Суд присяжных: история, современное состояние, проблемы реализации
|
Введение 3
Глава 1 Становление и развитие суда с участием присяжных заседателей 7
1.1 История возникновения и развития суда с участием присяжных
заседателей в России 7
1.2 Становление института присяжных в зарубежных странах 12
Глава 2 Современная модель Российского суда с участием присяжных заседателей 31
2.1 Общие условия судебного разбирательства суда присяжных 31
2.1 Вопросы формирования суда с участием присяжных заседателей 35
Глава 3 Реализация суда с участием присяжных заседателей 45
3.1 Порядок производства в суде с участием присяжных заседателей 45
3.2 Формирование вопросов для присяжных заседателей 54
3.3 Особенности вынесения вердикта присяжными заседателями 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70
Глава 1 Становление и развитие суда с участием присяжных заседателей 7
1.1 История возникновения и развития суда с участием присяжных
заседателей в России 7
1.2 Становление института присяжных в зарубежных странах 12
Глава 2 Современная модель Российского суда с участием присяжных заседателей 31
2.1 Общие условия судебного разбирательства суда присяжных 31
2.1 Вопросы формирования суда с участием присяжных заседателей 35
Глава 3 Реализация суда с участием присяжных заседателей 45
3.1 Порядок производства в суде с участием присяжных заседателей 45
3.2 Формирование вопросов для присяжных заседателей 54
3.3 Особенности вынесения вердикта присяжными заседателями 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70
Суд присяжных представляет собой форму судопроизводства, при которой рассмотрение дела осуществляется непрофессиональными судьями, простыми гражданами, которые приведены к присяге. Такие выборные судьи существовали и в Древней Греции, и в Риме. Но в более сформировавшемся виде суд присяжных возник в 1215 году, когда английский король Иоанн Безземельный подписал Великую Хартию Вольностей. Из Великобритании суд присяжных распространился по всему миру.
В России суд присяжных ввели в 1864 году - это одна из великих реформ Александра II наряду с отменой крепостного права и введением земства. Но этот суд сразу не заработал по всей стране - только в крупных городах: Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве, Одессе. Однако на то, чтобы запустить его по всей России, ушло больше тридцати лет. На сегодняшний день в России суд присяжных функционирует на основании Федерального закона №188 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». В связи с изменениями, которые были внесены в 2016 году в Уголовный кодекс РФ, Уголовно - процессуальный кодекс РФ и Федеральный Закон РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», все вопросы, затрагивающие институт суда присяжных заседателей, приобрели большое значение.
Первое, на что необходимо обратить внимание, это врожденные недостатки суда присяжных, регламентированного Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее УПК РФ). Так, при установлении порядка работы суда присяжных в УПК РФ законодатель механически приравнял сферу его деятельности к подсудности судов республик, краев, областей и т.д., ориентируясь при этом как на опыт предшествовавшей деятельности суда присяжных в девяти регионах, так и на организационно-финансовые условия. Концепция судебной реформы в РСФСР (Постановление Верховного Суда РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР»), согласно которой первоначально предусматривалось введение суда присяжных в России, исходила из того, что по примеру США присяжные будут участвовать в работе судов, начиная с городского (районного) уровня. Но при принятии Закона РФ от 16 июля 1993 г., учитывая экспериментальный характер новеллы и скудные материальные ресурсы, было решено ограничится привлечением присяжных только в областные суды.
В Российской Федерации идет активное развитие и внедрение суда присяжных заседателей в осуществление судопроизводства в стране. Но как показала практика, законодательство о суде присяжных заседателей нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Это, прежде всего, относится к требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, порядка составления их списков, совершенствования процесса судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. На сегодняшний день в России суд присяжных функционирует на основании 188 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Изучая различные аспекты деятельности суда с участием присяжных, можно сделать определенные выводы о необходимости совершенствования судебного делопроизводства. В своем деле присяжные заседатели должны ориентироваться на определенные моральные устои, общественную совесть, оценку достоверности доказательств, а это невозможно без правильной правовой регламентации суда присяжных.
