Задачи на исследование свойств и признаков геометрических объектов как средство личностно-ориентированного обучения математике в общеобразовательной школе
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы личностно-ориентированного обучения школьников решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов 10
1.1 Понятие геометрического объекта, этапы выявления свойств и
признаков геометрических объектов 10
1.2 Приемы и методы решения задач на исследование свойств и
признаков геометрических объектов 23
1.3 Личностно-ориентированное обучение школьников как основа
формирования исследовательских умений при решении геометрических задач 41
Глава 2 Методические аспекты обучения школьников задачам на исследование свойств и признаков геометрических объектов 54
2.1 Методические аспекты обучения школьников решению задач на
исследование свойств и признаков геометрических объектов в контексте личностно-ориентированного обучения 54
2.2 Система задач на исследование свойств и признаков трапеции.. 76
2.3 Задачи на исследование свойств и признаков пирамиды 82
2.4 Результаты педагогического эксперимента 107
Заключение 119
Список используемой литературы 121
Приложение А Решение задач диагностической работы 130
Приложение Б Анкета для учителей математики 139
Приложение В Срезовая контрольная работа (входная) 141
Приложение Г Срезовая контрольная работа (итоговая) 144
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Современный этап развития системы образования РФ характеризуется ориентацией обучения на личность учащегося, что является системообразующим началом образовательного процесса. Меняются цели и задачи образования, основное внимание переносится на формирование образовательных компетенций.
Для реализации приоритетных направлений важное значение имеет предметная область, на которой будет организован этот процесс. «Геометрия», как учебная дисциплина, дает все возможности для формирования необходимых качеств и компетенций современного выпускника общеобразовательной школы. Изучение геометрии способствует целенаправленному развитию аналитического и алгоритмического мышления, воображения и интуиции, творческих и исследовательских способностей. При изучении геометрии учащиеся в той или иной степени (в соответствии со своими способностями и уровнем обученности) овладевают общенаучными методами познания (анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия и т.д.).
Поэтому на всех уроках геометрии нужно исходить из того, что изучение этого предмета направлено не только на достижение предметных целей - знакомство с различными геометрическими объектами и их свойствами, но и на решение более важных задач, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом, - «.. .формирование личности учащегося, развитие его логического мышления, умения ясно, точно и компетентно излагать свои мысли, аргументировать высказанные утверждения, всестороннее развитие творческих способностей учащегося» [75].
Включение учащегося в активный процесс познания мира, развитие умения самостоятельно конструировать свои знания в интенсивном информационном потоке, умение увидеть проблему, ставить цель, выдвигать гипотезу, искать и находить пути ее решения возможно только при ориентировании школьного образования на личностно-ориентированный подход, при обучении через активные и интерактивные методы, а также поощрение учащихся к исследовательской деятельности посредством решения задач исследовательского характера, что в свою очередь способствует формированию геометрической культуры личности.
Одним из средств реализации личностно-ориентированного обучения и развития геометрической культуры на уроках геометрии в общеобразовательной школе является решение задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов, которое способствует достижению учащимися предметных, личностных и метапредметных результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
При решении задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов у учащихся формируется такие умения как: анализ жизненных ситуаций, оценка возможных альтернатив, выбор оптимального варианта и составлять план его осуществления. В связи с этим увеличивается роль функциональной математической грамотности в формировании геометрической культуры, как одной из составляющих компонентов личности учащихся.
В Российской Федерации установлено несколько форм контроля качества усвоения учебных программ учащимися: всероссийская проверочная работа (ВПР), основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ). При оценке качества по математике на всех уровнях контроля присутствуют геометрические задания, соответствующие восьми навыкам XXI века, добавленным в Концепцию развития математического образования в РФ (критическое мышление; креативность; исследование и изучение и т. д.) [38].
В связи с этим актуальной является задача исследования возможностей формирования навыков XXI века посредством задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в контексте личностно - ориентированного обучения.
