ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод
человека и гражданина 8
1.1. Место правоохранительных органов в государственно-правовом
механизме обеспечения прав человека и гражданина в Российской Федерации 8
1.2. Охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности
как основная функция правоохранительных органов 18
1.3. Личность как объект охраны 22
1.4. Социальная защита, криминологическая безопасность,
профилактическая защита от правонарушений и преступных посягательств 27
2. Соблюдение и обеспечение прав и свобод человека и гражданина в
деятельности правоохранительных органов 38
2.1. Ограничения правового статуса человека и гражданина при
осуществлении правоохранительной деятельности 38
2.2. Понятие и виды ограничений правового статуса человека и
гражданина 45
2.3. Пределы ограничений правового статуса человека и гражданина 49
3. Проблемы обеспечения прав человека при осуществлении деятельности
правоохранительных органов 52
3.1. Проблемы обеспечения принципов законности и справедливости при
осуществлении деятельности правоохранительных органов 52
3.2. Проблемы защиты прав человека правоохранительными органами 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод
человека и гражданина 8
1.1. Место правоохранительных органов в государственно-правовом
механизме обеспечения прав человека и гражданина в Российской Федерации 8
1.2. Охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности
как основная функция правоохранительных органов 18
1.3. Личность как объект охраны 22
1.4. Социальная защита, криминологическая безопасность,
профилактическая защита от правонарушений и преступных посягательств 27
2. Соблюдение и обеспечение прав и свобод человека и гражданина в
деятельности правоохранительных органов 38
2.1. Ограничения правового статуса человека и гражданина при
осуществлении правоохранительной деятельности 38
2.2. Понятие и виды ограничений правового статуса человека и
гражданина 45
2.3. Пределы ограничений правового статуса человека и гражданина 49
3. Проблемы обеспечения прав человека при осуществлении деятельности
правоохранительных органов 52
3.1. Проблемы обеспечения принципов законности и справедливости при
осуществлении деятельности правоохранительных органов 52
3.2. Проблемы защиты прав человека правоохранительными органами 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема обеспечения прав и свобод граждан является одной из главных в сфере внутренних дел. Защита и охрана прав и свобод человека должна определять функциональную принадлежность полиции, способствовать формированию у сотрудников полиции необходимого уровня правовой культуры и правосознания. В этой связи не случайно, что на обозначенный аспект обращается определенное внимание и в научной литературе. Так, В. А. Галицков, В. А. Крысанов, А. В. Безруков отмечают, что «...формирование и укрепление уважения к правам и свободам человека, стимулирование стремления к активной защите своих и чужих прав и свобод и есть непременное условие развития правовой культуры сотрудников органов внутренних дел».
Глава 2 Конституции РФ раскрывает содержание прав и свобод человека и подтверждает утверждение о том, что в правовом государстве права человека незыблемы. Так, важными являются вопросы, связанные с ограничением прав и свобод человека и закрепление этого в основных нормативных актах Российской Федерации.
Если говорить о свободе, то нужно иметь в виду, что это возможность человека распоряжаться своими внутренними ресурсами по своему личному усмотрению. Любая личность не может существовать вне общества и вступает в те или иные общественные отношения, таким образом, реализуя свои социальные свободы.
Свобода всегда предполагает пределы поведения индивида в соответствии с его местом в обществе и необходимостью считаться с правами и свободами других людей. Свобода никогда не бывает абсолютной. Абсолютная свобода означала бы произвол в отношении других людей, возможное нарушение их прав. То есть, свобода каждого члена общества ограничивается уровнем развития и характером общества, в котором он живет.
Правовой статус личности в свою очередь характеризуют основные права и свободы человека, которые закреплены в 2 главе Конституции (права и свободы человека и гражданина). Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти еще в главе 1 (основы конституционного строя), а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам правового статуса человека и гражданина. Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Цель работы заключается в исследовании основных форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. рассмотреть место правоохранительных органов в государственно- правовом механизме обеспечения прав человека и гражданина в Российской Федерации,
2. раскрыть права и обязанности человека и гражданина,
3. определить личность как объект охраны,
4. исследовать вопросы социальной защиты, криминологической безопасности, профилактической защиты от правонарушений и преступных посягательств,
5. изучить вопросы ограничений правового статуса человека и гражданина при осуществлении правоохранительной деятельности,
6. охарактеризовать понятие и виды ограничений правового статуса человека и гражданин,
7. проанализировать пределы ограничений правового статуса человека и гражданина,
8. выявить проблемы обеспечения принципов законности и справедливости при осуществлении деятельности правоохранительных органов,
9. раскрыть проблемы защиты прав человека правоохранительными органами.
