Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования интернет-маркетинга в
деятельности предприятий
1.1 Сущность, содержание и краткая характеристика интернет-маркетинга
и его роль
1.2. Инструменты и проблемы внедрения интернет-маркетинга на
современных предприятиях
1.3. Особенности интернет-маркетинга в сфере торговли
Глава 2. Анализ информационных технологий, используемых в АО «Цифра»
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Цифра»
2.2. Анализ информационных систем и интернет-технологий, применяемых
в управлении торговлей АО «Цифра»
2.3 Анализ управления продажами торгового отдела с использованием
системы интернет-торговли
Глава 3. Совершенствование инструментов интернет-маркетинга на
предприятии
3.1 Предложения по совершенствованию планирования продаж в системе
интернет-маркетинга
3.2. Предложения по оптимизации работы торгового отдела в результате
внедрения инструментов интернет-маркетинга
3.3. Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А. Основные компоненты системы КУБ.
Приложение Б. Основные компоненты системы мобильной торговли Yukon
Приложение В. Отчетность АО «Цифра»
Актуальность избранной темы обусловлена рядом факторов:
эволюция маркетинга привела к пониманию необходимости его
адаптации к современным цифровым технологиям и активному
использованию в Интернет пространстве, так как это позволяет
расширить охват потенциальных клиентов до максимума;
наличие широкого спектра технологий продаж, ориентированных на
цифровое пространство, обеспечивает постоянство доходов и
максимально снижает расходы на содержание реальных точек
продаж, что и привело к росту популярности интернет-магазинов,
площадок интернет-торговли и пр.;
применение цифровых технологий в продажах позволяет в
несколько раз увеличить производительность труда менеджеров по
продажам, увеличить объем продаж на одного сотрудника, что
позволяет не только увеличить объемы прибыли, но и становится
важнейшим фактором конкурентного успеха.
Таким образом, актуальность использования интернет-технологий в
хозяйственной деятельности любой фирмы на сегодняшний день является
осознанной и неотъемлемой частью бизнеса.
Традиционные технологии продаж не позволяют выиграть в
конкурентной борьбе, также, как инструменты классического маркетинга не
способны в XXI веке серьезно повлиять на предпочтения и вкусы
потребителей. Современный рынок базируется на инновационных методах,
по большей части дистанционной торговли, работы, новых формах
логистического обеспечения, требуя внедрения и использования достижений
научно-технического прогресса в рамках социально-сетевых технологий и
расширения комплекса интернет –маркетинга, в частности.Как правило квалифицированный менеджмент предприятия стремится
к использованию новых нестандартных, но более эффективных подходов и
инструментов в продвижении своей продукции и услуг, а также построению
би-коммуникативных потоков. Цифровизация экономики и интернет
являются неотъемлемой частью жизни общества в целом, эти компоненты
стали эффективным инструментом маркетинговой деятельности.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что
актуальность темы исследования обусловлена необходимостью
использования инструментария интернет-продаж, что позволяет
предприятиям активизировать свою деятельность на фоне ограничительных
мер, снизить затраты на продвижение и сбыт продукции, расширить
существующие и освоить новые рынки сбыта, сократить время
осуществления сделки, минимизировать трансакционные расходы, повысить
эффективность и адресность взаимодействия с поставщиками,
потребителями и другими экономическими контрагентами.
Кроме этого, актуальность темы заключается в том, что создание
эффективной технологической системы на основе внедрения интернет-
маркетинга в управление продажами выступает неотъемлемым условием
успешного управления любой компанией, в том числе и АО «Цифра», что в
свою очередь позволит обеспечить эффективную экономическую
деятельность организации. В настоящее время оценка применяемых
инструментов интернет-маркетинга и информационных технологий в
исследуемой организации не производится, поэтому определить, насколько
эффективны тот или иной инструмент или система в целом, и ее элементы в
частности невозможно.
Объект исследования – АО «Цифра», торговая компания Самарской
области.