Проблемам процедуры формирования, оптимизации структуры, статуса присяжных заседателей, статуса суда присяжных заседателей и другим, уделялось и уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют результаты исследований, опубликованные в трудах: Афанасьева А. К., Владыкина, Т.А., Дудко Н.А., Насонова С.А.
Объектом исследования является суд присяжных заседателей, в его историческом и современном развитии.
Предметом исследования являются нормы уголовно - процессуального права России и зарубежных стран, которые регулируют судопроизводство с участием народных представителей, в том числе присяжных заседателей, правоприменительная и правозащитная практика, труды авторов в указанной области.
Методологическую основу работы составили общетеоретические и частные методы научных исследований: системный, логический, анализа и синтеза литературы и статусных документов.
Целью настоящего исследования является полный анализ основных этапов и проблем становления и перспектив развития суда присяжных, возможность гражданам осуществлять свои конституционные права с помощью одного из основных элементов судебной власти - суда присяжных.
Цель данной работы - раскрыть содержание судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, проследить развитие института суда присяжных и так называемое «возрождение» в настоящее время.
Поставленной целью обусловлена необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития суда присяжных в России как процессуального института;
- ознакомиться с правовой основой суда присяжных в России;
- выявить особенности реализации суда присяжных в зарубежных странах;
- определить общие условия производства в суде с участием присяжных заседателей;
- рассмотреть порядок производства судебного разбирательства с участием присяжных заседателей;
- обосновать законность вердикта и решений суда присяжных;
- решить проблемы совершенствования суда присяжных в России.
Теоретической основой диссертации послужили труды по правоохранительной деятельности, теории и истории государства и права, конституционному праву, истории правоохранительных органов, а также по проблемам деятельности и формирования судебных органов и правоохранительных органов.
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке путей совершенствования структуры и деятельности института суда присяжных в Российской Федерации, направленных на более полное осуществление гражданами свои конституционных прав и свобод.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников
В России суд присяжных ввели в 1864 году - это одна из великих реформ Александра II наряду с отменой крепостного права и введением земства. Но этот суд сразу не заработал по всей стране - только в крупных городах: Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве, Одессе. Однако на то, чтобы запустить его по всей России, ушло больше тридцати лет. На сегодняшний день в России суд присяжных функционирует на основании Федерального закона №188 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». В связи с изменениями, которые были внесены в 2016 году в Уголовный кодекс РФ, Уголовно - процессуальный кодекс РФ и Федеральный Закон РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», все вопросы, затрагивающие институт суда присяжных заседателей, приобрели большое значение.
Первое, на что необходимо обратить внимание, это врожденные недостатки суда присяжных, регламентированного Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее УПК РФ). Так, при установлении порядка работы суда присяжных в УПК РФ законодатель механически приравнял сферу его деятельности к подсудности судов республик, краев, областей и т.д., ориентируясь при этом как на опыт предшествовавшей деятельности суда присяжных в девяти регионах, так и на организационно-финансовые условия. Концепция судебной реформы в РСФСР (Постановление Верховного Суда РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР»), согласно которой первоначально предусматривалось введение суда присяжных в России, исходила из того, что по примеру США присяжные будут участвовать в работе судов, начиная с городского (районного) уровня. Но при принятии Закона РФ от 16 июля 1993 г., учитывая экспериментальный характер новеллы и скудные материальные ресурсы, было решено ограничится привлечением присяжных только в областные суды.
В Российской Федерации идет активное развитие и внедрение суда присяжных заседателей в осуществление судопроизводства в стране. Но как показала практика, законодательство о суде присяжных заседателей нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Это, прежде всего, относится к требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, порядка составления их списков, совершенствования процесса судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. На сегодняшний день в России суд присяжных функционирует на основании 188 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Изучая различные аспекты деятельности суда с участием присяжных, можно сделать определенные выводы о необходимости совершенствования судебного делопроизводства. В своем деле присяжные заседатели должны ориентироваться на определенные моральные устои, общественную совесть, оценку достоверности доказательств, а это невозможно без правильной правовой регламентации суда присяжных.
