Правовые основы организации комплаенса в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Понятие и сущность комплаенса 10
1.1 Определение и истоки возникновения комплаенса 10
1.2 Общая характеристика видов комплаенса 24
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование комплаенса в современных условиях 46
2.1 Основные направления регулирования комплаенса в Российском
и международном праве 46
2.2 Локальные нормативные акты комплаенса и их роль в
формировании правовой среды бизнеса на примере управления конфликтом интересов 64
Глава 3 Основные юридические аспекты практической организации комплаенса и дальнейшие перспективы его развития 77
3.1 Особенности комплаенса в юридических лицах с различными
организационно-правовыми формами 77
3.2 Перспективы дальнейшего развития правового обеспечения
комплаенса в России 88
Заключение 103
Список используемой литературы и используемых источников 110
Глава 1 Понятие и сущность комплаенса 10
1.1 Определение и истоки возникновения комплаенса 10
1.2 Общая характеристика видов комплаенса 24
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование комплаенса в современных условиях 46
2.1 Основные направления регулирования комплаенса в Российском
и международном праве 46
2.2 Локальные нормативные акты комплаенса и их роль в
формировании правовой среды бизнеса на примере управления конфликтом интересов 64
Глава 3 Основные юридические аспекты практической организации комплаенса и дальнейшие перспективы его развития 77
3.1 Особенности комплаенса в юридических лицах с различными
организационно-правовыми формами 77
3.2 Перспективы дальнейшего развития правового обеспечения
комплаенса в России 88
Заключение 103
Список используемой литературы и используемых источников 110
Актуальность работы. Значительная часть осуществляемых в настоящее время научно-практических разработок направлена на обеспечение максимально безопасного функционирования бизнеса, сохранность информации, ее ограниченную доступность. Данная тематика присутствует и в правовом регулировании бизнеса, что выражается в действии таких законодательных актов, как Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ, «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ, «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ и т.д. При этом другая часть нормативно-правовых актов (здесь и далее - НПА), наоборот, требует раскрытия определенного рода информации, как, например, это определено Федеральными законами «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ, «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ и т.д.
Однако любая даже самая надежная защита, равно как и детально проработанное правовое регулирование в конечном счете упирается в человеческий фактор. Следует отметить, что основная часть проблем, связанных с нарушением установленных законами и внутренними документами правил, является результатом умышленных либо неосторожных действий сотрудников компании. Для их предотвращения в любой организации необходима простая, на интуитивном уровне понятная и вместе с тем глубоко продуманная система. Сегодня такой системой, по нашему мнению, является комплаенс.
Актуальность комплаенса безусловно признана международной практикой и осознается все более значительным числом отечественных капитанов бизнеса. Комплаенс в настоящее время - одно из важнейших направлений превентивного реагирования на риски, возникающие во внутренней бизнес-среде, а также условия, генерируемые на национальном и международном законодательном уровне. Изменяются технологии, уточняются принципы ведения бизнеса, совершенствуется законодательство, возникают непредвиденные обстоятельства (санкции). Все это ведет к значительному и достаточно оперативному изменению нормативно-регулятивной обстановки, что увеличивает ценность комплаенс-функции.
Одной из функциональных задач комплаенса является внедрение в организацию внутренних правил, регулирующих поведение и деятельность сотрудников в части взаимодействия с клиентами и контрагентами, информационного обмена между внутренними структурными подразделениями, эффективной работы с государственными и общественными организациями. Комплаенс в более узком понимании - это, прежде всего, соответствие внутренних параметров и документов организации требованиям действующего законодательства.
В российском законодательстве отсутствует официальное определение комплаенса, в связи с чем у юридического сообщества ещё не сложилось её единого подхода к тематике, однако на практике комплаенс - уже неотъемлемый элемент регулирования и корпоративного управления.
За рубежом по уже сложившейся традиции реализация комплаенс- функции осуществляется, как правило, юридической службой. При этом в отдельных организациях за функцию отвечает внутренний аудит, либо служба безопасности. Подобное распределение выглядит обоснованно и вполне логично, т.к. именно юридическая служба наиболее профессионально подготовлена в части законодательного регулирования как на международном, так и на локальном уровне. Все внутренние нормативные акты любой компании в обязательном порядке согласовываются юристами на предмет их соответствия действующему законодательству, что, в том числе, и делает юридическое подразделение наиболее пригодным для обеспечения нормального функционирования комплаенса.
Комплаенс призван создать для компании дополнительную систему внутреннего регулирования, включая предупредительные процедуры и обучающие программы. Таким образом, комплаенс является в своей основе превентивным регулятором в любой организации и рассматривается как обязательная составляющая системы корпоративного управления. Сотрудничество комплаенса с бизнес-подразделениями обеспечивает на раннем этапе выявление и предотвращение возможных нарушений гражданского, административного и уголовного законодательства.
В качестве основного объекта комплаенса рассматривается предотвращение нарушений законодательных норм и правил:
- в области регуляторных стандартов;
- в финансовой сфере (особенно при попытках обойти регуляторные требования по операциям с ценными бумагами);
- вследствие служебных злоупотреблений или коррупционных действий;
- в результате непрофессионализма и некомпетентности сотрудников;
- при совершении противоправных воздействий извне;
- при возникновении угрозы бизнес-репутации, финансовой несостоятельности и др.