Предметом исследования является область современных
информационных технологий в сфере интернет-маркетинга в сфере торговлЦель магистерского исследования – совершенствование интернет-
маркетинга на предприятии (на примере АО «Цифра»).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
совершенствование интернет-маркетинга АО «Цифра» позволит объективно
оценить результативность применяемых информационных технологий в
целом и интернет-маркетинга в частности, в рамках общего управления
компанией, а также повысить эффективность продаж и результатов
хозяйственной деятельности в целом.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
дать краткую характеристику, раскрыть сущность, содержание
интернет-маркетинга и его роль;
определить инструменты и проблемы внедрения интернет-
маркетинга на современных предприятиях;
изучить особенности интернет-маркетинга в сфере торговли;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности АО
«Цифра»;
представить анализ информационных систем и интернет-технологий,
применяемых в управлении торговлей АО «Цифра»;
оценить управление продажами торгового отдела с использованием
системы интернет-торговли;
разработать предложения по совершенствованию планирования
продаж в системе интернет-маркетинга;
предложить мероприятия по снижению затрат на оплату труда в
результате внедрения интернет-маркетинга;
оценить экономический эффект от предложенных мероприятий.
Теоретико-методологической базой исследования выступили труды
зарубежных и отечественных исследователей, рассматривающих проблему с
различных точек зрения. Так концептуальные вопросы, касающиеся оценки
современных информационных комплексов и программ интернетмаркетинга, в контексте теории информационных структур и программ в
управлении, теории бизнес-реструктуризации, теории стратегического
менеджмента и планирования, теории маркетинга рассматривались такими
учеными как Граничин О.Н. и. Кияев В.И [2], К. В. Балдин [7], Ю.Ф.
Тельнова [53], А.П. Жихарев [25]и C. A. Нестеров [39], вопросами
формирования новой методологии построения информационных комплексов
занимались Г.Н. Денищенко и Н.Л. Коровкина [19].
Базовыми для настоящего исследования явились также научные труды
таких отечественных и зарубежных учёных: О.А. Петрик, В.П. Пилипчук [2],
И.Л. Литовченко, И. Ашманов, А. Басов, Ф. Вирин [3], Алан Купер, Мери
Тайлер, Филипп Котлер, Джеймс Сифони и др.
Многочисленные исследования вышеназванных авторов, несомненно,
значительно облегчают поиск решений проблем в области применения
современных технологий интернет-маркетинга и информационных
комплексов и программ в управлении, а также не только не снижают
актуальности проведенного исследования, а напротив, подтверждают
важность решения проблемных вопросов, как инструментов управления
коммерческими структурами в условиях современности. Современные
турбулентные процессы глобального характера вносят долгосрочные
корректировки в привычный жизненный устрой. Вышеописанное явление
демонстрирует особенности влияния конкретных инструментов цифровой
экономики и интернет-маркетинга на развитие хозяйственной деятельности
предприятий и требует более глубокого рассмотрения.
Основными методами исследования в данной работе являлись: методы
общенаучного познания – которые применялись в основном в первой части
исследования при работе с научной литературой: диалектический метод –
применялся как в первой, так и во второй части исследования – в частности,
для анализа экономических явлений, когда каждое экономическое явление
рассматривалось в развитии, в постоянном движении; метод перехода от
частного к общему – помог определить основные выводы по каждомуразделу и главе исследования, анализ и синтез – применялись в основном во
второй и третьей части исследования, для целей оценки используемых
информационных комплексов и программ.
Опытно-экспериментальная база исследования представлена
компанией АО «Цифра» и реализуемой ею торговой деятельностью.
Методологическая и информационная база исследования: основой
теоретико-методологических разработок стали результаты научных
исследований отечественных и зарубежных ученых, а также
законодательство РФ, в частности Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №
149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и о защите
информатизации» (в ред. от 30.12.2020 N 530-ФЗ) [62], в котором
раскрываются вопросы поиска, получения, передачи, производства и
распространения информатизации, при применении информационных
программ, а также при обеспечении защиты информатизации в сфере
Интернет технологий.
Научная новизна исследования состоит в систематизации и развитии
теоретических положений и разработке методических рекомендаций на
основе усовершенствованных подходов к использованию систем цифрового
управления торговлей на предприятии. Предложены предварительно
апробированные модели взаимодействия контрагентов в среде цифрового
маркетинга в сфере торговли товарами FMCG, способствующие оптимизации
трудовой деятельности и снижению трудовых затрат.