Таким образом, значимость исследования обусловлена необходимостью разработки методической системы формирования геометрической культуры и математической грамотности учащихся. Актуальность исследования обусловлена сложившимся к настоящему времени противоречием между необходимостью повышения качества знаний учащихся в рамках перехода к новым стандартам, технологиям обучения, методам оценивания результатов обучения и недостаточной разработанностью методических основ использования задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов как средства повышения качества усвоения учебного материала в рамках реализации личностно-ориентированного обучения математике в общеобразовательной школе.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы методические основы эффективного процесса обучения решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в контексте личностно-ориентированного обучения.
Объект исследования: процесс обучения учащихся геометрии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика обучения школьников решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в курсе геометрии общеобразовательной школы.
Цель исследования: определить методические основы и разработать методические материалы обучения школьников решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в курсе геометрии в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования основана на том, что процесс обучения решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов будет эффективным, если:
- выявить методические особенности обучения решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов на основе личностно-ориентированного подхода;
- разработать систему разноуровневых заданий на исследование свойств и признаков трапеции и пирамиды, решение которых способствует формированию обучающих компетенций и личностных качеств учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие геометрического объекта, описать этапы выявления свойств и признаков геометрических объектов.
2. Выделить приемы и методы решения задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов.
3. Раскрыть особенности формирования исследовательских умений при решении геометрических задач в рамках личностно-ориентированного обучения.
4. Разработать методическую систему по обучению учащихся решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в контексте личностно-ориентированного обучения.
5. Разработать системы разноуровневых задач на исследование свойств и признаков трапеции и пирамиды.
6. Провести апробацию методических материалов и представить результаты педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теории формирования математических понятий В.А. Гусева [21], Н.С. Подходовой [47], Д. Пойя [49], Г.И. Саранцева [58], а также концепции личностно-ориентированного и дифференцированного обучения математике Н.А. Алексеева [3], В.В. Серикова [61], Р.А. Утеевой [74] и И.С. Якиманской [88].
Базовыми для настоящего исследования явились также работы Е.В. Барановой [8], В.В. Гузеева [20], Н.П. Гузик [21], В.А. Далингера [26] и А.А. Окунева [44].
Методы исследования: изучение и анализ работ по методике преподавания математике, научной и учебно-методической литературы, ФГОС, школьных программ, учебников, учебных пособий, изучение и обобщение школьной практики, опыта работы учителей математики; анализ собственного опыта работы в школе; проведение педагогического эксперимента по проверке основных положений исследования.
Основные этапы исследования:
- 1 семестр (2020/2021 уч. г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов, анализ опыта работы школы по теме исследования;
- 2 семестр (2020/2021 уч. г.): определение теоретических и методических аспектов исследования по теме диссертации;
- 3 семестр (2021/22 уч. г.): разработка дифференцированных заданий на исследование свойств и признаков «трапеции» и пирамиды в курсе геометрии общеобразовательной школы;
- 4 семестр (2021/2022 уч. г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных результатов, уточнение аппарата исследования, описания результатов экспериментальной работы, формулирование выводов по главам.
Опытно-экспериментальная база исследования КГУ «Общеобразовательная школа № 4» отдела образования города Балхаш управления образования Карагандинской области (Республика Казахстан).
Научная новизна исследования заключается в предложенной методической системе обучения решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в курсе геометрии общеобразовательной школы в контексте личностно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении принципов личностно-ориентированного подхода, приемов и методов обучения решению планиметрических и стереометрических задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в курсе геометрии общеобразовательной школы.
Практическую значимость исследования заключается в разработанных системах задач на исследование свойств и признаков трапеции и пирамиды, которые могут быть использованы учителями математики общеобразовательной школы и студентами педагогических направлений подготовки.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении методических особенностей и рекомендаций по обучению учащихся решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в контексте личностно-ориентированного обучения, разработке систем задач на исследование свойств и признаков трапеции и пирамиды, в описании результатов экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования во время прохождения практик (производственная и преддипломная) на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». Основные результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие дни науки ТГУ» (март 2022 год) [81] и отражены в 5 публикациях [78, 79, 80, 81, 82].
