Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

Работа №110965

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Правовое положение подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе 8
1.1 Понятие и процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе 8
1.2 Понятие и процессуальный статус обвиняемого в уголовном процессе .. 12
1.3 Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего
подозреваемого и обвиняемого 17
2.1 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 23
2.2 Особенности предварительного расследования преступления,
совершенного несовершеннолетним 26
2.2 Роль и участие законных представителей несовершеннолетних в
уголовном процессе 32
Глава 3 Судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 37
3.1 Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних 37
3.2 Особенности судебного решения по делам о преступлениях
несовершеннолетних 42
Заключение 47


Неоспоримым фактом является то, что преступность несовершеннолетних в современном обществе - это, пожалуй, одна из наиболее серьезных и требующих особого внимания и контроля проблем. Предварительное расследование по уголовным делам, где в качестве субъекта преступления привлекается несовершеннолетнее лицо, справедливо занимает важнейшее место во всей системе уголовного судопроизводства. Это объясняется тем, что оно имеет ряд особенностей, как с процессуальной, так и с психологической стороны.
Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 г. Россией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. В статье 40 Конвенции о правах ребенка закреплено следующее положение: «...участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе». Указанными положениями подчеркивается важность защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений [7].
В подростковом возрасте личность человека все еще формируется, формируются так же и нравственные качества, вместе с тем накапливается и жизненный опыт - как положительный, так и отрицательный. Подавляющее большинство ученых сходится во мнении, что подростковый возраст, или как его иначе называют «переходный возраст», один из сложнейших этапов в жизни человека. Он отличается изменчивостью, часто неопределенностью, в этот период обостряется желание самоутвердиться, проявить себя, обрести независимость, доказать собственную значимость. Именно на этом этапе развития как личности появляются авторитеты, которым подросток стремится подражать. Все перечисленное в совокупности с недостатком жизненного опыта, иногда излишней эмоциональностью, низким уровнем самокритики и ложного чувства безнаказанности и является одной из основных причин подростковой преступности. Совершение правонарушения, зачастую, выступает как бы актом проявления себя.
Говоря о несовершеннолетних преступниках, необходимы не столько карательные, сколько воспитательные меры воздействия на подростка. Как считает учёный Н.Р. Косевич: «Важнее не само наказание
несовершеннолетних, а грамотное осуществление политики в направлении предотвращения их преступлений и правонарушений, то есть важно «помочь» несовершеннолетнему выбрать правильную жизненную ориентацию» [8].
Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних лиц должно иметь первоочередной целью перевоспитание, а не наказание подростка, оно также должно основываться на обеспечении благополучия подростка в противовес всем обстоятельствам преступления. При осуществлении правосудия должны учитываться особенности личности несовершеннолетнего лица, условия воспитания, отношения с родителями, сверстниками и окружением, и их влияние на него.
В заключении следует обобщить - актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется ее недостаточной теоретической разработанностью, практической значимостью для деятельности органов предварительного расследования в части организации работы по предупреждению и борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Цели и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить и рассмотреть особенности процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе;
- рассмотреть и проанализировать предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- определить и рассмотреть особенности предварительного расследования преступления, совершенного несовершеннолетним;
- определить и рассмотреть особенности судебного разбирательства и судебного решения по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Объектом исследования являются совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с процессом реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, а также комплекс общественных отношений, возникающих в процессе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы как международного, так и отечественного уголовно-процессуального законодательства,
регулирующего процессуальный статус несовершеннолетнего участника.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, который дает возможность исследовать проблемы в единстве их социального содержания и юридической формы, осуществлять системный анализ уголовно-процессуальных норм, являющихся предметом исследования. В работе применяются отдельные научные методы познания: исторический; системно-структурный;
сравнительно-правовой; логико-юридический и др.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие вопросы производства по делам несовершеннолетних, отраслевые федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения, связанные с предметом настоящего исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды следующих авторов: М.М. Ераносян, К.Б. Калиновский, Н.Р. Косевич, О.В. Левченко, О.А. Малышева, Е.Г. Мартынчик, М.П. Перякина, А.Н. Щеголева, Яковлев А.М. и другими.
