Введение
1 Теоретические основы государственного управления развитием малого
предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Организационно-правовые аспекты государственного управления
развитием малого предпринимательства на федеральном и региональном
уровнях
1.2 Основные направления развития системы государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации
2 Основные направления государственного управления развитием малого
предпринимательства в сельском поселении Болчары Кондинского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
2.1 Анализ развития малого предпринимательства в сельском поселении
Болчары
2.2 Основные направления государственной поддержки малого
предпринимательства в регионе
3 Совершенствование механизмов государственного управления развитием
малого предпринимательства в сельском поселении Болчары Кондинского
района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
3.1 Проект совершенствования финансовой и информационной поддержки
малого предпринимательства в сельском поселении Болчары
3.2 Социальная и экономическая эффективность предлагаемого проекта..
Заключение
Список используемых источников
Актуальность темы исследования. Современное малое
предпринимательство в Российской Федерации является одним из наиболее
крупных секторов как национальной, так и региональной и муниципальной
экономик. Оно играет важную роль в решении проблем занятости населения,
поддержание конкурентоспособной среды и практического внедрения
инноваций. Функционирование малого предпринимательства не
предполагает крупных финансовых вложений, больших материальных и
трудовых ресурсов. Малому предпринимательству принадлежит основная
роль в формировании среднего класса - оно является социальным
фундаментом, который обеспечивает стабильное развитие российского
общества.
Развитие сектора малого предпринимательства будет способствовать
стабилизации социально-экономического положения в стране, росту числа
наукоемких предприятий, укреплению инновационного вектора развития
российской экономики и экономических позиций РФ. Успешность и
эффективность малого предпринимательства находится в прямой
зависимости от поддержки его на соответствующих уровнях власти:
государственном, региональном и муниципальном. Поддержка необходима
для обеспечения в разных регионах равных и благоприятных условий
функционирования малого бизнеса.
На сегодняшний день, субъектам малого предпринимательства в
Российской Федерации предоставляются различные меры поддержки, как со
стороны государства, так и со стороны региональных и муниципальных
властей. Однако приоритетное значение имеют всё-таки меры
государственной поддержки малого предпринимательства, в силу того, что
они направлены на формирование благоприятных условий
функционирования субъектов малого предпринимательства в экономике.Кроме того, эти меры в основном финансируются из федерального бюджета,
что снижает нагрузку на регионы.
Проблемное поле исследования обусловлено началом реализации на
всей территории Российской Федерации Национального проекта «Малое и
среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы» который до 2024 года будет основным
Инструментом государственной поддержки. Одной из основных целей
принятия данного проекта является децентрализация российского бизнеса, и
совершенствование экономической системы Российской Федерации [6].
Здесь необходимо отметить, что реализация основных мероприятий
национального проекта в различных субъектах Российской Федерации и
муниципальных образований может проходить различными темпами. Это во
многом зависит от текущей экономической ситуации, показателей развитие
малого предпринимательства в регионе, ориентированности правительства
региона на поддержку малого бизнеса, финансовыми возможностями и
организационно-правовой готовность регионов к внедрению данных
мероприятий.
Цели и задачи исследования. Цель исследования – на основе изучения
текущего состояния государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства в сельском поселении Болчары Кондинского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, определить основные
направления повышения её эффективности с учётом требований
Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы».
Задачи исследования:
1) систематизировать теоретические основы государственного
управления развитием малого предпринимательства в Российской
Федерации;2) проанализировать основные направления государственной
поддержки малого предпринимательства в сельском поселении БолчарыКондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра и дать
оценку их эффективности;
3) разработать проект повышения эффективности организационно-
экономических механизмов государственного управления развитием малого
предпринимательства в сельском поселении Болчары Кондинского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, оценить его
эффективность.
Объект исследования – система государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации.
Предмет исследования – деятельность органов государственной власти
в сельском поселении Болчары Кондинского района Ханты-Мансийского
автономного округа – Югра по поддержке малого предпринимательства.
Методы исследования. В процессе написания работы применялись
следующие методы исследования:
− сравнительный анализ применялся в процессе изучения
организационно-экономических механизмов реализации мер
государственной поддержки на государственном и региональном уровнях;
− методы статистического анализа использовались для анализа
динамика показателей состояния и развитие субъектов малого бизнеса в
сельском поселении Болчары Кондинского района Ханты-Мансийского
автономного округа – Югра;
− правовой метод применялся для определения правовых
особенностей регулирования развития малого бизнеса в регионе и его
муниципальных образованиях.
Нормативно-правовую базу настоящей работы составили источники
разных групп:
1) нормативно-правовые акты федерального уровня, к ним можно
отнести: Конституция РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации», и другие действующие нормативно - правовые актРФ, регулирующие реализацию механизмов государственной поддержки
малого бизнеса;
2) нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации и
муниципальных образований;
3) статистические данные, материалы, опубликованные на
официальных сайтах органов власти, Федеральной службы государственной
статистики (Росстат), территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу –
Югра, отчеты Уполномоченного по защите прав предпринимателей в округе.
