Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения (на примере студентов ТГУ)
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и
обучения 11
1.1 Понятие социально-психологической адаптации: основные
подходы в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2 Особенности адаптации иностранных студентов к условиям
обучения в вузе 15
1.3 Направления психологического сопровождения иностранных студентов в период их адаптации к новым условиям жизни и
обучения 36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей
адаптации иностранных студентов и их личностных характеристик 50
2.3 Анализ взаимосвязи социально-психологической адаптации
иностранных студентов с их личностными характеристиками.... 66
2.4 Рекомендации по оптимизации социально -психологической
адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения 74
Заключение 79
Список используемой литературы 84
Глава 1 Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и
обучения 11
1.1 Понятие социально-психологической адаптации: основные
подходы в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2 Особенности адаптации иностранных студентов к условиям
обучения в вузе 15
1.3 Направления психологического сопровождения иностранных студентов в период их адаптации к новым условиям жизни и
обучения 36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей
адаптации иностранных студентов и их личностных характеристик 50
2.3 Анализ взаимосвязи социально-психологической адаптации
иностранных студентов с их личностными характеристиками.... 66
2.4 Рекомендации по оптимизации социально -психологической
адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения 74
Заключение 79
Список используемой литературы 84
Цель – выявление особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация
личности.
Предмет исследования: особенности социально-психологической
адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы адаптации и ее особенностей у иностранных студентов на начальных курсах обучения в высшем учебном заведении;
- провести эмпирическое исследование особенностей адаптации иностранных студентов к вузу и выявить их личностные характеристики и индивидуальные способы поведения в трудных ситуациях;
- провести сопоставительный анализ показателей уровня социально- психологической адаптации иностранных студентов и их личностных и индивидуальных характеристик;
- проанализировать полученные в исследовании результаты и сделать выводы;
- разработать рекомендации по оптимизации социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация
личности.
Предмет исследования: особенности социально-психологической
адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы адаптации и ее особенностей у иностранных студентов на начальных курсах обучения в высшем учебном заведении;
- провести эмпирическое исследование особенностей адаптации иностранных студентов к вузу и выявить их личностные характеристики и индивидуальные способы поведения в трудных ситуациях;
- провести сопоставительный анализ показателей уровня социально- психологической адаптации иностранных студентов и их личностных и индивидуальных характеристик;
- проанализировать полученные в исследовании результаты и сделать выводы;
- разработать рекомендации по оптимизации социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения.
Исследование, проведенной в рамках магистерской диссертации было направлено на изучение особенностей адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения. Гипотезой исследования было предположение о том, специфика и успешность социально-психологической адаптации иностранных студентов, поступивших на обучение в высшее учебное заведение, во многом обусловлена их готовностью к преодолению языкового барьера и такими личностными характеристиками, как активность, самооценка, умение вступать в социальный контакт и находить социальную поддержку, использовать ассертивные действия.
Также нами была разработана программа исследования с целью получения эмпирических данных об уровне адаптированности иностранных студентов к новым условиям жизни и обученияв вузе, а также об их личностных и поведенческих особенностях.
В ходе теоретического анализа было установлено, что адаптация - это процесс приспособления человека к изменяющимся условиям жизни, сопровождающийся процессами дисбаланса и напряжения, негативно влияющими на сферы личности и ее активности, а также на продуктивность деятельности человека в случаях негативной адаптации. Срывы адаптации рассматриваются в психологии через понятие дезадаптации, т.е., состояния, которое проявляется в виде чувства внутреннего дискомфорта, напряжения, беспокойства и сопровождается снижением самооценки и уверенности в себе. При этом, адаптация затрагивает все уровни функционирования организма человека и его психики - физиологический, психический и социальный.
Адаптация студента к условиям обучения в университете понимается как «непрерывный и внутренне детерминированный процесс, который в конечном итоге означает принятие или отклонение развивающимся человеком внешних и внутренних условий для осуществления образовательной и профессиональной деятельности в вузе, а также деятельность личности, характеризующуюся изменением этих условий в правильном направлении [24].
В адаптации к вузовскому обучению выделяются два направления, требующих приспособления студентов - это адаптация в социальнопсихологическом и профессиональном контексте деятельности. Первый тип предполагает адаптацию личности к группе, позиционирование себя в ней и установление межгрупповых отношений и связей. Второй - это приспособление к профессии, первичное вхождение в нее, которое требует принятие смысла выбранной профессиональной деятельности, ее стандартов и функций, а также понимание процесса формирования компетенций, которые должны быть присвоены студентом в ходе вузовского обучения.
При неудачной адаптации у личности разворачивается картина симптомов, отражающая охват всех трех уровней функционирования человека - физического, психического и психологического. На первый план выступают симптомы, отражающие нервно-психическое истощение, разворачивающееся в виде усталости, низкой работоспособности, проблемами с настроением, тревожности, апатичности. На поведенческом уровне можно наблюдать снижение активности, инициативности, общей вялости, сложности с установлением социальных связей. Также присутствует низкая мотивация к учебной деятельности, актуализация мотивации избегании неудач и пр.
