Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии 7
1.1 Психолого-педагогические основы формирования образа «Я» у детей
6-7 лет 7
1.2 Изотерапия как средство формирования образа «Я» у детей 6-7 лет.... 12
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии 21
2.1 Выявление уровня сформированности образа «Я» у детей 6-7 лет 21
2.2 Содержание работы по формированию образа «Я» у детей 6-7 лет
посредством изотерапии 32
2.3 Динамика уровня сформированности образа «Я» у детей 6-7 лет
посредством изотерапии 39
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 50
Проблема «образа Я» в современных условиях не теряет своей актуальности. Потребность в определении себя как части общества, осознание своей важности, определение собственных предпочтений и ценностей - все это является элементами становления «образа Я».
При этом образ «Я», складывающийся в результате жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие человеком мира, других людей, и, в конечном счете, находит отражение в отношении с обществом и действительностью в целом. В связи с этим возникает необходимость формирования адекватного «Я - образа», который зарождается еще в дошкольном детстве и является важнейшим фактором при формировании самооценки и осознания себя в системе человеческих отношений.
Проблеме изучения образа «Я» посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса, К. Роджерса, М.И. Лисиной, А.И. Селивестру, С.Г. Якобсона, Г.И. Моревой и др.
Существует множество средств и методов для формирования образа «Я» у детей дошкольного возраста. Одним из них является изотерапия. Использование методов изотерапии в формировании образа «Я» дошкольников основано на том, что занятия воспринимаются ребенком не как выполнение задания, а как игра. Это позволяет детям чувствовать себя раскованно, расширяет круг «я могу» каждого ребенка. Исследованием возможностей изотерапии в формировании образа «Я» занимались М.В. Киселева, Э. Крамер, А. Хилл.
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования образа «Я» у детей 6-7 лет и недостаточным использованием изотерапии для данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности изотерапии в формировании образа «Я» у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность изотерапии как средства формирования образа «Я» у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования образа «Я» у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии будет эффективным если:
- включены в развивающую работу с детьми средства и методы изотерапии (техника медитативного рисунка, рисование пальцами, рисунок на стекле, штриховка и каракули);
- проведена поэтапная работа с детьми по обучению техникам изотерапии от простых техник до самостоятельного создания творческого продукта;
- организована работа с родителями по ознакомлению со средствами изотерапии для формирования образа «Я» у детей 6-7 лет.
В соответствии с целью, и выдвинутой гипотезой были обозначены следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) выявить уровень сформированности образа «Я» у детей 6-7 лет;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии ;
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, который включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
3) методы количественной и качественной обработки данных исследования.
Новизна исследования: определены возможности изотерапии в формировании образа «Я» у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость заключается в обосновании и описании показателей и уровней сформированности образа «Я» у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций по формированию образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии, которые могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования: ФГБДОУ «Детский сад «Волжский утёс» (п. Волжский утёс, Шигонский район, Самарская область). В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы «Колосок» в возрасте 6-7 лет.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источников) и 9 приложений. Текст работы иллюстрируют 13 рисунков и Зтаблицы.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было выявлено, что изотерапия достаточно успешно корректирует образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшает самооценку, способствует устранению неадекватных форм поведения, налаживанию способов взаимодействия с другими людьми.
Во-вторых, в рамках исследования был выявлен уровень сформированности образа «Я» у детей 6-7 лет. По результатам проведенного диагностического исследования были сделаны определенные выводы. В экспериментальной группе у большинства детей - 50% был выявлен средний уровень сформированности образа «Я», у 30% - высокий уровень, и у 20% - низкий уровень. В контрольной группе показатели распределились следующим образом: у большинства детей (50%) также был отмечен средний уровень сформированности образа «Я». У 40% был отмечен высокий уровень сформированности образа «Я» и у 10% - низкий.
При этом в ходе исследования было отмечено, что многие дети имеют неточные представления о себе, не могут четко отразить собственные предпочтения и представления о своих умениях. В группах присутствуют дети (20% в экспериментальной группе и 10% в контрольной группе), у которых был отмечен низкий уровень сформированности образа «Я».