Научная новизна исследования заключаются в попытке обозначения и обоснования ряда научных проблем, связанных с совершенствованием законодательной регламентации досудебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также уголовно-процессуальной деятельности, сопровождающей расследование данной категории преступлений.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена тем, что сформулированные в ходе исследования выводы и рекомендации могут содействовать модернизации уголовно¬процессуального законодательства и практической дельности, а также использоваться в ходе дальнейших научных исследований в данной области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были изучены особенности реализации процессуального статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.
В ходе написания квалификационной работы сформулированы следующие выводы:
Во-первых, «подростковая» преступность по сравнению с взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Ряд ученых в области юридической науки придерживаются мнения, что люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для будущей взрослой преступности. Это утверждение является довольно дискуссионным. Подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослой жизнью. Это один из критических переходных периодов в жизненном цикле, характеризующийся быстрым ростом и изменениями в поведении человека, когда личность только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, определяются нравственные ценности, определенные моральные качества. И в этот период как раз актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения. И, конечно же, немаловажным здесь является взаимодействие несовершеннолетнего с семьей, влияние социума, окружающего подростка. Отсюда и особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а именно необходимость изучения и учета условий жизни и воспитания подростка, влияние на него его окружения;
Во-вторых, изучение теоретической стороны вопроса показало, что особые процессуальные правила предварительного расследования по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами, законодательно закреплены и составлены с учетом возрастных, психофизических, социально¬психологических особенностей несовершеннолетнего лица. Данные правила включают в себя определенные гарантии и механизмы всестороннего исследования обстоятельств преступления на основе охраны прав и законных интересов несовершеннолетних;
В-третьих, анализ статистики МВД, судебной практики по уголовным делам в отношении несовершеннолетних показал, что среди «подростковых» преступлений за последние 5 лет преобладают в основном преступления против жизни и здоровья, против собственности, против здоровья населения и общественной нравственности. В основном, преступления совершаются юношами (90%) в возрасте от 14 до 17 лет, чаще из неблагополучных семей, в соучастие со взрослым лицом, в состоянии алкогольного опьянения.
К сожалению, сказать, что в последние годы количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось нельзя. Причинами такого явления могут быть различные факторы, основным из которых, пожалуй, является сокращение учреждений, организующих культурно¬просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, вследствие чего большая часть несовершеннолетних в свободное от учёбы время оказывается предоставленными самим себе. Также прослеживается изменение характера и содержания деятельности оставшихся культурно-досуговых учреждений, в частности, усилением агрессивного характера демонстрируемых кинофильмов.
Нельзя не отметить и низкий уровень правовой подготовки несовершеннолетних и, в следствии, отсутствие у них личных правовых норм и ценностей, регулирующих поведение. Зачастую, подросток не понимает правовых последствий своих действий, и вследствие этого степень ответственности.