Также могут возникать и проблемы чисто юридического характера, когда, например, компания не уделяет достаточного количества ресурсов проверке своих контрагентов, что выливается в совершенно конкретные судебные иски.
Реализуемый, как правило, юридическим подразделением функционал комплаенса тесно связан со всеми направлениями деятельности любой компании, а следовательно, и со всеми её структурными подразделениями: операционным подразделением, коммерческими и некоммерческими закупками, внутренним контролем, финансовым мониторингом, службой безопасности, аудита и операционных рисков, персонала и т.д.
Являясь важным звеном системы корпоративного управления, комплаенс сегодня формирует соответствующую потребность в конкретных специалистах, что определяет возникновение и создание новых образовательных программ, как, например, «Комплаенс и профилактика правовых рисков», открытой в рамках магистратуры НИУ ВШЭ [54]. Впервые в России начала осуществляться единственная комплексная магистерская программа по подготовке специалистов в области антикоррупционного и регуляторного комплаенса и управления коррупционными, регуляторными и иными некоммерческими рисками .
Таким образом, в настоящее время комплаенс на практике становится все более востребованной функцией и фактически выделяется в отдельное юридическое направление, что требует четкой правовой оценки явления и глубокой научной проработки поднятой тематики.
Степень разработанности темы исследования. Научные исследования прикладных проблем комплаенса начались сравнительно недавно - в 1970-х годах, когда в США появился Акт о коррупции за рубежом 1977 года (FCPA - Foreign Corrupt Practices Act). Исследованию этих проблем посвящены работы теоретиков А. Мэдисона, Р. Снелла, Ю. Ли, М.Брайена и др.
В России развитие комплаенса освещено в работах Э.А. Иванова, Л.К. Самойловой, А.А. Ольха, Д.Я. Примакова, О.Г. Карпович, Е.В. Овчаровой, М.Кобышевой, А.Н. Литвиненко и др.
Вместе с тем, в России недостает научно-обоснованной правовой оценки функционирования комплаенс-функции, требуются дальнейшие научные изыскания методологических подходов для построения современных комплаенс систем на макро- и микроуровне во взаимосвязи с национальными и международными институтами, созданными для поддержки развития комплаенса.
Объект исследования. Комплаенс затрагивает весьма широкий спектр общественных отношений, включая взаимоотношения между работниками и компанией, между бизнесом и общественными организациями, между компаниями и органами власти, и так далее. Весь этот круг взаимоотношений, как правило, регулируется соответствующими НПА, которые в совокупности с внутренними регулятивными документами хозяйствующих субъектов составляют фундаментальную базу комплаенса. Истоки возникновения этой базы, ее правовые основы и дальнейшие перспективы являются объектом настоящего исследования.
Предмет исследования. Функционирование комплаенса с учетом влияния конкретных юридических факторов (формы собственности, организационно-правовой формы и пр.) являются предметом настоящего исследования.
Цель исследования заключается в правовой оценке комплаенса и систематизации его нормативно-правовой базы в свете законодательных требований и с учетом правовых особенностей России.
Задачи исследования. В процессе исследования предполагается решить следующие задачи:
- Выявить истоки возникновения комплаенса, определить причины его популярности и стремительного развития,
- Систематизировать нормативно-правовую базу основных видов комплаенса,
- Оценить степень влияния комплаенса на формирование внутренней правовой среды бизнеса,
- Проанализировать влияние организационно-правовой формы
юридического лица на особенности функционирования комплаенса,
- Сформулировать направления и оценить перспективы дальнейшего развития комплаенса в российском праве.
Методологическая основа исследования. В процессе подготовки предполагается использовать такие методы эмпирического и теоретического исследования, как сравнение и измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция, движение от общего к частному, абстрагирование.
Нормативно-правовая основа исследования состоит из законов, нормативно-правовых актов РФ, иностранных государств, документов международных институтов по антикоррупционному, антимонопольному, санкционному, трудовому, налоговому и другим направлениям комплаенса,
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют работы известных зарубежных (А. Мэдисон, Ю. Ли, Р. Снелл, М.Брайен и др.) и отечественных авторов (Э.А. Иванов, Л.К. Самойлова, А.А. Ольха, Д.Я. Примаков, О.Г. Карпович, Е.В. Овчарова, М.Кобышева, А.Н. Литвиненко и др.), а также юридические и экономические сборники, экспертные оценки, научные труды (книги, монографии, статьи) в том числе, интернет-ресурсы, выступления экспертов на научных конференциях.
Научная новизна исследования заключается в систематизации правовой базы основных видов комплаенса, как одного из новейших и перспективных направлений российской юриспруденции, развивающегося в стремительно изменяющихся условиях, с учетом накопленного международного опыта, а также в определении перспектив дальнейшего развития комплаенса в теории и на практике.
Гипотеза, выдвинутая перед проведением исследования, предполагает, что правовые основы комплаенса как самостоятельного юридического и практического явления в России сформированы по основным его видам и дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения явления должно основываться на систематизации уже действующих нормативно-правовых и локальных нормативных актов.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в анализе нормативно-правовой базы основных видов комплаенса и выработке направлений ее дальнейшего развития.
