Особенности реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого
|
Введение 4
Глава 1 Правовое положение подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе 8
1.1 Понятие и процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе 8
1.2 Понятие и процессуальный статус обвиняемого в уголовном процессе .. 12
1.3 Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего
подозреваемого и обвиняемого 17
2.1 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 23
2.2 Особенности предварительного расследования преступления,
совершенного несовершеннолетним 26
2.2 Роль и участие законных представителей несовершеннолетних в
уголовном процессе 32
Глава 3 Судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 37
3.1 Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних 37
3.2 Особенности судебного решения по делам о преступлениях
несовершеннолетних 42
Заключение 47
Глава 1 Правовое положение подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе 8
1.1 Понятие и процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе 8
1.2 Понятие и процессуальный статус обвиняемого в уголовном процессе .. 12
1.3 Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего
подозреваемого и обвиняемого 17
2.1 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 23
2.2 Особенности предварительного расследования преступления,
совершенного несовершеннолетним 26
2.2 Роль и участие законных представителей несовершеннолетних в
уголовном процессе 32
Глава 3 Судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 37
3.1 Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних 37
3.2 Особенности судебного решения по делам о преступлениях
несовершеннолетних 42
Заключение 47
Неоспоримым фактом является то, что преступность несовершеннолетних в современном обществе - это, пожалуй, одна из наиболее серьезных и требующих особого внимания и контроля проблем. Предварительное расследование по уголовным делам, где в качестве субъекта преступления привлекается несовершеннолетнее лицо, справедливо занимает важнейшее место во всей системе уголовного судопроизводства. Это объясняется тем, что оно имеет ряд особенностей, как с процессуальной, так и с психологической стороны.
Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 г. Россией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. В статье 40 Конвенции о правах ребенка закреплено следующее положение: «...участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе». Указанными положениями подчеркивается важность защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений [7].
В подростковом возрасте личность человека все еще формируется, формируются так же и нравственные качества, вместе с тем накапливается и жизненный опыт - как положительный, так и отрицательный. Подавляющее большинство ученых сходится во мнении, что подростковый возраст, или как его иначе называют «переходный возраст», один из сложнейших этапов в жизни человека. Он отличается изменчивостью, часто неопределенностью, в этот период обостряется желание самоутвердиться, проявить себя, обрести независимость, доказать собственную значимость. Именно на этом этапе развития как личности появляются авторитеты, которым подросток стремится подражать. Все перечисленное в совокупности с недостатком жизненного опыта, иногда излишней эмоциональностью, низким уровнем самокритики и ложного чувства безнаказанности и является одной из основных причин подростковой преступности. Совершение правонарушения, зачастую, выступает как бы актом проявления себя.
Говоря о несовершеннолетних преступниках, необходимы не столько карательные, сколько воспитательные меры воздействия на подростка. Как считает учёный Н.Р. Косевич: «Важнее не само наказание
несовершеннолетних, а грамотное осуществление политики в направлении предотвращения их преступлений и правонарушений, то есть важно «помочь» несовершеннолетнему выбрать правильную жизненную ориентацию» [8].
Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних лиц должно иметь первоочередной целью перевоспитание, а не наказание подростка, оно также должно основываться на обеспечении благополучия подростка в противовес всем обстоятельствам преступления. При осуществлении правосудия должны учитываться особенности личности несовершеннолетнего лица, условия воспитания, отношения с родителями, сверстниками и окружением, и их влияние на него.