Проблемам процедуры формирования, оптимизации структуры, статуса присяжных заседателей, статуса суда присяжных заседателей и другим, уделялось и уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют результаты исследований, опубликованные в трудах: Афанасьева А. К., Владыкина, Т.А., Дудко Н.А., Насонова С.А.
Объектом исследования является суд присяжных заседателей, в его историческом и современном развитии.
Предметом исследования являются нормы уголовно - процессуального права России и зарубежных стран, которые регулируют судопроизводство с участием народных представителей, в том числе присяжных заседателей, правоприменительная и правозащитная практика, труды авторов в указанной области.
Методологическую основу работы составили общетеоретические и частные методы научных исследований: системный, логический, анализа и синтеза литературы и статусных документов.
Целью настоящего исследования является полный анализ основных этапов и проблем становления и перспектив развития суда присяжных, возможность гражданам осуществлять свои конституционные права с помощью одного из основных элементов судебной власти - суда присяжных.
Цель данной работы - раскрыть содержание судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, проследить развитие института суда присяжных и так называемое «возрождение» в настоящее время.
Поставленной целью обусловлена необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития суда присяжных в России как процессуального института;
- ознакомиться с правовой основой суда присяжных в России;
- выявить особенности реализации суда присяжных в зарубежных странах;
- определить общие условия производства в суде с участием присяжных заседателей;
- рассмотреть порядок производства судебного разбирательства с участием присяжных заседателей;
- обосновать законность вердикта и решений суда присяжных;
- решить проблемы совершенствования суда присяжных в России.
Теоретической основой диссертации послужили труды по правоохранительной деятельности, теории и истории государства и права, конституционному праву, истории правоохранительных органов, а также по проблемам деятельности и формирования судебных органов и правоохранительных органов.
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке путей совершенствования структуры и деятельности института суда присяжных в Российской Федерации, направленных на более полное осуществление гражданами свои конституционных прав и свобод.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников
На практике одна из основных черт института присяжных заседателей, а именно- непрофессионализм применительно к юридическому труду, ведет к тому, что восприятие материалов уголовного дела профессиональным судьей и присяжным заседателем сильно различаются. Если профессиональный судья оценивает любое доказательство сквозь призму профессионального опыта, то присяжный заседатель при осмыслении информации, воспринимаемой в ходе судебного следствия, опирается только на свой бытовой, житейский опыт.
Закреплённое впервые в законодательной форме народное начало в отправлении правосудия путём учреждения суда присяжных ярко демонстрирует нам опыт зарубежных государств. Первым государством, образовавшим в своей судебной системе такой институт, стала Англия. Именно в Англии были провозглашены основополагающие документы, гарантирующие права личности, а также их целесообразную, необходимую защиту, которые сохраняют своё действие и сегодня.
Создание новой судебной системы и, главное, суда присяжных стало огромным прорывом как, в частности, для возмущённой творившимся произволом общественности, так и для государственной системы в целом. Полуфеодальная Введение суда присяжных благотворно повлияло на повышение значимости и роли законов, подняло авторитет и степень уважения народа к судьям и суду, увеличило доверие населения к правосудию, представлявшемуся по истине справедливым и честным. Серьезная работа, которая была проведена для восстановления и введения в России суда присяжных была в соответствии с Концепцией судебной реформы. Сегодня, суд с участием коллегии присяжных заседателей в России представляет собой одну из форм судебного производства по уголовным делам. Данный институт нашёл своё закрепление в главе 42 Уголовно - процессуального Кодекса РФ, именуемой «Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей».
Институт присяжных заседателей выступает своеобразным стимулирующим фактором, влияющим на повышение качества, как самого предварительного следствия, так и деятельности сторон обвинения, защиты и суда. Вынесение вердиктов по уголовным делам, где на кон ставится жизнь, достоинство и репутация человека, такими же, как и он, обычными гражданами способствует улучшению имиджа правосудия, осуществлению своих полномочий правоохранительными органами, а также повышает процент доверия населения к таким структурам. Крайне обязательно, чтобы предусмотренные законодательством РФ требования, порядок организации, соответствующая форма реализации многочисленных этапов рассмотрения уголовного дела судом при участии коллегии присяжных строго и чётко соблюдались ответственными лицами и соответствующими органами, для того, чтобы можно было добиться положительного результата всей указанной деятельности, разрешить конкретное уголовное дело по справедливости, не нарушив при этом прав ни одной из сторон уголовного процесса.
