Законы и подзаконные правовые акты (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
|
Введение 3
Глава 1. Юридическая сущность закона 6
1.1 Определение закона как источника права и его признаки 6
1.2 Классификация закона: общая характеристика 9
Глава 2. Юридическая сущность подзаконного правового акта 13
2.1 Понятие подзаконного правового акта, его характерные черты 13
2.2 Виды подзаконного правового акта 16
Глава 3. Правовая связь закона и подзаконного правового акта 19
3.1 Соотношение закона и подзаконного правового акта 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Глава 1. Юридическая сущность закона 6
1.1 Определение закона как источника права и его признаки 6
1.2 Классификация закона: общая характеристика 9
Глава 2. Юридическая сущность подзаконного правового акта 13
2.1 Понятие подзаконного правового акта, его характерные черты 13
2.2 Виды подзаконного правового акта 16
Глава 3. Правовая связь закона и подзаконного правового акта 19
3.1 Соотношение закона и подзаконного правового акта 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Каждые отношения регулируются определенными правилами, присущими каждому виду отношений. Отклонение от установленных правил указывает на их нарушение. Свод правил, как правило, называют таким термином как «закон».
Следует указать на то, что термин «закон» кардинально отличается от термина «право». Не следует говорить об этих двух институтах, как об одном целом. История развития права взяла свое начало с момента возникновения государства, а закон появился намного позже, тогда, когда возникла необходимость в упорядочении установленных в обществе правил поведения.
Нельзя не отметить, что в настоящее время не существует определенного понятия термина «закон». В нормативно-правовых актах, также не дается его понятия. На протяжении уже многих лет ученые-юристы ведут острые дискуссии о понятии термина «закон», однако до сегодняшнего дня нет единого понятия указанного термина. Именно поэтому данная тема является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности государства и общества, которые должны следовать установленному законом и подзаконными актами порядку.
Предметом данной работы является понятие и правовая связь закона, как основного источника права и соответствующих подзаконных актов.
Целью настоящей работы является исследование законов и подзаконных правовых актов.
Для достижения заявленной цели работы поставлены следующие основные задачи:
определить понятие закона как источника права и его признаки;
дать общую характеристику классификации закона;
рассмотреть понятие подзаконного правового акта, его характерные черты;
исследовать виды подзаконного правового акта;
провести анализ соотношения закона и подзаконного правового акта.
Теоретическая основа исследования представлена трудами авторов, посвятивших их исследованию указанных выше вопросов, среди которых, можно, в частности, выделить работы таких известных специалистов, как: С.С. Алексеев, Е.В. Васьковский, Н.А. Власенко, Д.А. Керимов, А.Б. Лисюткин, А. Нашиц, А.С. Пиголкин, В.М. Сырых, P.O. Халфина, а также и многих других исследователей. Обратим также внимание, что характеризуя в целом степень исследованности рассматриваемой темы, можно оценить ее как недостаточную, даже не смотря на внушительный объем научных разработок так и ли иначе затрагивающих рассматриваемые нами вопросы.
Нормативная база представлена Конституцией РФ, кодифицированными актами РФ, федеративными договорами и постановлениями правительств субъектов РФ.
Методологическая основа исследования состоит из следующих методов познания: общенаучный диалектический метод познания; формально-логический, сравнительно-правовой, системный, конкретно-социологических исследований, функционального анализа, прочие методы научного познания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, которые в совокупности содержат в себе три главы, включающих пять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Следует указать на то, что термин «закон» кардинально отличается от термина «право». Не следует говорить об этих двух институтах, как об одном целом. История развития права взяла свое начало с момента возникновения государства, а закон появился намного позже, тогда, когда возникла необходимость в упорядочении установленных в обществе правил поведения.
Нельзя не отметить, что в настоящее время не существует определенного понятия термина «закон». В нормативно-правовых актах, также не дается его понятия. На протяжении уже многих лет ученые-юристы ведут острые дискуссии о понятии термина «закон», однако до сегодняшнего дня нет единого понятия указанного термина. Именно поэтому данная тема является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности государства и общества, которые должны следовать установленному законом и подзаконными актами порядку.
Предметом данной работы является понятие и правовая связь закона, как основного источника права и соответствующих подзаконных актов.
Целью настоящей работы является исследование законов и подзаконных правовых актов.
Для достижения заявленной цели работы поставлены следующие основные задачи:
определить понятие закона как источника права и его признаки;
дать общую характеристику классификации закона;
рассмотреть понятие подзаконного правового акта, его характерные черты;
исследовать виды подзаконного правового акта;
провести анализ соотношения закона и подзаконного правового акта.