В заключении следует обобщить - актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется ее недостаточной теоретической разработанностью, практической значимостью для деятельности органов предварительного расследования в части организации работы по предупреждению и борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Цели и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить и рассмотреть особенности процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе;
- рассмотреть и проанализировать предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- определить и рассмотреть особенности предварительного расследования преступления, совершенного несовершеннолетним;
- определить и рассмотреть особенности судебного разбирательства и судебного решения по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Объектом исследования являются совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с процессом реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, а также комплекс общественных отношений, возникающих в процессе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы как международного, так и отечественного уголовно-процессуального законодательства,
регулирующего процессуальный статус несовершеннолетнего участника.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, который дает возможность исследовать проблемы в единстве их социального содержания и юридической формы, осуществлять системный анализ уголовно-процессуальных норм, являющихся предметом исследования. В работе применяются отдельные научные методы познания: исторический; системно-структурный;
сравнительно-правовой; логико-юридический и др.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие вопросы производства по делам несовершеннолетних, отраслевые федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения, связанные с предметом настоящего исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды следующих авторов: М.М. Ераносян, К.Б. Калиновский, Н.Р. Косевич, О.В. Левченко, О.А. Малышева, Е.Г. Мартынчик, М.П. Перякина, А.Н. Щеголева, Яковлев А.М. и другими.
Научная новизна исследования заключаются в попытке обозначения и обоснования ряда научных проблем, связанных с совершенствованием законодательной регламентации досудебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также уголовно-процессуальной деятельности, сопровождающей расследование данной категории преступлений.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена тем, что сформулированные в ходе исследования выводы и рекомендации могут содействовать модернизации уголовно¬процессуального законодательства и практической дельности, а также использоваться в ходе дальнейших научных исследований в данной области.
Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 г. Россией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. В статье 40 Конвенции о правах ребенка закреплено следующее положение: «...участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе». Указанными положениями подчеркивается важность защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений [7].
В подростковом возрасте личность человека все еще формируется, формируются так же и нравственные качества, вместе с тем накапливается и жизненный опыт - как положительный, так и отрицательный. Подавляющее большинство ученых сходится во мнении, что подростковый возраст, или как его иначе называют «переходный возраст», один из сложнейших этапов в жизни человека. Он отличается изменчивостью, часто неопределенностью, в этот период обостряется желание самоутвердиться, проявить себя, обрести независимость, доказать собственную значимость. Именно на этом этапе развития как личности появляются авторитеты, которым подросток стремится подражать. Все перечисленное в совокупности с недостатком жизненного опыта, иногда излишней эмоциональностью, низким уровнем самокритики и ложного чувства безнаказанности и является одной из основных причин подростковой преступности. Совершение правонарушения, зачастую, выступает как бы актом проявления себя.
Говоря о несовершеннолетних преступниках, необходимы не столько карательные, сколько воспитательные меры воздействия на подростка. Как считает учёный Н.Р. Косевич: «Важнее не само наказание
несовершеннолетних, а грамотное осуществление политики в направлении предотвращения их преступлений и правонарушений, то есть важно «помочь» несовершеннолетнему выбрать правильную жизненную ориентацию» [8].
Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних лиц должно иметь первоочередной целью перевоспитание, а не наказание подростка, оно также должно основываться на обеспечении благополучия подростка в противовес всем обстоятельствам преступления. При осуществлении правосудия должны учитываться особенности личности несовершеннолетнего лица, условия воспитания, отношения с родителями, сверстниками и окружением, и их влияние на него.
В заключении следует обобщить - актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется ее недостаточной теоретической разработанностью, практической значимостью для деятельности органов предварительного расследования в части организации работы по предупреждению и борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Цели и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить и рассмотреть особенности процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе;
- рассмотреть и проанализировать предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- определить и рассмотреть особенности предварительного расследования преступления, совершенного несовершеннолетним;
- определить и рассмотреть особенности судебного разбирательства и судебного решения по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Объектом исследования являются совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с процессом реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, а также комплекс общественных отношений, возникающих в процессе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы как международного, так и отечественного уголовно-процессуального законодательства,
регулирующего процессуальный статус несовершеннолетнего участника.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, который дает возможность исследовать проблемы в единстве их социального содержания и юридической формы, осуществлять системный анализ уголовно-процессуальных норм, являющихся предметом исследования. В работе применяются отдельные научные методы познания: исторический; системно-структурный;
сравнительно-правовой; логико-юридический и др.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие вопросы производства по делам несовершеннолетних, отраслевые федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения, связанные с предметом настоящего исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды следующих авторов: М.М. Ераносян, К.Б. Калиновский, Н.Р. Косевич, О.В. Левченко, О.А. Малышева, Е.Г. Мартынчик, М.П. Перякина, А.Н. Щеголева, Яковлев А.М. и другими.