В работе обобщены и систематизированы по видам комплаенса основные ЛНА, которые необходимы для внедрения и эффективного функционирования комплаенс-системы, а также для формулирования внутренних правил юридического лица, определяющих нормы и стандарты действий сотрудников в конкретных ситуациях и сомнительных обстоятельствах, что и составляет практическую значимость работы.
На защиту выносятся следующие положения:
- комплаенс представляет собой свод законодательных, профессиональных и этических норм и правил общего и индивидуального характера, обязательных для соблюдения всеми работниками частных, государственных и общественных структур независимо от их положения в иерархии и выполняемых ими функций,
- появление и бурное современное развитие комплаенса обусловлено стремлением общества создать идеальную правовую среду, которая будет способствовать формированию таких законодательных норм и правил, соблюдение которых будет восприниматься всеми субъектами общества, как безальтернативное;
- основные виды комплаенса в России в целом сформировались, однако уровень их нормативно-правовой базы значительно отличается, что определяет основные направления ее дальнейшего развития, главным из которых является дальнейшая систематизация правовых основ комплаенса, унификация и кодификация существующих по различным видам комплаенса НПА.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ и т.д.
Однако любая даже самая надежная защита, равно как и детально проработанное правовое регулирование в конечном счете упирается в человеческий фактор. Следует отметить, что основная часть проблем, связанных с нарушением установленных законами и внутренними документами правил, является результатом умышленных либо неосторожных действий сотрудников компании. Для их предотвращения в любой организации необходима простая, на интуитивном уровне понятная и вместе с тем глубоко продуманная система. Сегодня такой системой, по нашему мнению, является комплаенс.
Актуальность комплаенса безусловно признана международной практикой и осознается все более значительным числом отечественных капитанов бизнеса. Комплаенс в настоящее время - одно из важнейших направлений превентивного реагирования на риски, возникающие во внутренней бизнес-среде, а также условия, генерируемые на национальном и международном законодательном уровне. Изменяются технологии, уточняются принципы ведения бизнеса, совершенствуется законодательство, возникают непредвиденные обстоятельства (санкции). Все это ведет к значительному и достаточно оперативному изменению нормативно-регулятивной обстановки, что увеличивает ценность комплаенс-функции.
Одной из функциональных задач комплаенса является внедрение в организацию внутренних правил, регулирующих поведение и деятельность сотрудников в части взаимодействия с клиентами и контрагентами, информационного обмена между внутренними структурными подразделениями, эффективной работы с государственными и общественными организациями. Комплаенс в более узком понимании - это, прежде всего, соответствие внутренних параметров и документов организации требованиям действующего законодательства.
В российском законодательстве отсутствует официальное определение комплаенса, в связи с чем у юридического сообщества ещё не сложилось её единого подхода к тематике, однако на практике комплаенс - уже неотъемлемый элемент регулирования и корпоративного управления.
За рубежом по уже сложившейся традиции реализация комплаенс- функции осуществляется, как правило, юридической службой. При этом в отдельных организациях за функцию отвечает внутренний аудит, либо служба безопасности. Подобное распределение выглядит обоснованно и вполне логично, т.к. именно юридическая служба наиболее профессионально подготовлена в части законодательного регулирования как на международном, так и на локальном уровне. Все внутренние нормативные акты любой компании в обязательном порядке согласовываются юристами на предмет их соответствия действующему законодательству, что, в том числе, и делает юридическое подразделение наиболее пригодным для обеспечения нормального функционирования комплаенса.
Комплаенс призван создать для компании дополнительную систему внутреннего регулирования, включая предупредительные процедуры и обучающие программы. Таким образом, комплаенс является в своей основе превентивным регулятором в любой организации и рассматривается как обязательная составляющая системы корпоративного управления. Сотрудничество комплаенса с бизнес-подразделениями обеспечивает на раннем этапе выявление и предотвращение возможных нарушений гражданского, административного и уголовного законодательства.
В качестве основного объекта комплаенса рассматривается предотвращение нарушений законодательных норм и правил:
- в области регуляторных стандартов;
- в финансовой сфере (особенно при попытках обойти регуляторные требования по операциям с ценными бумагами);
- вследствие служебных злоупотреблений или коррупционных действий;
- в результате непрофессионализма и некомпетентности сотрудников;
- при совершении противоправных воздействий извне;
- при возникновении угрозы бизнес-репутации, финансовой несостоятельности и др.
Также могут возникать и проблемы чисто юридического характера, когда, например, компания не уделяет достаточного количества ресурсов проверке своих контрагентов, что выливается в совершенно конкретные судебные иски.
Реализуемый, как правило, юридическим подразделением функционал комплаенса тесно связан со всеми направлениями деятельности любой компании, а следовательно, и со всеми её структурными подразделениями: операционным подразделением, коммерческими и некоммерческими закупками, внутренним контролем, финансовым мониторингом, службой безопасности, аудита и операционных рисков, персонала и т.д.
Являясь важным звеном системы корпоративного управления, комплаенс сегодня формирует соответствующую потребность в конкретных специалистах, что определяет возникновение и создание новых образовательных программ, как, например, «Комплаенс и профилактика правовых рисков», открытой в рамках магистратуры НИУ ВШЭ [54]. Впервые в России начала осуществляться единственная комплексная магистерская программа по подготовке специалистов в области антикоррупционного и регуляторного комплаенса и управления коррупционными, регуляторными и иными некоммерческими рисками .