На защиту выносятся:
- методические рекомендации по обучению учащихся решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в курсе геометрии общеобразовательной школы в контексте личностно-ориентированного обучения;
- системы задач на исследование свойств и признаков трапеции и пирамиды для учащихся общеобразовательной школы.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 43 рисунка, 12 таблиц, список используемой литературы (94 источника), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 130 страницах.
В ходе проведения теоретического и экспериментального диссертационных исследований, целью которых был анализ возможностей применения личностно-ориентированного обучения на уроках геометрии в общеобразовательной школе при решении задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов, получены следующие результаты:
Установлено, что в методической литературе личностно-ориентированное обучение определено как «специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития их способностей, духовного начала, формирования самостоятельности, стремления к самообразованию, самореализации».
Выделены принципы личностно-ориентированно обучения при формировании исследовательских умений при решении геометрических задач: систематичность, проблемность, уровневая дифференциация (начальный, базовый, профильный), осознанность.
Определены особенности обучения учащихся решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов. Установлено, что при обучении решению исследовательских задач необходимо придерживаться определенного алгоритма (мотивация, выделение существенных и несущественных свойств и признаков, синтез и формулировка понятия, осмысление, усвоение, запоминание, применение) на основе правильно подобранных задач для реализации каждого этапа (практико-ориентированные; задачи на построение, удовлетворяющие указанным свойствам и признакам; задачи с развертками; задачи на распознавание геометрических объектов, принадлежащих всему объему понятия; задачи на распознавание известных свойств и выявление новых; задачи на определение родовой принадлежности; задачи на применение в различных жизненных ситуациях; задачи на систематизацию понятия). Для усиления эффекта заинтересованности и мотивации учащихся к предмету в процессе обучения следует применять информационно-коммуникационные технологии, например, динамические системы и технологии AR, VR - реальности.
Раскрыты методические аспекты по обучению учащихся решению задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов в контексте личностно-ориентированного обучения. Определено, что при обучении учащихся решению исследовательских задач следует уделять внимание на развитие таких умений как: определять цель задачи; проводить анализ условия задачи; выдвигать и формулировать гипотезу; составлять план решения задачи; проводить анализ решения задачи.
Разработана система задач на исследование свойств и признаков трапеции в рамках технологии дифференцированного обучения Н.П. Гузик «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», которые включают в себя задачи на сравнение, на отыскание зависимостей между элементами и на определение взаимоположения геометрических объектов.
Спроектирована система задач на исследование свойств и признаков пирамиды в рамках технологии творческих мастерских А.А. Окунева.
Проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующий, поисковый, формирующий), который выявил недостаточный уровень умения решать задачи на исследование свойств и признаков геометрических объектов.
Система задач на исследование свойств и признаков пирамиды апробирована на поисковом этапе педагогического эксперимента, результаты которого показывают положительную динамику в сформированности обучающих компетенций и личностных качеств учащихся экспериментального класса.
Вышеперечисленные результаты диссертационного исследования позволяют сделать вывод, что поставленные задачи решены и цель достигнута.
1. Автономова Т.В. Основные понятия и методы школьного курса геометрии: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 127 с.
2. Александров А.Д.,Вернер В.И., Рыжик А.Л. Геометрия для 10-11 классов: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни. М.: Просвещение, 2014. 255 с.
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы
теории и практики: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского
государственного университета, 1996. 216 с.
4. Алексеев В. Задачи на трапеции // Квант. - 2000. - № 6. С. 37-41.
5. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 383 с.
6. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. 22¬е изд. М.: Просвещение, 2013. 255 с.
7. Бадрушкин В.В. Применение теоремы о площади ортогональной проекции многогранника при решении стереометрических задач.URL: https://irina-litsey27.ucoz.ru/pr.pdf (дата обращения 28.05.2022 года).
8. Баранова Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02/Е.В. Баранова. - Саранск,1999.163 с.
9. Безумова О.Л., Овчинникова Р.П., Троицкая О.П. и др. Обучение геометрии с использованием возможностей GeoGebra: учебно-методическое пособие; отв. ред. О.Л. Безумова. Архангельск: КИРА, 2011. 140 с.