Теоретическая значимость исследования заключается в: углублении
теоретических основ интернет-маркетинга и обоснования цифровых
технологий продаж для сферы торговли.
Практическая значимость результатов исследования заключается в
разработке и реализации практических рекомендаций и предложений по
возможности совершенствования интернет-маркетинга исследуемой
коммерческой организации, что может быть использовано широким
сектором торговых фирм.Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивались:
обоснованием предложенных гипотез положениями,
сформулированными в научных трудах зарубежных и российских
исследователей;
сопоставлением утверждений, изложенных в научных трудах, с
результатами исследования;
анализом системы маркетинга компании АО «Цифра» и соотнесения
полученных результатов с теоретическими положениями,
сформулированными в научных трудах;
оценкой проведенных мер по совершенствованию системы
маркетинга в АО «Цифра».
Личное участие автора в проведенном исследовании заключается в
формулировании целей и задач, составлении плана обоснования выбранной
темы. В период написания работы автор работал маркетологом в
исследуемой компании, поэтому имел возможность на практике оценить
эффективность предложенных мероприятий.
Апробация и внедрение результатов исследований проводились в
течении всего исследования. Основные положения диссертации были
положительно оценены на научно-практических конференциях. Печатная
продукция. Основные положения диссертационного исследования отражены
в двух работах. Общий объем публикаций составляет 0,55 п. п.
Научную новизну исследования определяют следующие результаты,
выносимые на защиту:
система инструментов интернет-маркетинга дополнена
представлением о ней не только как о функциональном комплексе
средств продаж посредством сети Интернет, но и как о
совокупности рыночных бизнес-активностей с применением
каналов и инструментов цифровой среды;путем анализа существующих информационных систем и интернет-
технологий, доступных на рынке, и возможностей их
функционирования в рамках организационно-экономической
структуры предприятия выявлены факторы, замедляющие
внедрение информационных и цифровых технологий интернет-
маркетинга в систему продаж на предприятиях сферы торговли, а
именно: хаотичный характер использования инновационных
инструментов, информационная перегруженность цифровых
сервисов для осуществления торговой деятельности, неэффективная
структура интернет-сервисов и неоптимизированная навигация,
недостаток квалифицированных специалистов в сфере IT и
интернет-маркетинга, неэффективная организационная структура
предприятия;
усовершенствована модель планирования продаж внутри
предприятия – наряду с функциональной составляющей
предлагается рассматривать и мотивационный аспект, основанный
на предоставлении сотрудникам точной информации о выполнении
целей по всем пунктам KPI в системе интернет-торговли;
предложена авторская модель оптимизации процессов интернет-
маркетинга путем интеграции внутренней цифровой системы
продаж с внешними системами клиентов в целях внедрения
стратегии снижения трудовых затрат, ориентированной на
повышение эффективности продаж, увеличение производительности
и снижения рисков, связанных с человеческим фактором за счет
автоматизации алгоритмов осуществления закупок;
выявлены приоритетные категории цифрового интернет-маркетинга,
демонстрирующие наибольшую эффективность в сфере торговли
товарами FMCG, такие как: поисковая оптимизация (SEO),
поисковый маркетинг (SEM), контент-маркетинг, маркетинг в
социальных сетях (SMM), реклама с оплатой за клик (PPC),аффилированный (партнерский) маркетинг и электронный
маркетинг.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения,
трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты использования
современных информационных комплексов и интернет-маркетинга, его
сущность и роль, а также проблемы внедрения и особенности в сфере
торговли. Вторая глава посвящена анализу текущего состояния
информационных комплексов, интернет-маркетинга, интернет-торговли,
используемых в АО «Цифра». Дана краткая характеристика фирмы и
проанализирована ее хозяйственно финансовая деятельность за период 2019
– 2020 гг. Рассмотрены проблемы интернет-маркетинга и информационные
технологии, используемые в управлении АО «Цифра», проанализировано
управление продажами торгового отдела с использованием системы
мобильной торговли «Yukon».
В третьей главе содержатся предложения по совершенствованию
интернет-маркетинга и информационные технологии, используемые в
управлении АО «Цифра», внесены предложения по планированию продаж в
системе мобильной торговли «Yukon» и стратегия снижения затрат на оплату
труда в результате внедрения инструментов интернет-маркетинга. Дана
оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий.