Научная новизна исследования заключаются в попытке обозначения и обоснования ряда научных проблем, связанных с совершенствованием законодательной регламентации досудебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также уголовно-процессуальной деятельности, сопровождающей расследование данной категории преступлений.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена тем, что сформулированные в ходе исследования выводы и рекомендации могут содействовать модернизации уголовно¬процессуального законодательства и практической дельности, а также использоваться в ходе дальнейших научных исследований в данной области.
В данной выпускной квалификационной работе были изучены особенности реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.
В ходе написания квалификационной работы сформулированы следующие выводы:
Во-первых, «подростковая» преступность по сравнению с взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Ряд ученых в области юридической науки придерживаются мнения, что люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для будущей взрослой преступности. Это утверждение является довольно дискуссионным. Подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослой жизнью. Это один из критических переходных периодов в жизненном цикле, характеризующийся быстрым ростом и изменениями в поведении человека, когда личность только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, определяются нравственные ценности, определенные моральные качества. И в этот период как раз актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения. И, конечно же, немаловажным здесь является взаимодействие несовершеннолетнего с семьей, влияние социума, окружающего подростка. Отсюда и особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а именно необходимость изучения и учета условий жизни и воспитания подростка, влияние на него его окружения;
Во-вторых, изучение теоретической стороны вопроса показало, что особые процессуальные правила предварительного расследования по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами, законодательно закреплены и составлены с учетом возрастных, психофизических, социально¬психологических особенностей несовершеннолетнего лица. Данные правила включают в себя определенные гарантии и механизмы всестороннего исследования обстоятельств преступления на основе охраны прав и законных интересов несовершеннолетних;
В-третьих, анализ статистики МВД, судебной практики по уголовным делам в отношении несовершеннолетних показал, что среди «подростковых» преступлений за последние 5 лет преобладают в основном преступления против жизни и здоровья, против собственности, против здоровья населения и общественной нравственности. В основном, преступления совершаются юношами (90%) в возрасте от 14 до 17 лет, чаще из неблагополучных семей, в соучастие со взрослым лицом, в состоянии алкогольного опьянения.
К сожалению, сказать, что в последние годы количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось нельзя. Причинами такого явления могут быть различные факторы, основным из которых, пожалуй, является сокращение учреждений, организующих культурно¬просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, вследствие чего большая часть несовершеннолетних в свободное от учёбы время оказывается предоставленными самим себе. Также прослеживается изменение характера и содержания деятельности оставшихся культурно-досуговых учреждений, в частности, усилением агрессивного характера демонстрируемых кинофильмов.
Нельзя не отметить и низкий уровень правовой подготовки несовершеннолетних и, в следствии, отсутствие у них личных правовых норм и ценностей, регулирующих поведение. Зачастую, подросток не понимает правовых последствий своих действий, и вследствие этого степень ответственности.