10. Бакитжанова Ш.А. Формирование элементов исследовательских компетенций старшеклассников на уроках математики (на примере стереометрии): дисс. .канд. пед. наук:13.00.02/ Ш.А. Бакитжанова.-Бишкек, 2017. 148 c.
11. Бериштейн С.М. Об элементах политехнизма на уроках тригонометрии // Математика в школе. 1955. № 1. С. 57-60.
12. Болтянский В.Г., Савин М. Беседы о математике. Книга 1. Дискретные объекты. М.: ФИМА, МЦНМО, 2002. 368 с.
13. Блох А.Я., Каник А.Я. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. М.: Просвещение, 1985. 336 с.
14. Большой вопрос. Категория «Наука и техника». URL:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3080422-mozhno-li-najti-ploschad-segmenta-kruga-ne-ispolzuja-ugla-sektora-i-radiusa.html (дата обращения
09.05.2022 г.).
15. Васильков В.И., Биктуганова Г.Т., Заикиана Е.С. Исследовательские задачи в курсе «Геометрия-11» А.Д. Александрова: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 152 с.
16. Виноградов И.М. Математическая энциклопедия: справочник по математике/ гл. ред. Виноградов И.М., т-3 Коо - Од - М.: «Советская энциклопедия», 1982. 1184 с.
17. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие для студентов.Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.252 с.
18. Волович М.Б. Как обеспечить эффективное усвоение определений // Математика: Еженед. учебно-методич. прил. к газете «Первое сентября». 1997. № 8. С. 1-2.
19. Вступительные экзамены в ВУЗы // Математика в школе. 1993. № 6. С. 50.
20. Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук. М.: 1998. 390 с.
21. Гузик Н.П. Учись учиться. URL:
https://search.rsl.ru/ru/search#q=Гузик%20Н.П.%20Учись%20учиться (дата
обращения 07.06.2022).
22. Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А. и др. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. В. А. Гусева. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 368 с.
23. Гусев В. Геометрия: учебник для 11 кл. естеств.-мат. направления общеобразоват. шк./В. Гусев, Ж. Кайдасов, А. Кагазбаева. - 3-е изд., перераб., доп. Алматы: Мектеп, 2015. 104 с.
24. Гусев В., Бекбоев И., Кайдасов Ж., Абдиев А. Геометрия: учебник для 10 кл. естеств. -мат. направления общеобразоват. шк. Алматы: Мектеп, 2010. 104 с.
25. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы: книга для работников в области педагогики. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
26. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 456 с.
27. Задачи по алгебре и геометрии на экзаменах ЕГЭ по математике профильного уровня. URL: https://egeprof.ru (дата обращения 15.02.2022).
28. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь: сборник статей. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
29. Зеленяк О. П. Решение задач по планиметрии. Технология алгоритмического подхода на основе задач-теорем. Моделирование в среде Turbo Pascal: пособие для учащихся, абитуриентов, студентов педвузов, учителей. Киев, Москва: ДиаСофтЮП, ДМК Пресс, 2008. 336 с.
30. Как научиться решать задачи по планиметрии // Математика. 2016. № 7-8. С. 55 - 59.
31. Карчевский В.Е. Золотое сечение в геометрических задачах. // Математика в школе. 2011. № 6 (36). С. 26.
32. Клековкин Г.А. Решение задач векторным методом: учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. 180 с.
33. Кожабаев К.Г. Научно-методические основы реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики и подготовка к ней будущего учителя: автореф. дисс. ... д-ра. пед. наук: 13.00.02. /К.Г. Кожабаев. -Алматы, 2006. 40 с.
34. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник: сборник статей. М.: Книга по требованию, 2012. - 721 с
35. Конкурсные задачи // Математика в школе. 1994. № 2. С. 69.
36. Колмогоров А.Н. Геометрия 6 класс. URL:
https://www.mathedu.ru/text/kolmogorov i dr geometriya 6 klass 1977/p0/(дата обращения 11.10.2021).