Магистерская диссертация изложена на 108 страницах машинописного
текста, содержит 19 таблиц, 15 рисунков и 3 приложения.
В настоящее время цифровое пространство представляет собой
фундаментальную цифровую базу для развития взаимовыгодных отношений
между производителями продукции, дилерскими центрами и потенциальным
покупателем. Уникальность использования цифрового пространства в том,
что с применением онлайн-маркетинга происходит оперативная связь между
участниками рыночных отношений, а потенциальный покупатель имеет
возможность оперативно удовлетворить свои потребности. Кроме того,
ускоряется процесс принятия решения о покупке товара или приобретения
услуги, что многократно облегчает работу специалистов в области
маркетинга по формированию и развитию логистики продвижения
продукции, уменьшает возможные риски за счет совместного
функционирования независимых экспертов и консультантов, дает
возможность определить слабые позиции и разработать организационно-
технические мероприятия по переключению реального положения на
желаемый результат.
Анализ теоретических аспектов внедрения интернет-маркетинга в
сферу торговли позволил сделать следующие выводы:
1. Проведен анализ научной литературы посвященной интернет-
маркетингу с целью уточнения определения понятия, результаты которого
предполагают авторскую формулировку подхода к интернет–маркетингу, как
современному инструменту ««диджитализации»», которая более полно
раскрывает сущность: с учетом имеющихся трактовок и эффекта масштаба,
рассматривать интернет-маркетинг в узком смысле в настоящее время не
актуально, предпочтительно говорить о многомерном экономическом
явлении – «диджитализации», подразумевающем применение разных
цифровых каналов и инструментов для охвата пользовательской аудитории,
взаимодействия с потребителями и передачи маркетинговых сообщений, иликак комплекс рыночных бизнес-активностей, разработанных
маркетинговыми службами компаний и проводимых в офлайн- и онлайн-
пространствах на базе различных цифровых технологий - Интернета,
мобильных, цифровых трансляционных технологий, локальных сетевых
топологий и автономных цифровых устройств.
2. В работе обосновано благоприятное влияние на формирование и
развитие деятельности «диджитализации» и интернет-технологий, доказано
обеспечение информационного взаимодействия между компаниями,
заказчиками и партнёрами с помощью цифровой компоненты и интернет-
маркетинга, что обеспечивает уникальный охват аудитории и быстрое
действие при продвижении и продаже товаров, удобство и доступность при
организации сервисного обслуживания, гео-локализации.
3. Автором обоснованы проблемы внедрения современных систем
управления, препятствующие эффективному функционированию
«диджитализации», такие как: хаотичность, информационная
перегруженность и неудобная навигация сайтов для пользователя, недостаток
профессиональных специалистов в сфере интернет-маркетинга, отсутствие
качественного сервиса интернет-магазинов и многое другое, также причиной
медленного внедрения инноваций является организационная структура
предприятия. Большое количество компаний не имеет в штате сотрудников,
отвечающих за разработку и внедрение новых ИТ-решений как средств
развития бизнеса. Отсутствие квалифицированного персонала также влияет
на использование цифровых технологий в сфере «диджитализации».
Анализ практических аспектов использования информационных
программ и систем на примере АО «Цифра» помог сделать следующие
выводы.
Логистика, дистрибьюция, InStore, программы – это ключевые
компетенции АО «Цифра», которые позволяют крупному дистрибьютору
добиваться высоких показателей продаж. Предлагая услуги в сфере этихкомпетенций, компания делится профессиональными достижениями и
обеспечивает производителей, поставщиков и сбытовые структуры
высококачественными, эффективными средствами продаж.
АО «Цифра» оказывает профессиональные BTL-услуги. За 21 год
существования на рынке, компания обрела бесценный опыт в данной отрасли
и реализовала множество высокоэффективных проектов для известных
производителей.
Анализ финансово – экономической деятельности АО «Цифра»
показал, что в целом структура совокупных активов характеризуется
значительным превышением в их составе доли оборотных средств, доля
которых в валюте баланса составляет на конец 2020 года 99,04%. Темпы
роста чистых активов в последний год значительно снизились, что выступает
показателем диспозитивного развития организации. Данные негативные
процессы происходят прежде всего за счет значительного роста займов и
кредитов на 10500 тыс.руб. и роста кредиторской просрочки на 114228
тыс.руб. (20,3%).
