Введение 4
Глава 1 Теоретические основы обучения фонетике на начальном этапе
обучения в школе 7
1.1 Особенности формирования фонетических навыков 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего
школьного возраста 16
Глава 2 Анализ современных УМК по английскому языку для учащихся
младший школы при обучении фонетике 211
2.1 УМК как один из основных элементов системы обучения
иностранному языку 211
2.2 Анализ приемов формирования фонетических навыков у младших школьников в действующих УМК по английскому языку 311
Заключение 422
Список используемой литературы 444
Приложение А Упражнения учебника «Spotlight 4» 488
Приложение Б Фонетический справочник учебника «Spotlight 4» 499
Приложение В Раздел «Phonics» учебника «Starlight» для 4 класса 50
Приложение Г Упражнение с элементами комикса учебника «Starlight» для 4
класса 511
Аннотация. Введение.
Объектом бакалаврской работы выступает процесс обучения английскому языку детей младшего школьного возраста.
Предмет - приемы формирования фонетических навыков у детей младшего школьного возраста.
Цель - повышение эффективности формирования фонетических навыков с использованием современных учебно-методических комплексов.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические источники по проблеме исследования, обобщить характеристики фонетики как неотъемлемой части языка и фонетического навыка как ее составляющей;
- проанализировать ряд УМК на предмет содержания упражнений на формирование фонетических навыков, сделать выводы о наиболее эффективных из анализированных УМК;
- определить наиболее эффективные приемы обучения фонетике в анализируемых УМК.
Подводя итоги бакалаврской работе, необходимо сделать определенные выводы.
Проанализировав теоретические источники по проблеме исследования, мы вслед за И.А. Волошиной, Е.Р. Ватсоном, Е.Б. Быстрай, Л.А. Гущиной отмечаем, что фонетика является звуковой структурой языка, включая в себя звуки, их сочетания, ударение, интонация, паузы, ритм, мелодия.
Под фонетическим навыком понимается набор умений по произношению иностранных звуков и их сочетаний, с акцентированием внимания на данных звуках в речи говорящего, при постановке правильных ударений и оформления интонационных синтаксических конструкций. Фонетический навык является неотъемлемой частью правильного понимания речевого сообщения, средством межъязыковой коммуникации.
Речедвигательная и слуховые функции является базовыми при обучении произношению звуков. В процессе обучения фонетике выделенные функции несут в себе комплексный характер. По мнению ученых психологов, распознавание звуков происходит только тогда, когда люди имеют возможность эти звуки воспроизвести.
Имитативный и аналитико-имитативные подходы являются базовыми с точки зрения ознакомления с новым фонетическим материалом. Последний из них совмещает в себе современные требования в области изучения иностранного языка. Первый подходит к нашей возрастной группе - младшему школьному возрасту, так как явный акцент делается на слуховом восприятии речи и ее имитацию, на сознательное усвоение особенностей артикуляции.
При формировании фонетических навыков у младших школьников необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности, такие как смена психической саморегуляции, выделение учебной деятельности главенствующей, мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Учителю необходимо учитывать особенности развития ребенка на данном этапе и включать в урок подвижные игры и физкультминутки.
УМК является комплексным базовых элементов в области образования, который отражает современные тенденции системы обучения иностранному языку. Нормативы языка должны соответствовать современным реалиям общества. Его разработка должна ориентироваться на самостоятельное обучение ученика вне стен школы. Важным ориентиром УМК является образовательный стандарт, в котором сформулированы базовые идеи, задачи и цели, которые должны быть достигнуты по итогу обучения.
Исходя из вышеназванных критериев того, что должен отражать в себе эффективный комплекс УМК, мы проанализировали базовые УМК по английскому языку и выявили основные преимущества и недостатки учебников, как на уровне структуры, так и на уровне содержания фонетического материала.
Были детально проанализированы 3 УМК по английскому языку - «Spotlight 4», «Starlight 4» и «Forward 4» - и сделан вывод о том, что самым эффективным УМК является «Spotlight 4», так как обладает всеми признаки полноценного учебно-методического комплекса. В качестве основных недостатков остальных УМК можно отметить отсутствие рифмовок и фонетических зарядок, отсутствие последовательности изложения фонетического материал, несоответствие возрасту учащихся.
Анализ содержания фонетической составляющей в указанных УМК, можно утверждать, что особенно эффективными приемами формирования фонетических навыков детей младшего школьного возраста являются имитационные приемы.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Перспективой исследования могла бы стать разработка собственного комплекса фонетических упражнений с использованием современных аудио - видео материалов.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Издательство Икар, 2009. 448 с.
2. Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 257 с.
3. Ахмедова А. М. Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Казань: Бук, 2014. С. 134-137. URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/143/6198/ (дата обращения: 10.05.2022).
4. Баранова К. М. Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Starlight. Звёздный английский. 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2016
5. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Enjoy English. Английский с удовольствием. Учебник. 4 класс. ФГОС. М., Титул, 2009. 144 с.
6. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. 543 с.
7. Бондаренко Л. П. Основы фонетики английского языка. М.: Флинта: Наука 2009. 152 с.
8. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Spotlight.
«Английский в фокусе», Книга для учителя. М.: Просвещение, 2017.
9. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Spotlight. «Английский в фокусе», Учебник для 4 класса в двух частях. М.: Просвещение, 2007. 168 с.
10. Быстрай Е. Б. Формирование фонетических навыков дошкольников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 16-21.
11. Ватсон Е.Р. Практическая фонетика английского языка. М.: МИОО, 2009. 56 c.
12. Вербицкая М.В., Эббс Б., Оралова О.В., «Английский язык» Forward. Учебник для 4 класса в двух частях. М.: Вентана-Граф. 2013. 96 с.
13. Волошина И. А. Понятие навыка в составе образовательной и профессионально-трудовой терминологии // Социально-трудовые исследования. 2020. № 3(40). С. 68-80.
14. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Издатель РассказовЪ, 2004. 300 с.
15. Вронская И. В. Проблема формирования и контроля иноязычных рецептивных фонетических навыков на раннем этапе обучения иностранным языкам // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2. № 2. С. 109-116.
...