37. Колягин Ю.М., Оганесян Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика:учебноепособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / под ред. Ю.М. Колягина. М.: Просвещение, 1975. 462 с.
38. Концепция развития математического образования в Российской
Федерации (с изменениями на 08.10.2020 год). URL:
https://docs.cntd.ru/document/499067348?marker=6540IN (дата обращения
05.06.2022).
39. Кружок по геометрии // Математика. - 2018. № 01. С. 54.
40. Мамбетакунов Э.М. Методология и методы педагогических исследований: методическое пособие. Бишкек: Текмок ББ, 2015.128 с.
41. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения: монография. М.: Просвещение, 1977. 240 с.
42. Метельский Н.В. Дидактика математики: лекции по общим вопросам.URL:https: //www. mathedu. ш(дата обращения 07.01.2022).
43. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Математика профильного уровня. URL: https://ege.sdamgia.ru/problem (дата обращения 09.05.2022 г.).
44. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или ...: книга для учителя. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.304 с.
45. Орлов Л.Э. Открытые и замкнутые задачи // Математика в школе. - 1993. № 4. С. 27.
46. Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый и профил. уровни. 13-е изд. М.: «Просвещение», 2014. 175 с.
47. Подходова Н.С. Теоретические основы построения курса геометрии
1-6 классов: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. /
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.СПб 1999. 395 с.
48. Позднякова Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся основной школы в процессе обучения геометрии: дисс. .. .канд. пед. наук: 13.00.02/ Новокузнецк, 2004. 157 с.
49. Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание: пособие для учителя. М.: Издательство «Наука» 1976. 448 с.
50. Потоскует Е.В., Звавич Л.И. Геометрия. 11 кл.: задачник для общеобразовательных учреждений с углуб. и профильным изучением математики. 2-е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2004. 240 с.
51. Потоскуев Е. В., Звавич Л.И. Геометрия. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики. М.: Дрофа, 2012. 234 с.
52. Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. углубленный уровень. 10-11 классы Рабочая программа к линии УМК Е.В. Потоскуева, Л.И. Звавича: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2017. С. 68.
53. Потоскуев Е. В., Звавич Л. И., Шляпочник Л. Я. Геометрия. 11 кл.: методическое пособие к учебнику Е. В. Потоскуева, Л. И. Звавича «Геометрия. 11 класс». М.: Дрофа, 2010. 213 с.
54. Разумова О.В. Задачи повышенной трудности по геометрии. Часть II: учебно-методическое пособие. Казань: Казан. ун-т, 2012. 112 с.
55. Рогозина Т.В. Изменения в домашней учебной работе школьников в условиях перехода на ФГОС нового поколения: учеб. - метод. СПб.: изд-во ЛОИРО, 2011. 60 с.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник по общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 705 с.
57. Рязановский А.Р., Мирошин В.В. ЕГЭ 2015. Математика: решение задач: Сдаем без проблем!: пособие для учащихся. М.: Эксмо, 2014. 496 с.
58. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов, мат. спец. пед. вузов и ун-тов. М.: Просвещение, 2002. 224 с.
59. Саранцев Г.И. Методика работы с теоремой в контексте деятельностного подхода// Математика в школе. 2016. № 3. С. 42.
60. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т.М.: НИИ школьных технологий.2006. 468 с.
61. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика педагогических систем: учеб. пособ. для студентов вузов с углубленной педагогической подготовкой. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
62. Скарбич С.Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: учебное пособие; науч. ред. д-р пед. наук, проф. В.А. Далингер. 3-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2016. 194 с.
63. Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: методическое пособие. Киев.: Рад. школа, 1983. 192 с.
64. Смирнов В.А., Смирнова И.М. Геометрия с GeoGebra. Планиметрия: методическое пособие для учителя. М.: «Прометей», 2018. 206 с.
65. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 10-11 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). 5-е изд., испр. и доп. М.: Мнемозина, 2008. 288 с.
66. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрические задачи с практическим содержанием: учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: МЦНМО. 2015. 216 с.
