Реферат 5
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки 6
Введение 11
1 Теоретические аспекты финансирования и ценообразования
образовательных организаций 14
1.1 Особенности финансово-хозяйственной деятельности автономных
образовательных учреждений и их отличия 14
1.2 Основные аспекты финансирования вузов 20
1.3 Специфика установления цен на образовательные услуги 28
1.4 Зарубежный опыт вузов по финансированию образовательных
учреждений и оказанию платных образовательных услуг 34
2 Анализ основополагающих факторов, влияющих на ценообразование в
автономном образовательном учреждении 42
2.1 Анализ источников доходов и расходов формирования бюджета ТПУ 42
2.2 Анализ платных образовательных услуг в России и ТПУ 52
2.3 Сравнительный анализ существующих методик ценообразования
платных образовательных услуг в вузе 61
3 Предложения по улучшению методики ценообразования платных
образовательных услуг в автономном вузе 73
3.1 Формирование базовых нормативных затрат для государственного
финансирования образовательных услуг 73
3.2 Ценообразование платных образовательных услуг на основе
государственного финансирования по базовым нормативным затратам 80
3.3 Факторы, влияющие на ценообразование платных образовательных
услуг в вузе 83
3.4 Предложения по реформированию методики ценообразования в ТПУ
4 Социальная ответственность 98
Заключение 102
Список авторских публикаций 105
Список использованных источников 107
Приложение А Сравнительная характеристика автономных и бюджетных образовательных учреждений высшего образования 114
Приложение Б Значения базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки 116
Приложение В Мероприятия КСО 118
Приложение Г 122
В современной ситуации рынок образовательных услуг характеризуется следующими особенностями: уменьшением государственного финансирования, а также созданием и развитием варианта софинансирования автономных образовательных учреждений высшего образования - за счет полной или частичной оплаты затрат обучающимися, возникновением и укреплением системы платных образовательных услуг.
Проблема установления цены на образовательные услуги вуза по подготовке студентов по основным образовательным программам обусловлена сочетанием проблем конкуренции, обеспеченности материально-техническими ресурсами, заработной платой сотрудников.
Актуальность исследования. Обоснование цены на платные образовательные услуги является важным элементом в управлении вузом, т.к. с одной стороны, они выступают формой разрешения социальных противоречий между потребностью в образовательных услугах и ограниченностью бюджетных средств по их предоставлению, а с другой стороны, становятся способом расширения доступа к высшему образованию разных социальных групп населения.
Вопросами развития рынка образовательных услуг в России занимались Антропов В.А., Песецкая Е.В., Никулина И.Е., Котоломова Л.Я., Суховей А.Ф., Шадриков В.П., в своих работах они рассматривали образовательные услуги как продукт общественного сектора экономики, который формируется на основе спроса и предложения, исследовались взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.
Цель работы - разработать предложения по модернизации методики ценообразования на платные образовательные услуги в автономном образовательном учреждении.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности финансово-хозяйственной деятельности и источники финансирования автономных образовательных учреждений
- проанализировать источники доходов и расходов формирования бюджета ТПУ и платных образовательных услуг;
- изучить специфику установления цен на образовательные услуги и проанализировать существующие методики ценообразования на образовательные услуги;
- разработать рекомендации по модернизации методики ценообразования на платные образовательные услуги.
Объект исследования - платные образовательные услуги в автономном образовательном учреждении.
Предмет исследования - ценообразование платных образовательных услуг в автономных образовательных учреждениях.
Научная новизна - заключается в разработке предложений, связанных модернизацией ценообразования образовательных услуг в государственных автономных вузах.
Научные результаты:
- определены отличительные особенности автономных образовательных учреждений от бюджетных учреждений;
- уточнены методологические подходы к определению цены на образовательные услуги;
- определены факторы, которые оказывают влияние на установление цены в государственном вузе;
- предложены мероприятия по улучшению процесса ценообразования в государственных автономных вузах.
Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений по реформированию методики ценообразования для образовательных услуг в государственных вузах, с использованием рыночных форм и методов.
Реализация и апробация работы - разработанные в данной работе калькуляции стоимости обучения для одного иностранного студента (Дальнее Зарубежье) внедрены в Томский политехнический университет и использованы при установлении стоимости обучения на 2016-2017 учебный год.