Методологическую основу исследования составили: логический метод, обусловливающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза; технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения могут послужить основой при дальнейших научных исследованиях проблем, касающихся реализации основных форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина. Сделанные выводы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 2 Конституции РФ раскрывает содержание прав и свобод человека и подтверждает утверждение о том, что в правовом государстве права человека незыблемы. Так, важными являются вопросы, связанные с ограничением прав и свобод человека и закрепление этого в основных нормативных актах Российской Федерации.
Если говорить о свободе, то нужно иметь в виду, что это возможность человека распоряжаться своими внутренними ресурсами по своему личному усмотрению. Любая личность не может существовать вне общества и вступает в те или иные общественные отношения, таким образом, реализуя свои социальные свободы.
Свобода всегда предполагает пределы поведения индивида в соответствии с его местом в обществе и необходимостью считаться с правами и свободами других людей. Свобода никогда не бывает абсолютной. Абсолютная свобода означала бы произвол в отношении других людей, возможное нарушение их прав. То есть, свобода каждого члена общества ограничивается уровнем развития и характером общества, в котором он живет.
Правовой статус личности в свою очередь характеризуют основные права и свободы человека, которые закреплены в 2 главе Конституции (права и свободы человека и гражданина). Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти еще в главе 1 (основы конституционного строя), а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам правового статуса человека и гражданина. Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Цель работы заключается в исследовании основных форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. рассмотреть место правоохранительных органов в государственно- правовом механизме обеспечения прав человека и гражданина в Российской Федерации,
2. раскрыть права и обязанности человека и гражданина,
3. определить личность как объект охраны,
4. исследовать вопросы социальной защиты, криминологической безопасности, профилактической защиты от правонарушений и преступных посягательств,
5. изучить вопросы ограничений правового статуса человека и гражданина при осуществлении правоохранительной деятельности,
6. охарактеризовать понятие и виды ограничений правового статуса человека и гражданин,
7. проанализировать пределы ограничений правового статуса человека и гражданина,
8. выявить проблемы обеспечения принципов законности и справедливости при осуществлении деятельности правоохранительных органов,
9. раскрыть проблемы защиты прав человека правоохранительными органами.
Методологическую основу исследования составили: логический метод, обусловливающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза; технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения могут послужить основой при дальнейших научных исследованиях проблем, касающихся реализации основных форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина. Сделанные выводы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Демократическое государство всегда стремится к созданию лучших условий по осуществлению прав и свобод человека. Однако чтобы реализовать эти права и свободы государство должны преодолевать социальные проблемы, должны стремиться к осуществлению прав, граждане же, в свою очередь, должны нести ответственность за совершенные поступки.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, насколько важно не только знать свои права и обязанности, но и уметь их защищать. Ведь в наше время нередки случаи, когда человек не может доказать правомерность своих действий. Все это зависит от уровня правовой культуры.
Резюмируя выше изложенное, мы можем сказать, что на данном этапе в Российской Федерации достаточно низкий уровень правовой культуры, который обусловлен незнанием гражданами своих прав и свобод, потому как, люди не проявляют никаких действий, чтобы защитить свои права. Это, в свою очередь, порождает правовой нигилизм и безразличное отношение людей к закону в целом.
Свободная и результативная реализация человеком прав и свобод является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства. Однако сегодня конституционные права и свободы человека нарушаются достаточно часто, что является одной из основных проблем по построению демократического государства и развитию гражданского общества.
В нашем государстве действует обширное законодательство в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, но с реализацией законов в жизнь существуют серьезные проблемы. Это, в частности, касается всех сфер жизни человека.
Эффективность правозащитных институтов в России остается на очень низком уровне. Добиться восстановления нарушенных прав человека им удается не более, чем в 10% случаев.
