Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации подготовки детей к обучению в школе 7
1.1 Анализ проблемы организации подготовки детей к обучению в
школе 7
1.2 Особенности формирования готовности к школе у детей старшего
дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование организации подготовки детей к обучению в школе 37
2.1 Выявление уровня готовности детей к обучению в школе 37
2.2 Реализация экспериментальных педагогических условий
формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 43
2.3 Динамика уровня готовности к школе детей 51
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Методика «Последовательные картинки» 62
Приложение Б Методика «Перцептивное моделирование» 63
Приложение В Методика «Нелепицы» 64
Приложение Г Методика «Что здесь лишнее?»
В процессе реализации учебно-воспитательных задач современного образования начальная школа призвана стать фундаментом, на котором строится усвоение системы научных понятий. Она является важным этапом в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании их творческих способностей, самостоятельности в обучении, в направлении учебной деятельности детей. Роль дошкольного учебного заведения определяется потребностью подготовки детей к новой учебной деятельности, а именно подготовки к школе.
Материалы проведенных научных исследований в области физиологии, психологии и педагогики, освещающих различные аспекты проблемы подготовки ребенка к школе, преемственности в учебно-воспитательной работе дошкольной организации и школы и адаптации ребенка к новым для него условиям жизни (Д.В. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.С. Волков, В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова, Т.В. Леденева, М.Л. Федотова, Т.А. Померанцева и др.), дают основание сделать предположение о том, что, при условии соответственно организованного учебно-воспитательного процесса, дети старшего дошкольного возраста могут усвоить содержание, овладеть мыслительными операциями и приобрести такие морально-волевые и физические качества, которые, будучи стартовыми в школьном обучении, дают возможность им в первом классе пройти успешную адаптацию к школе и успешно осваивать программный материал различных уровней сложности.
Для обеспечения эффективной адаптации ребенка к школьному обучению одной из важнейших задач предшкольного обучения в семье и дошкольной организации, а также в системе дополнительного образования детей до поступления их в школу является организация процесса подготовки детей к школьному обучению, которое основывается на понимании содержания, структуры и критериев готовности к школе.
Целью данной работы является организации процесса подготовки детей предшкольного возраста к обучению в школе на основе разработанных педагогических условий.
Объект исследования: процесс подготовки детей предшкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия подготовки детей к обучению в школе.
Гипотеза исследования: организация подготовки детей к обучению в школе будет осуществляться эффективно, если реализовать комплекс педагогических условий:
- организовать совместную деятельность детей и взрослых в форме сотрудничества;
- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
- использовать игровую деятельность;
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- проводить занятия по подготовке к школе систематически, без больших перерывов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации подготовки детей к обучению в школе.
2. Выявить уровень готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать содержание педагогических условий организации процесса подготовки детей к обучению в школе.
4. Реализовать педагогические условия организации процесса подготовки детей к обучению в школе и доказать их эффективность.
Основные методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта;
2) эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа.
3) методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования: в работе рассматривается логическое мышление как показатель готовности к школе детей предшкольного возраста, впервые изучено влияние использования математического уголка в индивидуальной подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с низким и средним уровнем логического мышления.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе дается анализ проблемы организации подготовки детей к школе, описываются особенности формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе описывается методика выявления уровня готовности детей к обучению в школе, анализ результатов их проведения, и опытно-поисковая работа по организации процесса подготовки школе старших дошкольников.
Список используемой литературы состоит из 38 позиций. Объём работы составляет 61 страницу.
Готовность старшего дошкольника к школе является важной социально-педагогической проблемой и ее решение связано с четким определением целей, задач и принципов организации обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Немаловажно и то, что нужно учитывать психологические, физиологические, социально-педагогические и
внутрисемейные факторы.
Под готовностью к школе понимается достаточный уровень психического, физиологического и социального развития ребенка.
Готовность к школе в значительной мере зависит от желания ребенка учиться. Развитие познавательных интересов дошкольников, формирование положительного отношения детей к обучению удается только путем оптимального сочетания усилий дошкольного учебного заведения, семьи и школы. Это требует, в частности, создание условий, приближенных к школьным.
Одним их показателей готовности ребенка к школе является уровень развития его мышления. Процесс мышления очень важен для развития человеческой личности. Он позволяет овладеть знаниями о предметах окружающего мира, действиях и явлениях, связанными с этими предметами. В период дошкольного детства на основе наглядно-действенного мышления начинает складываться наглядно-образное мышление, а затем и словесно-логическое. При этом формируются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация, служащие «инструментом познания».
Для эффективного формирования мыслительной деятельности необходимо целенаправленное организованное обучение, чему способствует предметно-развивающая среда ДОО, особенно применение средств для формирования совместных игр дошкольников и исследовательской зоны.
Целью практической части данной работы являлась организация процесса развития логического мышления старших дошкольников как элемента их подготовки к школе. Эффективность использования такой организации процесса подготовки к школе оценивали по изменению уровня развития логического мышления старших дошкольников экспериментальной группы.