В течение всего периода организация испытывала хронический
недостаток собственных оборотных средств. Финансовая устойчивость
организации характеризуется как кризисное финансовое состояние.
Внедрение новых программ гарантирует высокую отказоустойчивость
оборудования и бесперебойную работу центрального офиса и удаленных
филиалов. IT-программы позволяют АО «Цифра» быть максимально
«прозрачным» для своих партнеров и выстраивать с ними максимально
открытые отношения.
В сфере IT-программ АО «Цифра» неуклонно следует высоким
мировым стандартам, которые предъявляют Procter&Gamble. Для этого
компания использует в работе передовое программное обеспечение, а также
разрабатывает программы, обеспечивающие легкость интеграции новых
партнерСистема мобильной торговли Yukon, разработанная АО «Цифра»,
выступает незаменимым, инновационным инструментом, который помогает
использовать последние достижения в области мобильных устройств, для
управления и оптимизации деятельности торгового представителя и
дистрибьютора. Благодаря современному программному обеспечению все
бизнес-процессы можно отследить в режиме реального времени (on-line).
Внедряя лучшие методики управления товарными запасами и торговли,
АО »Цифра» дает возможность поставщикам продукции видеть объемы
продаж и остатки на своих складах, что в свою очередь помогает
своевременно планировать логистику товаропотоков, максимально используя
ресурсы поставщика.
АО «Цифра», разрабатывая и внедряя в организацию своего бизнеса
инновационные программные продукты, выступает, по сути, передовой
современной компанией. Но наличие проблем, таких как:
отсутствие синхронизации системы Yukon с системами покупателей,
в частности с крупнейшим из них Ритм – 2000;
неподключенность торговых представителей, работающих в области
и прилегающих регионах к системе Yukon;
отсутствие инструментов интернет-маркетинга.
Позволило сделать вывод о необходимости разработки проектных
предложений, направленных на повышение результативности и
совершенствования интернет–маркетинга, информационных комплексов и
программ.
1. Автором предложен механизм, ориентированный на оптимизацию
работы торгового представителя с использованием системы мобильной
торговли Yukon, который включает: 1)внедрение системы Yukon для
региональных торговых представителей; 2) внесение в модуль «Планы и
цели» информации, отражающей показатели по пунктам, прописанным в
KPI, а именно показатели по общепроданной дистрибьюции и по проблемамGET файла; 3) внесение в модуль «Зарплата» информации, отражающей
показатели, по пунктам, прописанным в KPI, а именно показатели по
продажам инициатив, общепроданной дистрибьюции и по проблемам GET
файла.
2. Предложен набор из семи крупнейших категорий цифрового
интернет-маркетинга, которые способны отвечать запросам современного
ритейла к товарам формата FMCG, включая поисковую оптимизацию (SEO),
поисковый маркетинг (SEM), контентмаркетинг, маркетинг в социальных
сетях (SMM), рекламу с оплатой за клик (PPC), аффилированный
(партнерский) маркетинг и электронный маркетинг, использование данных
цифровых технологий позволит торговым предприятиям оптимизировать
позиции в интернет-пространстве.
3. Предложен механизм синхронизации двух систем ЭДО Ритм –
2000 и «Цифра», в целях внедрения стратегии, ориентированной на снижение
трудовых затрат в результате внедрения нового оборудования. При этом
заказ из магазина может быть отправлен напрямую в систему «Цифра»,
исключив из процесса продажи ввод заказа в планшет, что в свою очередь
высвободит 60% рабочего времени торгового представителя.
Первые два мероприятия по оптимизации работы региональных
торговых представителей с использованием интернет-маркетинга и системы
мобильной торговли Yukon носят затратный характер и направлены на
увеличение выручки и прибыли. Предполагается, что реализация этих
мероприятий позволит увеличить среднегодовую выручку на – 2 %.
Разработка совместной информационной структуры по второму
мероприятию, названная нами «Интеграция» позволит повысить
результативность продаж и взаимодействий с клиентами.
