Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Государственная политика как средство обеспечения государственной безопасности 10
1.1 Понятие, сущность государственной безопасности 10
1.2 Обеспечение государственной безопасности посредством правовой политики 15
Глава 2 Информационная безопасность как важнейшее направление государственной безопасности 29
2.1 Понятие информационной безопасности, ее правовые основы 29
2.2 Правовая политика в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 36
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64
Актуальность темы исследования. Одной из первостепенных государственных задач современности является обеспечение национальной безопасности, государственная и общественная безопасность являются неотъемлемыми и ключевыми составляющими системы национальной безопасности.
Постоянно растущая угроза национальной безопасности, а, как следствие, государственной и общественной безопасности определяет необходимость совершенствования системы их обеспечения на законодательном и практическом уровне.
Однако, вопрос соотношения и понятия данных категорий в юридической науке не столь однозначен, поскольку четкого научного подхода к вышеописанным категориям не выработано. Отсутствие легальных формулировок препятствует определению четкого соотношения между понятиями общественной, государственной и национальной безопасности.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более ясного легального определения категорий «государственная безопасность» и «общественная безопасность» и разработки комплекса мер для эффективного обеспечения государственной и общественной безопасности с учетом данной конкретизации рассматриваемых категорий.
Современное российское общество, развиваясь в сторону демократического рыночного государства, неизбежно стремится перейти от исключительно силовых к административно-правовым методам обеспечения информационной безопасности и информатизации. Информационная безопасность по своей сути является одной из форм проявления всеобщего стремления всех субъектов к стабильности и надежности. В данной сфере, концентрируются интересы всех субъектов хозяйствования от государства до отдельного гражданина.
С позиций национальной безопасности России информационная безопасность наиболее слабое звено. Она переживает трудный и противоречивый процесс трансформации в новое состояние, порождающий серьезные проблемы во всех сферах общества. Результаты развития связи и информатизации на современном этапе показали, что Россия пока не может преодолеть состояние незащищенности в области телекоммуникации. Россия все еще отстает от развитых стран по уровню информационной безопасности страны и общества, что значительно затрудняет ее современное состояние.
Указанные моменты обусловили необходимость нового концептуального подхода к проблемам обеспечения информационной безопасности в рамках государственной политики.
Теоретическая основа формирования правовых норм может базироваться на подходе, в рамках которого информационная безопасность представляется как социальное явление, в основе которого лежат интересы субъектов общественных отношений, каковыми являются человек, общество и государство.
Правонарушения, связанные с компьютерной информацией, получают все большее распространение во всем мире, и наша страна не является здесь исключением. Полагаем, что достаточно большое число таких деяний обусловлено развитием научно - технического прогресса, внедрения компьютерных технологий во все сферы жизнедеятельности, все большее число лиц использует электронные средства платежа, имеет к ним доступ с помощью различных приложений, работающих от сети Интернет. При этом, компьютерные технологии используются и на планшетах, смартфонах, множествах различных устройств, в классическом понимании к компьютерной технике не относящихся.
Следует с сожаление констатировать, что компьютерные технологии не только позволяют облегчить жизнь граждан, оптимизировать различные виды деятельности, но и активно используются преступниками в криминальных целях. Появляются новые способы совершения преступлений, связанных с компьютерными технологиями, а также новые виды преступлений, посягающие на различные объекты, охраняемые уголовно - правовыми нормами. Несмотря на это, при практической реализации привлечения к ответственности за совершение информационных правонарушений, продолжают возникать различные проблемы, связанные как с определением признаков данного состава преступления, так и с отграничением его от смежных деяний, что, по нашему мнению, обусловлено несовершенством действующего законодательства. В некоторой степени это возможно объяснить тем фактом, что в целом в нашей стране отсутствует длительный накопленный опыт борьбы с различными правонарушениями в сфере информационных технологий, а также и тем фактом, что до настоящего времени информационное законодательство в целом в Российской Федерации находится в стадии своего развития.
Несмотря на проводимые исследования, все больше имеющие место в последние годы, разрешить имеющие проблемы в полной мере так и не удается, что находит свое проявление как в дискуссиях среди исследователей по рассматриваемым вопросам, до настоящего времени не пришедших к единому мнению по многим аспектам, так и в разнообразии судебной практики. Все это определяет востребованность и актуальность темы.
Степень научной разработанности темы. Вопросы обеспечения государственной и общественной безопасности являлись и являются предметом изучения ученых, таких как Р.Д. Сипок, А.Д. Градовский, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.Б. Струве и др. Однако, отмечая значительный накопленный опыт названных авторов применительно к теме исследования, необходимо признать потребность более детального рассмотрения вопросов, касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности.
Степень научной разработанности темы исследования: в отечественной и зарубежной юридической науке к настоящему времени имеются многочисленные исследования, которые посвящены общим проблемам, связанным с информационной безопасностью и её обеспечением.