Организованный нами процесс подготовки к школе включал следующие элементы:
- проведение специально организованных занятий под руководством воспитателя дважды в неделю с использованием дидактических игр и развивающей среды;
- ежедневная работа в математическом уголке;
- дополнительные занятия для детей с низким уровнем развития мыслительных процессов.
После проведения ряда занятий по исследовательской деятельности и активное использование в процессе игровой деятельности развивающей среды было проведено повторное исследование.
Сопоставительный анализ полученных данных результатов всех диагностирующих методик показал, что у дошкольников экспериментальной группы уровень подготовки к школе значительно повысился. Так, количество детей с высоким уровнем подготовки к школе составило 70 %. У них сформирована способность к установлению отношения между элементами системы и переносу этого отношения на другую задачу. Установлено, что количество детей со средним уровнем подготовки к школе составило 30 %, у них мыслительная деятельность сформирована на достаточном уровне. Детей с низким уровнем подготовки к школе в экспериментальной группе выявлено не было.
Таким образом, гипотеза исследования доказана.
1. Акимова О.В. Современные средства развития речевых навыков дошкольников при подготовке к школе // Начальная школа. 2018. N 7. С. 18-21.
2. Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как
психологическая проблема. М.: Просвещение, 1951. 28 с.
3. Брофман, В.В. Школа Вегнера // Современное школьное
образование. Теория и практика. 2010. N 1. С. 13-16.
4. Вершинина Н.В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. N 4. С. 23-26.
5. Волков Б.С. Возрастная психология: От младшего школьного возраста до юношества. М.: ВЛАДОС, 2008. 343 с.
6. Выготский Л.С. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. М.: Наука, 1999. 230 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.
8. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.Г. Развитие мыслительных операций старших дошкольников на этапе подготовки к школе // Нижегородское образование. 2016. N 2. С. 65-71.
9. Дейниченко Л.Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности. М.: МГОУ, 2013. 241 с.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 434 с.
11. Есеманова А.Р. Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе // Вестник Омского регионального института. 2019. N 3. С. 106-111.
12. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Академия, 2011. 432 с.
13. Кисова В.В. Психодиагностическая модель изучения саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. N 2. С. 114-120.
14. Копнина Т.И. Сюжетные картинки, как основа формирования устной речи дошкольников (из опыта работы по подготовке детей к школе) // Вестник научных конференций. 2017. N 3-4. С. 44-45.
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к общению в школе. М.: Академия, 2011. 152 с.
16. Кузиева З.Э. Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе // Вестник современной науки. 2017. N 3-2. С. 57-59.
17. Лебеденко О.А. Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе // Гуманитарные науки. 2019. N 1. С. 168-173.
18. Леденева Т.В. Проблемы подготовки дошкольников к обучению в школе //Вестник научных конференций. 2016. N 11-4. С. 61-64.
19. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН РСФСР, 1948. 132 с.
20. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М.: Наука, 2012. 450 с.
21. Лубовский Д.В. Школьная готовность детей: виды и соотношение с длительностью подготовки к школе // Психологическая наука и образование. 2019. N 3. С. 43-51.
22. Мартыненко И.В. Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. N 49-1. С. 55-60.
23. Мелихова Г.И., Карасева Т.И. В школу с игрой (о проблемах преемственности ДОУ и СШ по подготовке дошкольника к учебной деятельности) // Региональное образование: современные тенденции. 2019. N 1. С. 95-97.
24. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания. М.: Академия, 2013. 208 с.
25. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2016. 128 с.
26. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 2010. 175 с.
27. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2002. 640 с.
28. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике, 2013. 120 с.
29. Петрова Т.Н. Дидактическая игра как средство подготовки детей к школе в рамках идеи преемственности дошкольного и начального образования // Современные научные исследования и разработки. 2017. N 8. С. 771-774.
30. Померанцева Т.А. Особенности развития и обучения дошкольников на этапе подготовки к школе // Детский сад от А до Я. 2018. N 6. С. 18-25.
31. Радуга. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования [Электронный ресурс] / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. URL: http: //www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Raduga.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
32. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. М.: ФЛИНТА, 2013. 128 с.
33. Тиликина Г.К. Снижение уровня тревожности дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе // Гуманитарное пространство. 2018. N 3. С. 465-471.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL:http: //www. edu.ra/db-minobr/mo/Data/d i3/rn li55.pdf(дата обращения: 21.11.2019).
35. Федотова М.Л. Актуальные проблемы и условия организации процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях образовательного комплекса // Синергия Наук. 2018. N 27. С. 661-672.
36. Шалагинова К.С. Психологическое сопровождение старших дошкольников, испытывающих трудности внимания в период подготовки к школе: опыт разработки и реализации // Мир педагогики и психологии. 2017. N 1. С. 60-72.
37. Щеглова А.В., Федосеева Е.С. Основы речевой подготовки к школе детей 6-7 лет // Научно-практические исследования. 2017. N 8. С. 194-196.
38. Эльконин Д.В. Детская психология. М.: Академия, 2011. 384 с.