Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков сотрудничества у младших школьников 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме формирования навыков сотрудничества у младших школьников 9
1.2 Современные формы и методы формирования навыков
сотрудничества у младших школьников 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
навыков сотрудничества у младших школьников в процессе реализации медиа-игр 36
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков
сотрудничества у младших школьников 36
2.2 Разработка и внедрение дидактической медиа-игры
для формирования навыков сотрудничества у младших школьников 47
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно¬экспериментальной работы 59
Заключение 73
Список используемой литературы 76
Приложение А Фрагменты многокомпонентной дидактической медиа-игры 83
Актуальность. Современная школа, опираясь на ФГОС НОО, ставит перед педагогом задачу - формировать личность, которая готова слушать собеседника и вести диалог, уважительно относится к иному мнению, признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, обладает навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях [53].
В связи с этим, новые запросы государства и общества обращены и к педагогу, указывая на необходимость его умений создавать общности обучающихся, управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в учебно-воспитательный процесс, анализировать реальное состояние дел в группе обучающихся, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу, а также освоения самим учителем современных развивающих общеобразовательных технологий, способствующих эффективной реализации учебно-воспитательного процесса [44].
Общение, совместную деятельность, сотрудничество со сверстниками современные педагоги и психологи называют важным фактором психического развития ребенка. Проблема развития сотрудничества в психолого-педагогической науке выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Сегодня большое внимание механизмам, методам организации сотрудничества детей уделяется в работах Г.А. Цукерман, Е.В. Коротаевой, О.В. Гашимовой и А.Д. Ломовой. В исследованиях В.И. Дьяченко, И.М. Витковской, О.В. Герасимовой рассматриваются содержание, методы, приемы, а также формы практической реализации сотрудничества в учебном процессе.
В психолого-педагогической литературе представлены и отдельные аспекты проблемы сотрудничества младших школьников со сверстниками. Отдельными вопросами в рамках изучения данной проблемы занимались такие авторы, как И.А. Зимняя, И.Е. Гербер, В.В. Рубцов. Однако нельзя не отметить тот факт, что сотрудничество младших школьников как обязательное условие их социального развития рассмотрено все еще недостаточно, а большинство исследований проводилось с участием детей дошкольного и подросткового возраста.
В то же время такая специфическая ступень детского развития, как младший школьный возраст, - это период, когда ребенок включается в школьный коллектив, его круг общения расширяется и обновляется, он глубже познает окружающий мир и социум. Это период усвоения морально - нравственных норм, формирования социально значимых привычек, совокупность которых в дальнейшем определяет характер взаимодействия личности с миром, с окружающими людьми. Но в современных условиях компьютеризации жизни и образования именно компьютер становится для школьника предпочтительным «собеседником», с которым, или с помощью которого, легко и просто «общаться»: можно написать о себе любую информацию, выбрать возраст, пол, социальный статус, игнорируя существующие в реальном мире модели общения. Поэтому современная педагогика должна решить непростую задачу поиска путей и способов организации совместной деятельности, сотрудничества школьников в условиях компьютеризации учебного процесса, когда компьютер применяется как средство обучения с целью подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе и для повышения качества обучения путем внедрения средств информатизации.
В распоряжении Министерства Просвещения РФ «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» говорится о том, что образовательная система сегодня функционирует в особых условиях, специфика которых определяется глобальным процессом информатизации образования. В связи с этим необходимо использовать цифровые технологии в образовательном процессе, развивать и поддерживать уровень цифровой компетентности обучающихся [40].
Еще одним важным аспектом современного образования является его геймификация - применение игровых методик в неигровых ситуациях учебного и воспитательного процесса. Использование разнообразных игр влияет на степень вовлеченности и мотивации учащихся, так как в игровом процессе задействована эмоциональная сфера личности, и, именно благодаря этому, материал лучше усваивается.
Многие современные исследователи, например, А.В. Фёдоров, О.А. Баранов, В.С. Запотичный, Н.А. Максимова, Т.И. Гаврилова, посвятили свои работы изучению целесообразности использования дидактических медиа-игр в процессе обучения. Они говорят о том, что использование медиа в образовательном процессе позволяет повысить качество обучения и удерживать внимание учащегося. Современные технические средства дают возможность для создания учебных пособий в виде компьютерной анимации или игры. Например, в процессе игры дети учатся разрешать конфликты, выражать свои эмоции и адекватно взаимодействовать с другими игроками. Поэтому, мы можем сделать вывод о целесообразности использования дидактических медиа-игр для формирования навыков сотрудничества у младших школьников.