67. Смирнова Е. С. Планиметрия: виды задач и методы их решений: Элективный курс для учащихся 9-11 классов. М.: МЦНМО, 2016. 416 с.
68. Смирнов В. А., Смирнова И.М. Геометрия. Базовый и углубленный уровни. 10 класс: методическое пособие для учителя. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. 112 с.
69. Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности//Воспитание школьников. 2003. №2. С. 2-5.
70. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С., Орлов В.В.и др. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум: учеб. пособие для студентов математ. факультетов пед. университетов: под науч. ред. В.В. Орлова. М.: Дрофа, 2007. 320 с.
71. Столяр А.А. Педагогика математики: учебное пособие/ А.А. Столяр. - Минск.: Высшая школа, 1974. 368 с.
72. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов. М.: «Академия», 1998. 288 с.
73. Уметский В.А. О методике проверки и учета знаний учащихся // Математика в школе. 1959. - № 01. С. 86-89.
74. Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: дис. ... канд. пед. наук. ... д-ра пед. наук. наук. М, 1998. 363 с.
75. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://fgos.ru (дата обращения 21.05.22).
76. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
77. Фридман Л.М. Учитесь учиться математике: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
78. Харламова С.А. Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов //Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 58-61.
79. Харламова С.А. Методика проведения диагностики обучающихся для выделения специализированных групп личностно-ориентированной подготовки по математике //Вестник магистратуры. 2019. № 12 (99). С. 69-72.
80. Харламова С.А. Методические особенности изучения темы «Задачи на исследование свойств и признаков пирамиды» в школьном курсе математики на основе интегральной технологии // Вестник магистратуры. 2020. № 3 (102). С. 98-104.
81. Харламова С.А. Принципы личностно-ориентированно обучения при формировании исследовательских умений по // «Студенческие Дни науки в ТГУ - 2022»: научно-практическая конференция (Тольятти, 4-29 апреля 2022 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2022.
82. Харламова С.А., Кузнецова О.А. Применение динамической системы
«GeoGebra» для решения планиметрических задач на исследование свойств и признаков геометрических объектов Теоретико-методологические аспекты преподавания математики в современных условиях: материалы V
Международной научно-практической конференции, 04-05 мая 2022 г.,
г. Луганск. ГОУ ВОЛНР «Луганский государственный педагогический университет». - Луганск, 2022.
83. Чупрова О.С. Решение стереометрических задач по теме
«Пирамида». URL: https://textarchive.ru/c-1630401.html (обращение
28.04.2022).
84. Шарыгин И.Ф., Гордин Р.К. Сборник задач по геометрии. 500 задач с ответами: пособие для учащихся.М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ». 2001. 400 с.
85. Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А., Жумабаев Р.Н., Маделханов С.С. Геометрия: учебник для 11 класса общеобразоват. шк. ест.-мат. направления. Алматы: Атамура. 2020. 192 с.
86. Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А., Жумабаев Р.Н. Геометрия: учебник для 10 класса общеобразоват. шк.Алматы: Атамура. 2019. 112 с.
87. Шыныбеков А.Н. Геометрия: учебник для 8 класса общеобразоват. шк. 4-е изд. Алматы: Атамура. 2016.136 с.
88. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе: книга для учителя.М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
89. Maslow A. H. (1943). A theory of human motivation. Psychological Review. 50(4), pp. 370-396.
90. Rogers C. (1951). Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. London: Constable.
91. Michael KM and Marc S2013 =The Area of a Triangle is 1800 C ‘- An Analysis of Learners' Idiosyncratic Geometry Responses through the Lenses of Vygotsky's Theory of Concept Formation A frican Journal of Research in Mathematics, Science and Technology Education, 17 (1-2) pp. 83-93.
92. McLeod S. A. (2014). Carl Rogers. Retrieved from https://www.simplypsychology.org/maslow.html.
93. Schoenfeld A H 2013 Reflection on Problem Solving Theory and Practice the Mathematic Enthusiast 10 (1) pp. 9-34.
94. Van de Walle J A, Karp K S and Bay-William J M 2013Elementary and Middle School Mathematics: Teaching Developmentally (New Jersey: Pearson Education Inc).