Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и
обучения 11
1.1 Понятие социально-психологической адаптации: основные
подходы в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2 Особенности адаптации иностранных студентов к условиям
обучения в вузе 15
1.3 Направления психологического сопровождения иностранных студентов в период их адаптации к новым условиям жизни и
обучения 36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей
адаптации иностранных студентов и их личностных характеристик 50
2.3 Анализ взаимосвязи социально-психологической адаптации
иностранных студентов с их личностными характеристиками.... 66
2.4 Рекомендации по оптимизации социально -психологической
адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения 74
Заключение 79
Список используемой литературы 84
Цель – выявление особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация
личности.
Предмет исследования: особенности социально-психологической
адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы адаптации и ее особенностей у иностранных студентов на начальных курсах обучения в высшем учебном заведении;
- провести эмпирическое исследование особенностей адаптации иностранных студентов к вузу и выявить их личностные характеристики и индивидуальные способы поведения в трудных ситуациях;
- провести сопоставительный анализ показателей уровня социально- психологической адаптации иностранных студентов и их личностных и индивидуальных характеристик;
- проанализировать полученные в исследовании результаты и сделать выводы;
- разработать рекомендации по оптимизации социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения.
Исследование, проведенной в рамках магистерской диссертации было направлено на изучение особенностей адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения. Гипотезой исследования было предположение о том, специфика и успешность социально-психологической адаптации иностранных студентов, поступивших на обучение в высшее учебное заведение, во многом обусловлена их готовностью к преодолению языкового барьера и такими личностными характеристиками, как активность, самооценка, умение вступать в социальный контакт и находить социальную поддержку, использовать ассертивные действия.
Также нами была разработана программа исследования с целью получения эмпирических данных об уровне адаптированности иностранных студентов к новым условиям жизни и обученияв вузе, а также об их личностных и поведенческих особенностях.
В ходе теоретического анализа было установлено, что адаптация - это процесс приспособления человека к изменяющимся условиям жизни, сопровождающийся процессами дисбаланса и напряжения, негативно влияющими на сферы личности и ее активности, а также на продуктивность деятельности человека в случаях негативной адаптации. Срывы адаптации рассматриваются в психологии через понятие дезадаптации, т.е., состояния, которое проявляется в виде чувства внутреннего дискомфорта, напряжения, беспокойства и сопровождается снижением самооценки и уверенности в себе. При этом, адаптация затрагивает все уровни функционирования организма человека и его психики - физиологический, психический и социальный.
Адаптация студента к условиям обучения в университете понимается как «непрерывный и внутренне детерминированный процесс, который в конечном итоге означает принятие или отклонение развивающимся человеком внешних и внутренних условий для осуществления образовательной и профессиональной деятельности в вузе, а также деятельность личности, характеризующуюся изменением этих условий в правильном направлении [24].
В адаптации к вузовскому обучению выделяются два направления, требующих приспособления студентов - это адаптация в социальнопсихологическом и профессиональном контексте деятельности. Первый тип предполагает адаптацию личности к группе, позиционирование себя в ней и установление межгрупповых отношений и связей. Второй - это приспособление к профессии, первичное вхождение в нее, которое требует принятие смысла выбранной профессиональной деятельности, ее стандартов и функций, а также понимание процесса формирования компетенций, которые должны быть присвоены студентом в ходе вузовского обучения.
При неудачной адаптации у личности разворачивается картина симптомов, отражающая охват всех трех уровней функционирования человека - физического, психического и психологического. На первый план выступают симптомы, отражающие нервно-психическое истощение, разворачивающееся в виде усталости, низкой работоспособности, проблемами с настроением, тревожности, апатичности. На поведенческом уровне можно наблюдать снижение активности, инициативности, общей вялости, сложности с установлением социальных связей. Также присутствует низкая мотивация к учебной деятельности, актуализация мотивации избегании неудач и пр.
Качество адаптации первокурсников к условиям вузовского обучения выражается в психоэмоциональном благополучии и уравновешенности психической деятельности личности, Успешная адаптация студентов характеризуется высокими и сбалансированными показателями, благополучным социальным статусом личности, активностью и инициативностью в ходе самореализации и хорошими показателями качества учебной деятельности. Полномерная адаптация к новой среде, происходящая у студентов иностранцев в рамках доминирующей учебной деятельности, расширяет проблемы приспособления личности, так как человек должен распознать и принять существующие различия во всех сферах своей жизнедеятельности и мировоззрения - климатических, бытовых, культурных, этнических и др.