На основании проведенного исследования в ходе написания работы были сформулированы следующие рекомендации:
- в настоящее время существует необходимость повышения уровня правовой грамотности подростков. Представляется, что названная цель может быть достигнута, опять же, через взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних, отделений полиции, следственного отдела с общеобразовательными учреждениями, средне специальными и высшими учебными заведениями. Форма взаимодействия может быть различна - устные беседы с обучающимися и их родителями, показательные фильмы, проведение ежегодных лекций с целью правового просвещения обучающихся и их родителей, а также педагогов образовательной организации и т.п.;
- как уже было отмечено, важную роль в становление подростка как личности играет семья - общая обстановка в семье, условия развития и воспитания несовершеннолетнего. Целесообразно было бы проводить профилактические беседы не только с самим несовершеннолетним, но и его родителями, если последние не занимаются его воспитанием должным образом, возможно, даже усилить меры ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
- в настоящее время недостаточно как с теоретической, так и с практической стороны, разобран вопрос организации работы по предупреждению и борьбе с преступностью несовершеннолетних. Так, например, сокращение учреждений, организующих культурно¬просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, является предпосылкой того, что большая часть несовершеннолетних в свободное от учёбы время оказывается предоставленными самим себе. Также прослеживается изменение характера и содержания деятельности оставшихся культурно¬досуговых учреждений, в частности, усилением агрессивного характера демонстрируемых кинофильмов, дороговизной предоставляемых услуг. Так, видится необходимость в увеличении числа учреждений, организующих культурно-просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, в организации внутри образовательных учреждений функционирования разноплановых секций с учетом увлечений и интересов современных подростков, сделав их посещение доступным для учащихся из семей, с различным материальным положением;
- в правовом регулировании производства по делам несовершеннолетних также есть некоторые пробелы и дефекты. Например, в действующем УПК РФ закреплен порядок участия в предварительном расследовании законного представителя несовершеннолетнего. В данном вопросе было бы справедливо учитывать мнение самого несовершеннолетнего при привлечении к участию в деле законного представителя. При привлечении лица в качестве законного представителя несовершеннолетнего рационально было бы учитывать взаимоотношения в семье в целом, и взаимоотношения несовершеннолетнего с назначаемым законным представителем в частности, с целью соблюдения интересов подростка и его психического состояния;
- представляется разумным внесение в качестве дополнения в статью 195 уголовно-процессуального кодекса РФ положения о возможности проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы до возбуждения уголовного дела;
- участие психолога является обязательным в случаях, если лицо не достигло шестнадцатилетнего возраста, имеет психическое заболевание либо отстает в развитии. Необходимо помнить, что в подростковом возрасте психика человека зачастую еще не до конца сформирована, все еще протекает процесс психологического развития. С учетом указанного факта статью 425 уголовно¬процессуального кодекса РФ уместно было бы дополнить положением о возможности участия психолога по ходатайству самого несовершеннолетнего, его защитника или законного представителя при производстве предварительного следствия, а именно при допросе и, возможно, при проведении некоторых следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
- в статье 241 УПК РФ закреплено положение о возможности проведения закрытого судебного заседания по уголовным делам, о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет. Как уже было отмечено в работе, подросток нуждается в самоутверждении и признании его как отдельной личности окружающим социумом. Нередко, преступления, совершаемые несовершеннолетними, носят демонстрационный характер и преследуют определенную цель - доказать независимость и самостоятельность. Ложное чувство безнаказанности, юношеский азарт в совокупности с низким уровнем правовой подготовки и подталкивают подростка к совершению преступления. Однако, оказавшись в зале суда в качестве подсудимого, чувство безнаказанности заменяется чувством незащищенности, присутствие посторонних незнакомых лиц, их осуждение вместо одобрения и признания, с большой долей вероятности окажут негативное воздействие на и без того «шаткую» психику несовершеннолетнего лица. В связи с этим, кажется целесообразным проведение закрытого судебного разбирательства по всем уголовным делам по преступлениям, совершенным лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, определить как необходимость, а не как возможность
- часть 2 статьи 108 УПК РФ не содержит в себе конкретизации понятия «исключительные случаи», что приводит к различной трактовке правоприменителями данного термина. Чтобы исключить такую альтернативность, предлагается в часть 2 статьи 108 УПК РФ, касаемо несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, под «исключительными случаями» закрепить определенные обстоятельства, при наличии которых в отношении несовершеннолетнего может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу: несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; ранее была нарушена избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Также в заключение хотелось бы поддержать мнение, высказываемое рядом ученых, таких как, например И.С. Дикарев, Н.П. Яблоков и др., выступающих за гуманный суд, полагающих, что судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должно быть ориентировано в большей степени на их исправление и перевоспитание. Осуждение несовершеннолетнего лица к лишению свободы выступает как крайняя мера судебного производства. Цели исправления подростка, преступившего закон, могут быть достигнуты посредством применения к нему мер воспитательного характера.
