Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа в процессе дополнительного образования

Работа №110967

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2021
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование формирования профессиональных компетенций студентов колледжа в процессе дополнительного образования 12
1.1 Анализ истории и современного состояния проблемы
формирования профессиональных компетенций обучающихся 12
1.2 Специфика дополнительного образовательного процесса в
образовательном учреждении на примере Тольяттинского социально-экономического колледжа 21
1.3 Педагогические условия формирования профессиональных
компетенций студентов через дополнительное образование в учреждениях СПО 34
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов колледжа в процессе дополнительного образования 41
2.1 Выявление актуального уровня сформированности
профессиональных компетенций обучающихся 41
2.2 Разработка внедрение и апробирование экспериментальной
программы по формированию профессиональных компетенций студентов колледжа в процессе дополнительного образования 51
2.3 Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию профессиональных компетенций 58
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение

Изменения, которые происходят в настоящее время во всех сферах общества, во многом определяют необходимость модернизации российского образования. Важным направлением модернизации является процесс информатизации, который призван обеспечить требуемый уровень сформированности профессиональных компетенций учитывая
индивидуальные особенности обучающихся и педагогов. Педагогическая деятельность в системе современного профессионального образования усложнилась, и уже более 10 лет существует такое понятие как социальный заказ на выпускника, что говорит о востребованности профессиональных компетенций, для формирования которых необходимы современные технологии организации образовательного процесса, обеспечивающие метапредметные и личностные учебные достижения обучающихся [31].
На сегодняшний день эффективность формирования
профессиональных компетенций с учетом потребностей работодателей недостаточна. Значительный сдвиг в решении этой проблемы произошёл с вступлением Российской Федерации в движение WorldSkills в 2013 году.
WorldSkills - международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства.
Мировые стандарты качества подготовки кадров в рамках чемпионатов активно внедряются в систему среднего-профессионального образования, эксперты, привлекаемые из числа работодателей, наряду с педагогами играют ключевую роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся. Однако внедрение профессиональных стандартов чемпионатного движения в основной образовательный процесс формирования профессиональных компетенций студентов колледжа в полной мере не решает.
Таким образом, актуальность данного исследования определена необходимостью формировать профессиональные компетенции
обучающихся не только в рамках основного образовательного процесса, но и активно включать в работу дополнительный образовательный процесс. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность этого вопроса обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Формирования профессиональных компетенций студентов колледжа в процессе дополнительного образования».
Разработанность темы. В современной педагогике проблема формирования профессиональных компетенций занимает одно из центральных мест. Исследования этой темы характеризуют её сущность, значение и структуру для образовательного процесса при подготовке современного специалиста. Анализ научной литературы позволил выявить, что проблемой формирования профессиональных компетенций занимаются ведущие ученые не только в России, но и за рубежом [52]-[54].
Теоретическая составляющая формирования компетенций описана в работах А.К. Макаровой, А.Л. Андреева, В.Е. Медведева, Ж.Г. Гагариной, Е.В. Шишенко, Г.В. Вайлера, Ю.В. Койнова, И.Я Змней, Н.В. Матяш и др.
Также вопросу формирования профессиональных компетенций студента посвящены следующие работы А.А. Новосёлова, Н.А. Белканова, О.А. Саввиной, И.М. Кондакова, Л.Н. Румянцевой, А.А. Дунюшина, В.П. Кузовлёва, Н.Г. Подаевой, О.В. Долженко, и другие.
Вопросы организации компетентносного подхода к обучению нашли отражение у ряда исследователей, таких как: А.М. Новикова, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, А.В. Хуторского, А.С. Белкина, Ю.Г. Татура, А.И. Субетто, А.А. Шехонина, Г.К. Селевко, Ю.М. Забродина и другие.
Анализ теоретических и эмпирических исследований по вопросам формирования профессиональных компетенций, обучающихся выявил ряд противоречий, определивших направление исследовательской работы:
- между потребностью рынка труда и общества в квалифицированных кадрах, способных с успехом реализовывать профессиональные задачи и функции, и недостаточным уровнем сформированности профессиональных компетенций выпускников системы среднего профессионального образования;
- между необходимостью соответствия профессиональных компетенций выпускников колледжа требованиям ФГОС нового поколения и запросам работодателей и ограниченностью методических возможностей стандартной модели обучения в колледже для удовлетворения этих требований.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы условия и методический инструментарий,
способствующие успешности процесса формирования профессиональных компетенций студентов колледжа в процессе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс дополнительного образования в колледже.