Качество адаптации первокурсников к условиям вузовского обучения выражается в психоэмоциональном благополучии и уравновешенности психической деятельности личности, Успешная адаптация студентов характеризуется высокими и сбалансированными показателями, благополучным социальным статусом личности, активностью и инициативностью в ходе самореализации и хорошими показателями качества учебной деятельности. Полномерная адаптация к новой среде, происходящая у студентов иностранцев в рамках доминирующей учебной деятельности, расширяет проблемы приспособления личности, так как человек должен распознать и принять существующие различия во всех сферах своей жизнедеятельности и мировоззрения - климатических, бытовых, культурных, этнических и др.
Исследования, проводимые для изучения процессов адаптации иностранцев, позволили выделить и сгруппировать основные трудности, сопутствующие процессы их приспособления к новым условиям жизни и реализации. К ним были отнесены психофизиологические, социокультурные и учебно-познавательные сложности.
Анализ особенностей адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и вузовскому обучению в условиях другого государства показал, что полноценное и целостное приспособление к новым условиям является сложным и ответственным процессом. Это обстоятельство побуждает ответственное поведение не только адаптирующихся к системе новых отношений и деятельности, но и во многом обязывает к целенаправленной активности и «принимающую сторону».
Для решения задач эффективности адаптационных программ, облегчающих приспособления иностранных студентов как к вузовскому обучению, так и к проживанию в другой стране, следует учитывать специфику адаптационного процесса личности студента при внешней миграции. В различных направлениях помощи, в стратегиях, методах и способах ее реализации большую роль занимают программы, обеспечивающие целенаправленную, систематическую и многостороннюю психологическую поддержку личности адаптанта.
Психологическая поддержка, по мнению помогающих специалистов, представляет собой целенаправленную деятельность, смыслом которой является обеспечение и создание условий (внутриличностных и внешних), способствующих полноценной и продуктивной реализации личности в актуально существующих условиях реальности. Реализуется
психологическая поддержка посредством различных видов деятельности психолога, направленных на решение вопроса просвещения и развития, профилактики и овладения студентами новыми и конструктивными формами преодоления трудностей при адаптации.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что у большинства студентов (в том числе и русскоязычных) показатели адаптации оказались на низком уровне. Причем иностранные студенты испытывают большие трудности в адаптации как к учебной деятельности, так и в социально-психологических аспектах жизни, выраженные в недостаточно качественных отношениях с группой однокурсников.
В ходе исследования мы сравнили показатели адаптивности иностранных юношей и девушек. Было выявлено, что иностранные девушки быстрее адаптируются к учебной группе и учебной деятельности, и им легче адаптироваться в новой среде, в целом.
Также показатели адаптивности иностранных студентов отличаются от аналогичных показателей адаптивности студентов контрольной группы. Адаптация иностранных студентов имеет свои особенности и зависит от многих факторов. Например, национальность, религиозные характеристики. Также влияют личностные качества, такие, как принятие себя, принятие других, а также используемые ими поведенческие стратегии, такие как избегание, агрессивные или слишком осторожные действия, а также присущая им импульсивность поведения.
Исходя из эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что в результате успешной социально -психологической адаптации иностранных студентов к учебной деятельности, они приобретут знание о трудностях периода адаптации и способах их преодоления, стремление к активным формам адаптации, четкое представлении о содержании профессионального обучения в российских вузах, ознакомление с другой культурой, активное участие во вне учебной деятельности и взаимодействии в студенческой группе, свободное владение русским языком и уверенное и свободное выражение своих мыслей.
Также нами была разработана программа исследования с целью получения эмпирических данных об уровне адаптированности иностранных студентов к новым условиям жизни и обученияв вузе, а также об их личностных и поведенческих особенностях.
В ходе теоретического анализа было установлено, что адаптация - это процесс приспособления человека к изменяющимся условиям жизни, сопровождающийся процессами дисбаланса и напряжения, негативно влияющими на сферы личности и ее активности, а также на продуктивность деятельности человека в случаях негативной адаптации. Срывы адаптации рассматриваются в психологии через понятие дезадаптации, т.е., состояния, которое проявляется в виде чувства внутреннего дискомфорта, напряжения, беспокойства и сопровождается снижением самооценки и уверенности в себе. При этом, адаптация затрагивает все уровни функционирования организма человека и его психики - физиологический, психический и социальный.
Адаптация студента к условиям обучения в университете понимается как «непрерывный и внутренне детерминированный процесс, который в конечном итоге означает принятие или отклонение развивающимся человеком внешних и внутренних условий для осуществления образовательной и профессиональной деятельности в вузе, а также деятельность личности, характеризующуюся изменением этих условий в правильном направлении [24].
