Работа сделана на примере МБУ ЦКС Омский сельский дом культуры (с. Омское Омского района Омской области).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы организации семейного досуга 6
1.1. Досуг как составляющая семейных ценностей 6
1.2. Функции, формы и виды семейного досуга 10
ГЛАВА 2. Деятельность учреждений культуры по организации семейного отдыха 18
2.1. Организация семейного досуга людей в учреждениях культуры клубного типа 18
2.2. Разработка программы семейного досуга для многодетных семей «Доверие» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Усиление тенденции к пассивному проведению свободного времени усложнило и обострило ряд проблем досуга – это прежде всего воспитание культурных потребностей и вкусов членов семьи, которые стимулировали бы организацию соответствующих форм домашнего досуга. Опасность названной тенденции заключается и в том, что она порой обуславливает потребительские настроения, привычки, отношение к досугу. Такая позиция свойственна людям пассивных и не оставляет малейшего намека на их собственную активность. Пассивный досуг – слишком ограниченный способ проведения свободного времени, который только в сочетании с активным отдыхом имеет смысл. Такой отдых начинается с перехода от потребительского, зрелищного способа использования свободного времени к формам досуговой деятельности, предполагающим прямое или косвенное взаимодействие людей, через которое усваиваются духовные ценности. Однако условия для этого усвоения создают сами актеры. Правда, есть и такие формы активного досуга, суть которых в создании духовных или материальных ценностей: кружки художественной самодеятельности, научно-технического творчества, коллекционирования, разного рода спортивные и физкультурные клубы, секции и т.д.
Тем не менее, проблема разработки и применения социально-культурных и, в частности, клубных технологий в работе по организации семейного досуга недостаточно освещена в литературе, поэтому требует доработок, уточнений и пояснений.
Объектом данного исследования является применение социально-культурных технологий в учреждениях клубного типа.
Предметом исследования является применение социально-культурных технологий в организации семейного досуга.
Цель исследования: изучить социально-культурные технологии в организации семейного досуга и разработать проект программы семейного клуба «Доверие».
Для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «досуг» как составляющую семейных ценностей.
2. Изучить функции, формы и виды семейного досуга.
3. Охарактеризовать технологии организации семейного досуга.
4. Разработать проект программы семейного клуба «Доверие».
Гипотеза исследования: применение социально-культурных и, в частности, клубных технологий в организации семейного досуга будет способствовать повышению культуры отдыха и организации свободного времени участников клуба.
База исследования – МБУ ЦКС Омский сельский дом культуры (с. Омское Омского района Омской области)
Методы исследования: теоретические – изучение учебной и научной литературы, а также документов, регламентирующих деятельность музеев; эмпирические – методы сравнения и анализа, методы наблюдения и анкетирования.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Изучение особенностей организации семейного досуга позволяет говорить о значительном социально-культурном потенциале и возможностях его использования в социализации личности и обогащении духовного потенциала общества. В духовной жизни общества сложились неоднозначные и противоречивые тенденции: с одной стороны, существенный рост потребностей населения в изучении истории и культуры, активизация участия населения в любительской деятельности, направленной на изучение культурного наследия, актуализация народных традиций, обрядов, праздников, создание семейных фольклорных коллективов; с другой – очевидное снижение общего культурного уровня населения, масштабный прагматизм как проявление распространения индивидуалистических настроений, наступление коммерческой массовой культуры, ставящей целью не приумножение человеческого в человеке, а высокие прибыли.
Правильная направленность семейного досуга – необходимая предпосылка нормального функционирования семьи. Пример родителей, умеющих с пользой для себя и домашних заполнять свой досуг, наследуется детьми в будущей взрослой жизни. Лучшей формой удовлетворения потребности в общении есть здоровая атмосфера в семье, хорошие отношения с друзьями. Прием гостей и посещение друзей, родственников как формы семейного досуга, связанные с отдыхом, общением в кругу близких по духу людей.
От того, чем мы насыщаем общение в семье, насколько полноценно отдыхаем, зависит восстановление наших физических и духовных сил, укрепление здоровья всех членов семьи. В рамках исследования предложена разработка семейного клуба «Доверие» для многодетных семей, который предполагается реализовать на базе МБУ ЦКС Омский сельский дом культуры.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Бабенко, Н.Б. Семейный досуг. Теоретические и эмпирические аспекты: монография [Текст] / Н.Б. Бабенко. – Краснодар, 2001. – 159 с.
3. Баландина, Г.А. Условия оптимизации семейного досуга в учреждениях культуры [Текст] / Г.А. Баландина // В сборнике: Диалоги о культуре и искусстве. материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – 2019. – С. 226-233.
4. Баландина, Г.А. Проектирование семейного досуга в учреждениях культуры клубного типа [Текст] / Г.А. Баландина // В сборнике: Диалоги о культуре и искусстве. материалы X Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – Пермь, 2020. – С. 214-218.
5. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи [Текст] / А.В. Бережная // Научная палитра. – 2016. – № 4. – С. 20.
6. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности [Текст] / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – М.: Лань, 2017. – 160 с.
7. Все больше интернета и замыкание в семейном мире: как россияне проводят свой досуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adindex.ru/publication/opinion/culture/2022/09/16/306610.phtml (дата обращения: 22.05.2023 г.)
8. Глазкова, Т.В. Семья как ценностно-смысловая модель культуры [Текст] / Т.В. Глазкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – С. 55-59.
9. Грибкова, Г.И. Некоторые особенности управления проектами в социально-культурной сфере [Текст] / Г.И. Грибкова // Международный академический вестник. – 2015. – № 2. – С. 56-59.
10. Дарасевич, М.С. Тьюторство в организации семейного досуга [Текст] / М.С. Дарасевич // Научный аспект. – 2016. – № 3. – С. 5-7.
11. Иванова, Т.Н. Культурная цифровая среда современного семейного досуга (эмпирический опыт исследования) [Текст] / Т.Н. Иванова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. – № S2. –С. 35-40.
12. Кочеткова, П.М. Архитектура современных зарубежных центров семейного досуга [Текст] / П.М. Кочеткова // В сборнике: Великие реки – 2016. Труды научного конгресса: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; ответственный редактор А.А. Лапшин. – 2016. – С. 173-176.
13. Кудрявцева, Т.А. Семейный досуг как форма укрепления семейных отношений в молодых семьях [Текст] / Т.А. Кдрявцева // В сборнике: Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы. сборник научный статей студентов и преподавателей. – 2017. – С. 77-82.
14. Никандрова, А.Г. Организация семейного досуга в Чувашской республике [Текст] / А.Г. Никандрова // В сборнике: Мир культуры – взгляд в будущее. Сборник научных статей XVIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Главный редактор Г.Н. Петров. – 2018. –С. 59-61.
15. Панова, Н.Г. Социально-культурная деятельность как фактор оптимизации семейного досуга [Текст] / Н.Г. Панова // В сборнике: Инновации, технологии, наука. сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 144-150.
16. Петрова, О.Б. Исторический и культурологический аспекты организации семейного досуга [Текст] / О.Б. Петрова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 6-2. – С. 137-139.
17. Семак, Т.Ю. Личностно-ориентированный подход в организации семейного досуга [Текст] / Т.Ю. Семак // В сборнике: Социально-культурная деятельность в проекции будущего: инновации, управленческие технологии, креативные практики. Материалы Всероссийского научного форума. – 2019. – С. 222-227.
18. Симанина, С.М. Организация семейного досуга в городской среде [Текст] / С.М. Симанина // В сборнике: Инновационные технологии в гуманитарной сфере. материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей. Алтайский государственный институт культуры. – 2019. – С. 92-98.
19. Симонян, А.В. К вопросу об организации семейного досуга в современных семьях [Текст] / А.В. Симонян // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Ответственный редактор Ю.Ю. Шурыгина. – 2018. – С. 275-276.
20. Суханова, О.В. Культурно-образовательная деятельность музея как средство организации семейного досуга [Текст] / О.В. Суханова // В сборнике: Инновационные технологии в науке нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. – 2017. – С. 180-183.
21. Тайтыкова, Б.А. Сущность понятия «социокультурная технология» [Текст] / Б.А. Тайтыкова // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. – 2020. – С. 255-258.
22. Умеркаева, С.Ш. Теоретическая модель организации семейного досуга средствами проектной деятельности в условиях культурного центра [Текст] / С.Ш. Умеркаева // В сборнике: Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. Материалы научно-практической конференции рамках Дней науки МГПУ. – 2018. – С. 334-342.
23. Фатеева, А.С. Актуальные проблемы организации семейного досуга в России [Текст] / А.С. Фатеева // В сборнике: Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 96-100.
24. Шарковская, Н.В. Сущность и специфика понятия «социальнокультурная технология»: теоретико-методологический аспект [Текст] / Н.В. Шарковская // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2020. – С. 95-105.
25. Шкуратова, О.Н. Семейный досуг в музее как педагогическая проблема [Текст] / О.Н. Шкуратова // В сборнике: Молодая наука – 2022. Материалы конференции. – 2022. – С. 185.
26. Чавыкина, У.Г. Социально-культурные формы организации семейного досуга [Текст] / У.Г. Чавыкина // Культура и время перемен. – 2020. – № 4 (31). – С. 2.
27. Харьковская, Е.В. Проблемы организации семейного досуга и пути их решения в учреждениях социально-культурной сферы [Текст] / Е.В. Харьковская // В сборнике: Наука сегодня. cборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 66-68.
28. Хилханов, Д.Л. Особенности организации семейного досуга в условиях села [Текст] / Д.Л. Халханов // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. – 2019. – № 3 (11). – С. 73-80.
29. Хилько, Н.Ф. Инновационные направления развития технологий семейного и молодежного досуга [Текст] / Н.Ф. Хилько // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 6 (110). – С. 113-119.