Неотъемлемость прав и свобод определяется тем, насколько законодатель придерживается принципа «закон обратной силы не имеет». Конституция РФ гарантирует реализацию этого принципа следующим образом: законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также умаляющие или отменяющие права и свободы, не принимаются и впредь издаваться не будут. Однако Конституция допускает возможность ограничения личных прав и свобод.
Следует отметить, что принцип соразмерности, пропорциональности ограничения прав и свобод является одним из главных. Мы считаем важным обстоятельством что, если основные права и свободы закреплены в Конституции государства, то и возможность их ограничения также должна быть задана Конституцией.
Однако, формулировка в ч. 3 ст. 55 о возможности ограничения прав в той мере, «в какой это необходимо» может повлечь за собой слишком широкое толкование данной нормы. Под принципом соразмерности следует понимать:
1. адекватность объема ограничения прав и свобод человека в чрезвычайной ситуации;
2. применение ограничений прав и свобод человека только в том случае, когда все остальные способы государственного принуждения исчерпаны;
3. данное ограничение использовано в качестве цели чрезвычайных мер при ликвидации конкретной экстремальной ситуации.
Важно понимать, что федеральный закон может ограничить права и свободы только в определенной мере.
Принцип соразмерности был конкретизирован Конституционным Судом Российской Федерации, который отмечает, что данный принцип означает, что публичные интересы могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если они адекватны социально оправданным целям. При этом государство должно использовать только необходимые, строго обусловленные целью, меры. Такие ограничения должны учитывать баланс между интересами человека, общества и государства.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, насколько важно не только знать свои права и обязанности, но и уметь их защищать. Ведь в наше время нередки случаи, когда человек не может доказать правомерность своих действий. Все это зависит от уровня правовой культуры.
Резюмируя выше изложенное, мы можем сказать, что на данном этапе в Российской Федерации достаточно низкий уровень правовой культуры, который обусловлен незнанием гражданами своих прав и свобод, потому как, люди не проявляют никаких действий, чтобы защитить свои права. Это, в свою очередь, порождает правовой нигилизм и безразличное отношение людей к закону в целом.
Свободная и результативная реализация человеком прав и свобод является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства. Однако сегодня конституционные права и свободы человека нарушаются достаточно часто, что является одной из основных проблем по построению демократического государства и развитию гражданского общества.
В нашем государстве действует обширное законодательство в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, но с реализацией законов в жизнь существуют серьезные проблемы. Это, в частности, касается всех сфер жизни человека.
Эффективность правозащитных институтов в России остается на очень низком уровне. Добиться восстановления нарушенных прав человека им удается не более, чем в 10% случаев.
Неотъемлемость прав и свобод определяется тем, насколько законодатель придерживается принципа «закон обратной силы не имеет». Конституция РФ гарантирует реализацию этого принципа следующим образом: законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также умаляющие или отменяющие права и свободы, не принимаются и впредь издаваться не будут. Однако Конституция допускает возможность ограничения личных прав и свобод.
Следует отметить, что принцип соразмерности, пропорциональности ограничения прав и свобод является одним из главных. Мы считаем важным обстоятельством что, если основные права и свободы закреплены в Конституции государства, то и возможность их ограничения также должна быть задана Конституцией.
Однако, формулировка в ч. 3 ст. 55 о возможности ограничения прав в той мере, «в какой это необходимо» может повлечь за собой слишком широкое толкование данной нормы. Под принципом соразмерности следует понимать:
1. адекватность объема ограничения прав и свобод человека в чрезвычайной ситуации;
2. применение ограничений прав и свобод человека только в том случае, когда все остальные способы государственного принуждения исчерпаны;
3. данное ограничение использовано в качестве цели чрезвычайных мер при ликвидации конкретной экстремальной ситуации.
Важно понимать, что федеральный закон может ограничить права и свободы только в определенной мере.
Принцип соразмерности был конкретизирован Конституционным Судом Российской Федерации, который отмечает, что данный принцип означает, что публичные интересы могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если они адекватны социально оправданным целям. При этом государство должно использовать только необходимые, строго обусловленные целью, меры. Такие ограничения должны учитывать баланс между интересами человека, общества и государства.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности
прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Конституционно-правовая охрана жизни человека в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