Исследования, проводимые для изучения процессов адаптации иностранцев, позволили выделить и сгруппировать основные трудности, сопутствующие процессы их приспособления к новым условиям жизни и реализации. К ним были отнесены психофизиологические, социокультурные и учебно-познавательные сложности.
Анализ особенностей адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и вузовскому обучению в условиях другого государства показал, что полноценное и целостное приспособление к новым условиям является сложным и ответственным процессом. Это обстоятельство побуждает ответственное поведение не только адаптирующихся к системе новых отношений и деятельности, но и во многом обязывает к целенаправленной активности и «принимающую сторону».
Для решения задач эффективности адаптационных программ, облегчающих приспособления иностранных студентов как к вузовскому обучению, так и к проживанию в другой стране, следует учитывать специфику адаптационного процесса личности студента при внешней миграции. В различных направлениях помощи, в стратегиях, методах и способах ее реализации большую роль занимают программы, обеспечивающие целенаправленную, систематическую и многостороннюю психологическую поддержку личности адаптанта.
Психологическая поддержка, по мнению помогающих специалистов, представляет собой целенаправленную деятельность, смыслом которой является обеспечение и создание условий (внутриличностных и внешних), способствующих полноценной и продуктивной реализации личности в актуально существующих условиях реальности. Реализуется
психологическая поддержка посредством различных видов деятельности психолога, направленных на решение вопроса просвещения и развития, профилактики и овладения студентами новыми и конструктивными формами преодоления трудностей при адаптации.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что у большинства студентов (в том числе и русскоязычных) показатели адаптации оказались на низком уровне. Причем иностранные студенты испытывают большие трудности в адаптации как к учебной деятельности, так и в социально-психологических аспектах жизни, выраженные в недостаточно качественных отношениях с группой однокурсников.
В ходе исследования мы сравнили показатели адаптивности иностранных юношей и девушек. Было выявлено, что иностранные девушки быстрее адаптируются к учебной группе и учебной деятельности, и им легче адаптироваться в новой среде, в целом.
Также показатели адаптивности иностранных студентов отличаются от аналогичных показателей адаптивности студентов контрольной группы. Адаптация иностранных студентов имеет свои особенности и зависит от многих факторов. Например, национальность, религиозные характеристики. Также влияют личностные качества, такие, как принятие себя, принятие других, а также используемые ими поведенческие стратегии, такие как избегание, агрессивные или слишком осторожные действия, а также присущая им импульсивность поведения.
Исходя из эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что в результате успешной социально -психологической адаптации иностранных студентов к учебной деятельности, они приобретут знание о трудностях периода адаптации и способах их преодоления, стремление к активным формам адаптации, четкое представлении о содержании профессионального обучения в российских вузах, ознакомление с другой культурой, активное участие во вне учебной деятельности и взаимодействии в студенческой группе, свободное владение русским языком и уверенное и свободное выражение своих мыслей.
1. Абдулахамидова Б. Н. Психологические особенности адаптации студентов в условиях вуза // Журнал «Вестник Шадринского государственного педагогического университета». 2016. №3.
2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности [Электронный ресурс]. М. : Модэк, 1999. 223 с. URL: http:ZZpedlib.ru/BooksZ4Z0171Z4-0171- l.shtml
3. Авдиенко Г. Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. 2017. № 24. С. 8-14.
4. Албитова Е. П., Рогалева Г. И. Социальная адаптация студентов - условие формирования субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4(13). С. 90-93.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2016. 288 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект-Пресс, 2017. 363 с.
7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. 426 с.
8. Асмолов А. Г., Гусев А. Н., Белинская Е. П. Mobilisinmobili: личность в эпоху перемен. М.: Языки славянских культур, 2018. 548 с.
9. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 57-64.
10. Барабанщиков В. А. Естественно-научный подход в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2014. 880 с.
11. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб. : Наука, Ленинградское отделение, 1988. 272 с.
12. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с.
13. Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
14. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
15. Волковская Т. Н., Марченко Т. М. Современные теоретико-
методологические подходы к пониманию феномена адаптации [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №614. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teoretiko-
metodologicheskie-podhody-k-ponimaniyu-fenomena-adaptatsii
...