Таким образом, в ходе написания данной выпускной квалификационной работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
В ходе написания квалификационной работы сформулированы следующие выводы:
Во-первых, «подростковая» преступность по сравнению с взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Ряд ученых в области юридической науки придерживаются мнения, что люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для будущей взрослой преступности. Это утверждение является довольно дискуссионным. Подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослой жизнью. Это один из критических переходных периодов в жизненном цикле, характеризующийся быстрым ростом и изменениями в поведении человека, когда личность только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, определяются нравственные ценности, определенные моральные качества. И в этот период как раз актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения. И, конечно же, немаловажным здесь является взаимодействие несовершеннолетнего с семьей, влияние социума, окружающего подростка. Отсюда и особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а именно необходимость изучения и учета условий жизни и воспитания подростка, влияние на него его окружения;
Во-вторых, изучение теоретической стороны вопроса показало, что особые процессуальные правила предварительного расследования по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами, законодательно закреплены и составлены с учетом возрастных, психофизических, социально¬психологических особенностей несовершеннолетнего лица. Данные правила включают в себя определенные гарантии и механизмы всестороннего исследования обстоятельств преступления на основе охраны прав и законных интересов несовершеннолетних;
В-третьих, анализ статистики МВД, судебной практики по уголовным делам в отношении несовершеннолетних показал, что среди «подростковых» преступлений за последние 5 лет преобладают в основном преступления против жизни и здоровья, против собственности, против здоровья населения и общественной нравственности. В основном, преступления совершаются юношами (90%) в возрасте от 14 до 17 лет, чаще из неблагополучных семей, в соучастие со взрослым лицом, в состоянии алкогольного опьянения.
К сожалению, сказать, что в последние годы количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось нельзя. Причинами такого явления могут быть различные факторы, основным из которых, пожалуй, является сокращение учреждений, организующих культурно¬просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, вследствие чего большая часть несовершеннолетних в свободное от учёбы время оказывается предоставленными самим себе. Также прослеживается изменение характера и содержания деятельности оставшихся культурно-досуговых учреждений, в частности, усилением агрессивного характера демонстрируемых кинофильмов.
Нельзя не отметить и низкий уровень правовой подготовки несовершеннолетних и, в следствии, отсутствие у них личных правовых норм и ценностей, регулирующих поведение. Зачастую, подросток не понимает правовых последствий своих действий, и вследствие этого степень ответственности.
На основании проведенного исследования в ходе написания работы были сформулированы следующие рекомендации:
- в настоящее время существует необходимость повышения уровня правовой грамотности подростков. Представляется, что названная цель может быть достигнута, опять же, через взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних, отделений полиции, следственного отдела с общеобразовательными учреждениями, средне специальными и высшими учебными заведениями. Форма взаимодействия может быть различна - устные беседы с обучающимися и их родителями, показательные фильмы, проведение ежегодных лекций с целью правового просвещения обучающихся и их родителей, а также педагогов образовательной организации и т.п.;
- как уже было отмечено, важную роль в становление подростка как личности играет семья - общая обстановка в семье, условия развития и воспитания несовершеннолетнего. Целесообразно было бы проводить профилактические беседы не только с самим несовершеннолетним, но и его родителями, если последние не занимаются его воспитанием должным образом, возможно, даже усилить меры ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
- в настоящее время недостаточно как с теоретической, так и с практической стороны, разобран вопрос организации работы по предупреждению и борьбе с преступностью несовершеннолетних. Так, например, сокращение учреждений, организующих культурно¬просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, является предпосылкой того, что большая часть несовершеннолетних в свободное от учёбы время оказывается предоставленными самим себе. Также прослеживается изменение характера и содержания деятельности оставшихся культурно¬досуговых учреждений, в частности, усилением агрессивного характера демонстрируемых кинофильмов, дороговизной предоставляемых услуг. Так, видится необходимость в увеличении числа учреждений, организующих культурно-просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, в организации внутри образовательных учреждений функционирования разноплановых секций с учетом увлечений и интересов современных подростков, сделав их посещение доступным для учащихся из семей, с различным материальным положением;