Таким образом, в настоящее время комплаенс на практике становится все более востребованной функцией и фактически выделяется в отдельное юридическое направление, что требует четкой правовой оценки явления и глубокой научной проработки поднятой тематики.
Степень разработанности темы исследования. Научные исследования прикладных проблем комплаенса начались сравнительно недавно - в 1970-х годах, когда в США появился Акт о коррупции за рубежом 1977 года (FCPA - Foreign Corrupt Practices Act). Исследованию этих проблем посвящены работы теоретиков А. Мэдисона, Р. Снелла, Ю. Ли, М.Брайена и др.
В России развитие комплаенса освещено в работах Э.А. Иванова, Л.К. Самойловой, А.А. Ольха, Д.Я. Примакова, О.Г. Карпович, Е.В. Овчаровой, М.Кобышевой, А.Н. Литвиненко и др.
Вместе с тем, в России недостает научно-обоснованной правовой оценки функционирования комплаенс-функции, требуются дальнейшие научные изыскания методологических подходов для построения современных комплаенс систем на макро- и микроуровне во взаимосвязи с национальными и международными институтами, созданными для поддержки развития комплаенса.
Объект исследования. Комплаенс затрагивает весьма широкий спектр общественных отношений, включая взаимоотношения между работниками и компанией, между бизнесом и общественными организациями, между компаниями и органами власти, и так далее. Весь этот круг взаимоотношений, как правило, регулируется соответствующими НПА, которые в совокупности с внутренними регулятивными документами хозяйствующих субъектов составляют фундаментальную базу комплаенса. Истоки возникновения этой базы, ее правовые основы и дальнейшие перспективы являются объектом настоящего исследования.
Предмет исследования. Функционирование комплаенса с учетом влияния конкретных юридических факторов (формы собственности, организационно-правовой формы и пр.) являются предметом настоящего исследования.
Цель исследования заключается в правовой оценке комплаенса и систематизации его нормативно-правовой базы в свете законодательных требований и с учетом правовых особенностей России.
Задачи исследования. В процессе исследования предполагается решить следующие задачи:
- Выявить истоки возникновения комплаенса, определить причины его популярности и стремительного развития,
- Систематизировать нормативно-правовую базу основных видов комплаенса,
- Оценить степень влияния комплаенса на формирование внутренней правовой среды бизнеса,
- Проанализировать влияние организационно-правовой формы
юридического лица на особенности функционирования комплаенса,
- Сформулировать направления и оценить перспективы дальнейшего развития комплаенса в российском праве.
Методологическая основа исследования. В процессе подготовки предполагается использовать такие методы эмпирического и теоретического исследования, как сравнение и измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция, движение от общего к частному, абстрагирование.
Нормативно-правовая основа исследования состоит из законов, нормативно-правовых актов РФ, иностранных государств, документов международных институтов по антикоррупционному, антимонопольному, санкционному, трудовому, налоговому и другим направлениям комплаенса,
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют работы известных зарубежных (А. Мэдисон, Ю. Ли, Р. Снелл, М.Брайен и др.) и отечественных авторов (Э.А. Иванов, Л.К. Самойлова, А.А. Ольха, Д.Я. Примаков, О.Г. Карпович, Е.В. Овчарова, М.Кобышева, А.Н. Литвиненко и др.), а также юридические и экономические сборники, экспертные оценки, научные труды (книги, монографии, статьи) в том числе, интернет-ресурсы, выступления экспертов на научных конференциях.
Научная новизна исследования заключается в систематизации правовой базы основных видов комплаенса, как одного из новейших и перспективных направлений российской юриспруденции, развивающегося в стремительно изменяющихся условиях, с учетом накопленного международного опыта, а также в определении перспектив дальнейшего развития комплаенса в теории и на практике.
Гипотеза, выдвинутая перед проведением исследования, предполагает, что правовые основы комплаенса как самостоятельного юридического и практического явления в России сформированы по основным его видам и дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения явления должно основываться на систематизации уже действующих нормативно-правовых и локальных нормативных актов.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в анализе нормативно-правовой базы основных видов комплаенса и выработке направлений ее дальнейшего развития.
В работе обобщены и систематизированы по видам комплаенса основные ЛНА, которые необходимы для внедрения и эффективного функционирования комплаенс-системы, а также для формулирования внутренних правил юридического лица, определяющих нормы и стандарты действий сотрудников в конкретных ситуациях и сомнительных обстоятельствах, что и составляет практическую значимость работы.
На защиту выносятся следующие положения:
- комплаенс представляет собой свод законодательных, профессиональных и этических норм и правил общего и индивидуального характера, обязательных для соблюдения всеми работниками частных, государственных и общественных структур независимо от их положения в иерархии и выполняемых ими функций,
- появление и бурное современное развитие комплаенса обусловлено стремлением общества создать идеальную правовую среду, которая будет способствовать формированию таких законодательных норм и правил, соблюдение которых будет восприниматься всеми субъектами общества, как безальтернативное;
- основные виды комплаенса в России в целом сформировались, однако уровень их нормативно-правовой базы значительно отличается, что определяет основные направления ее дальнейшего развития, главным из которых является дальнейшая систематизация правовых основ комплаенса, унификация и кодификация существующих по различным видам комплаенса НПА.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Современное бурное развитие практического комплаенса с необходимостью требует формирования его научной и правовой основы, что выражается как в появлении все большего количества теоретических работ в результате растущего интереса правоведов и практиков, так и в принятии новых НПА с одновременным приведением в соответствие действующих законов. Это явление можно объединить общим термином «Научно-теоретическая и правовая база комплаенса».
