I. Введение 3
1. Особенности творчества Н.В. Гоголя в раскрытии литературного характера 4
2. Раскрытие личностных качеств А.П. Чеховым 11
Заключение 20
Список использованных источников 22
Н.В. Гоголь и А.П. Чехов - великие русские писатели. К изучению их творчества обращались как советские, позднее российские и зарубежные исследователи.
Одним из вопросов, которые подлежали изучению, был и вопрос особенностей и способов раскрытия литературного характера в творчестве Н.В.Гоголя и А.П.Чехова.
Образ-характер является определенным «двигателем» сюжета, он напрямую связан с жанром и композицией литературного произведения. Но он считается не только перечнем личных качеств героя, он дает возможность ощутить и уяснить специфичную авторскую манеру его построения. Прийти к определённым выводам, почему герой именно так поступает, так как развитие персонажа обусловливает ход развития сюжета произведения.
«Многогранность» образа-характера предполагает немало интерпретаций в его исследовании. Принципы создания персонажа зависят от различных факторов: условий жизни героя, трактовки личности, оригинальности художественного метода писателя и многих других.
Предметом настоящей работы являются способы изображения литературного характера в произведениях Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.
Можно предположить, что в природе человека нет ничего заданного, предопределенного, нет ничего такого, что оказывало содействие или мешало влиянию обстоятельств.
Цель настоящей работы – изучить способы раскрытия литературного характера в творчестве Н.В.Гоголя и А.П.Чехова.
Задачи работы:
- выявить особенности творчества Н.В. Гоголя в раскрытии литературного характера;
- дать оценку раскрытию личностных качеств А.П. Чеховым
свойствах натуры человека, а в его зависимости от объективных обстоятельств и в сопротивляемости этим обстоятельствам.
Можно отметить, что произведения Н. В. Гоголя и А.П. Чехова - произведения без времени. В них представлены не только социально - исторические типы людей и общественные явления, но и вечные общечеловеческие черты и пороки.
В произведениях Н.В. Гоголя практически нет ни одного героя, имеющего осознанную цель либо высокий смысл жизни. Он отмечал отсутствие у окружающих высокого назначения.
Отсюда - возможные истоки односторонности героев Н.В. Гоголя. Какова причина этого противоречия между качествами писателя, осознававшего свое высокое предназначение, и героев его произведений? Осознание собственной значимости было в соответствии с законом бинарной множественности уравновешено поиском наиболее ярких персонажей с полным отсутствием высокого смысла. Н.В. Гоголь не смог создать героя, стремящегося к развертыванию сил, к реализации важной цели, ввиду особенностей эмоционального мышления. Созданные им персонажи реальны, жизненны; но они - односторонни.
Гоголь не занимается обличением пороков отдельных личностей, напротив: он показывает, что все эти ситуации (как реалистичные, так и абсурдные) возникают в результате социализации такого общества, где основные функции выполняются не людьми, а статусами.
Действительно важным для этого мира оказывается статус носа, собачки, Хлестакова, мертвых крестьян и т д. Это реальность, где обмен происходит не между людьми, а между статусами, в которых люди спрятаны, как в футляры. Если же выясняется, что внутри социальной роли нет актора, или актор не является человеком, прецедент не возникает. Прецедент возникает лишь тогда, когда фиктивен сам статус: Хлестаков оказался не ревизором, Поприщин оказался королем Испании, Чичиков оказался плутом (хотя в покупке мертвых душ плутовства столько же, сколько и в покупке кратеров на Луне) и т. д.
Основная проблема этой реальности в безусловном подчинении индивида или вещи тому статусу, который ей приписывается.
«Социальная сатира», приписываемая Гоголю, вырастает из фантасмагории, когда по прочтении читатель находит весь этот «абсурд» в реальной жизни. «Обличение пороков» вырастает как конструкт из попытки читающего найти виновных, козлов отпущения: кто виноват?
Дело в том, что никто не виноват - так работает почти любое общество. Но у каждого есть своя специфика - российское общество времен Гоголя имеет вот такую.
Пожалуй, ни для кого не будет секретом, что А.П. Чехов создавал точные психологические портреты. Он никогда не говорил напрямую о том, что чувствует его герой, а только отражал его состояние в мыслях, движениях и царящей атмосфере.
Чехов показывает внутренний мир своих героев через обстановку, окружающую их, через странное поведение героев, через внешние особенности.
Высшей целью творческого процесса Антон Чехов считал вытеснение «раба из человека», поэтому все его сочинения наполнены призывом открыть глаза и избавиться от рамок, стереотипов и шаблонов, навязанных обществом и государством.
1. Белинский, В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя / В. Г. Белинский. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. - 320 с.
2. Бялый Г. А. Антон Павлович Чехов // История русской литературы XIX века: Вторая половина, с.551.
3. Гоголь, Н. В. Сочинения в двух томах. Повести / Н. В. Гоголь. - М.: Издательство «Художественная литература», 1969. - Т.1. - 594 с.
4. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 177 с.
5. Жегалов Н. Н. Литература конца Х1Х-начала ХХ веков: На рубеже литературных эпох // История русской литературы Х1-ХХ веков, с. 382
6. Зеновский, В. В., Медведова, Р. К. Русские писатели и Европа / В. В. Зенвский, В. В. Медведова. - М.: Издательство «Республика», 2005. – 260 с.
7. Кулешов В.И., История русской литературы XIX века : Учебное пособие для вузов / Кулешов В.И. - М.: Академический Проект, 2020. - 800 с. (Gaudeamus) - ISBN 978-5-8291-2682-7 - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829126827. Режим доступа : по подписке.
8. Чехов А. П. ПСП в12-ти тт., Т. 5, - М., Наука, - 330 с.