На основании проведенного исследования в ходе написания работы были сформулированы следующие рекомендации:
- в настоящее время существует необходимость повышения уровня правовой грамотности подростков. Представляется, что названная цель может быть достигнута, опять же, через взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних, отделений полиции, следственного отдела с общеобразовательными учреждениями, средне специальными и высшими учебными заведениями. Форма взаимодействия может быть различна - устные беседы с обучающимися и их родителями, показательные фильмы, проведение ежегодных лекций с целью правового просвещения обучающихся и их родителей, а также педагогов образовательной организации и т.п.;
- как уже было отмечено, важную роль в становление подростка как личности играет семья - общая обстановка в семье, условия развития и воспитания несовершеннолетнего. Целесообразно было бы проводить профилактические беседы не только с самим несовершеннолетним, но и его родителями, если последние не занимаются его воспитанием должным образом, возможно, даже усилить меры ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
- в настоящее время недостаточно как с теоретической, так и с практической стороны, разобран вопрос организации работы по предупреждению и борьбе с преступностью несовершеннолетних. Так, например, сокращение учреждений, организующих культурно¬просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, является предпосылкой того, что большая часть несовершеннолетних в свободное от учёбы время оказывается предоставленными самим себе. Также прослеживается изменение характера и содержания деятельности оставшихся культурно¬досуговых учреждений, в частности, усилением агрессивного характера демонстрируемых кинофильмов, дороговизной предоставляемых услуг. Так, видится необходимость в увеличении числа учреждений, организующих культурно-просветительскую досуговую работу с несовершеннолетними, в организации внутри образовательных учреждений функционирования разноплановых секций с учетом увлечений и интересов современных подростков, сделав их посещение доступным для учащихся из семей, с различным материальным положением;
- в правовом регулировании производства по делам несовершеннолетних также есть некоторые пробелы и дефекты. Например, в действующем УПК РФ закреплен порядок участия в предварительном расследовании законного представителя несовершеннолетнего. В данном вопросе было бы справедливо учитывать мнение самого несовершеннолетнего при привлечении к участию в деле законного представителя. При привлечении лица в качестве законного представителя несовершеннолетнего рационально было бы учитывать взаимоотношения в семье в целом, и взаимоотношения несовершеннолетнего с назначаемым законным представителем в частности, с целью соблюдения интересов подростка и его психического состояния;
- представляется разумным внесение в качестве дополнения в статью 195 уголовно-процессуального кодекса РФ положения о возможности проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы до возбуждения уголовного дела;
- участие психолога является обязательным в случаях, если лицо не достигло шестнадцатилетнего возраста, имеет психическое заболевание либо отстает в развитии. Необходимо помнить, что в подростковом возрасте психика человека зачастую еще не до конца сформирована, все еще протекает процесс психологического развития. С учетом указанного факта статью 425 уголовно¬процессуального кодекса РФ уместно было бы дополнить положением о возможности участия психолога по ходатайству самого несовершеннолетнего, его защитника или законного представителя при производстве предварительного следствия, а именно при допросе и, возможно, при проведении некоторых следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
- в статье 241 УПК РФ закреплено положение о возможности проведения закрытого судебного заседания по уголовным делам, о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет. Как уже было отмечено в работе, подросток нуждается в самоутверждении и признании его как отдельной личности окружающим социумом. Нередко, преступления, совершаемые несовершеннолетними, носят демонстрационный характер и преследуют определенную цель - доказать независимость и самостоятельность. Ложное чувство безнаказанности, юношеский азарт в совокупности с низким уровнем правовой подготовки и подталкивают подростка к совершению преступления. Однако, оказавшись в зале суда в качестве подсудимого, чувство безнаказанности заменяется чувством незащищенности, присутствие посторонних незнакомых лиц, их осуждение вместо одобрения и признания, с большой долей вероятности окажут негативное воздействие на и без того «шаткую» психику несовершеннолетнего лица. В связи с этим, кажется целесообразным проведение закрытого судебного разбирательства по всем уголовным делам по преступлениям, совершенным лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, определить как необходимость, а не как возможность
- часть 2 статьи 108 УПК РФ не содержит в себе конкретизации понятия «исключительные случаи», что приводит к различной трактовке правоприменителями данного термина. Чтобы исключить такую альтернативность, предлагается в часть 2 статьи 108 УПК РФ, касаемо несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, под «исключительными случаями» закрепить определенные обстоятельства, при наличии которых в отношении несовершеннолетнего может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу: несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; ранее была нарушена избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Также в заключение хотелось бы поддержать мнение, высказываемое рядом ученых, таких как, например И.С. Дикарев, Н.П. Яблоков и др., выступающих за гуманный суд, полагающих, что судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должно быть ориентировано в большей степени на их исправление и перевоспитание. Осуждение несовершеннолетнего лица к лишению свободы выступает как крайняя мера судебного производства. Цели исправления подростка, преступившего закон, могут быть достигнуты посредством применения к нему мер воспитательного характера.
Таким образом, в ходе написания данной выпускной квалификационной работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены.



1. Ераносян М.М. Дискуссионные вопросы реализации права на защиту в российском уголовном процессе // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5.