Цель исследования выявление особенностей механизма правовой политики в сфере государственной безопасности, анализ оснований и практики ответственности за совершение информационных правонарушений, а также формирование предложений по совершенствованию правового регулирования данной сферы правоотношений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие, сущность государственной безопасности;
• раскрыть особенности обеспечения государственной безопасности посредством правовой политики;
• привести понятие информационной безопасности, ее правовые основы;
• обозначить правовую политику в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере информационных правонарушений как угрозы национальной безопасности.
Предмет исследования - законодательство, регламентирующее национальную безопасность, а также правонарушения в сфере информационной безопасности, научные труды по данному вопросу и материалы правоприменительной практики.
Методами исследования стали: диалектический метод научного познания социальных явлений; методы анализа и синтеза; исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. В целом, методологический аппарат, с помощью которого проводилось научное исследование поставленных вопросов, включает в себя несколько приемов научного анализа диалектического характера. В исследовании применялись и другие специальные методы: функциональный анализ правовых явлений, системно-структурный подход и др.
Теоретическую основу работы составили научные труды С.С. Аветисяна, В.В. Воробьева, А.А. Гребенькова, М.Ю. Дворецкого, А.М. Доронина, К.Н. Евдокимова, В.С. Зайцева, С.Н. Клокова А.П. Кузнецова, С.М. Паршина, В.П. Числина и др.
Нормативную базу исследования составили нормы уголовного законодательства, иных федеральных законов и нормативно - правовых актов в Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования заключается в выработке научных положений о конструкции информационных правонарушений как угрозы национальной безопасности, предложений по совершенствованию законодательства. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, при подготовке учебной и научной литературы, а также в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его теоретических выводов, предложений и рекомендаций в повышении эффективности правоприменительной деятельности, связанной с информационными правонарушениями как угрозы национальной безопасности.
Теоретическим и практическим значением обладают следующие направления осуществленного исследования:
• на основании обзора нормативных правовых актов защиты информации мы выделили четыре уровня правовой основы защиты информации;
• рассмотрели информационную безопасность в российской федерации как одну из составляющих национальной безопасности государства;
• показали ряд особенностей юридической ответственности за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
• на основании выявленных проблем уголовно-правовой ответственности за информационные преступления предложили пути совершенствования обеспечения информационной безопасности в структуре национальной безопасности.
Для достижения целей и задач исследования была определена следующая структура работы.
Исследование состоит: из введения, где поставлена цель исследования и задачи для ее достижения, а также определены актуальность и необходимость исследования; основной части из двух глав, где непосредственно раскрываются основные положения рассматриваемого вопроса; заключения, где подводится итог проделанной работе; списка использованной в процессе работы литературы.
В обеспечении информационной безопасности важнейшую роль играет право в качестве средства социального регулирования, поддержанного государственным принуждением. В этой области государство выступает в качестве активного субъекта формирования права правоприменительной деятельности.
В связи с изложенным на современном этапе становления государства интенсивно развивается правовое регулирование отношений в области противодействия угрозам, осознаются и закрепляются приоритетные интересы в информационной сфере.
Активизируется правоприменительная практика в области борьбы с противоправными деяниями против свободы, чести и достоинства личности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, общественной нравственности, законных интересов личности, общества и государства в сфере компьютерной информации.
Все это создает предпосылки для формирования важнейших доктринальных идей правового обеспечения информационной безопасности как важного средства защиты интересов страны в информационной сфере от угроз. Накопленный опыт формирования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации обнаруживает значительное количество пробелов и противоречий в нормативном регулировании отношений, возникающих в информационной сфере в целом. Именно этим обусловлено определение в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.
Обобщение практики создания системы правового регулирования информационной безопасности и научно-практическое исследование проблем, возникающих в данной области, показало многочисленные недостатки, связанные с отсутствием достаточных теоретических основ правового обеспечения информационной безопасности России.
К преступлениям, совершаемых с использованием цифровых технологий, следует относить преступления, совершаемые в сфере цифровых технологий или с их использованием, в том числе включая незаконное завладение и предложение или распространение информации в информационно-телекоммуникационных сетях и в виртуальной среде, дополняющей реальность. Следует обратить внимание на то, что подобный подход позволяет рассмотреть более широкий круг составов противоправных деяний, совершаемых в рассматриваемой области, чем только киберпреступления (преступления в сфере компьютерной информации).
С определенной долей условности, можно определить следующие типовые варианты применения технологий искусственного интеллекта, при которых необходима продуманная аргументированная уголовно-правовая оценка:
• при создании технологий искусственного интеллекта может быть допущена ошибка, приведшая к совершению преступления;
• в систему искусственного интеллекта был осуществлен неправомерный доступ, повлекший повреждение или модификацию его функций, вследствие чего было совершено преступление;
• искусственный интеллект, обладающий способностью к самообучению, принял решение о совершении действий/бездействия, квалифицируемых как преступление;
• искусственный интеллект был создан самими преступниками для совершения преступлений. Применительно к каждому варианту необходима своя уголовно-правовая оценка.