Рыночные отношения ставят перед вузами сложные вопросы по управлению ценообразованием и ценовой политикой вуза. Основные проблемы, возникающие в этой сфере:
1. отсутствие практического опыта ценообразования на ПОУ;
2. неразработанность соответствующей нормативной базы;
3. отсутствие эффективных антиинфляционных мер при формировании цены на услуги вуза;
4. недостаточный уровень проработанности методик ценообразования.
Вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательные
программы, руководствуясь собственными расчетами экономической эффективности и исходя из платежеспособности населения региона.
Одной из важнейших проблем в области совершенствования экономического функционирования вузов является определение экономически обоснованной цены на образовательные услуги по основным образовательным программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
В данной работе было проведен анализ источников финансирования государственных автономных вузов, определены отличительные особенности автономных образовательных учреждений от бюджетных, рассмотрены методологические подходы к определению цены на ПОУ. Проанализированы доходы и расходы ТПУ, подготовлены рекомендации по совершенствованию методики ценообразования на платные образовательные услуги в Томском политехническом университете.
В процессе исследования были выявлены особенности установления цены на ПОУ в вузе. Цена на образовательные услуги в вузе должна иметь нижний и верхний пределы. Нижний предел цены должен устанавливаться на уровне себестоимости образовательной услуги, а верхний предел определяется тем уровнем цены, при которой отсутствует спрос на предоставляемые образовательные услуги. Договорная цена, которая выше нижнего предела цены. Она определяется на основе комплексной оценки факторов ценообразования, которая позволяет вузу совершенствовать материально-техническое обеспечение вуза, а также высокого уровня социального развития трудового коллектива.
Проанализирована структура источников доходов и расходов консолидированного бюджета ТПУ и выявлена доля ПОУ - на сегодняшний день она составляет 5,4% от всей доходной части бюджета ТПУ. Также отмечена следующая динамика по годам: объем поступлений от ПОУ с 2011 по 2013 гг. увеличивается, а с 2014 г. - уменьшается.
Проанализирована методика формирования базовых нормативных затрат для обеспечения выполнения государственного задания. Для финансирования деятельности вуза на сегодняшний день применяется методика нормативно-подушевого финансирования. В основе данного метода лежит использование при расчете финансового обеспечения оказания государственных услуг единых для всех вузов нормативных затрат с учетом корректирующих коэффициентов, которые распределяются по стоимостным группам направлений подготовки и специальностям.
Были выявлены следующие проблемы в разработке методик ценообразования на платные образовательные услуги в государственных автономных вузах:
- совмещенное обучение в группе студентов, обучающихся за счет средств из федерального бюджета и студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг не позволяет точно определить затраты на одного студента, обучающегося платно.
- возникают трудности с нормированием затрат и определением минимального количества студентов в группе.
- по учебным планам ТПУ невозможно учесть количество преподавателей, задействованных в обучении студентов, в т.ч. количество остепененных преподавателей.
- все затраты связанные с оказанием образовательных услуг не возможно учесть и свести в одно целое.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие предложения по совершенствованию ценообразования на ПОУ в ТПУ:
1. дать конкретное описание затрат, которые непосредственно связаны с предоставлением образовательных услуг, и затрат, приходящиеся на общехозяйственные нужды вуза;
2. внести градацию затрат в калькуляцию затрат в зависимости от уровня образования (бакалавриат, магистратура, специалитет).
3. разработать калькуляцию затрат на обучение для иностранных студентов из стран Дальнего зарубежья.
4. предлагается рассмотреть возможность изменения формы расчета стоимости обучения, путем исключения из методики некоторых затрат, которые финансируются за счет средств федерального бюджета:
- затраты на содержание имущества;
- услуги связи;
- транспортные услуги;
- коммунальные услуги;
- величина амортизационных отчислений, относимых к образовательной услуге.
Разработать мероприятия по мониторингу удовлетворенности студентов уровнем и качеством предоставления образовательной услуги. Проводить его ежегодно, на основании полученных результатов, вносить соответствующие коррективы в перераспределение финансов среди научно-образовательных институтов университета
1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru свободный. Дата обращения: 15.02.2016 г.
2. Крапивин Д.С. Казенные, бюджетные и автономные учреждения северных регионов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №
6. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru свободный. Дата обращения: 11.02.2016 г.
3. Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru свободный. Дата обращения: 15.12.2015 г.
4. Фонд «Институт экономики города». Сравнительный анализ бюджетного учреждения и автономного учреждения и оценка социальноэкономических последствий преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения. - М:2008
5. Особенности функционирования автономного образовательного учреждения/ Родионова Ю. Г.// Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: материалы XIV международной студенческой научнопрактической конференции. - 2013. № 14.
