развития.
Вопрос формирования в умении точно применять предлоги занимает существенное место в современной логопедии.
Оригинальность изучения грамматического строя речи проходит у дошкольников с общим недоразвитием речи в более медленном темпе изучения, в дисгармонии формирования систем языка, в изменения общей картины речевого формирования (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов, Л.Р, Лалаева, Г.В. Гуровец, Н.В. Серебрякова).
Меньше освоенной считается вопрос усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи некоторых разделов грамматики, а именно: правильного применения предлогов в речи. В трудах Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.Н. Шаховской, И.К. Колповской при общем недоразвитии речи отмечается неверное использование предлогов в устной речи дошкольников.
Актуальность исследования состоит в том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи часто встречаются различные аграмматизмы (ошибки) при применении предлогов. Потому нужна целенаправленная, регулярная образовательная деятельность для того, чтобы преодолеть данные ошибки у дошкольников. Аграмматизмы часто встречаются у дошкольников с общим недоразвитием речи разнообразного генеза. Как представляет практика, дошкольники с общим недоразвитием речи, в особенности если недостаток содержит дизартрический компонент, как правило, ощущают проблемы, которые связаны с ориентацией во внешней среде. Из этого вытекает несформированность пространственных понятий и, поэтому, появляются проблемы формирования умения, верно, использовать грамматические формы (существительных с предлогами), которые выражают данные отношения.
Существенным средством формирования и развития дошкольника считаются театрализованные игрушки, потому, что игра - это основной вид деятельности дошкольников, а театр - это самый демократичный и 5
доступный вид искусства, который дозволяет разрешить многие злободневные вопросы психологии и педагогики, которые связаны с формированием речи.
Возможности в формировании речи у дошкольников с общим недоразвитием речи у театральной игрушки достаточно велики. Используя театральные игрушки, дошкольники имеют возможности знакомиться с внешним миром посредством образов, красок, звуков, а правильно установленные вопросы помогают дошкольникам размышлять, подвергать анализу, производить обобщения и выводы. С интеллектуальным формированием тесно связано и формированием речи. Театральная игрушка сможет помочь разрешить одну из основных задач в развитии речи - формирование умения верно применять предлоги в речи. Осуществляемая роль, выговариваемые реплики ставят дошкольника перед выбором понятно, отчетливо, ясно говорить или не делать этого. Как правило, ребенку хочется, чтобы его понимали правильно и поэтому у него совершенствуется речь, в том числе и умение употреблять предлоги.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена не разработанностью проблемы формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием театральной игрушки в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги .
Предмет исследования: театральные игрушки как средство формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек будет эффективно, если:
-определено содержание работы по формированию предложно- падежных конструкций в соответствии с речевым развитием дошкольников 6-7 лет;
-выстроена последовательность работы по освоению групп предлогов, объединенных по лексическому значению;
-разработаны игры и упражнения с театральной игрушкой по каждой группе предлогов.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек.
2.Выявить уровень формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги .
3.Разработать и апробировать методику формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение); методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
-исследования в области развития речи и речевого общения у детей 67 лет с общим недоразвитием речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин);
-исследования в области грамматического строя и формирования умения употреблять предлоги у детей с общим недоразвитием речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, А.А.Леонтьева, Т.А.Марковой, Ф.А.Сохина, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконина);
-исследования об использовании театральной игрушки в формировании формирования развития речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованных игрушек в процессе формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования:
-теоретически проанализировано влияние театральной игрушки на формирование умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- разработана методика формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные нами игры с театральными игрушками для формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации для проведения образовательной деятельности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Экспериментальной базой исследования явилась Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» д/с № 203 «Алиса», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (4 6 источников), приложения. Работа содержит 14 таблиц.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки считается актуальной в настоящее время. Изучения ученых Ф.А. Сохина и А.М. Шахнарович обосновали, что изучение грамматического строя языка определяется развитием системы языка, созданной на генерализации, рассмотрении и анализе взаимодействия речи.
Проблемы формирования у детей умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи изучались: Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и другими. Нарушения употребления предлогов считается определенным типом ошибки грамматики речи, какие обнаруживаются в том случае, когда выявляется несформированность операции грамматического
структурирования (отталкиваясь от модели развития речевого высказывания А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной). У дошкольников с общим недоразвитием речи как правило существует проблема дифференциации грамматических форм, предпочтение грамматической формы из всего парадигматического ряда.
Выявление уровня сформированности умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи показало, что 50% детей имеют низкий уровень сформированности умения употреблять предлоги. Это связано с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются проблемы в правильном построении предложно-падежных конструкций.
Формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральной игрушки возможно, если:
-подобраны театральные игрушки в соответствии с уровнем сформированности умения употреблять предлоги, возможными для освоения в этом возрасте;
-разработаны задания с театральными игрушками, включающие ситуацию не только для слухоречевого развития, но и развития зрительной памяти детей;
-обеспечена доступность театральных игрушек для самостоятельной деятельности детей.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность проведенной работы с использованием театральных игрушек и положительную динамику в сформированности умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (30 %) по всем показателям, детей с низким уровнем
сформированности умения употреблять предлоги стало меньше на 40%.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки.
1.Алексеева, М.М. Диагностическое задание развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Логос, 2013. - 400с.
2.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М. : Инфра-М, 2014. - 254с.
3.Арушанова, А.Г. Развитие связной речи. [Текст]: книга для педагогов /А.Г. Арушанова, М. : Мозаика - Синтез, 2013. - 286с.
4.Бойкова, С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. -
2013.- № 3. - C. 42-48.
5.Бородич, А.М. Диагностическое задание развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М. : Логос, 2013. - 136с.
6.Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями [Текст] /Г.А. Ванюхина // Логопед. -
2014.- № 5. - C. 18-25
7.Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] /Л.С. Выготский.- М. : Логос, 2012.-420 с.
8.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2013. - №6.- С. 62 - 68.
9.Газина, О. Играя, изучаем [Текст] /О. Газина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 14-17.
10.Галигузова, Л.Н. Речевые нарушения у дошкольников [Текст]: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М. : Логос, 2014. - 159с.
11.Генинг, М. Г., Воспитание у дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг, Н. А. Герман. -Спб. : Питер, 2013. - 214с.
12.Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг. - Чебоксары : Альфа, 2012. - 197с.
13.Гербова, В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2-4 лет. [Текст]: книга для воспит. / В.В. Гербова.- М. : ВЛАДОС, 2012. - 54с.
14.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] /Р.И. Жуковская. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 189с.
15.Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- Екатеринбург, 2015. - 356с...