Проведенное в настоящей работе исследование и оценка динамики развития правовых основ комплаенс-системы в РФ в целом подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что правовые основы комплаенса как самостоятельного юридического и практического явления в России сформированы по основным его видам и дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения явления должно основываться на систематизации уже действующих в связи с этим нормативно-правовых и локальных нормативных актов.
Результаты проведенного исследования позволили автору сделать следующие выводы.
- Юридическое значение комплаенса состоит в его законодательно оформленном превентивном и профилактическом противодействии нарушениям требований действующего законодательства, правовая квалификация последствий которых определяется с учетом фактического поведения субъекта и оценки пренебрежения им обязанностями, определенными для него законом. На этом выводе основана правовая оценка комплаенса как общей системы мер по предотвращению несанкционированных законодательством и противоречащих ему действий.
- Проведенные исследования сформулировать следующее определение комплаенса, который, по мнению автора, представляет собой свод законодательных, профессиональных и этических норм и правил, как общего характера, так и формируемых каждым субъектом индивидуально, но при этом обязательных для соблюдения всеми работниками частных, государственных и общественных структур независимо от их положения в иерархии и выполняемых ими функций.
- К появлению комплаенса привела, на наш взгляд, осознанная потребность общества в формировании и развитии правовых устоев, эта же потребность, по нашему мнению, определила его последовательное практическое применение, заложила основу для создания нормативной базы каждого из существующих видов комплаенса.
- Комплаенс в современном правовом и деловом мире имеет большое количество видов, однако нормативная база формируется законодателем только для тех его направлений, которые стали универсальными в российской практике и правовом поле деятельности: противодействие коррупции, расширение антимонопольных правил, упорядочение обращения с персональными данными, антиотмывочные требования и т.д.
- В российском правовом поле законодательная база для основных видов комплаенса в основном сформирована, однако уровень ее разработки по каждому виду комплаенса различается.
- Наиболее широко и детально разработана база антикоррупционного комплаенса, представленная нормативными документами международного, федерального и регионального уровня. При этом в отдельных НПА присутствуют требования, установленные для локальных нормативных актов юридических лиц.
- Значительное количество антикоррупционных НПА направлено исключительно на реализацию государством карательных функций, что ставит под сомнение тезис о наличии в Российской Федерации эффективных нормативно-правовых профилактических механизмов, ориентированных на противодействие коррупции в деловой среде.
- Российское законодательство реализует стратегию устранения причин коррупции, что исключает спонтанные решения и негативные последствия для существующего правопорядка и общества в целом, однако увеличивает затраты времени и ресурсов на ее реализацию.
- Антимонопольный комплаенс долгое время существовал в качестве проекта изменений в Федеральный закон №135-ФЗ и был введен сравнительно недавно - всего лишь в марте 2020 года. Однако присущий комплаенсу риск-ориентированный подход и комплаенс-критерии перевода экономических субъектов из одной категории рисков в другую были закреплены Правительством РФ еще в 2018 году, что говорит о наличии у законодателя четкой правовой позиции по данному вопросу и его планомерном подходе к развитию законодательной базы антимонопольного комплаенса.
- Размер административной ответственности за нарушение антимонопольных требований весьма существенный, так как предусматривает применение оборотных штрафов для юридических лиц (процент от выручки), а для руководителей нарушивших правила субъектов помимо всего прочего предусмотрена уголовная ответственность и дисквалификация. Однако с применением уголовной ответственности имеются проблемы, связанные с завышением количества признаков, наличие которых требует доказывания, что создает определенную потребность в корректировке законодательства.
- Правовая база комплаенса, связанного с защитой персональных данных, является одной из наименее развитых в Российской Федерации. При этом в формировании законодательства по данному направлению четко просматривается сближение со 108 Европейской Конвенцией, участницей которой является Россия. Данная тенденция получила подтверждение с принятием Закона №152-ФЗ. Однако, отдельные установленные Законом требования (например, ст.2, предусматривающая необходимость обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну), на практике носят декларативный характер и не имеют применения в судебной практике за отсутствием соответствующих инструментов. Кроме того, из-за возникшего противоречия между заявленной в рамках существующего правового поля «цифровизацией» и низким уровнем защиты прав человека, который в этом поле сложился, дальнейшее развитие правовой базы данного вида комплаенса в России фактически не определено.
- Постоянно ужесточаемая законодателем ответственность за нарушения законодательства о персональных данных свидетельствует о значении, которое придается законодателем этому направлению комплаенса, однако отсутствие практических инструментов ее применения нивелирует результат предпринимаемых законодателем усилий.
- Развитие законодательной базы налогового комплаенса может и должно опираться на его сравнительный анализ в различных юрисдикциях (например, России, США, Великобритании и т.д.). Это позволит взять на вооружение и применить лучшие законодательные практики, что в результате может повысить правовую дисциплину всех участников налоговых правоотношений.