2. Калиновский К.Б. Тенденция отождествления подозрения и обвинения в российском уголовно-процессуальном законодательстве противоречит принципам публичности и праву на защиту / К.Б. Калиновский // Выступление на всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития процессуального права в России». Санкт- Петербург, Санкт-Петербургский университет МВД России, 21.05.2004 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/2004- 2.htm.].
3. Калиновский К.Б., Лаков А.В. Актуальные проблемы производства в суде апелляционной инстанции // Волгоград, 2015 - 40 с.
4. Калугина Н.Г. Этические основы следственных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних: Монография. // Домодедово: ВИПК МВД России, 2000.
5. Катцина И.Н. Проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Молодёжь Сибири - науке России Материалы международной научно-практической конференции. Составитель: Т.А. Кравченко, Главный редактор: Забуга В.Ф. 2015. С. 146-149.
6. Колоколов Н.А. Обвинение и защита в российском уголовном процессе: Баланс интересов иллюзия или реальность / Н.А. Колоколов // Уголовное судопроизводство. 2016. № 1. С. 4-9.
7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Российское право. 1990. 21 янв.
8. Косевич Н.Р. Криминология. Курс лекций // изд. пятое, испр. и доп. М., 2006. 442 с.
9. Кругликов А.П. Уголовный процесс: учебник для бакалавров // М. : Норма, 2015. 688 с.
10. Левченко О.В. Правовые основы производства по уголовным делам
в отношении несовершеннолетних: Монография / Левченко О.В.,
Мищенко Е.В. // М. :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 124 с.
11. Левченко О.В. Тактика защиты в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : монография / О.В. Левченко, Е.А. Марина. // М. : Юрлитинформ, 2020. - 142 с.
12. Макаренко И.А. Проблемы участия третьих лиц в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних. // М., 2015. - 21 с.
13. Малышева О.А. Досудебное производство в российском уголовном процессе: теория, практика, перспективы: монография / О.А. Малышева, Б.Я. Гаврилов; под научной редакцией Б.Я. Гаврилова. // М. : Издательство Юрайт, 2020. 307 с.
14. Мартынчик Е.Г. Охрана прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве / Е.Г. Мартынчик. // М. : Норма, 2007. 156 с.
15. Обзор судебной практики по результатам изучения рассмотренных в
2014 году судами Нижегородской области в порядке главы 50 УПК РФ уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними" / утв. Президиумом Нижегородского областного суда 15.04.2015 //
http://oblsudnn.ru/index.php/obzory-sudebnoj -praktiki/1263 (дата обращения 20.05.2021).
16. Основы теории доказательств в уголовном процессе России: Учебное пособие / Е.А. Артамонова, О.В. Фирсов. // 4-e изд., испр. и доп. - М. : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
17. Пашаев О.З. Права законного представителя несовершеннолетнего в досудебном производстве по уголовному делу // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 4. С. 82-83.
18. Перякина М.П., Щетинин М.Е. Международные основы производства по делам несовершеннолетних // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции: В 2 томах. 2015. С. 212-215.
19. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N 17-П город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности положений частей второй и восьмой статьи 56, части второй статьи 278 и главы 401 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Усенко» // Консультант-плюс. Информационно-правовой портал. (Электронный источник).
20. Справка по результатам изучения практики рассмотрения судами в
2013-2014 гг. уголовных дел в отношении несовершеннолетних" (подготовлена Пензенским областным судом 10.06.2015)
//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req.
21. Титова О.Н. Особенности расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 6. С. 78.
22. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021) // Российская газета. № 249. 22.12.2001. - Ст. 4921.
23. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
24. Уголовный процесс: Учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; Под общ. ред. А.В. Смирнова. // 5-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ Инфра- М, 2012. - 768 с.
25. Щеголева А.Н., Преступность несовершеннолетних и пути ее снижения // Вестник Воронежского института МВД России. - № 1. - 2015. - С. 190-196.
47 с.
26. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. // М., 2011. -





Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