Предмет исследования: процесс формирования профессиональных компетенций студентов колледжа в условиях дополнительного образования.
Цель исследования - разработка и внедрение в процесс дополнительного образования колледжа программы формирования профессиональных компетенций студентов на основе опыта проведения чемпионатов WorldSkills.
Гипотеза исследования исходит из предположения, что процесс формирования профессиональных компетенций, обучающихся в контексте дополнительного образования будет эффективен, если:
- процесс будет осуществлён в соответствии с дополнительной образовательной программой, разработанной на основе компетентностно-ориентированного подхода;
- учебный процесс будет удовлетворять потребность студентов в формировании профессиональных компетенций, обеспечивающих метапредметные и личностные результаты обучения;
- программа обучения включает в себя вариативные модули, которые разработаны на основании принципа дидактической согласованности.
В соответствии с целью, и для проверки гипотезы исследования поставлены задачи:
1) проанализировать современное состояние проблемы формирования профессиональных компетенций и специфики дополнительного образовательного процесса в колледже;
2) определить педагогические условия формирования
профессиональных компетенций студентов колледжа;
3) выявить актуальный уровень сформированности профессиональных компетенций, обучающихся по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»;
4) разработать, обосновать и апробировать дополнительную образовательную программу формирования профессиональных компетенций студентов колледжа посредством внедрения стандартов WorldSkills;
5) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций , сделать выводы.
Теоретические основы исследования:
- теории профессионального образования (В.В. Сериков, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, С.Я. Батышев, А.В. Хуторской, Н.Г. Ярошенко, Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова, М.Н. Скаткий, Н.А. Морева, Л.Г. Семушина, и другие);
- развивающаяся в профессиональном образовании концепция компетентносного подхода (О.Н. Олейникова, В.А. Болотов, Ю.Г.Татур, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, А.Ю. Петров, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, Н.Ф. Родионова, С.Е. Шишов, А.В. Хуторской и другие);
- отдельные положения теории моделирования образовательного процесса (А.В. Шмельков, В.И. Михеев, С.И. Архангельский, А.Н. Дахин, А.И. Уемов, А.А. Вербицкий, Н.А. Наумова и другие);
- актуальные концепции технологических подходов к обучению (В.А. Сластенин, В.П. Беспалько, А.И. Уман, М.В. Кларин, Н.В. Лежнева, Б. Блум).
Методы исследования. Для достижения цели и задач, а также проверки гипотезы исследования был использован комплекс методов, включающий в себя: теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, индукцию и дедукцию, сравнение, моделирование, конкретизация, абстрагирование, систематизация; эмпирические методы: опрос,
анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, анализ и изучение продуктов деятельности, опытно-поисковая работа.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось ГБПОУ СО «Тольяттинский социально-экономический колледж». В опытно-, экспериментальной работе приняли участие студенты 3 курса обучающиеся по специальности 20.02.04. «Пожарная безопасность» и профессорско- преподавательский состав (всего 55 человек).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2018-2019 гг.) поисково-аналитический - изучение состояния проблемы в психологической, педагогической литературе и в практике средне-профессионального образования; теоретическое осмысление проблемы; формулировка гипотезы исследования; определение цели, объкта, предмета, задач и методики исследования.
Второй этап (2019-2020 гг.) теоретико-проектировочный - разработка программы дополнительного профессионального образования «Спасательные работы на высоте»; определение методов организации исследования; апробация теоретических положений.
Третий этап (2020-2021 гг.) экспериментально-обобщающий - проверка выдвинутой гипотезы; совершенствование механизмов формирования профессиональных компетенций студентов колледжа; апробация авторской программы «Спасательные работы на высоте»; обработка результатов экспериментальной работы; внедрение полученных результатов в практику работы; оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
- опираясь на компетентностный подход, нами создана
дополнительная образовательная программа в которой нашли отражение потребности и функциональный характер формирования профессиональных компетенций обучающихся, а также внедрение этой программы в вариативную часть дополнительного образовательного процесса, которая включает в себя все необходимые компоненты (целевой, содержательный,
организационно-деятельностный, результативный), и которую можно охарактеризовать как адаптивную, интегративную, практико-ориентированную, интерактивную;
- разработаны уровни сформированности профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» в системе среднего профессионального образования, которые учитывают теоретические и практические знания, применяемые специалистом в профессиональной деятельности;
- внедрена в практику формирования профессиональных компетенций студентов колледжа обучающихся на специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» разработанная дополнительная образовательная программа.