- Частота корректировок налогового законодательства является одной из самых сложных, на наш взгляд, проблем налогового комплаенса. Одно из возможных ее решений лежит в законодательном ограничении количества вносимых изменений за определенный период (например, не более одного изменения налоговых правил за три года). Однако, нам представляется, что вероятность реализации подобного сценария в некоторой степени утопична и существующие ускоренные темпы изменений в законодательстве о налогах сохранятся, если не увеличатся.
- Необходимость отслеживать все корректировки налогового законодательства определяется потребностью бизнеса постоянно контролировать расходы (а налог для бизнеса - это расход) и делает налоговый комплаенс одним из важнейших его направлений.
- Уточнение в июне 2021 года формулировок и ужесточение ответственности по 183 статье УК также подчеркивает важность налогового комплаенса, которую законодатель придает предмету.
- Трудовое законодательство существенно ограничивает перечень дисциплинарных мер, которые могут быть применены работодателем в отношении сотрудника, нарушившего установленные правила, значительно усложняет процесс расторжения трудовых отношений. Это побуждает работодателя более четко формулировать требования Правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, разрабатывать огромное количество внутренних документов, привлекать к теме все больше кадровиков и юристов соответствующего профиля. С другой стороны, эти же самые факторы побуждают работодателя активно развивать трудовой комплаенс, тратить усилия на формирование корпоративной культуры, призванной повысить уровень лояльности сотрудников. Определение баланса между указанными факторами является одной из главных задач трудового комплаенса.
- Требования «антиотмывочного» комплаенса в РФ носят более мягкий характер по сравнению с общемировыми (например, европейскими) практиками. Связано это с целями, которые ставит перед собой законодатель, и, как следствие, созданными для их реализации условиями (например, более низкие лимиты наличных расчетов, более свободные правила их осуществления). С учетом роста количества международных расчетов, глобализации финансовой системы и централизации ее контроля дальнейшая перспектива развития данного вида комплаенса, на наш взгляд, заключается в сближении требований «антиотмывочного» законодательства с мировыми, что для России означает их дальнейшее ужесточение.
- Санкционный комплаенс приобрел массовый характер и необходимость его внедрения трудно переоценить для компаний, основным или занимающим значительную долю бизнесом которых является внешнеэкономическая деятельность. Экстерриториальность санкционных законов ЕС, США, Великобритании, Швейцарии и других стран противоречит правилам международного законодательства, в соответствии с которыми любые санкции на конкретную страну могут быть наложены только Советом Безопасности ООН. Однако указанные выше страны и объединения применяют их без каких-либо оглядок на ООН, так как сложившаяся международная правовая система позволяет им обеспечить соблюдение устанавливаемых ограничений.
- С учетом оценки вероятных негативных правовых и финансовых последствий в виде значительных штрафов для конкретных организаций санкционный комплаенс является сегодня одним из самых важных направлений.
- Международная законодательная база санкционного комплаенса нуждается в пересмотре, так как она совершенно не отвечает сложившимся в мире тенденциям. Однако, для ее пересмотра должен быть достигнут общий консенсус между государствами, как вводящими санкционные режимы, так и под такие режимы попадающими.
- На практике комплаенс-система фактически является частью корпоративного управления, имеет ответственного куратора среди директоров, активно контролируется владельцами с отражением наиболее существенной информации в годовом отчете юридического лица, если таковой формируется.
- Требования комплаенс-системы с большой вероятностью продолжат совершенствоваться в сторону усиления ответственности участников правоотношений за их соблюдение на всех уровнях комплаенс-системы, начиная от каждого отдельного юридического лица и заканчивая общей системой международных правоотношений.
- Для отдельных направлений деятельности (финансы, страхование, торговля предметами роскоши, ритейл, недвижимость и пр.) принятие комплаенс-стандартов становится обязательным и неотъемлемым условием дальнейшего ведения бизнеса, определенным действующими в этих сферах требованиями законодательства.
- Дальнейшее развитие комплаенса в Российской Федерации требует детальной систематизации регламентирующих его НПА, определения наиболее значимых направлений комплаенса для целей формирования нормативно-правовой базы, проведения оценки их возможной кодификации.
На основании всего вышеизложенного можно сделать общий вывод о том, что законодательная база комплаенса в России, несомненно, находится в стадии активного и бурного развития. При этом эффективная и понятная участникам соответствующих правоотношений правовая среда наиболее полно сформировалась по антикоррупционному, налоговому, трудовому и антимонопольному комплаенсу. Менее всего проработан, но достаточно активно развивается комплаенс персональных данных, которому недостает систематизированных материалов судебной практики. Также, следует отметить, что набирает силу достаточно слабо развитое в России направление, связанное с ESG-тематикой.
К большому сожалению, приходится признать, что фундаментальные научные разработки в направлении комплаенса ведутся не очень активно. Поиск соответствующих монографий в части, например, антимонопольного комплаенса, не принес положительных результатов. Однако, нельзя не обратить внимание на обилие научных и практических статей о комплаенсе, публикуемых в журналах и на различного рода электронный ресурсах. Их систематизация, на наш взгляд, также может быть одним из направлений для проведения дальнейших исследований.
Безусловно, отдельные положения работы являются в достаточной степени спорными. Однако, они могут послужить отправной точкой для проведения дальнейших научных и практических разработок в процессе формирования и развития отечественной комплаенс-системы.