К сожалению, действующий на сегодняшний день институт присяжных заседателей имеет множество самых различных проблем и пороков, в частности, это и безынициативность населения к исполнению их гражданского долга, некачественно формирующиеся списки, а как следствие, и коллегия присяжных, возможности оказания влияния на сознание присяжных извне и вынесение решений, не соответствующих их действительной воли, преобладающее число выносимых присяжными оправдательных вердиктов, порой по непонятным причинам, а также и экономические трудности, связанные с существованием таких судов, а именно, дороговизна обслуживания судебного процесса при участии присяжных заседателей, затягивание таких процессов, отсутствие эффективности суда с участием присяжных заседателей, и многие другие трудности.
Всё это, конечно, является результатом безответственного отношения самих граждан, кандидатов в присяжные заседатели, но, при этом, нельзя отрицать, что гораздо более весомый «вклад» вносят попустительство и нарушения должностных лиц и соответствующих органов, а также участников судебного процесса. Это, в свою очередь, позволяет усмотреть те несовершенства и недостатки, которые сегодня присущи нашему государству и обществу. В связи с этим, необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопрос о введении ответственности за неявку гражданина (кандидата) без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей в КоАП РФ, так как неисполнение своих обязанностей влечет затягивание судебного процесса.
Предлагаем за неявку по неуважительной причине в первый раз суду следует выносить предупреждение кандидату, во второй раз накладывать штраф в размере до одного минимального размера оплаты труда, в третий и последующий - гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (например, через внесение изменений в ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду».
Так же хочу отметить, что необходимо ужесточить критерии отбора кандидатов в присяжные заседатели, так как при изменении подсудности дел, в котором участвуют присяжные заседатели, необходимы дополнительные навыки и знания, для рассмотрения и вынесения справедливого решения. Список дел, в которых участвуют присяжные заседатели, существенно сокращается, в связи с этим, можно предположить, что сам институт суда присяжных в уголовном судопроизводстве может быть серьезно реорганизован. Считаю необходимым в этом случае, расширить возможности присяжных заседателей, предоставив им возможность участвовать не только в уголовном, но и в гражданском судопроизводстве. Участникам гражданского судопроизводства необходимо будет совершенствовать способы доказывания, что в будущем способствует повышению уровня правосознания, а также позволит совершенствовать теорию и практику доказывания в гражданском судопроизводстве.
Проведённое нами исследование в историческом развитии позволяет выделить нам шесть этапов развития суда присяжных в России. Четыре из этих этапов относятся к периоду Российской империи, последние два - к периоду Российской Федерации. Советская Россия, как известно, институт суда присяжных отвергла, введя вместо него народных заседателей.
Началом этого периода является момент одобрения императором Александром II Судебных уставов 1864 г., впервые закрепивших новую для царской России форму уголовного судопроизводства - суд присяжных.
При строительстве института суда присяжных была использована французская модель. Суд складывался из двух элементов: коронного и скамьи присяжных.
Начало второго периода истории суда присяжных ознаменовано принятием закона от 9 мая 1879 г., которым из компетенции присяжных заседателей были временно изъяты некоторые преступления против государственной власти.
В результате за период с 1878 г. по 1889 г. было принято более десяти законов, значительно изменивших модель суда присяжных заседателей. Изменения коснулись в первую очередь подсудности дел.
Третий этап характеризовался относительной стабильностью, что объясняется большим соответствием новой модели суда присяжных условиям и требованиям российской жизни конца XIX в.
Однако некоторые изменения, касающиеся суда присяжных, в российском законодательстве все же происходили. Например, 2 марта 1910 года был принят закон, разрешающий присяжным заседателям знать о мере наказания, грозящей подсудимому.
