Ценообразование в автономном образовательном учреждении
|
Реферат 5
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки 6
Введение 11
1 Теоретические аспекты финансирования и ценообразования
образовательных организаций 14
1.1 Особенности финансово-хозяйственной деятельности автономных
образовательных учреждений и их отличия 14
1.2 Основные аспекты финансирования вузов 20
1.3 Специфика установления цен на образовательные услуги 28
1.4 Зарубежный опыт вузов по финансированию образовательных
учреждений и оказанию платных образовательных услуг 34
2 Анализ основополагающих факторов, влияющих на ценообразование в
автономном образовательном учреждении 42
2.1 Анализ источников доходов и расходов формирования бюджета ТПУ 42
2.2 Анализ платных образовательных услуг в России и ТПУ 52
2.3 Сравнительный анализ существующих методик ценообразования
платных образовательных услуг в вузе 61
3 Предложения по улучшению методики ценообразования платных
образовательных услуг в автономном вузе 73
3.1 Формирование базовых нормативных затрат для государственного
финансирования образовательных услуг 73
3.2 Ценообразование платных образовательных услуг на основе
государственного финансирования по базовым нормативным затратам 80
3.3 Факторы, влияющие на ценообразование платных образовательных
услуг в вузе 83
3.4 Предложения по реформированию методики ценообразования в ТПУ
4 Социальная ответственность 98
Заключение 102
Список авторских публикаций 105
Список использованных источников 107
Приложение А Сравнительная характеристика автономных и бюджетных образовательных учреждений высшего образования 114
Приложение Б Значения базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки 116
Приложение В Мероприятия КСО 118
Приложение Г 122
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки 6
Введение 11
1 Теоретические аспекты финансирования и ценообразования
образовательных организаций 14
1.1 Особенности финансово-хозяйственной деятельности автономных
образовательных учреждений и их отличия 14
1.2 Основные аспекты финансирования вузов 20
1.3 Специфика установления цен на образовательные услуги 28
1.4 Зарубежный опыт вузов по финансированию образовательных
учреждений и оказанию платных образовательных услуг 34
2 Анализ основополагающих факторов, влияющих на ценообразование в
автономном образовательном учреждении 42
2.1 Анализ источников доходов и расходов формирования бюджета ТПУ 42
2.2 Анализ платных образовательных услуг в России и ТПУ 52
2.3 Сравнительный анализ существующих методик ценообразования
платных образовательных услуг в вузе 61
3 Предложения по улучшению методики ценообразования платных
образовательных услуг в автономном вузе 73
3.1 Формирование базовых нормативных затрат для государственного
финансирования образовательных услуг 73
3.2 Ценообразование платных образовательных услуг на основе
государственного финансирования по базовым нормативным затратам 80
3.3 Факторы, влияющие на ценообразование платных образовательных
услуг в вузе 83
3.4 Предложения по реформированию методики ценообразования в ТПУ
4 Социальная ответственность 98
Заключение 102
Список авторских публикаций 105
Список использованных источников 107
Приложение А Сравнительная характеристика автономных и бюджетных образовательных учреждений высшего образования 114
Приложение Б Значения базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки 116
Приложение В Мероприятия КСО 118
Приложение Г 122
В современной ситуации рынок образовательных услуг характеризуется следующими особенностями: уменьшением государственного финансирования, а также созданием и развитием варианта софинансирования автономных образовательных учреждений высшего образования - за счет полной или частичной оплаты затрат обучающимися, возникновением и укреплением системы платных образовательных услуг.
Проблема установления цены на образовательные услуги вуза по подготовке студентов по основным образовательным программам обусловлена сочетанием проблем конкуренции, обеспеченности материально-техническими ресурсами, заработной платой сотрудников.
Актуальность исследования. Обоснование цены на платные образовательные услуги является важным элементом в управлении вузом, т.к. с одной стороны, они выступают формой разрешения социальных противоречий между потребностью в образовательных услугах и ограниченностью бюджетных средств по их предоставлению, а с другой стороны, становятся способом расширения доступа к высшему образованию разных социальных групп населения.
