Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №111042

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2020
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы развития творческого воображения у
детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческого
воображения у детей 6-7 лет в процессе изобразительной
деятельности
1.2 Характеристика изобразительной деятельности как
средства развития творческого воображения у детей 6-7 лет
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческого
воображения у детей 6-7 лет в процессе изобразительной
деятельности
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у
детей 6-7 лет
2.2 Содержание работы по развитию творческого
воображения у детей 6-7 лет в процессе изобразительной
деятельности…………………………………………………….
2.3 Выявление динамики развития творческого воображения
у детей 6-7 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Тематический план цикла совместной деятельности

В настоящее время развитое воображение является одной из
важнейших характеристик творческой личности. Воображение главный
компонент любого вида деятельности детей дошкольного возраста и играет
важную роль в дальнейшем полноценном развитии ребенка. Также
воображение имеет огромное значение в творческой деятельности, позволяя
детям создавать новые, уникальные образы, преобразующиеся в готовые
продукты, которые имеют свою особую ценность и неповторимость.
Проблема развития и становления воображения у детей дошкольного
возраста рассматривались такими известными учеными, как Л.С. Выготским,
О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейном.
Постоянные изменения в современном обществе требуют от личности
новые, оригинальные подходы в преобразовании окружающей
действительности. Для этого необходимо хорошо развитое творческое
воображение, так как оно позволяет взглянуть на мир нестандартно.
Образовательные организации призваны помочь ребенку раскрыть потенциал
собственного воображения.
Изобразительная деятельность в детском саду позволяет эффективно
развивать творческое воображение. Исследования таких ученых как
Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна,
Д.Б. Эльконина показывают, что воображение выступает основным условием
наиболее эффективного приобретения детьми новых знаний, включая
творческое, что в совокупности ведет к успешному саморазвитию личности,
влияет на эффективность всей образовательной деятельности дошкольного
учреждения.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной
образовательной программы дошкольного образования нового поколения
отмечается необходимость опоры на специфически детские виды
деятельности в формировании личностных качеств ребенка. Занятияхудожественно-творческой деятельностью как сенситивной в дошкольном
возрасте решают не только частные задачи художественного воспитания и
образования, но и личностного развития ребенка.
Обращение к изобразительной деятельности в работе с дошкольниками
соответствует целостному восприятию ребенка, а также включает его в
ситуацию увлекательной творческой деятельности, способствующей
развитию воображения и фантазии. Однако, несмотря на интерес авторов к
проблеме развития воображения ребенка средствами изобразительной
деятельности, недостаточно разработаны принципы и методические подходы
к развитию воображения у ребенка
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить
тему развития творческого воображения у детей 6-7 лет в процессе
изобразительной деятельности.
Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения у
детей 6-7 лет позволил выявить противоречие между необходимостью
развития творческого воображения у детей 6-7 лет и недостаточным
использованием потенциала изобразительной деятельности в
образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы
возможности изобразительной деятельности в развитии творческого
воображения у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Развитие творческого воображения у детей 6-7 лет в
процессе изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность развития творческого воображения у детей 6-7 лет в
процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у
детей 6-7 лет.Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей 6-7
лет в процессе изобразительной деятельности.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие
творческого воображения у детей 6-7 лет в процессе изобразительной
деятельности будет возможным, если:
– обогащена развивающая предметно-пространственная среда
различными материалами для таких техник, как монотипия,
тампонирование, работа краской-пудингом, гримом, пастелью;
– разработана и апробирована совместная деятельность педагога и
детей по развитию творческого воображения.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитие
творческого воображения у детей 6-7 лет в процессе изобразительной
деятельности.
4. Выявить динамику уровня развития творческого воображения у
детей 6-7 лет.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный
этапы психолого-педагогического эксперимента, беседа, опрос;
- методы обработки результатов: качественный и количественный
анализ результатов исследования, статистическая обработка
фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:положения о деятельностном подходе к развитию ребенка и
организации образовательного процесса (Л.С. Выготский,
С.Л. Рубинштейн);
– исследования особенностей психического развития детей старшего
дошкольного возраста (О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы
потенциальные возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
определены показатели и дана качественная характеристика уровней
развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанное содержание работы по развитию творческого воображения у
детей 6-7 лет в процессе изобразительной деятельности может быть
использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных
организаций.
Экспериментальная база исследования: МКДОУ № 11 станицы
Павловская, Краснодарского края. В исследовании приняли участие 12
дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение,
список используемой литературы (29 источников), 2 приложения. Работа
иллюстрирована 3 рисунками и 10 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенной исследовательской работы можно сделать
ряд выводов.
«Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для
развития творческого воображения. Анализ психолого-педагогической
литературы показал, что проблема развития творческого воображения у
детей 6-7 лет является актуальной.
Согласно Л.С. Выготскому, в старшем дошкольном возрасте появляется
новая форма активности – творческая деятельность. Ребенок проявляет
активность и интерес в ней. В творческой деятельности он может реализовать
уже освоенные им приемы работы, но при выполнении новой задачи. Ему
нравится заниматься поиском оригинальных способов для решения
поставленных задач.
Нами было рассмотрено и уточнено такое понятие, как «творческое
воображение», которое рассматривается нами как психический процесс, в
котором действительность отражается в специфической форме создания
чего-то субъективно новаторского, то есть созданный продукт обладает
новизной для самого создателя, в то время как в обществе является уже
известным» [11].
Творческое воображение – это создание новых образов, которые
воплощаются в конкретных оригинальных продуктах деятельности.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в
экспериментальной группе 42% детей обладает низким уровнем творческого
воображения, у 25% детей был выявлен средний уровень, у 33% обнаружен
высокий уровень.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание
и организовать работу по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет
в процессе изобразительной деятельности.Мы предположили, что развитие творческого воображения у детей 6-7
лет в процессе изобразительной деятельности будет возможным, если:
– обогащена развивающая предметно-пространственная среда
различными материалами для таких техник, как монотипия,
тампонирование, работа краской-пудингом, гримом, пастелью;
– разработана и апробирована совместная деятельность педагога и
детей по развитию творческого воображения.
Анализ результатов показал, что используемые средства по развитию
творческого воображения у детей 6-7 лет в процессе изобразительной
деятельности являются эффективными.
В результате проведенной работы отмечено повышение уровня
развития творческого воображения у исследуемой группы детей 6-7 лет
благодаря, грамотно проведенному процессу изобразительной деятельности.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.