Теоретическая основа исследования представлена трудами авторов, посвятивших их исследованию указанных выше вопросов, среди которых, можно, в частности, выделить работы таких известных специалистов, как: С.С. Алексеев, Е.В. Васьковский, Н.А. Власенко, Д.А. Керимов, А.Б. Лисюткин, А. Нашиц, А.С. Пиголкин, В.М. Сырых, P.O. Халфина, а также и многих других исследователей. Обратим также внимание, что характеризуя в целом степень исследованности рассматриваемой темы, можно оценить ее как недостаточную, даже не смотря на внушительный объем научных разработок так и ли иначе затрагивающих рассматриваемые нами вопросы.
Нормативная база представлена Конституцией РФ, кодифицированными актами РФ, федеративными договорами и постановлениями правительств субъектов РФ.
Методологическая основа исследования состоит из следующих методов познания: общенаучный диалектический метод познания; формально-логический, сравнительно-правовой, системный, конкретно-социологических исследований, функционального анализа, прочие методы научного познания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, которые в совокупности содержат в себе три главы, включающих пять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
На основе проведенного исследования, мы установили, что закон, это, нормативно-правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, фиксирующий установленные правила поведения в обществе и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Соответственно, к признакам закона можно отнести следующие:
1) принимается только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
2) имеет юридическую силу, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону: никто не вправе отменить или заменит закон, кроме органа, который его издал.
3) регулирует наиболее важные основополагающие отношения. В законах закреплены общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.
4) содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
5) принимается в особом процессуальном порядке.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.
Подзаконный нормативный правовой акт - это вид нормативного правового акта, обладающий самостоятельной юридической силой, принимаемый (издаваемый) субъектом подзаконного регулирования в рамках своей компетенции на основе и во исполнение закона, в целях его развития и содержащий (либо может содержать) как первичные, так и вторичные правовые нормы.
В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.
К основным признакам подзаконных актов можно отнести следующие:
принимаются на основании и во исполнение законов, не противоречат их предписаниям;
воспроизводят, дополняют, конкретизируют нормы закона;
характеризуются упрощенным порядком принятия и введения в действие;
их юридическая сила предопределяется нормативно закрепленным положением определенного органа, издающим эти акты, в системе государственного механизма (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.);
отличаются возможностью, в сравнении с законом, быстрее реагировать на существенные изменения действительности;
характеризуются неоднородностью, различными наименованиями (указ, постановление), различной юридической силой, формами издания.
Многообразие видов и постоянный рост числа подзаконных актов, широта форм их выражения требуют своевременного теоретического осмысления и выработки надлежащей научно обоснованной правовой политики в области совершенствования системы подзаконных актов.
В завершение подчеркнем, что на основе анализы многочисленных формулировок, закрепляющих нормативное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта, нормы подзаконных нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованы с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними.
Только единая, лишенная противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.
Соответственно, к признакам закона можно отнести следующие:
1) принимается только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
2) имеет юридическую силу, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону: никто не вправе отменить или заменит закон, кроме органа, который его издал.
3) регулирует наиболее важные основополагающие отношения. В законах закреплены общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.
4) содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
5) принимается в особом процессуальном порядке.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.
Подзаконный нормативный правовой акт - это вид нормативного правового акта, обладающий самостоятельной юридической силой, принимаемый (издаваемый) субъектом подзаконного регулирования в рамках своей компетенции на основе и во исполнение закона, в целях его развития и содержащий (либо может содержать) как первичные, так и вторичные правовые нормы.
В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.
К основным признакам подзаконных актов можно отнести следующие:
принимаются на основании и во исполнение законов, не противоречат их предписаниям;
воспроизводят, дополняют, конкретизируют нормы закона;
характеризуются упрощенным порядком принятия и введения в действие;
их юридическая сила предопределяется нормативно закрепленным положением определенного органа, издающим эти акты, в системе государственного механизма (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.);
отличаются возможностью, в сравнении с законом, быстрее реагировать на существенные изменения действительности;
характеризуются неоднородностью, различными наименованиями (указ, постановление), различной юридической силой, формами издания.
Многообразие видов и постоянный рост числа подзаконных актов, широта форм их выражения требуют своевременного теоретического осмысления и выработки надлежащей научно обоснованной правовой политики в области совершенствования системы подзаконных актов.
В завершение подчеркнем, что на основе анализы многочисленных формулировок, закрепляющих нормативное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта, нормы подзаконных нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованы с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними.
Только единая, лишенная противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.
Подобные работы
- Государственная служба как правовой, социальный и организационный институт публичной власти (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Воронежский филиал))
Курсовые работы, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Действие нормативных правовых актов (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Опека и попечительство в системе социального обеспечения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Среднерусский институт управления))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Административно-правовой статус государственных служащих (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Московский областной филиал))
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРАВА И ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Опубликование и вступление в силу нормативно правовых актов (Юридическая техника, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование государственных услуг, предоставляемых многофункциональными центрами в субъектах Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовые основы организации государственного управления имуществом Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (северо-западный филиал))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Сибирский институт управления))
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