Вопросами развития рынка образовательных услуг в России занимались Антропов В.А., Песецкая Е.В., Никулина И.Е., Котоломова Л.Я., Суховей А.Ф., Шадриков В.П., в своих работах они рассматривали образовательные услуги как продукт общественного сектора экономики, который формируется на основе спроса и предложения, исследовались взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.
Цель работы - разработать предложения по модернизации методики ценообразования на платные образовательные услуги в автономном образовательном учреждении.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности финансово-хозяйственной деятельности и источники финансирования автономных образовательных учреждений
- проанализировать источники доходов и расходов формирования бюджета ТПУ и платных образовательных услуг;
- изучить специфику установления цен на образовательные услуги и проанализировать существующие методики ценообразования на образовательные услуги;
- разработать рекомендации по модернизации методики ценообразования на платные образовательные услуги.
Объект исследования - платные образовательные услуги в автономном образовательном учреждении.
Предмет исследования - ценообразование платных образовательных услуг в автономных образовательных учреждениях.
Научная новизна - заключается в разработке предложений, связанных модернизацией ценообразования образовательных услуг в государственных автономных вузах.
Научные результаты:
- определены отличительные особенности автономных образовательных учреждений от бюджетных учреждений;
- уточнены методологические подходы к определению цены на образовательные услуги;
- определены факторы, которые оказывают влияние на установление цены в государственном вузе;
- предложены мероприятия по улучшению процесса ценообразования в государственных автономных вузах.
Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений по реформированию методики ценообразования для образовательных услуг в государственных вузах, с использованием рыночных форм и методов.
Реализация и апробация работы - разработанные в данной работе калькуляции стоимости обучения для одного иностранного студента (Дальнее Зарубежье) внедрены в Томский политехнический университет и использованы при установлении стоимости обучения на 2016-2017 учебный год.
Проблема установления цены на образовательные услуги вуза по подготовке студентов по основным образовательным программам обусловлена сочетанием проблем конкуренции, обеспеченности материально-техническими ресурсами, заработной платой сотрудников.
Актуальность исследования. Обоснование цены на платные образовательные услуги является важным элементом в управлении вузом, т.к. с одной стороны, они выступают формой разрешения социальных противоречий между потребностью в образовательных услугах и ограниченностью бюджетных средств по их предоставлению, а с другой стороны, становятся способом расширения доступа к высшему образованию разных социальных групп населения.
Вопросами развития рынка образовательных услуг в России занимались Антропов В.А., Песецкая Е.В., Никулина И.Е., Котоломова Л.Я., Суховей А.Ф., Шадриков В.П., в своих работах они рассматривали образовательные услуги как продукт общественного сектора экономики, который формируется на основе спроса и предложения, исследовались взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.
Цель работы - разработать предложения по модернизации методики ценообразования на платные образовательные услуги в автономном образовательном учреждении.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности финансово-хозяйственной деятельности и источники финансирования автономных образовательных учреждений
- проанализировать источники доходов и расходов формирования бюджета ТПУ и платных образовательных услуг;
- изучить специфику установления цен на образовательные услуги и проанализировать существующие методики ценообразования на образовательные услуги;
- разработать рекомендации по модернизации методики ценообразования на платные образовательные услуги.
Объект исследования - платные образовательные услуги в автономном образовательном учреждении.
Предмет исследования - ценообразование платных образовательных услуг в автономных образовательных учреждениях.
Научная новизна - заключается в разработке предложений, связанных модернизацией ценообразования образовательных услуг в государственных автономных вузах.
Научные результаты:
- определены отличительные особенности автономных образовательных учреждений от бюджетных учреждений;
- уточнены методологические подходы к определению цены на образовательные услуги;
- определены факторы, которые оказывают влияние на установление цены в государственном вузе;
- предложены мероприятия по улучшению процесса ценообразования в государственных автономных вузах.
Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений по реформированию методики ценообразования для образовательных услуг в государственных вузах, с использованием рыночных форм и методов.
Реализация и апробация работы - разработанные в данной работе калькуляции стоимости обучения для одного иностранного студента (Дальнее Зарубежье) внедрены в Томский политехнический университет и использованы при установлении стоимости обучения на 2016-2017 учебный год.