С началом Первой мировой войны компетенция судов присяжных заседателей несколько сузилась в связи с созданием ряда чрезвычайных и военных судов.
Временные рамки четвертого этапа ограничены двумя русскими революциями 1917 г. В мае 1917 года был создан военный суд присяжных, который действовал в тыловых и фронтовых воинских частях.
В период советской власти суды присяжных созданы не были, народное правительство обеспечивалось посредством использования института народных заседателей. Здесь необходимо оговорится, что суды присяжных несколько пережили момент своего упразднения. На местах продолжали действовать окружные суды, разбирающие дела с участием присяжных заседателей.
В постсоветский период отечественной истории институт суда присяжных был возрожден Законом РФ от 16.07.1993 № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
Последний (шестой) этап истории суда присяжных заседателей начался со введением в действие УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ, т.е. с 1 июля 2002 г.
Закреплённое впервые в законодательной форме народное начало в отправлении правосудия путём учреждения суда присяжных ярко демонстрирует нам опыт зарубежных государств. Первым государством, образовавшим в своей судебной системе такой институт, стала Англия. Именно в Англии были провозглашены основополагающие документы, гарантирующие права личности, а также их целесообразную, необходимую защиту, которые сохраняют своё действие и сегодня.
Создание новой судебной системы и, главное, суда присяжных стало огромным прорывом как, в частности, для возмущённой творившимся произволом общественности, так и для государственной системы в целом. Полуфеодальная Введение суда присяжных благотворно повлияло на повышение значимости и роли законов, подняло авторитет и степень уважения народа к судьям и суду, увеличило доверие населения к правосудию, представлявшемуся по истине справедливым и честным. Серьезная работа, которая была проведена для восстановления и введения в России суда присяжных была в соответствии с Концепцией судебной реформы. Сегодня, суд с участием коллегии присяжных заседателей в России представляет собой одну из форм судебного производства по уголовным делам. Данный институт нашёл своё закрепление в главе 42 Уголовно - процессуального Кодекса РФ, именуемой «Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей».
Институт присяжных заседателей выступает своеобразным стимулирующим фактором, влияющим на повышение качества, как самого предварительного следствия, так и деятельности сторон обвинения, защиты и суда. Вынесение вердиктов по уголовным делам, где на кон ставится жизнь, достоинство и репутация человека, такими же, как и он, обычными гражданами способствует улучшению имиджа правосудия, осуществлению своих полномочий правоохранительными органами, а также повышает процент доверия населения к таким структурам. Крайне обязательно, чтобы предусмотренные законодательством РФ требования, порядок организации, соответствующая форма реализации многочисленных этапов рассмотрения уголовного дела судом при участии коллегии присяжных строго и чётко соблюдались ответственными лицами и соответствующими органами, для того, чтобы можно было добиться положительного результата всей указанной деятельности, разрешить конкретное уголовное дело по справедливости, не нарушив при этом прав ни одной из сторон уголовного процесса.
К сожалению, действующий на сегодняшний день институт присяжных заседателей имеет множество самых различных проблем и пороков, в частности, это и безынициативность населения к исполнению их гражданского долга, некачественно формирующиеся списки, а как следствие, и коллегия присяжных, возможности оказания влияния на сознание присяжных извне и вынесение решений, не соответствующих их действительной воли, преобладающее число выносимых присяжными оправдательных вердиктов, порой по непонятным причинам, а также и экономические трудности, связанные с существованием таких судов, а именно, дороговизна обслуживания судебного процесса при участии присяжных заседателей, затягивание таких процессов, отсутствие эффективности суда с участием присяжных заседателей, и многие другие трудности.
Всё это, конечно, является результатом безответственного отношения самих граждан, кандидатов в присяжные заседатели, но, при этом, нельзя отрицать, что гораздо более весомый «вклад» вносят попустительство и нарушения должностных лиц и соответствующих органов, а также участников судебного процесса. Это, в свою очередь, позволяет усмотреть те несовершенства и недостатки, которые сегодня присущи нашему государству и обществу. В связи с этим, необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопрос о введении ответственности за неявку гражданина (кандидата) без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей в КоАП РФ, так как неисполнение своих обязанностей влечет затягивание судебного процесса.