Согласно проекту мероприятий, объем реализации в планируемом
периоде увеличится на 2%, что в денежном выражении составит 20702,7 тыс.рублей, соответственно выручка от реализации увеличится с 1035135 тыс.
рублей до 1055837,7 тыс.руб.
Так как численность персонала АО «Цифра» в прогнозируемом
периоде остается неизменной, увеличение объема реализации повлияет на
увеличение производительности труда на 122,56 тыс. рублей. Как было
сказано выше, увеличение дохода организации позволит увеличить фонд
оплаты труда и среднегодовой заработной платы, в прогнозируемом периоде
он составят 49240,5 тыс.рублей, рост на 965,5 тыс.руб. или на 1,98%.
Дополнительные затраты на реализацию разработанных мероприятий
отразятся на увеличении себестоимости, она увеличится по сравнению с
базовым годом на 633 тыс. рублей и 965,5 тыс.руб. и составит 901929,5 тыс.
рублей. При этом стоит отметить, что темп роста себестоимости всего 0,18%,
что ниже темпов роста маржинального дохода 14,2%, что также
свидетельствует об экономической результативности предложенных
мероприятий.
Главным итогом проекта мероприятий по совершенствованию
интернет-маркетинга, информационных комплексов и информационных
программ, используемых в управлении продажами АО «Цифра» в 2021 году
выступает увеличение валовой прибыли – в прогнозируемом периоде валовая
прибыль увеличится на 19104,2 тыс. рублей и оставит 153908,2 тыс. рублей,
что подтверждает экономическую результативность предлагаемых
мероприятий.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что
предложенные мероприятия по совершенствованию интернет-маркетинга,
информационных комплексов и информационных программ, используемых в
управлении продажами АО «Цифра» являются целесообразными и
экономически выгодны
1. Адамадзиев К.Р. Сетевая экономика: учебное пособие. Махачкала:
Издательско-полиграфический центр ДГУ, 2011. 150 с.
2. Акулич М. Политики интернет-маркетинга. Интернет-аукционы.
Торговые интернет-площадки и торговля: Учебник. М.: Дашков и
К, 2019.
3. Алексунин В.А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете:
учебное пособие. М.: Дашков и К, 2010. 380 с.
4. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии. Учебник для вузов.
М.: ИНФРА-М, 2014. 804с.
5. Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков. М.: Русская
Деловая Литература, 2016. 416с.
6. Будущее ecommerce: 10 современных тенденций развития рынка
электронной коммерции в мире. [Электронный ресурс]. URL:
https://clck.ru/SRe9p (дата обращения 02.02.2021)
7. Бутковская Г.В. Цифровой маркетинг: поведение потребителей /
Г.В. Бутковская, А.В. Статкус // Вестник университета. 2018. №5. С.
5-11.
8. Васильев Г. А. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана,
2014.
9. Васнев С. А. Интернет-маркетинг в современной деятельности
предприятий // Экономика. 2018. № 12. С. 25-32.
10.Ветроградов С. А. Управление маркетингом. СПб. : Питер, 2016.
156 с.
11.Вирин Ф.Ю. Интернет-маркетинг: Полный сборник практических
инструментов / Ф.Ю. Вирин. М.: ЭКСМО, 2015. 222 с.
12.Воронков А. В. Задачи формирования моделей в электронной
коммерции/ А. В. Воронков, С. В. Шведова, Т. Ю. Срывкина. - Текстнепосредственный // Экономика и управление: инновационное
решение проблем : материалы международной научно-практической
конференции (02- OS апреля 2019) : в 3-х частях ; АНО ВО
«Белгородский университет кооперации, экономики и права». -
Белгород : Изд-во БУКЭП, 2019. С. 181-186.
13.Воротников А.М. Цифровой маркетинг как актуальный механизм
управления рекламной деятельностью в современной российской
экономике / А.М. Воротников, Крбашян Р.Е. // Журнал
исследований по управлению. 2019. Т. 5. №3. C. 133-140.
14.Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в
России. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/MBZuF (дата
обращения 05.02.2021)
15.Голубков Е.П. Использование интернета в маркетинге
[Электронный ресурс] / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за
рубежом. 2017. № 3 (29). Режим доступа:
http://www.mavriz.rU/articles/2002/3/315.html. (дата обращения:
11.02.2021)...