6. Новинский Д.Ю. Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений/ «Налоговый учет для бухгалтера» июнь 2011
7. Бюджетный кодекс
8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru, свободный. Дата обращения: 10.01.2016 г.
9. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru, свободный. Дата обращения: 09.02.2016 г.
10. Основные отличия деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждений./ Абанкина Т.В.// Национальный исследовательский Университет - Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru, свободный. Дата обращения: 06.03.2016 г.
11. Особенности перехода федеральных бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения./ Гринько В.С.// [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.ru,свободный. Дата обращения: 09.02.2016 г.
12. Автономия образовательного учреждения./[Электронный ресурс]. URL: http://serafimdmh.ucoz.m,свободный. Дата обращения: 09.02.2016 г.
13. Формирование системы бюджетирования в ВУЗе при переходе его в государственное автономное образовательное учреждение (на примере Г АОУ АО ВПО Астраханского Инженерно-Строительного Института (АИСИ)/ Лихобабин В. К., Кенжибаева А. А.// Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. - 2014. — С. 139-142.
14. Новый механизм финансирования учреждений высшего профессионального образования: первые результаты/ Боровская М.А., Ястребова О.К., Цветкова А.В.// Высшее образование в России. - 2012. № 5. - с.3-14
15. Душевая обеспеченность в сфере бюджетного финансирования высшего профессионального образования в субъектах РФ/ Гуртов В.А., Сигова С.В.// Вопросы образования. - 2006. №1. - с.130.
16. Котоломова Л. Я. Ценообразование платных образовательных услуг в государственных высших учебных заведениях: Дис. канд. экон. наук:
08.0. 05: Екатеринбург, 2001 179 с. РГБ ОД, 61:02-8/728-2
17. Реформа финансирования высшего образования/ Беспалов М. // НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2012. № 5. - с.74- 77.
18. Технология формирования консолидированного бюджета в ВУЗе/ Никулина И.Е., Жданова А.Б.// Финансовый менеджмент. - 2007. №5.
19. Жданова А. Б. Совершенствование финансирования государственных вузов на основе бюджетирования: Дис. канд. экон. наук:
08.0. 10: Томск, 2009.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/1630
20. Финансовый менеджмент вуза: проблемы становления и развития: Монография/ И.Е. Никулина; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 317с.
21. Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации управления образованием/ Беляков С.А.// Университетское управление: практика и анализ. - 2006. №5. - с. 66-72.
22. Развитие внебюджетных источников финансирования вузов в России/ Меликсетян С.Н.// Экономическая наука и образование. - 2013. №1 (98). - с.189-192.
23. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] / Федеральная служба статистики РФ; ред. Суринов А.Е.; - Электрон. дан. - М. 2011 - 2015. URL: http://www.gks.ru, свободный. Дата обращения: 10.01.2016 г.
24. Финансовый механизм бюджетных учреждений: теория и методология [Текст]: монография/ Т. Ф. Романова. - Москва: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.
25. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе (на опыте
ценообразования отдела маркетинга и рекламы РГТУ)./ Шевченко Д.А.// [Электронный ресурс] Практический маркетинг. - 2002. №68. URL:
http://www.marketologi.ru, свободный. Дата обращения: 27.02.2016 г.
26. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах./ Белый Е.М., Романова И.Б.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. №3. - С. 63-72.
27. Бажуткин, Д. Г. Формирование и развитие рынка образовательных услуг высших учебных заведений: теория и методология: дис. доктора экон. наук: 08.00.05: Самара, 2010.- 332 с.: ил.
28. Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебник. Н. Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2001.
29. Ценообразование на образовательные услуги с учетом факторов внутренней среды организации. / Чухломин В.Д.// [Электронный ресурс] Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. №3. URL: http://dis.ru, свободный. Дата обращения: 16.03.2016 г.
30. Лидия Гартвиг. Финансовый менеджмент в вузах Германии (Перевод рабочего материала проекта ОЭСР «Финансовое управление в высшем образовании»).
31. Федеральное статистическое управление Германии [Электронный ресурс] URL: https://www.destatis.de, свободный. Дата обращения: 13.03.2016 г.
32. Deutsche Forschungsgemeinschaft: Forderatlas 2012 - Kennzahlen zur offentlich finanzierten Forschung in Deutschland. Weinheim: Wiley-VCH Verlag. - 2012. - 300 S.