Выделим основные элементы информационной компетентности, позволяющие обеспечивать достаточную степень информационной безопасности. Во-первых, это знание информационно-коммуникационных технологий и умение работать с ними. Во-вторых, это комплекс знаний, умений и навыков, касающийся функционирования необходимого программного обеспечения. В-третьих, это целевые установки и ценностные ориентации при работе с информацией, которые должны соответствовать не только нормам законодательства, но и правилам поведения, принятых в конкретном обществе, и мировоззренческим установкам личности.
Отметим, что последний элемент информационной компетентности довольно часто упускается исследователями из виду, а внимание акцентируется на первых двух, хотя именно последняя из указанных составляющих представляется наиболее важной, поскольку именно она является системообразующим фактором, способствующим формированию такого интегративного качества личности, как информационная компетентность.
В свою очередь информационная культура, базирующаяся на информационной компетентности, выступает в качестве такого личностного качества, которое позволяет существенно повышать уровень информационной безопасности. Это особенно важно в школьном возрасте, когда личность наиболее сензитивна к внешнему информационному воздействию, которое в силу несформированности системы ценностных ориентаций и мировоззрения личности подрастающего человека может нанести его психоэмоциональной сфере весьма существенный вред. В этом отношении можно выделить несколько наиболее важных направлений формирования информационной культуры, наиболее важных для обеспечения информационной безопасности детей и молодежи:
• формирование понимания информационной среды не как дикого пространства, живущего по законам джунглей, а как логично организованной структуры;
• формирование критического отношения к информации, поступающей из различных источников, развитие способности оценивать степень её достоверности и качества;
• формирование исследовательского подхода как при работе с информацией, так и в отношении средств информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения.
Осуществленная разработка теоретических и методологических основ правового обеспечения информационной безопасности создает определенный задел для формирования теории и методологии правового обеспечения национальной безопасности, а также вносит определенный вклад в развитие концепции информационного права.
Кроме того, проведенное исследование позволяет:
• обосновать приоритетные направления законотворческой и правоприменительной деятельности государства в области информационной безопасности России;
• эффективно выявлять наиболее острые проблемы недостаточности правового регулирования отношений в области проявления угроз безопасности национальных интересов в информационной сфере и качественно осуществлять подготовку предложений по совершенствованию нормативной базы этого регулирования;
• целенаправленно совершенствовать механизмы правового противодействия угрозам безопасности основных объектов национальных интересов в информационной сфере;
• корректно провести систематизацию законодательства в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, информационная безопасность непосредственно определятся уровнем сформированности информационной культуры личности, благодаря которой человек получает возможность ориентироваться в информационных потоках, получать, перерабатывать, создавать и распространять информацию, осуществлять на достаточно высоком качественном уровне любую деятельность в информационной среде.
1. Алексеева Е. В. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере / Е. В. Алексеева // Ленинградский юридический журнал. 2016. №4. С. 97-103.
2. Андронникова О. О. Модели девиктимизации человека с ролевой позицией жертвы в социокультурном пространстве // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 216.
3. Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 04 марта 2020 г. по делу № 22-106/2020 [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 20.03.2022)
4. Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 04 марта 2020 г. по делу № 22-106/2020 [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 20.03.2022)
5. Апелляционное определение Пятого апелляционного суда от 12 марта 2021 г. по делу № 55-15/2021 [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 20.03.2022)
6. Ахмедшин Р. Л. Юридическая психология: курс лекций Томск: Эль Контент, 2021. 229 с.
7. Бабаш А. В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: Учебное пособие. М. : КноРус, 2016. 188 c.
8. Батчаева З. Х. Информация как предмет преступления в сфере компьютерной безопасности // Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе развития общества. Ставрополь, 2021. С. 93-94.
9. Белозеров О. И., Сальникова Е. Ю. Оценка эффективности реализации положений доктрины информационной безопасности Российской Федерации / О.И. Белозеров, Е.Ю. Сальникова // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2019. №2. С. 87-91.
10. Блинов А. Г. Уголовно-правовая охрана личности в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта // Уголовный закон в эпоху искусственного интеллекта и цифровизации. Саратов: Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2021. С. 42-51.
11. Бражник С. Д. Преступления в сфере компьютерной информации: проблемы законодательной техники: автореф. ... дисс. на соиск. учен. степ. к.ю.н. Специальность 12.00.08. Ижевск, 2002. С. 12.
12. Вепрев С. Б., Нестерович С. А. О некоторых криминальных направлениях в использовании искусственного интеллекта // Вестник науки. 2019. № 6 (15). С. 377-385.
13. Гомиев Р. Как преступники могут использовать искусственный интеллект? // Hi-News.ru. 07.08.2020. URL: https://hi-news.ru/ (дата обращения: 20.03.2022)
14. Григорьев О. В. К вопросу о реализации административной ответственности за правонарушения в информационной сфере / О. В. Григорьев // Символ науки: международный научный журнал. 2022. № 1-1. С. 38-41.
15. Гурьева Е. Е. Законодательство о компьютерных преступлениях в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Трансформация права в информационном обществе. Екатеринбург, 2020. С. 355.
...