Поэтому несмотря на то, что большинство детей в группе с высоким и средним уровнем сформированности образа «Я», у некоторых образ «Я» сформирован очень слабо. Поэтому появилась необходимость провести коррекционную работу по формированию образа «Я».
В-третьих, в рамках исследования было разработано и апробировано содержание работы по формированию образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии. Изотерапия проводилась в активной форме, то есть дети рисовали сами то, что они видели в своем воображении на заданную тему. Занятия по изотерапии проводились с детьми экспериментальной группы два раза в неделю (понедельник, пятница) в одно и то же время (во второй половине дня, после полдника).
Содержание работы было следующим: включены в развивающую работу с детьми средства и методы изотерапии (техника медитативного рисунка, рисование пальцами, рисунок на стекле, штриховка и каракули); проведена поэтапная работа с детьми по обучению техникам изотерапии от простых техник до создания творческого продукта; организована работа с родителями по ознакомлению со средствами изотерапии для формирования образа «Я» у детей 6-7 лет.
После проведения мероприятий по формированию образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии была оценена эффективность проделанной работы. Для этого снова было проведено исследование по тем же самым методикам, что и на этапе констатации (контрольный этап эксперимента).
На основании полученных данных были сделаны следующие выводы.
- в экспериментальной группе на этапе контроля показатели улучшились: у большинства детей -50% был выявлен средний уровень сформированности образа «Я», у 50% - высокий уровень. Низкий уровень не было отмечен ни у одного ребенка.
- в контрольной группе показатели не изменились.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию образа «Я» у детей 6-7 лет посредством изотерапии. Таким образом можно сделать вывод, что цель работы достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.
1. Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие [Текст] / В.А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2013. - 89 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты [Текст] / Под ред. А.И. Копытина. - М. : Когито-Центр, 2016. - 336с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений [Текст] / Э. Берн. - М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 302 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2007. - 422 с.
5. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы ичности [Текст] / Р. Бернс. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2003. - 380 с.
6. Блохина, Т.С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ Я» [Текст] / Т.С. Блохина // Акмеология. - 2017. - Вып. № 3. - С.23-28.
7. Бросова, Т.В. Песочная терапия - один из методов арт-терапии [Текст] / Т.В. Бросова // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №3(33). - С. 89-92.
8. Георгиевская, Д.А. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 320-322.
9. Грегг, М.Е. Тайный мир рисунка [Текст] / М.Е. Грегг. СПб: Деметра, 2003. - 176 с.
10. Гуськова, Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет [Текст] / Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.26-35.
11. Дрезнина, М.В. Игры на листе бумаги [Текст] / М.В. Дрезнина. - Москва, «Искатель», 2018 - 79 с.
12. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - СПб. : «Речь», 2007.- 160 с.
13. Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М. В. Киселёва. -СПб. : Речь, 2016. - 160 с.
14. Киселева, Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Текст] / Т.Ю. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 11. - С. 218-225.
15. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия в работе с детьми /
Т.Ю. Киселева [Текст] // Управление начальной школой. - М.:
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования». - 2009. - №11. - С.11-21.
16. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Электронный ресурс] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1997 // Режим доступа: http//www.koob.ru(дата обращения: 12.01.2019).
17. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
18. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [Текст] / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2016. - 336 с.
19. Прихожан, А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 4-9 лет [Текст] / А.М. Прихожан // Детский практический психолог. - М. : Просвещение. - 1995. - С. 32-35.
20. Психология самосознания: Хрестоматия [Текст] / Под ред.
Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. - 303 с.
21. Романова, И.О. Особенности формирования «образа Я» у детей дошкольного возраста [Текст] / И.О. Романова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 162-164.
22. Салтыкова-Волкович, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: пособие / М.В. Салтыкова-Волкович. - Гродно : ГрГУ, 2016. - 32 с.
23. Слободчиков, В.И. Психология человека: Учебное пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.
24. Слободчиков, И.М. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет [Текст] / В.А. Аверин, М.В. Осорина, И.М. Слободчиков [и др.]. - М.: Генезис, 2014. - 528 с.
25. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Издательский центр Академия, 2005.- 304 с.
26. Холодкова, В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии [Текст] / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 21. - С. 73-76.
27. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - М. : «Генезис», 2014. - 207 с.