33. Образование в Германии: стипндии и гранты [Электронный ресурс] URL: https://www.gradstudyabroad.ru, свободный. Дата обращения: 24.04.2016 г.
34. Designing strategies for efficient funding of higher education in Europe./ Thomas Estermann, Enora Bennetot Pruvot/[Электронный ресурс] URL: http://www.eua.be, свободный. Дата обращения: 24.04.2016 г.
35. Доходы вуза: диверсификация бюджетных рисков./ Гамукин В.В.// Высшее образование в России. - 2012. №4. - с.80-86.
36. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник./ Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг.// Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 464 с.
37. Консолидированный университета. - Томск. - 2011 г. бюджет Томского политехнического
38. Консолидированный университета. - Томск. - 2012 г. бюджет Томского политехнического
39. Консолидированный университета. - Томск. - 2013 г. бюджет Томского политехнического
40. Консолидированный бюджет Томского политехнического
университета. - Томск. - 2014 г.
41. Консолидированный бюджет Томского политехнического
университета. - Томск. - 2015 г.
42. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru, свободный. Дата обращения: 09.02.2016 г.
43. Образование в цифрах: 2014: краткий статистический сборник./ Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю, - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 80 с.
44. Бюджетная эффективность вузов и мониторинг финансового менеджмента./ Богомолова И. К., Задорожняя Е.К., Шевченко И.К.//Современные проблемы науки и образования. - 2015. №1-1.
45. Выбор метода ценообразования на рынке услуг высшего профессионального образования/ Логунова О.С.// Сборник научных трудов ЕГУАС 2012. Т.1У - [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru, свободный. Дата обращения: 18.01.2016 г.
46. Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. /Статистическая отчетность ТПУ за 2015-2016 учебный год
47. Приказ Минобрнауки России от 29.04.2014 № 420 «О перечне и составе стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры и ассистентуры-стажировки, итоговых значениях и величине составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, корректирующих коэффициентах, по формам обучения (очно-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), по используемым образовательным технологиям (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в 2015 году, на весь период обучения» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru, свободный. Дата обращения: 20.02.2016 г.
48. Эффективный подход к ценообразованию на услуги дополнительного профессионального образования./ Авадэни Ю.И.// [Электронный ресурс] URL: http://conf.omua.ru, свободный. Дата обращения:
23.03.2016 г.
49. Содержание внутренней маркетинговой среды современного вуза/ Мушкетова Н.С.// Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. - 2003 г. №2(26)
50. Материалы к семинару-совещанию «Повышение эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Минобрнауки России./ Министерство образования и науки Российской Федерации - Москва. 2015 г.
51. Распоряжение Минобрнауки РФ № р-225 от 17 декабря 2014 г. «Об утверждении методики по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru, свободный. Дата обращения: 20.02.2016 г.
52. Приказ Минобрнауки России от 20.12.2010 № 1898 «Об
утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru, свободный. Дата обращения: 10.01.2016 г.
53. Львовская С.С. Методика проведения исследований для выявления удовлетворенности студентов образовательной услугой для построения маркетинговой ценовой политики
54. Финансирование в сфере высшего образования: основные проблемы Толочко И. Г. // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 371-374.
55. Клячко, Т. О реформировании системы финансирования вузов [Электронный ресурс] / Т. Клячко, С. Синельников-Мурылев// Вопр. экономики. - 2012. - № 7. - С. 133-146.
56. Statistisches Bundesamt, Budget fur Bildung, Forschung und Wissenschaft 2012/2013 [Электронный ресурс] URL: https://www.destatis.de, свободный. Дата обращения: 13.05.2016 г.
57. Hochschulfinanzierung/ Die Hochschulrektorenkonferenz//
[Электронный ресурс] URL: https://www.hrk.de, свободный. Дата обращения:
13.05.2016 г.
58. Bildung in Deutschland, die Ausbildung vor allem auf dem Land [Электронный ресурс] URL: http://de.peopleandcountries.com, свободный. Дата обращения: 13.05.2016 г.
59. RA Bernhard Borsel, Leiter des Referats Studienfinanzierung und Bildungspolitische Fragen des DSW / Deutsches Studentenwerk 2013 [Электронный ресурс] URL: https://www.studentenwerke.de, свободный. Дата обращения:
13.05.2016 г.
60. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland 2013/2014/ Darstellung der Kompetenzen, Strukturen und bildungspolitischen Entwicklungen fur den Informationsaustausch in Europa [Электронный ресурс] URL: https://www.kmk.org, свободный. Дата обращения: 13.05.2016 г.