Научная новизна исследования заключается в разработке абсолютно
нового проекта совершенствования финансовой и информационной
поддержки малого предпринимательства в сельском поселении Болчары.
К научным результатам, выносимым на защиту относятся:
- уточнены основные направления государственного управления
развитием малого предпринимательства в сельском поселении Болчары
Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра;
- предложены пути совершенствования механизмов государственного
управления развитием малого предпринимательства в сельском поселении
Болчары Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа –
Югра.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течении всего
исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
"Экономика и социум" №10(77) 2020.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения разработанных рекомендаций в деятельности органов власти
сельского поселения Болчары Кондинского района Ханты-Мансийского
автономного округа – Югра.
Структура работы построена с учетом проблемы, цели и задач
исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованных источников.Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования,
определены цели и задачи работы, методы исследования, источники данных.
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного
управления развитием малого предпринимательства в Российской
Федерации, в том числе, изучены организационно-правовые аспекты
реализации поддержки на федеральном и региональном уровнях, изучены
основные направления развития системы государственной поддержки малого
предпринимательства.
Во второй главе был проведён анализ современного состояния
государственного управления развитием субъектов малого
предпринимательства в сельском поселении Болчары Кондинского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, проанализированы
показатели развития малого предпринимательства, изучена отраслевая
структура, выявлены основные проблемы и барьеры развития малого
предпринимательства, а также изучены основные направления
государственной поддержки в Ханты-Мансийском автономном округе –
Югра.
В третьей главе разработаны рекомендации по повышению
эффективности организационно-экономических механизмов государственной
поддержки малого предпринимательства в сельском поселении Болчары
Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
Рекомендации оформлены в виде проекта «Развитие системы
государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра», определена социально-
экономическая эффективность такого проекта. В заключении
сформулированы общие выводы по материалам исследования, подведены
итоги решения задач.
«Государственное управление развитием субъектов малого
предпринимательства представляет собой деятельность органов
государственной власти, а также органов субъектов РФ, органов местного
самоуправления и иных организаций по поддержке малого
предпринимательства в соответствии с государственными муниципальными
программами» [28].
Основные направления государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства в РФ закреплены в Федеральном Законе РФ «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
«Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии
со следующими принципами: разграничение полномочий по поддержке
субъектов малого предпринимательства между органами государственной
власти различных уровней; ответственность федеральных органов различных
уровней за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов
малого предпринимательства; необходимость участия представителей
субъектов малого бизнеса в реализации и формировании политики в области
развития малого и среднего бизнеса, регулирующей развитие малого
предпринимательства и обеспечение свободного и равного доступа
субъектов малого предпринимательства к участию в программах развития
малого предпринимательства различных уровней органов государственной
власти» [31].
Принципы государственной поддержки реализуются через механизмы
государственной поддержки малого бизнеса, к которым в свою очередь
относятся: механизмы нормативно-правового регулирования, механизмы
финансовой поддержки; механизмы имущественной поддержки; механизмы
консультационной и предоставление инфраструктурных услуг. Помощь отгосударства распределяется по двум каналам: через органы местного
самоуправления, которые самостоятельно принимают решение, как именно
помочь своим предпринимателям и через государственные гарантии по
льготным кредитам для малого бизнеса. На сегодняшний день, наиболее
широкое распространение получили именно механизмы финансовой
поддержки. Реализация механизмов государственной поддержки закреплена
в государственной программе поддержки малого бизнеса и в программах
субъектов РФ.
Основными мерами поддержки малого бизнеса в РФ, установленные
Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации», являются: финансовая поддержка, имущественная
поддержка, информационная поддержка и консультационная поддержка.
Рядом нормативно-правовых актов предусмотрена возможность ведения
упрощенного бухгалтерского учета, применение специальных налоговых
режимов и прочее. В целях реализация мер государственной поддержки
малого бизнеса в субъектах Российской Федерации создаются различные
организации, которые составляют инфраструктуру поддержки малого
бизнеса.
Развитие системы государственной поддержки малого бизнеса в
Российской Федерации осуществляется постоянно. Для этого,
совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая предоставление
мер государственной поддержки малому бизнесу, развивается
инфраструктура поддержки малого бизнеса, развивается информационно-
консультационные услуги. Особенно актуальным является развитие системы
государственной поддержки в регионах. Как отмечалось ранее, в Российской
Федерации в регионах отмечается достаточно высокий уровень
неравномерности развития малого бизнеса, что связано с такими факторами,
как уровень социально-экономического развития самого региона, ориентация
правительства региона на поддержку и развитие субъектов малогопредпринимательства то, доступность финансовых ресурсов для оказания
государственной поддержки малому бизнесу.
Основным документом, регулирующим отношения в сфере развития
малого предпринимательства, и определяющим основные направления и
формы поддержки, оказываемые субъектам малого предпринимательства
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, является Закон «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югра», согласно которому, государственная политика в
сфере развития малого и среднего предпринимательства является частью
государственной социально-экономической политики.