Анализ теории и практики начального общего образования и состояния изучаемой проблемы позволяет выделить ряд противоречий между:
- необходимостью формирования навыков сотрудничества у младших школьников в условиях компьютеризации образования и отсутствием эффективных средств реализации данного процесса;
- мотивирующим и активизирующим характером игры как действенного учебно-воспитательного средства и недостаточным использованием в педагогической практике современных игровых средств в процессе формирования навыков сотрудничества у младших школьников.
Эти противоречия определили проблему исследования: каковы возможности дидактических медиа-игр в формировании навыков сотрудничества у младших школьников?
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование навыков сотрудничества у младших школьников в процессе реализации дидактических медиа-игр.
Цель исследования: разработать многокомпонентную дидактическую медиа-игру и выявить ее возможности для формирования навыков сотрудничества у младших школьников опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков сотрудничества у младших школьников будет более успешным, если:
- выявить специфику сотрудничества обучающихся младшего школьного возраста;
- внедрить в содержание образовательного процесса дидактические
медиа-игры, учитывающие возрастные особенности младших школьников и направленные на формирование навыков сотрудничества;
- способствовать формированию у младших школьников навыков сотрудничества, реализуя деятельностный подход, а также принципы наглядности, доступности и гуманистической направленности педагогического процесса.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть понятие «сотрудничество детей младшего школьного возраста»;
2) выявить критерии сформированности навыков сотрудничества у младших школьников, спроектировать комплекс диагностических методик и провести диагностику сформированности исследуемых навыков у обучающихся начальной школы;
3) разработать и внедрить в образовательный процесс многокомпонентную дидактическую медиа-игру, направленную на формирование навыков сотрудничества у младших школьников;
4) провести повторное исследование, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, психолого-
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе МБУ «Школа № 59 им. Г.К. Жукова» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие обучающиеся 2 «А» и 2 «В» классов (по 31 человеку, возраст: от 8 до 9 лет).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная дидактическая медиа-игра, а также результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и студентами педагогических вузов при организации учебно-воспитательной деятельности с целью формирования навыков сотрудничества у младших школьников.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что современные педагоги и психологи выделяют совместную деятельность и общение со сверстниками как важный фактор психического развития ребенка. Но в данное время богатые возможности сотрудничества практически не используются, в учебной деятельности слабо проявляется взаимодействие младших школьников друг с другом.
Младший школьный возраст - это период усвоения морально-нравственных норм, формирования социально значимых привычек, совокупность которых в дальнейшем определяет характер взаимодействия личности с миром, с окружающими людьми. Но в современных условиях компьютеризации жизни и образования именно компьютер становится для школьника предпочтительным «собеседником». Современная педагогика должна решить непростую задачу поиска путей и способов организации совместной деятельности, сотрудничества школьников в условиях компьютеризации учебного процесса.
Современная образовательная система функционирует в особых условиях, специфику которых определяет глобальный процесс информатизации образования. Информационно-коммуникативная технология обучения открывает широкие возможности для создания и реализации условий, которые способствуют развитию и формированию умений общаться, приходить к общему решению.
Изучение психолого-педагогической литературы и научных трудов позволило нам раскрыть сущность понятий «сотрудничество» и «навыки сотрудничества», особенности их формирования у младших школьников; изучить особенности игровой и информационно-коммуникативной технологий, а именно использование дидактических медиа-игр в образовательном процессе; проанализировать потенциал дидактических медиа-игр в формировании у младших школьников навыков сотрудничества.
На основе изученных нами признаков учебного сотрудничества были выделены критерии для оценивания уровня сформированности навыков сотрудничества у младших школьников.
Когнитивный критерий: знание правил общения и взаимодействия; умение связывать эти знания с применением их в ситуациях сотрудничества; понимание того, что существуют различные точки зрения и каждый имеет право высказать свою.
Эмоционально-чувственный критерий: эмоционально-положительное отношение к работе со сверстниками, к сотрудничеству; адекватная оценка собственного поведения и поведения одноклассников; наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности.
Поведенческий критерий: умение сотрудничать, организовывать совместную деятельность; умение распределять функции и роли в совместной деятельности; умение вести диалог и слушать собеседника.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы выявили, что в процессе игры дети учатся разрешать конфликты, адекватно взаимодействовать с окружающими и выражать свои эмоции. Игра в процессе учебной деятельности создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, объединяет усилия детей, в игре проявляется способность к взаимной поддержке и взаимопомощи, вызывает положительные эмоции. Нами был сделан вывод о том, что необходимо повышать уровень сформированности навыков сотрудничества у младших школьников с помощью реализации в образовательном процессе дидактических медиа-игр.
Во второй главе представлено описание проведенной нами опытно-экспериментальной работы по формированию навыков сотрудничества у младших школьников. Результаты диагностики исходного уровня сформированности навыков сотрудничества были особенно низкими по показателям: уровень сформированности знаний, направленных на учёт позиции собеседника; уровень сформированности умения распределять функции и роли в совместной деятельности.