Рыночные отношения ставят перед вузами сложные вопросы по управлению ценообразованием и ценовой политикой вуза. Основные проблемы, возникающие в этой сфере:
1. отсутствие практического опыта ценообразования на ПОУ;
2. неразработанность соответствующей нормативной базы;
3. отсутствие эффективных антиинфляционных мер при формировании цены на услуги вуза;
4. недостаточный уровень проработанности методик ценообразования.
Вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательные
программы, руководствуясь собственными расчетами экономической эффективности и исходя из платежеспособности населения региона.
Одной из важнейших проблем в области совершенствования экономического функционирования вузов является определение экономически обоснованной цены на образовательные услуги по основным образовательным программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
В данной работе было проведен анализ источников финансирования государственных автономных вузов, определены отличительные особенности автономных образовательных учреждений от бюджетных, рассмотрены методологические подходы к определению цены на ПОУ. Проанализированы доходы и расходы ТПУ, подготовлены рекомендации по совершенствованию методики ценообразования на платные образовательные услуги в Томском политехническом университете.
В процессе исследования были выявлены особенности установления цены на ПОУ в вузе. Цена на образовательные услуги в вузе должна иметь нижний и верхний пределы. Нижний предел цены должен устанавливаться на уровне себестоимости образовательной услуги, а верхний предел определяется тем уровнем цены, при которой отсутствует спрос на предоставляемые образовательные услуги. Договорная цена, которая выше нижнего предела цены. Она определяется на основе комплексной оценки факторов ценообразования, которая позволяет вузу совершенствовать материально-техническое обеспечение вуза, а также высокого уровня социального развития трудового коллектива.
Проанализирована структура источников доходов и расходов консолидированного бюджета ТПУ и выявлена доля ПОУ - на сегодняшний день она составляет 5,4% от всей доходной части бюджета ТПУ. Также отмечена следующая динамика по годам: объем поступлений от ПОУ с 2011 по 2013 гг. увеличивается, а с 2014 г. - уменьшается.
Проанализирована методика формирования базовых нормативных затрат для обеспечения выполнения государственного задания. Для финансирования деятельности вуза на сегодняшний день применяется методика нормативно-подушевого финансирования. В основе данного метода лежит использование при расчете финансового обеспечения оказания государственных услуг единых для всех вузов нормативных затрат с учетом корректирующих коэффициентов, которые распределяются по стоимостным группам направлений подготовки и специальностям.
Были выявлены следующие проблемы в разработке методик ценообразования на платные образовательные услуги в государственных автономных вузах:
- совмещенное обучение в группе студентов, обучающихся за счет средств из федерального бюджета и студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг не позволяет точно определить затраты на одного студента, обучающегося платно.
- возникают трудности с нормированием затрат и определением минимального количества студентов в группе.
- по учебным планам ТПУ невозможно учесть количество преподавателей, задействованных в обучении студентов, в т.ч. количество остепененных преподавателей.
- все затраты связанные с оказанием образовательных услуг не возможно учесть и свести в одно целое.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие предложения по совершенствованию ценообразования на ПОУ в ТПУ:
1. дать конкретное описание затрат, которые непосредственно связаны с предоставлением образовательных услуг, и затрат, приходящиеся на общехозяйственные нужды вуза;
2. внести градацию затрат в калькуляцию затрат в зависимости от уровня образования (бакалавриат, магистратура, специалитет).
3. разработать калькуляцию затрат на обучение для иностранных студентов из стран Дальнего зарубежья.
4. предлагается рассмотреть возможность изменения формы расчета стоимости обучения, путем исключения из методики некоторых затрат, которые финансируются за счет средств федерального бюджета:
- затраты на содержание имущества;
- услуги связи;
- транспортные услуги;
- коммунальные услуги;
- величина амортизационных отчислений, относимых к образовательной услуге.
Разработать мероприятия по мониторингу удовлетворенности студентов уровнем и качеством предоставления образовательной услуги. Проводить его ежегодно, на основании полученных результатов, вносить соответствующие коррективы в перераспределение финансов среди научно-образовательных институтов университета
1. отсутствие практического опыта ценообразования на ПОУ;
2. неразработанность соответствующей нормативной базы;
3. отсутствие эффективных антиинфляционных мер при формировании цены на услуги вуза;
4. недостаточный уровень проработанности методик ценообразования.
Вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательные
программы, руководствуясь собственными расчетами экономической эффективности и исходя из платежеспособности населения региона.
Одной из важнейших проблем в области совершенствования экономического функционирования вузов является определение экономически обоснованной цены на образовательные услуги по основным образовательным программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
В данной работе было проведен анализ источников финансирования государственных автономных вузов, определены отличительные особенности автономных образовательных учреждений от бюджетных, рассмотрены методологические подходы к определению цены на ПОУ. Проанализированы доходы и расходы ТПУ, подготовлены рекомендации по совершенствованию методики ценообразования на платные образовательные услуги в Томском политехническом университете.
В процессе исследования были выявлены особенности установления цены на ПОУ в вузе. Цена на образовательные услуги в вузе должна иметь нижний и верхний пределы. Нижний предел цены должен устанавливаться на уровне себестоимости образовательной услуги, а верхний предел определяется тем уровнем цены, при которой отсутствует спрос на предоставляемые образовательные услуги. Договорная цена, которая выше нижнего предела цены. Она определяется на основе комплексной оценки факторов ценообразования, которая позволяет вузу совершенствовать материально-техническое обеспечение вуза, а также высокого уровня социального развития трудового коллектива.
Проанализирована структура источников доходов и расходов консолидированного бюджета ТПУ и выявлена доля ПОУ - на сегодняшний день она составляет 5,4% от всей доходной части бюджета ТПУ. Также отмечена следующая динамика по годам: объем поступлений от ПОУ с 2011 по 2013 гг. увеличивается, а с 2014 г. - уменьшается.
Проанализирована методика формирования базовых нормативных затрат для обеспечения выполнения государственного задания. Для финансирования деятельности вуза на сегодняшний день применяется методика нормативно-подушевого финансирования. В основе данного метода лежит использование при расчете финансового обеспечения оказания государственных услуг единых для всех вузов нормативных затрат с учетом корректирующих коэффициентов, которые распределяются по стоимостным группам направлений подготовки и специальностям.
Были выявлены следующие проблемы в разработке методик ценообразования на платные образовательные услуги в государственных автономных вузах:
- совмещенное обучение в группе студентов, обучающихся за счет средств из федерального бюджета и студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг не позволяет точно определить затраты на одного студента, обучающегося платно.
- возникают трудности с нормированием затрат и определением минимального количества студентов в группе.
- по учебным планам ТПУ невозможно учесть количество преподавателей, задействованных в обучении студентов, в т.ч. количество остепененных преподавателей.
- все затраты связанные с оказанием образовательных услуг не возможно учесть и свести в одно целое.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие предложения по совершенствованию ценообразования на ПОУ в ТПУ:
1. дать конкретное описание затрат, которые непосредственно связаны с предоставлением образовательных услуг, и затрат, приходящиеся на общехозяйственные нужды вуза;
2. внести градацию затрат в калькуляцию затрат в зависимости от уровня образования (бакалавриат, магистратура, специалитет).
3. разработать калькуляцию затрат на обучение для иностранных студентов из стран Дальнего зарубежья.
4. предлагается рассмотреть возможность изменения формы расчета стоимости обучения, путем исключения из методики некоторых затрат, которые финансируются за счет средств федерального бюджета:
- затраты на содержание имущества;
- услуги связи;
- транспортные услуги;
- коммунальные услуги;
- величина амортизационных отчислений, относимых к образовательной услуге.
Разработать мероприятия по мониторингу удовлетворенности студентов уровнем и качеством предоставления образовательной услуги. Проводить его ежегодно, на основании полученных результатов, вносить соответствующие коррективы в перераспределение финансов среди научно-образовательных институтов университета
Подобные работы
- Совершенствование информационно-аналитического обеспечения системы ценообразования в образовательном учреждении (на примере КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №2»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Технология внедрения дополнительных платных образовательных услуг в малых городах
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Инструменты событийного маркетинга в реализации
коммуникационной политики образовательных организаций
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Формирование методики разработки бизнес-плана в образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020 - Оптимизация стратегии развития образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Эффективная система управления
финансово-хозяйственной деятельностью образовательных организаций
(на примере образовательных организаций г. Мензелинска)
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Усовершенствование проекта системы пожарной сигнализации в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Атлант»
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018