Проведенное в настоящей работе исследование и оценка динамики развития правовых основ комплаенс-системы в РФ в целом подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что правовые основы комплаенса как самостоятельного юридического и практического явления в России сформированы по основным его видам и дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения явления должно основываться на систематизации уже действующих в связи с этим нормативно-правовых и локальных нормативных актов.
Результаты проведенного исследования позволили автору сделать следующие выводы.
- Юридическое значение комплаенса состоит в его законодательно оформленном превентивном и профилактическом противодействии нарушениям требований действующего законодательства, правовая квалификация последствий которых определяется с учетом фактического поведения субъекта и оценки пренебрежения им обязанностями, определенными для него законом. На этом выводе основана правовая оценка комплаенса как общей системы мер по предотвращению несанкционированных законодательством и противоречащих ему действий.
- Проведенные исследования сформулировать следующее определение комплаенса, который, по мнению автора, представляет собой свод законодательных, профессиональных и этических норм и правил, как общего характера, так и формируемых каждым субъектом индивидуально, но при этом обязательных для соблюдения всеми работниками частных, государственных и общественных структур независимо от их положения в иерархии и выполняемых ими функций.
- К появлению комплаенса привела, на наш взгляд, осознанная потребность общества в формировании и развитии правовых устоев, эта же потребность, по нашему мнению, определила его последовательное практическое применение, заложила основу для создания нормативной базы каждого из существующих видов комплаенса.
- Комплаенс в современном правовом и деловом мире имеет большое количество видов, однако нормативная база формируется законодателем только для тех его направлений, которые стали универсальными в российской практике и правовом поле деятельности: противодействие коррупции, расширение антимонопольных правил, упорядочение обращения с персональными данными, антиотмывочные требования и т.д.
- В российском правовом поле законодательная база для основных видов комплаенса в основном сформирована, однако уровень ее разработки по каждому виду комплаенса различается.
- Наиболее широко и детально разработана база антикоррупционного комплаенса, представленная нормативными документами международного, федерального и регионального уровня. При этом в отдельных НПА присутствуют требования, установленные для локальных нормативных актов юридических лиц.
- Значительное количество антикоррупционных НПА направлено исключительно на реализацию государством карательных функций, что ставит под сомнение тезис о наличии в Российской Федерации эффективных нормативно-правовых профилактических механизмов, ориентированных на противодействие коррупции в деловой среде.
- Российское законодательство реализует стратегию устранения причин коррупции, что исключает спонтанные решения и негативные последствия для существующего правопорядка и общества в целом, однако увеличивает затраты времени и ресурсов на ее реализацию.
- Антимонопольный комплаенс долгое время существовал в качестве проекта изменений в Федеральный закон №135-ФЗ и был введен сравнительно недавно - всего лишь в марте 2020 года. Однако присущий комплаенсу риск-ориентированный подход и комплаенс-критерии перевода экономических субъектов из одной категории рисков в другую были закреплены Правительством РФ еще в 2018 году, что говорит о наличии у законодателя четкой правовой позиции по данному вопросу и его планомерном подходе к развитию законодательной базы антимонопольного комплаенса.
- Размер административной ответственности за нарушение антимонопольных требований весьма существенный, так как предусматривает применение оборотных штрафов для юридических лиц (процент от выручки), а для руководителей нарушивших правила субъектов помимо всего прочего предусмотрена уголовная ответственность и дисквалификация. Однако с применением уголовной ответственности имеются проблемы, связанные с завышением количества признаков, наличие которых требует доказывания, что создает определенную потребность в корректировке законодательства.
- Правовая база комплаенса, связанного с защитой персональных данных, является одной из наименее развитых в Российской Федерации. При этом в формировании законодательства по данному направлению четко просматривается сближение со 108 Европейской Конвенцией, участницей которой является Россия. Данная тенденция получила подтверждение с принятием Закона №152-ФЗ. Однако, отдельные установленные Законом требования (например, ст.2, предусматривающая необходимость обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну), на практике носят декларативный характер и не имеют применения в судебной практике за отсутствием соответствующих инструментов. Кроме того, из-за возникшего противоречия между заявленной в рамках существующего правового поля «цифровизацией» и низким уровнем защиты прав человека, который в этом поле сложился, дальнейшее развитие правовой базы данного вида комплаенса в России фактически не определено.
- Постоянно ужесточаемая законодателем ответственность за нарушения законодательства о персональных данных свидетельствует о значении, которое придается законодателем этому направлению комплаенса, однако отсутствие практических инструментов ее применения нивелирует результат предпринимаемых законодателем усилий.
- Развитие законодательной базы налогового комплаенса может и должно опираться на его сравнительный анализ в различных юрисдикциях (например, России, США, Великобритании и т.д.). Это позволит взять на вооружение и применить лучшие законодательные практики, что в результате может повысить правовую дисциплину всех участников налоговых правоотношений.
- Частота корректировок налогового законодательства является одной из самых сложных, на наш взгляд, проблем налогового комплаенса. Одно из возможных ее решений лежит в законодательном ограничении количества вносимых изменений за определенный период (например, не более одного изменения налоговых правил за три года). Однако, нам представляется, что вероятность реализации подобного сценария в некоторой степени утопична и существующие ускоренные темпы изменений в законодательстве о налогах сохранятся, если не увеличатся.
- Необходимость отслеживать все корректировки налогового законодательства определяется потребностью бизнеса постоянно контролировать расходы (а налог для бизнеса - это расход) и делает налоговый комплаенс одним из важнейших его направлений.