Формирующий эксперимент включал в себя работу по формированию навыков сотрудничества у учащихся 2 «А» класса на уроках литературного чтения. Все блоки многокомпонентной дидактической медиа-игры были успешно реализованы в образовательном процессе. Эффективность разработанной и реализованной в образовательном процессе многокомпонентной дидактической медиа-игры оценивалась с помощью диагностических методик, которые использовались на констатирующем этапе исследования.
Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента свидетельствуют об эффективности многокомпонентной дидактической медиа-игры для формирования навыков сотрудничества, поскольку результаты в экспериментальной группе значительно выросли.
После того, как на практике была реализована дидактическая медиа¬игра, учащиеся стали доброжелательнее относиться друг к другу, не позволяют себе проявить грубость в общении, адекватнее оценивают собственную работу. Во время выполнения групповых работ младшие школьники активно распределяют функции и роли для продуктивной совместной деятельности, а также учитывают точку зрения собеседника.
Следовательно, можно говорить о том, что цель работы достигнута, а гипотеза исследования подтвердилась.
1. Абасова Т. Н. Сборник диагностических методик для классного руководителя начальной школы. Калач-на-Дону : «Средняя школа № 3» г. Калача-на-Дону, 2016. 25 с.
2. Алпатикова С. В. Медиапедагогика - необходимая составляющая социализации детей в информационном обществе // Молодой ученый. 2018. № 24 (210). С. 296-297.
3. Андреева А. А. Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников // Молодой ученый. 2017. № 11.2. С. 3-6.
4. Анисимов О. С. Взаимодействие: сущность и типология // Мир психологии. 2008. № 1. С. 10-17.
5. Байтуганова А. О. Мультимедиа технологии в образовании // Молодой ученый. 2016. № 19.2. С. 9-11.
6. Баранов О. А. Медиа, современная семья и школьник // Медиаобразование. 2006. № 2. С. 27-41.
7. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. 2000. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index- 110372.html(дата обращения: 05.11.2020).
8. Витковская И. М. Технология обучения в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников // Известия ВГПУ. 2019. № 3 (136). С. 32-36.
9. Волобуева Е. В. Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника // Молодой ученый. 2018. № 8 (194). С. 111-115.
10. Габеркорн И. И. Организация групповой учебной деятельности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya- grupp. (дата обращения: 02.10.2020).
11. Г аберкорн И. И. Формирование коммуникативных умений младших
школьников посредством групповой учебной деятельности // Известия ВГПУ. 2018. № 1 (124). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-
kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-posredstvom-gruppovoy- uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.10.2020).
12. Гаврилова Т. И., Максимова Н. А. Методические особенности применения развивающих компьютерных игр в учебном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. URL: http:ZZe- koncept.ru/2015/15269.htm (дата обращения: 02.10.2020).
13. Гаманькова Н. С., Тимофеева А. В. Использование
мультимедийных игр на уроках // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 4. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZispolzovanie-multimediynyh-igr-na-urokah (дата обращения: 20.10.2020).
14. Гарбер И. Е. Три определения и три подхода к изучению
сотрудничества: в социальной, организационной и педагогической
психологии // Акмеология образования. Психология развития. 2018. № 3. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/tri-opredeleniya-i-tri-podhoda-k-izucheniyu- sotrudnichestva-v-sotsialnoy-organizatsionnoy-i-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 12.09.2020).
15. Гашимова О. В. Учебное сотрудничество на уроках в начальной школе // Педагогические науки. 2013. № 6. С. 11-12.
16. Герасимова О. В. Групповая работа на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников // Начальная школа плюс до и после. 2016. № 5. С. 75-78.
17. Давидовская П. В. Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2018. № 45 (231). С. 231-233.
18. Декларация прав ребенка: принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) // Международная защита прав и свобод человека : сб. документов. М. : Юридическая литература, 1990. С. 385-388.
19. Демиденко Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46). С. 47-49.
20. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Холубек. СПб. : Экономическая школа, 2001. 256 с.
21. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. М. : Просвещение, 2003. 192 с.
22. Жиенбаева Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2018. № 11. С. 116-119.
23. Завражнов В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе // Молодой учёный. 2017. № 49. С. 422-424.
24. Запотичный В. С. Компьютерные игры в системе образования // Шаг в науку. сборник статей по материалам III научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. 2019. С. 218-221.
25. Зимняя И. А. Педагогическая психология. URL: https://sdo.mgaps.rU/books/KP1/M4/file/2.pdf(дата обращения: 02.10.2020).
26. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск : Два комсомольца, 2014. С. 35-36.
