Аннотация 2
Введение 5
Термины и определения 7
Перечень сокращений и обозначений 8
1 Требования пожарной безопасности для культурно-зрелищных учреждений 9
2 Анализ пожарной безопасности в культурно-зрелищных учреждениях 22
3 Разработка инженерных систем, необходимых для обеспечения требований пожарной безопасности 31
4 Охрана труда 40
5 Охрана окружающей среды и экологическая безопасность 42
6 Оценка эффективности мероприятий по обеспечению техносферной безопасности 45
Заключение 53
Список используемых источников 57
Каждый год в зданиях вспыхивают тысячи пожаров, приводящих к гибели людей, травмам и ущербу от пожаров [21].
Поскольку наиболее важным принципом успешного тушения пожара является немедленное реагирование на загорание, из этого следует, что любое устройство, которое может автоматически обнаруживать пожар, а затем контролировать или тушить его с минимальными потерями, должно иметь большую ценность.
Такие системы могут выполнять функции как автоматического обнаружения пожара, так и пожаротушения, но так ли надёжны их конфигурации в зданиях культурно-зрелищных учреждений?
Актуальность исследуемой темы ВКР направлена на обеспечение пожарной безопасности муниципального бюджетного учреждения искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония».
Цель исследования - разработать инженерные системы, необходимые для обеспечения требований пожарной безопасности муниципального бюджетного учреждения искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония».
Задачи работы:
• рассмотреть требования пожарной безопасности для культурно- зрелищных учреждений;
• рассмотреть назначение объекта исследования и его расположение на местности;
• проанализировать характеристику основных конструкций, помещений здания;
• произвести анализ характеристики пожарной безопасности муниципального бюджетного учреждения искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония»;
• рассмотреть наиболее вероятные места возникновения пожаров;
• провести анализ и оценку пожарной сигнализации на объекте;
• рассмотреть инновационные технические решения по интеллектуальным системам сигнализации среди патентов на изобретения;
• проанализировать нормативно-правовую основу охраны труда по проведению инструктажей по охране труда;
• рассмотреть порядок проведения повторного инструктажа;
• разработать регламентированную процедуру проведения повторного инструктажа;
• рассмотреть перечень отходов с указанием мест временного хранения муниципального бюджетного учреждения искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония»;
• проанализировать антропогенное воздействие объекта на окружающую среду;
• разработать регламентированную процедуру постановки производственных объектов, которые оказывают негативное воздействие, на государственный учет;
• разработать план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте;
• произвести расчёт ожидаемых потерь МУИиК «Тольяттинская филармония» от пожаров;
• рассчитать эксплуатационные расходы на содержание автоматических систем пожаротушения;
• рассчитать экономический эффект от реализации плана противопожарных мероприятий в здании муниципального бюджетного учреждения искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония».
Противопожарные требования для культурно-зрелищных учреждений режимного характера указанны в Постановлении Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 21.05.2021) Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и ВППБ 13-01-94. «Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации» (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 № 736), конструктивные требования представлены в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В ходе проведения исследовательских работ по теме ВКР был проведен анализ пожарной безопасности муниципального бюджетного учреждения искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония».
В ходе исследования безопасности для культурно-зрелищных учреждений произведено моделирование театральных пространств для изучения роста и развития пожара.
В качестве основы для этого исследования были использованы результаты испытаний, проведенных Лабораториями Андеррайтеров (UL) для оценки взаимодействия разбрызгивателей, дымоотводов и сквозняков.
Исследование было проведено для оценки активации мер противопожарной защиты, предусмотренных и размещенных в соответствии с современными методами проектирования, регулирующими использование таких мер противопожарной защиты на театральной сцене и авансцене. Были изучены три сценария пожара, и результаты этих моделей CFD суммируются следующим образом:
• из-за потенциального наличия предметов / препятствий над сценой (т.е. декораций и галерей) при пожаре, возникающем на уровне пола, образуется относительно «холодный» и глубокий слой дыма, что приводит к раннему распространению дыма и позднему времени срабатывания пожарных тепловых извещателей с плавкими вставками.
• результаты показывают, что посетители могут подвергаться воздействию радиационного теплового потока 3,1 кВт/м2 или выше, что недопустимо в течение более 18 секунд;
• в театрах малого и среднего размера ожидается, что противопожарная завеса закроет портал сцены до наступления неприемлемых условий с точки зрения лучистого тепла;
• датчики скорости нарастания тепла, скорее всего, активируются первыми среди других устройств, таких как дымовые пожарные извещатели и тепловые пожарные извещатели с плавкими соединениями;
• если используются «сверхбыстрые» тепловые датчики с отслеживанием нарастающей скорости тепла, ожидается, что они активируются до (1) любых других «устройств» в диапазоне, моделируемом RTI, и (2) распространения дыма в зрительный зал.
В результате предполагается, что противопожарная завеса будет развернута до включения установки пожаротушения.
Результаты моделирования показывают, что, как правило, установленные на потолке датчики скорости нарастания тепла срабатывают быстрее, чем настенные, расположенные над отверстием в стене авансцены, что приводит к более быстрой работе противопожарной завесы и / или открытии вентиляционных отверстий на крыше.
На исследуемом объекте пожарная сигнализация выполнена с применением дымовых пожарных извещателей типа ИП 212-66 и дымовых линейных пожарных извещателей типа ИДПЛ.