- Уточнение в июне 2021 года формулировок и ужесточение ответственности по 183 статье УК также подчеркивает важность налогового комплаенса, которую законодатель придает предмету.
- Трудовое законодательство существенно ограничивает перечень дисциплинарных мер, которые могут быть применены работодателем в отношении сотрудника, нарушившего установленные правила, значительно усложняет процесс расторжения трудовых отношений. Это побуждает работодателя более четко формулировать требования Правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, разрабатывать огромное количество внутренних документов, привлекать к теме все больше кадровиков и юристов соответствующего профиля. С другой стороны, эти же самые факторы побуждают работодателя активно развивать трудовой комплаенс, тратить усилия на формирование корпоративной культуры, призванной повысить уровень лояльности сотрудников. Определение баланса между указанными факторами является одной из главных задач трудового комплаенса.
- Требования «антиотмывочного» комплаенса в РФ носят более мягкий характер по сравнению с общемировыми (например, европейскими) практиками. Связано это с целями, которые ставит перед собой законодатель, и, как следствие, созданными для их реализации условиями (например, более низкие лимиты наличных расчетов, более свободные правила их осуществления). С учетом роста количества международных расчетов, глобализации финансовой системы и централизации ее контроля дальнейшая перспектива развития данного вида комплаенса, на наш взгляд, заключается в сближении требований «антиотмывочного» законодательства с мировыми, что для России означает их дальнейшее ужесточение.
- Санкционный комплаенс приобрел массовый характер и необходимость его внедрения трудно переоценить для компаний, основным или занимающим значительную долю бизнесом которых является внешнеэкономическая деятельность. Экстерриториальность санкционных законов ЕС, США, Великобритании, Швейцарии и других стран противоречит правилам международного законодательства, в соответствии с которыми любые санкции на конкретную страну могут быть наложены только Советом Безопасности ООН. Однако указанные выше страны и объединения применяют их без каких-либо оглядок на ООН, так как сложившаяся международная правовая система позволяет им обеспечить соблюдение устанавливаемых ограничений.
- С учетом оценки вероятных негативных правовых и финансовых последствий в виде значительных штрафов для конкретных организаций санкционный комплаенс является сегодня одним из самых важных направлений.
- Международная законодательная база санкционного комплаенса нуждается в пересмотре, так как она совершенно не отвечает сложившимся в мире тенденциям. Однако, для ее пересмотра должен быть достигнут общий консенсус между государствами, как вводящими санкционные режимы, так и под такие режимы попадающими.
- На практике комплаенс-система фактически является частью корпоративного управления, имеет ответственного куратора среди директоров, активно контролируется владельцами с отражением наиболее существенной информации в годовом отчете юридического лица, если таковой формируется.
- Требования комплаенс-системы с большой вероятностью продолжат совершенствоваться в сторону усиления ответственности участников правоотношений за их соблюдение на всех уровнях комплаенс-системы, начиная от каждого отдельного юридического лица и заканчивая общей системой международных правоотношений.
- Для отдельных направлений деятельности (финансы, страхование, торговля предметами роскоши, ритейл, недвижимость и пр.) принятие комплаенс-стандартов становится обязательным и неотъемлемым условием дальнейшего ведения бизнеса, определенным действующими в этих сферах требованиями законодательства.
- Дальнейшее развитие комплаенса в Российской Федерации требует детальной систематизации регламентирующих его НПА, определения наиболее значимых направлений комплаенса для целей формирования нормативно-правовой базы, проведения оценки их возможной кодификации.
На основании всего вышеизложенного можно сделать общий вывод о том, что законодательная база комплаенса в России, несомненно, находится в стадии активного и бурного развития. При этом эффективная и понятная участникам соответствующих правоотношений правовая среда наиболее полно сформировалась по антикоррупционному, налоговому, трудовому и антимонопольному комплаенсу. Менее всего проработан, но достаточно активно развивается комплаенс персональных данных, которому недостает систематизированных материалов судебной практики. Также, следует отметить, что набирает силу достаточно слабо развитое в России направление, связанное с ESG-тематикой.
К большому сожалению, приходится признать, что фундаментальные научные разработки в направлении комплаенса ведутся не очень активно. Поиск соответствующих монографий в части, например, антимонопольного комплаенса, не принес положительных результатов. Однако, нельзя не обратить внимание на обилие научных и практических статей о комплаенсе, публикуемых в журналах и на различного рода электронный ресурсах. Их систематизация, на наш взгляд, также может быть одним из направлений для проведения дальнейших исследований.
Безусловно, отдельные положения работы являются в достаточной степени спорными. Однако, они могут послужить отправной точкой для проведения дальнейших научных и практических разработок в процессе формирования и развития отечественной комплаенс-системы.
Подобные работы
- Правовые аспекты антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование институциональной экспортной среды в субъектах Российской Федерации (на примере Пензенской области)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Гражданско-правовая защита субъектов индивидуальной предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовые гарантии реализации законных интересов предпринимателя по российскому законодательству
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Правовые и организационные основы деятельности федеральной антимонопольной службы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - Комплаенс-риски в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: профилактика и противодействие (Высшая Школа Экономики)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Система комплаенс-контроля как инструмент совершенствования таможенного администрирования
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ И СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