Предлагаем за неявку по неуважительной причине в первый раз суду следует выносить предупреждение кандидату, во второй раз накладывать штраф в размере до одного минимального размера оплаты труда, в третий и последующий - гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (например, через внесение изменений в ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду».
Так же хочу отметить, что необходимо ужесточить критерии отбора кандидатов в присяжные заседатели, так как при изменении подсудности дел, в котором участвуют присяжные заседатели, необходимы дополнительные навыки и знания, для рассмотрения и вынесения справедливого решения. Список дел, в которых участвуют присяжные заседатели, существенно сокращается, в связи с этим, можно предположить, что сам институт суда присяжных в уголовном судопроизводстве может быть серьезно реорганизован. Считаю необходимым в этом случае, расширить возможности присяжных заседателей, предоставив им возможность участвовать не только в уголовном, но и в гражданском судопроизводстве. Участникам гражданского судопроизводства необходимо будет совершенствовать способы доказывания, что в будущем способствует повышению уровня правосознания, а также позволит совершенствовать теорию и практику доказывания в гражданском судопроизводстве.
Проведённое нами исследование в историческом развитии позволяет выделить нам шесть этапов развития суда присяжных в России. Четыре из этих этапов относятся к периоду Российской империи, последние два - к периоду Российской Федерации. Советская Россия, как известно, институт суда присяжных отвергла, введя вместо него народных заседателей.
Началом этого периода является момент одобрения императором Александром II Судебных уставов 1864 г., впервые закрепивших новую для царской России форму уголовного судопроизводства - суд присяжных.
При строительстве института суда присяжных была использована французская модель. Суд складывался из двух элементов: коронного и скамьи присяжных.
Начало второго периода истории суда присяжных ознаменовано принятием закона от 9 мая 1879 г., которым из компетенции присяжных заседателей были временно изъяты некоторые преступления против государственной власти.
В результате за период с 1878 г. по 1889 г. было принято более десяти законов, значительно изменивших модель суда присяжных заседателей. Изменения коснулись в первую очередь подсудности дел.
Третий этап характеризовался относительной стабильностью, что объясняется большим соответствием новой модели суда присяжных условиям и требованиям российской жизни конца XIX в.
Однако некоторые изменения, касающиеся суда присяжных, в российском законодательстве все же происходили. Например, 2 марта 1910 года был принят закон, разрешающий присяжным заседателям знать о мере наказания, грозящей подсудимому.
С началом Первой мировой войны компетенция судов присяжных заседателей несколько сузилась в связи с созданием ряда чрезвычайных и военных судов.
Временные рамки четвертого этапа ограничены двумя русскими революциями 1917 г. В мае 1917 года был создан военный суд присяжных, который действовал в тыловых и фронтовых воинских частях.
В период советской власти суды присяжных созданы не были, народное правительство обеспечивалось посредством использования института народных заседателей. Здесь необходимо оговорится, что суды присяжных несколько пережили момент своего упразднения. На местах продолжали действовать окружные суды, разбирающие дела с участием присяжных заседателей.
В постсоветский период отечественной истории институт суда присяжных был возрожден Законом РФ от 16.07.1993 № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
Последний (шестой) этап истории суда присяжных заседателей начался со введением в действие УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ, т.е. с 1 июля 2002 г.
Подобные работы
- Суд присяжных: история, современное состояние, проблемы реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Институт суда присяжных: история создания, современное состояние и проблемы его реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Институт суда присяжных: история создания, современное состояние и проблемы его реализации
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Институт суда присяжных: история создания, современное состояние и проблемы его реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Институт суда присяжных: история создания, современное состояние и проблемы его реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Институт суда присяжных: история создания, современное состояние и проблемы его реализации (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Колледж))
Дипломные работы, ВКР, судебная власть. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Институт суда присяжных: история создания, современное состояние и проблемы его эффективности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Особенности производства в суде присяжных
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Институт суда присяжных: история создания, современное состояние и проблемы его реализации»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2021