- в правовом регулировании производства по делам несовершеннолетних также есть некоторые пробелы и дефекты. Например, в действующем УПК РФ закреплен порядок участия в предварительном расследовании законного представителя несовершеннолетнего. В данном вопросе было бы справедливо учитывать мнение самого несовершеннолетнего при привлечении к участию в деле законного представителя. При привлечении лица в качестве законного представителя несовершеннолетнего рационально было бы учитывать взаимоотношения в семье в целом, и взаимоотношения несовершеннолетнего с назначаемым законным представителем в частности, с целью соблюдения интересов подростка и его психического состояния;
- представляется разумным внесение в качестве дополнения в статью 195 уголовно-процессуального кодекса РФ положения о возможности проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы до возбуждения уголовного дела;
- участие психолога является обязательным в случаях, если лицо не достигло шестнадцатилетнего возраста, имеет психическое заболевание либо отстает в развитии. Необходимо помнить, что в подростковом возрасте психика человека зачастую еще не до конца сформирована, все еще протекает процесс психологического развития. С учетом указанного факта статью 425 уголовно¬процессуального кодекса РФ уместно было бы дополнить положением о возможности участия психолога по ходатайству самого несовершеннолетнего, его защитника или законного представителя при производстве предварительного следствия, а именно при допросе и, возможно, при проведении некоторых следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
- в статье 241 УПК РФ закреплено положение о возможности проведения закрытого судебного заседания по уголовным делам, о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет. Как уже было отмечено в работе, подросток нуждается в самоутверждении и признании его как отдельной личности окружающим социумом. Нередко, преступления, совершаемые несовершеннолетними, носят демонстрационный характер и преследуют определенную цель - доказать независимость и самостоятельность. Ложное чувство безнаказанности, юношеский азарт в совокупности с низким уровнем правовой подготовки и подталкивают подростка к совершению преступления. Однако, оказавшись в зале суда в качестве подсудимого, чувство безнаказанности заменяется чувством незащищенности, присутствие посторонних незнакомых лиц, их осуждение вместо одобрения и признания, с большой долей вероятности окажут негативное воздействие на и без того «шаткую» психику несовершеннолетнего лица. В связи с этим, кажется целесообразным проведение закрытого судебного разбирательства по всем уголовным делам по преступлениям, совершенным лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, определить как необходимость, а не как возможность
- часть 2 статьи 108 УПК РФ не содержит в себе конкретизации понятия «исключительные случаи», что приводит к различной трактовке правоприменителями данного термина. Чтобы исключить такую альтернативность, предлагается в часть 2 статьи 108 УПК РФ, касаемо несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, под «исключительными случаями» закрепить определенные обстоятельства, при наличии которых в отношении несовершеннолетнего может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу: несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; ранее была нарушена избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Также в заключение хотелось бы поддержать мнение, высказываемое рядом ученых, таких как, например И.С. Дикарев, Н.П. Яблоков и др., выступающих за гуманный суд, полагающих, что судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должно быть ориентировано в большей степени на их исправление и перевоспитание. Осуждение несовершеннолетнего лица к лишению свободы выступает как крайняя мера судебного производства. Цели исправления подростка, преступившего закон, могут быть достигнуты посредством применения к нему мер воспитательного характера.
Таким образом, в ходе написания данной выпускной квалификационной работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Особенности производства по делам несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Особенности производства по делам несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на современном этапе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Специфика возбуждения уголовного дела и предварительного расследования в отношении несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Теоретические и практические проблемы доказывания в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности ведения защиты несовершеннолетнего (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Процессуальный статус следователя
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Меры пресечения в уголовном судопроизводстве
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Проблемные вопросы производства по делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022