Анализ основных показателей развития малого бизнеса показал, что
общее число малых предприятий Ханты-Мансийском автономном округе –
Югра, снизилась на 9,98%, из них микропредприятий на 13,70%. Доля
бизнеса в общей численности всех предприятий Ханты-Мансийского
автономного округа – Югра выросла на 3,87% и составила 69,70%. Что
касается средней списочной численности работников малых предприятий, то
прирост составил 11,1 тыс. чел. или 3,06%.
На микропредприятиях численность работников наоборот снизилась на
36,1 тыс. чел. или на 15,24%. Оборот малых предприятий имеет тенденцию к
увеличению. За 3 года прирост составил 275,5 тыс. руб. или 22, 95 %. На
микропредприятиях прирост составил 0,03%. Что касается доли малого
бизнеса в общем обороте всех предприятий Ханты-Мансийского
автономного округа – Югра, то она снизилась на 2,83% и составила 25,6%.
Среди основных проблем развития малого предпринимательства
можно назвать: снижение числа субъектов малого предпринимательства и
снижение его доли в экономике. Проблемами непосредственно в сфере
предоставления государственной поддержки являются:
− ограниченный доступ к финансовым ресурсам;
− неблагоприятный бизнес-климат;проблемы с доступом к рынкам сбыта, проблемы поиска
поставщиков товаров и услуг;
− ограниченный доступ к технологиям производства и обучения, и
проблемы обеспеченности объектами инфраструктуры;
− неравномерный охват субъектов малого бизнеса мерами
государственной поддержки.
Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра
достаточно разработанные программы в сфере развития малого
предпринимательства в отрасли АПК и потребительского рынка. При этом
недостаточно проработаны меры для инновационных предприятий,
осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, предприятий
занятых в сфере обрабатывающих производств, в других секторах
экономики. Это существенно снижает доступность государственной
поддержки субъектов малого предпринимательства, причём не только в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, но и в других регионах.
Неравномерным является и реализация мер поддержки в муниципальных
образованиях субъекта Российской Федерации. Очевидно, что на
территориях созданы разные условия для развития предпринимательской
деятельности.
Помимо этого, отмечается и так называемой диспропорции в
реализации мер государственной поддержки внутри самой группы малых
предприятий. Большинства мер государственной поддержки ориентированы
на предприятия малого бизнеса, тогда как для микропредприятий не все
меры доступны. На данный момент данная группа малых предприятий
является весьма уязвимой.
Для решения основных проблем в работе был разработан проект с
рабочим названием «Развитие системы государственной поддержки малого
бизнеса в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного
округа – Югра». Данный проект необходим также для реализации нацпроекта«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы». Проект обеспечит благоприятные
условия для развития и повышения конкурентоспособности малого
предпринимательства на территории региона.
Основными получателями мер поддержки в рамках данного проекта,
будут микропредприятия и индивидуальные предприниматели, которые
функционируют во всех видах экономической деятельности и
расположенные на территориях Ханты-Мансийского автономного округа –
Югра. Выбор данной категории субъектов малого предпринимательства
связан, прежде всего, с тем, что именно они являются на сегодняшний день
наиболее уязвимыми.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный
ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51 - ФЗ - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный
ресурс]:федер. закон от 16.07.1998 № 146 - ФЗ - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ – Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный
ресурс]: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля [Электронный ресурс]: федер. закон от
26.12.2008
№ 294-ФЗ – : http://www.consultant.ru.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003 №131-ФЗ - Режим
доступа: http://www.consultant.ru.
7. О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ
Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
8. О внесении изменений в государственную программу Российской[Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации
- Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления
предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого
и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 04.04.2016 № 265- Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
10. О развитии малого и среднего предпринимательства в ХМАО-
Югра [Электронный ресурс]: закон от 04.02.2008 № 10-ОЗ - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
11. Социально-экономическое развитие и повышение
инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года от 09.10.2013
№419-п [Электронный ресурс]: постановление Правительства ХМАО-Югра
05.10.2018 N 336-п - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. О внесении изменений в Стратегию промышленного и
инновационного развития ХМАО-Югра на период до 2035 года,
утвержденную постановлением Правительства от 28.06.2019 № 383-ПП
[Электронный ресурс]: постановление Правительства ХМАО-Югра № 618-
ПП - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. О развитии агропромышленного комплекса и потребительского
рынка ХМАО-Югра до 2024 года [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
14. Об утверждении Концепции Стратегии развития малого и
среднего предпринимательства в ХМАО-Югра на период до 2035 года
[Электронный ресурс]: приказ от 17 сентября 2018 года № 193 Министерство
инвестиций и развития ХМАО-Югра - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
15. Об утверждении Порядка предоставления субсидии
некоммерческим организациям, не являющимся государственными илимуниципальными учреждениями, образующим инфраструктуру поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]:
постановление администрации сельского поселения Болчары Кондинского
района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра от 19.08.2015 №1576
- Режим доступа: http://www.consultant.ru...