Теоретическая значимость состоит в том, что в результате исследования дополнены уровни сформированное™ ряда профессиональных компетенций для студентов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность», также внесён вклад в теорию формирования профессиональных компетенций в средне-профессиональном образовании; доказана значимость формирования профессиональных компетенций через разработанную программу внедрённую в процесс дополнительного образования, которая основана на практико-ориентированных заданиях; на основе результатов целесообразно в дальнейшем разрабатывать теории формирования профессиональных компетенций в колледжах реализующих обучение по специальности 20.02.04. «Пожарная безопасность».
Практическая значимость заключается в том, что:
- разработана и внедрена в вариативную часть образовательного
процесса дополнительная образовательная программа
«Спасательные работы на высоте», которая отражает специфические требования к квалификации обучающихся по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»;
- предположения и выводы, которые содержаться в исследовании проверены в ходе опытно-экспериментальной работы, и их результаты могут служить основой для разработки программ ряда других вариативных модулей по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»;
- разработаны критерии для оценки сформированности профессиональных компетенций, обучающихся по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» при освоении специальных дисциплин.
Положения, выносимые на защиту:
1) программа дополнительного образования «Спасательные работы на высоте», формирующая у студентов профессиональные компетенции обеспечивающие надлежащий уровень
профессиональной подготовки будущего специалиста. Программа включает в себя описание целей и задач профессиональной подготовки в социально-экономическом колледже (целевой компонент); набор условий, средств и методов развития профессиональной компетентности студентов (оперативно-деятельностный компонент); состав и структура учебно-методических модулей, а также диагностирование
образовательного процесса на уровень сформированности профессиональных компетенций (содержательно-технологический компонент); отслеживание результатов подготовки по профессиональным компетенциям (результативный компонент);
2) критерии для оценивания, включающие когнитивные и деятельностные компоненты, соответствующие программе
дополнительного образования формирования профессиональных компетенций, которые раскрываются через показатели владения теоретическими материалами и стандартными алгоритмами при решении профессиональных практико-ориентированных задач, выраженностью которых определяются уровни формирования профессиональных компетенций: пороговые, базовые,
продвинутые, высокие.
Достоверность результатов исследования определяется
методологической обоснованностью исходных позиций, уместностью теоретических и эмпирических методов по отношению целям и задачам, качественным и количественным анализом полученных данных репрезентативностью выборки, характером исследования, позволяющим сопоставлять данные, полученные за трехлетний период исследования, внедрением результатов в практику преподавания.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке программы дополнительного образования «Спасательные работы на высоте» для студентов специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность». Внедрения этой программы в процесс дополнительного образования ГБПОУ «ТСЭК» и реализацию обучения студентов по этой программе с целью повышения сформированности профессиональных компетенций обучающихся.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая году науки и технологий «Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы»;
- научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ»;
- международная научно-практическая конференция «Педагогика и современное образование: традиции, опыт, инновации»;
- всероссийская научно-практическая конференция «Наука XXI века: взгляд в будущее».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире для того что бы оставаться актуальной система образования постоянно модернизируется, видоизменяется, такое положение задаёт для преподавателей и студентов определённый вектор развития, направленный на быстрое реагирование на смену технологий, методик преподавания, саморазвития и самосовершенствования в рамках учебной деятельности и вне её. Находясь в постоянном поиске новых изысканий, позволяющих совершенствовать образовательный процесс мы в своём исследовании обратили внимание на дополнительный образовательный процесс и его способность оказывать влияние на основной.
В нашей работе выла выдвинута гипотеза, в соответствии с которой обозначены задачи исследования решенные в процессе написания диссертации, а именно:
- проанализировано современное состояние проблемы формирования профессиональных компетенций и специфики дополнительного образовательного процесса в колледже;
- выявлены педагогические условия формирования
профессиональных компетенций (описанные в параграфе 1.3);
- выявлен актуальный уровень сформированности профессиональных компетенций студентов 3 курса обучающихся по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»;
- разработана обоснована и апробирована дополнительная
образовательная программа «Спасательные работы на высоте» для обучающихся по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» с внедрением стандартов WorldSkills, обоснование применения этой программы обусловлено результатами опытно-экспериментальной работы;
- проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы (результаты представлены в параграфе 2.3).