1. Боровик О. В. Развитие воображения. М. : ООО «ЦГЛ «Рон»,
2013. 112 с.
2. Брушлинский А. В. Воображение и творчество. М. : Эксмо, 2014.
145 с.
3. Бухаров И. С. Диагностика и развитие творческих способностей
детей младшего школьного возраста. – Екатеринбург, 2002. 145 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
М. : Просвещение, 1991. 412 с.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников.
М., 1998.
6. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М. :
Мозаика-Синтез, 2014. 129 с.
7. Дьяченко О. М. Психическое развитие дошкольников. М. :
Учебная литература, 2011. 144 с.
8. Зеньковский В. В. Психология детства // В. В. Зеньковский. М. :
Владос, 2015. 328 с.
9. Ильницкая И. И. Творческая деятельность и психическое
развитие ребенка // Дошкольное воспитание. 2012. № 5. С. 49-53.
10. Кириллова Г. Д. Развитие воображения в детстве. Орел : МП
Простор, 2011. 120 с.
11. Комкова М. И. Методы и приемы развития творческого
воображения дошкольников в процессе лепки [Электронный ресурс]:
Социальная сеть работников образования. – URL:
https://nsportal.ru/user/244371/page/metody-i-priemy-razvitiya-tvorcheskogo-
voobrazheniya-doshkolnikov-v-protsesse-lepki (дата обращения: 28.01.2020).
12. Кашницкий В. И., Кузьмичева Л. В. Программа развития
креативности учащихся на уроке изобразительного искусства в условияхобщеобразовательной школы. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. С.
93 – 94.
13. Кудрявцев Т. В. Развивающее воображение // Дошкольное
воспитание. 2014. № 7. С. 77-83.
14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии [Электронный
ресурс] : URL : http://sdo.mgaps.ru/books/K7/M1/file/2.pdf (дата обращения:
28.01.2020).
15. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:
Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М. :
Карапуз, 2015. 140 ...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