В адаптации к вузовскому обучению выделяются два направления, требующих приспособления студентов - это адаптация в социальнопсихологическом и профессиональном контексте деятельности. Первый тип предполагает адаптацию личности к группе, позиционирование себя в ней и установление межгрупповых отношений и связей. Второй - это приспособление к профессии, первичное вхождение в нее, которое требует принятие смысла выбранной профессиональной деятельности, ее стандартов и функций, а также понимание процесса формирования компетенций, которые должны быть присвоены студентом в ходе вузовского обучения.
При неудачной адаптации у личности разворачивается картина симптомов, отражающая охват всех трех уровней функционирования человека - физического, психического и психологического. На первый план выступают симптомы, отражающие нервно-психическое истощение, разворачивающееся в виде усталости, низкой работоспособности, проблемами с настроением, тревожности, апатичности. На поведенческом уровне можно наблюдать снижение активности, инициативности, общей вялости, сложности с установлением социальных связей. Также присутствует низкая мотивация к учебной деятельности, актуализация мотивации избегании неудач и пр.
Качество адаптации первокурсников к условиям вузовского обучения выражается в психоэмоциональном благополучии и уравновешенности психической деятельности личности, Успешная адаптация студентов характеризуется высокими и сбалансированными показателями, благополучным социальным статусом личности, активностью и инициативностью в ходе самореализации и хорошими показателями качества учебной деятельности. Полномерная адаптация к новой среде, происходящая у студентов иностранцев в рамках доминирующей учебной деятельности, расширяет проблемы приспособления личности, так как человек должен распознать и принять существующие различия во всех сферах своей жизнедеятельности и мировоззрения - климатических, бытовых, культурных, этнических и др.
Исследования, проводимые для изучения процессов адаптации иностранцев, позволили выделить и сгруппировать основные трудности, сопутствующие процессы их приспособления к новым условиям жизни и реализации. К ним были отнесены психофизиологические, социокультурные и учебно-познавательные сложности.
Анализ особенностей адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и вузовскому обучению в условиях другого государства показал, что полноценное и целостное приспособление к новым условиям является сложным и ответственным процессом. Это обстоятельство побуждает ответственное поведение не только адаптирующихся к системе новых отношений и деятельности, но и во многом обязывает к целенаправленной активности и «принимающую сторону».
Для решения задач эффективности адаптационных программ, облегчающих приспособления иностранных студентов как к вузовскому обучению, так и к проживанию в другой стране, следует учитывать специфику адаптационного процесса личности студента при внешней миграции. В различных направлениях помощи, в стратегиях, методах и способах ее реализации большую роль занимают программы, обеспечивающие целенаправленную, систематическую и многостороннюю психологическую поддержку личности адаптанта.
Психологическая поддержка, по мнению помогающих специалистов, представляет собой целенаправленную деятельность, смыслом которой является обеспечение и создание условий (внутриличностных и внешних), способствующих полноценной и продуктивной реализации личности в актуально существующих условиях реальности. Реализуется
психологическая поддержка посредством различных видов деятельности психолога, направленных на решение вопроса просвещения и развития, профилактики и овладения студентами новыми и конструктивными формами преодоления трудностей при адаптации.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что у большинства студентов (в том числе и русскоязычных) показатели адаптации оказались на низком уровне. Причем иностранные студенты испытывают большие трудности в адаптации как к учебной деятельности, так и в социально-психологических аспектах жизни, выраженные в недостаточно качественных отношениях с группой однокурсников.
В ходе исследования мы сравнили показатели адаптивности иностранных юношей и девушек. Было выявлено, что иностранные девушки быстрее адаптируются к учебной группе и учебной деятельности, и им легче адаптироваться в новой среде, в целом.
Также показатели адаптивности иностранных студентов отличаются от аналогичных показателей адаптивности студентов контрольной группы. Адаптация иностранных студентов имеет свои особенности и зависит от многих факторов. Например, национальность, религиозные характеристики. Также влияют личностные качества, такие, как принятие себя, принятие других, а также используемые ими поведенческие стратегии, такие как избегание, агрессивные или слишком осторожные действия, а также присущая им импульсивность поведения.
Исходя из эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что в результате успешной социально -психологической адаптации иностранных студентов к учебной деятельности, они приобретут знание о трудностях периода адаптации и способах их преодоления, стремление к активным формам адаптации, четкое представлении о содержании профессионального обучения в российских вузах, ознакомление с другой культурой, активное участие во вне учебной деятельности и взаимодействии в студенческой группе, свободное владение русским языком и уверенное и свободное выражение своих мыслей.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ТГУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях вуза
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Социально-психологическая адаптация учебных мигрантов из Узбекистана: особенности
процесса адаптации этнических узбеков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Механизмы управления проектами формирования системы рекрутинга и обучения волонтеров
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности отношения к деньгам
людей с разным уровнем личностной зрелости
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2004 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ У МОЛОДЕЖИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003