Довольно часто на ранних стадиях пожара на сцене зданий культурно-зрелищных учреждений наблюдается отсутствие дыма, так как происходит интенсивное открытое горение из-за доступа большого количества воздуха в зону горения. При использовании дымовых пожарных извещателей типа ИП 212-66 и ИДПЛ в камере пожарных извещателей увеличение накопления дыма будет происходить медленнее до тех пор, пока концентрации кислорода в объёме сцены и зрительного зала не упадёт, что при открытых дверях эвакуационных выходов зрительного зала произойдёт не скоро. То есть будет упущено много времени на оповещение о пожаре в объёме сцены, что приведёт к тому, что противопожарный занавес не будет вовремя опущен.
Обычные системы пожарной сигнализации обеспечивают адекватную и экономичную систему пожарной сигнализации для многих небольших зданий. Однако в более крупных и сложных зданиях, в число таких можно включить и здания культурно-зрелищных учреждений, как правило, используются более сложные «интеллектуальные» системы пожарной сигнализации. Эти системы обеспечивают преимущества в скорости обнаружения и определении местоположения пожара.
Результаты моделирования показывают, что, как правило, установленные на потолке датчики скорости нарастания тепла срабатывают быстрее, чем настенные, расположенные над отверстием в стене авансцены, что приводит к более быстрой работе противопожарной завесы и / или открытии вентиляционных отверстий на крыше.
На сцене муниципального бюджетного учреждения искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония» необходимо реализовать размещение инновационных детекторов со «Сверхбыстрыми» и «Очень быстрыми» датчиками скорости нарастания тепла.
Рассмотренное изобретение позволяет повысить эффективность системы идентификации пожара за счёт применения инновационных детекторов со «Сверхбыстрыми» и «Очень быстрыми» датчиками скорости нарастания тепла и блока оценки и принятия решений.
Поскольку инфракрасные детекторы пламени не могут реагировать до тех пор, пока не появится пламя, считается практичным также использовать детекторы дыма или пожарные детекторы углекислого газа в сочетании с детекторами пламени в местах, где содержимое может тлеть в случае пожара.
И наоборот, если произошло загорание легковоспламеняющихся веществ или материалов, датчики нарастания температуры пламени сработают до того, как пожарные извещатели дыма или датчики аспирационной системы смогут обнаружить пожар.
Аспирационную систему можно использовать для контроля обратного потока в системе вентиляции в защищаемом помещении.
Аспирационные детекторы содержат небольшой насос, который забирает пробы воздуха в помещении через отверстия в трубопроводе системы в элемент детектора.
Цель состоит в том, чтобы обнаружить огонь на начальной стадии пожара и очень небольшое количество продуктов сгорания, переносимых через кондиционированный воздух из помещении для более быстрой работе противопожарной завесы и / или открытии вентиляционных отверстий на крыше.
Интегральный экономический эффект от реализации предложенного плана мероприятий в здании муниципального бюджетного учреждения искусства и культуры городского округа Тольятти «Тольяттинская филармония» за десять лет составит 93880946,09 рублей.
Процедура проведения инструктажей по охране труда является основой обучения в сфере охраны труда в организации. В МБУИК «Тольяттинская филармония» со всеми работниками своевременно проводится повторный инструктаж.
Для снижения антропогенного воздействия МБУИК «Тольяттинская филармония» на окружающую среду необходимо контролировать условия временного хранения опасных отходов.
1. Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 (ред. от 21.05.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363263 (дата обращения: 13.01.2022).
2. Об утверждении Норм Пожарной безопасности «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической Пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) [Электронный ресурс] : Приказ МЧС России , от 18.06.2003 г. № 315. URL: https://docs.cntd.ru/document/901866575/titles/64U0IK (дата обращения: 02.01.2022).
3. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [Электронный ресурс] : Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29. URL: http://docs.cntd.ru/document/901850788 (дата обращения: 13.02.2022).
4. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/901808297 (дата обращения: 18.01.2022).
5. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с изменениями на 2 июля 2021 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/901711591 (дата обращения: 18.01.2022).
6. Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов [Электронный ресурс] : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242. URL: http://docs.cntd.ru/document/542600531 (дата обращения: 16.03.2022).
7. Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572. URL: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102402856 (дата обращения: 18.01.2022).
8. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398. URL: https://docs.cntd.ru/document/573292854 (дата обращения: 21.12.2021).
9. Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью [Электронный ресурс]: Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554. URL: https://docs.cntd.ru/document/420332789 (дата обращения: 11.01.2022).
10. Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам [Электронный ресурс]: Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553. URL: https://docs.cntd.ru/document/420332788 (дата обращения: 21.12.2021).
11. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.0.004-2015. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200136072 (дата обращения: 22.02.2022).
12. Патент № RU2703180C2 «Способ интеллектуального мониторинга охраняемого объекта и устройство для его осуществления», автор - Офицеров Александр Иванович (RU), патентообладатель - Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации» (Академия ФСО России) (RU), подача заявки 31.11.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/patents/doc/RU2703180C2_20191015 (дата обращения: 21.03.2022).
13. Пособие к СНиПу 21-01-97* [Электронный ресурс] : МДС 213.2001. URL: http://pozhproekt.ru/nsis/Rd/Mds/21-3_2001.htm (дата обращения: 21.03.2022).
14. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] : ВИЛЬ 13-01-94. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200004456 (дата обращения: 10.01.2022).
15. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности [Электронный ресурс] : СП 486.1311500.2020. URL: https://docs.cntd.ru/document/566348486 (дата обращения: 10.01.2022).
...