Таким образом, все поставленные задачи исследования решены, и нами сделаны следующие основные выводы:
- с практической точки зрения дополнительные образовательные программы более эффективны, так как основой для их внедрения являются база частично сформированных профессиональных компетенций, средствами основных образовательных программам. При таком подходе компетенции учащихся не рассматриваются как узконаправленные знания, умения и навыки, формирующие в сумме компетенцию, а изучаются в контексте трех компонентов: когнитивного, мотивационного и деятельностного;
- разработанная дополнительная образовательная программа
формирования профессиональных компетенций будущих специалистов государственной противопожарной службы основана на компетентностном подходе, и включает четыре взаимосвязанных компонента: целевой — включающий в себя описание целей и задач профессиональной подготовки, оперативно-деятельностный — описывающий набор условий, средств и методов развития профессиональной компетентности студентов, содержательно¬технологический — содержащий состав и структуру учебно¬методических модулей, а также диагностирование
образовательного процесса на уровень сформированности профессиональных компетенций и результативный — отслеживающий результаты подготовки по профессиональным компетенциям;
- проведена диагностика эффективности формирования
профессиональных компетенций студентов посредством разработанных диагностических материалов (тестирование, анкета, интервью, опросник самообследования) в соотношении с критериями и уровня сформированности;
- на основе анализа результатов диагностики было доказано, что дополнительная образовательной программа «Спасательные работы на высоте» способствует повышению уровня сформированности профессиональных компетенций.
Практическая значимость исследования состоит в следующих аспектах:
- разработке и внедрении в вариативную часть образовательного
процесса дополнительной образовательной программы
«Спасательные работы на высоте», которая отражает специфические требования к квалификации обучающихся по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»;
- предположения и выводы, которые содержаться в исследовании проверены в ходе опытно-экспериментальной работы, и их результаты могут служить основой для разработки программ ряда других вариативных модулей по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»;
- предложены критерии для оценки сформированности профессиональных компетенций, обучающихся по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность» при освоении специальных дисциплин.
В нашем исследовании мы пришли к выводу, что наиболее перспективным направлением решения проблемы повышения уровня сформированности профессиональных компетенций в настоящее время является разработка и внедрение авторских дополнительных образовательных программ как части единой информационно-учебной среды колледжа для реализации и поддержки основной и дополнительной учебной деятельности.



1. Ангеловский А.А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2011. С. 7-13.
2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С.И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
3. Ахватова Ю.Р. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10 (80). С. 32-36.
4. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Издательство Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
5. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство: / А.С. Белкин. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 171 с.
6. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство: / А.С. Белкин. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 171 с.
7. Баскин, Ю.Г. Технологический подход к обучению как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов МЧС России [Текст] / Ю.Г. Баскин, A.A. Баранов, С.Г. Рекунов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2007. - № 1. - С. 114 - 120.
8. Богорев В.В. Теоретические основы профессионально-личностной ориентации обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении дис. ... доктора. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / Богорев Валерий Владимирович. - Санкт - Петербург, 2001. - 365 с.
9. Бойко Е. Л., Пикина А. Л. Интеграция дополнительного и профессионального образования как фактор развития учреждений сферы
начального профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2008. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/integratsiya-
dopolnitelnogo-i-professionalnogo-obrazovaniya-kak-faktor-razvitiya- uchrezhdeniy-sfery-nachalnogo-professionalnogo (дата обращения: 17.05.2021).
10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
11. Борытко Н.М. Методологическая культура педагогов школы как условие ее инновационной деятельности // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Методол. Семинар памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград, 1997. Вып. 4. С. 107-110.
12. Валиев И.Г. Колледж - пути развития, проблемы // Специалист.- 1999.-№6.
13. Васильева, Л.И. Организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества профессионального образования [Текст] / Л.И. Васильева, В.В. Крупица - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2004. - 41 с.
14. Волков А.В. Формирование профессиональной компетентности
курсантов образовательных учреждений МЧС России в процессе изучения специальных дисциплин: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Волков Александр Валентинович. - Шуя, 2010. - 177 с. URL:
https:ZZwww.dissercat.com/contentZformirovanie-professionalnoi-kompetentnosti- kursantov-obrazovatelnykh-uchrezhdenii-mchs-ross(дата обращения:
17.05.2021).