27. Коротаева Е. В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся
начальной школы // Педагогическое образование в России. 2012. № 4.
С. 169-172.
28. Коротаева Е. В. Учебный диалог как фактор позитивной социализации учащихся начальной школы // Педагогическое образование в России. 2017. № 11. С. 77-81.
29. Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань : Рязанский педагогический институт, 2017. С. 59-61.
30. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспект. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. 424 с.
31. Кузнецов А. А. Медиа: определения, функции и основные этапы // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 539-542.
32. Маликова И. В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству. Самара : Самарский государственный педагогический институт, 2005. 225 с.
33. Медиа - что это такое. Понятие, определение и значение. URL: https:ZZfb-ru.turbopages.orgZfb.ru/sZarticleZ461175/media-chto-eto-takoe-ponyatie- opredelenie-i-znachenie(дата обращения: 14.09.2020).
34. Метелёва Е. Г. Развитие навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Материалы LXVIII студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 48-52.
35. Миленко Е. А. Обоснование педагогических условий организации
учебного сотрудничества младших школьников // Вестник ТГУ. 2018. № 2 (172). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZobosnovanie-pedagog.. (дата
обращения: 02.10.2020).
36. Московкина Ю. Ю. Новые медиа как средства массовой информации // Молодой ученый. 2018. № 52 (238). С. 239-241.
37. Мультимедиа технологии в образовании. URL:
https:ZZwww. sites.google.com/siteZmultitehnologiiZfУvfvafa (дата обращения: 14.09.2020).
38. Николаева М. С., Андросова М. И. Развитие навыков сотрудничества у учащихся младших классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 26. С. 75-77.
39. Нургалеева Л. А. Медиа как включенное звено коммуникации // Гуманитарная информатика. 2010. С. 74-82.
40. Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий. Министерство Просвещения Российской Федерации. Распоряжение от 18 мая 2020 года N Р-44. URL: http://docs.cntd.ru/document/565227683(дата обращения: 14.09.2020).
41. Панкова О. А. Развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками // Актуальные вопросы науки. Материалы 49-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 70-74.
42. Пидкасистый П. И. Педагогика : учебное пособие. М. : Юрайт. 2019. 408 с.
43. Попова Т. Р. Развитие навыка учебного сотрудничества посредством групповой работы в начальной школе // Наука и молодежь - 2020: взгляд в будущее. Международный научно-практический форум. 2020. С. 233-236.
44. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере начального общего образования)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения:
02.10.2020).
45. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. М. : Педагогика, 1987. 160 с.
46. Рудакова С. А. Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе // Проблемы педагогики. 2019. № 5. С. 19-21.
47. Рунова Т. А., Гуцу Е. Г., Няголова М. Д. Исследование становления
отношений учебного сотрудничества младших школьников // Вестник Мининского университета. 2019. № 3. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-stanov (дата обращения:
02.10.2020).
48. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М. : Народное образование, 2019. 818 с.
49. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М. : АСТ, 2018. 384 с.
50. Степанова Е. В. Сборник диагностических методик для начальной
школы / ЧОУ «Смоленская Православная гимназия». 2017. 62 с. URL:
https://multiurok.ru/files/sbornik-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-nachal-n.html(дата обращения: 28.11.2020).
51. Сурьянинова Т. А. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности // Молодой ученый. 2017. № 47. С. 140-147.
52. Удовикова В. А. Технология формирования коммуникативного УУД «Планирование учебного сотрудничества» // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 4. С. 7-9.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576). URL: https://fgos.ru(дата обращения: 01.10.2020).
54. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. 340 c.
55. Фотиева И. В. Медиаобразование как форма «Цифрового образования»: проблемы и тенденции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 266-268.
56. Цукерман Г. А., Обухова О. Л., Шибанова Н. А. Игра и учебная
деятельность: пограничные конфликты // Психолого-педагогические
исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 22-35.
57. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М. :
ПЦ «Эксперимент». 2000. URL: http://spobpk.ru/wp-
content/uploads/2017/02/kak_mladshie_shkolniki_uchatsya.pdf.
58. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М. : Знание, 1992. 40 с.
59. Цукерман Г. А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 51-59.
60. Чебушев Г. С. Современные средства мультимедиа и их применение // Молодой ученый. 2019. № 20 (258). С. 44-47.
61. Шадрина С. Н. Организация учебного сотрудничества детей младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya- ucheb.. (дата обращения: 02.10.2020).
62. Шаухалова Р. А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении // Проблемы педагогики. 2016. № 5. С. 47-50.
63. Шнайдер А. А. Новые медиа - новые возможности //
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6. С. 90-92.
64. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Книга по Требованию, 2013. 228 с.