15. Власова, И.В. Формирование профессионально -
коммуникативной компетентности у курсантов вузов ГПС МЧС России: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.08 [Текст] / Власова Ирина Владимировна. - СПб, 2010. - 143 с.
16. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. - М., 1965 - 51 с.
17. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (в
поисках практико-ориентированных образовательных концепций) // Научное издание / Б. С. Гершунский ; Ин-т теории образования и педагогики РАО. - М. : ИнтерДиалект, 1997. - 697 с. - ISBN 5-89520-001-Х URL: https://docplayer.ru/25871308-Gershunskiy-b-s-filosofiya-obrazovaniya-1998.html (дата обращения 15.11.2020).
18. Грешных А. А. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 372 с.
19. Грешных, А.А. Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности в вузах МЧС России [Текст] / А.А. Грешных, М.Ю. Бунаков, А.В. Скачков // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2011. - №3. - С.113 - 119.
20. Дорохова, О.Е. Комплексная система оценки профессиональной компетентности обучающихся вузов ГПС МЧС России [Текст] / О.Е. Дорохова // Фундаментальные проблемы системной безопасности: материалы II школы- семинара молодых ученых (02-04 июня 2015 г.). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. - 270 с., С. 52 - 54.
21. Дорохова, О.Е. Специфика деятельности преподавания в вузах
ведомства МЧС [Текст] / О.Е. Дорохова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. В 2 Ч. Ч. 1. Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 41 - 43.
22. Дутов В.И., Чурсин И.Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. М., 1993. С. 7-8.
23. Жукова, Г.С. Квалиметрический подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы: Монография [Текст] / Г.С. Жукова, Н.И. Никитина, Е.В. Комарова. - М.: Изд- во РГСУ. - 2012, 243 с.
24. Забродин Ю.М. К вопросу о построении перечня и формировании компетенций выпускников программ высшего профессионального образования / Ю.М. Забродин // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. - 2014. №2. - С. 5 - 10.
25. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-29.
26. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия/ И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
27. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006 5мая. [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal /2006Z0505.htm (дата обращения 15.11.2020)
28. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно¬методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 101 с.
29. Иванова З.И., Ширяева В.А. ТРИЗ в современных технологиях развития глобального мышления: образовательные программы непрерывного образования и методические рекомендации. - Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2005. - 104 с
30. Ланге, О.А. Формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС России профессиональных компетенций при изучении пожарной и аварийно¬спасательной техники: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Ланге Олег Аркадьевич. - СПб, 2012. - 141 с.
31. Малахова В.Р. Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда [Текст] / В.Р. Малахова, А.К. Самойличенко // СИСП. 2012. №12. - С. 29.
32. Махотин, Д.А. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций, обучающихся [Текст] / Д.А. Махотин // Среднее профессиональное образование. - 2014. - №5. - С. 17 - 20.
33. Москвин А.Г. Большой словарь иностранных слов / А.Г. Москвин. - Центрполиграф. - 2009. - 685 с.
34. Новиков А.М. Основания педагогики. М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.
35. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989 145с.
36. Подружкина Т.А., Гемешлиев Ф.К. Психология безопасности военнослужащих и сотрудников МЧС России при чрезвычайных ситуациях // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 1 (29). С. 135-140.
37. Полный словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Составитель: Попов М., 1907 год URL: http: //rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-words- popov/index.htm (дата обращения 15.11.2020).
38. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002 396 с.
39. Селевко Г.К. - Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-144.
40. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведения / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - Мн., 2013 - 438с.
41. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 271 с.
42. Синкина Е. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза / Е. А. Синкина // Вестник Пермского национального исследовательского
политехнического университета. 2012. URL: http//vestnik.pstu.ru/ (дата
обращения: 15.11.2020).
43. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И. Субетто - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
44. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю.Г. Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 67 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования 20.02.04. Пожарная безопасность [Электронный ресурс]: Приказ от 18.04.2014 №354. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 165987/ (дата обращения: 15.11.2020).
46. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об
образовании в Российской Федерации". URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/b819c620a8c698de3 5861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 15.11.2020).
47. Хлопова, Т.П. Мониторинг качества образования в современных условиях / Т.П. Хлопова, М.Л. Романова, Т.Л. Шапошникова. - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. технолог. ун-та, 2013. - 166 с.
48. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