Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
|
Введение 4
Глава 1. Конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинской помощи 7
1.1. Здоровье человека как объект правового регулирования 7
1.2. Медицинское законодательство на современном этапе 9
1.3Обязанности граждан в сфере охраны здоровья 12
1.4.Правоотношения по получению и оказанию бесплатной медицинской помощи: субъекты и содержание 15
Глава 2. Актуальные проблемы реализации прав и обязанностей по охране здоровья и медицинской помощи в РФ 20
2.1. Гарантии реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь 20
2.2.Механизм защиты конституционного права и исполнения конституционных обязанностей по охране здоровья и медицинской помощи 22
2.3.Судебная практика в сфере реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 26
2.4. Перспективные направления совершенствования правового регулирования в сфере реализации прав и обязанностей граждан по охране здоровья 28
Заключение 33
Список используемых источников 37
Глава 1. Конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинской помощи 7
1.1. Здоровье человека как объект правового регулирования 7
1.2. Медицинское законодательство на современном этапе 9
1.3Обязанности граждан в сфере охраны здоровья 12
1.4.Правоотношения по получению и оказанию бесплатной медицинской помощи: субъекты и содержание 15
Глава 2. Актуальные проблемы реализации прав и обязанностей по охране здоровья и медицинской помощи в РФ 20
2.1. Гарантии реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь 20
2.2.Механизм защиты конституционного права и исполнения конституционных обязанностей по охране здоровья и медицинской помощи 22
2.3.Судебная практика в сфере реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 26
2.4. Перспективные направления совершенствования правового регулирования в сфере реализации прав и обязанностей граждан по охране здоровья 28
Заключение 33
Список используемых источников 37
Целью курсовой работы является определение перспективных направлений совершенствования системы правового регулирования механизма реализации конституционного права и исполнения обязанностей граждан в сфере охраны здоровья.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующий перечень задач:
1. определить значение понятие «здоровье» как правовой категории;
2. изучить основные законодательные акты в данной области;
3. проанализировать обязанности граждан в сфере охраны здоровья;
4. исследовать порядок получения бесплатной медицинской помощи;
5. изучить гарантии реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
6. ознакомиться с механизмом защиты конституционного права и исполнения конституционных обязанностей по охране здоровья и медицинской помощи;
7. проанализировать материалы судебной практики по исследуемой теме курсовой работы;
8. определить перспективные направления совершенствования законодательства в сфере реализации прав и обязанностей граждан по охране здоровья.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, связанные с реализацией прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие реализацию прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья.
Для выполнения курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, логического анализа. Методы индукции и дедукции позволяют сформулировать определенные выводы по теме исследования.
Информационной базой выполнения курсовой работы стали учебники и учебные пособия по праву социального обеспечения, по конституционному праву, по гражданскому праву. Также были изучены статьи в периодических изданиях, отражающие теоретические и практические аспекты реализации прав и исполнения обязанностей граждан в сфере охраны здоровья. Для написания практической части были использованы материалы судебной практики.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, ФЗ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», ФЗ №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
Эмпирической основой исследования стали материалы судебной практики, в частности Решение Полесского районного суда Калининградской области, Решение Советского районного суда Калининградской области, Решение Неманского городского суда Калининградской области.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть состоит из двух глав.
Первая глава курсовой работы раскрывает понятие категории здоровья, основы правового регулирования. В данной главе представлено изучение содержания обязанностей граждан в сфере охраны здоровье и изучено право на получение бесплатной медицинской помощи.
Вторая глава носит практический характер и содержит исследование реализации конституционного права на охрану здоровья и порядка исполнения обязательств в сфере охраны здоровья. В данной главе представлено изучение материалов судебной практики по Калининградской области. По результатам исследования определены перспективные направления совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья.
Завершают работу заключение и список использованных источников.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующий перечень задач:
1. определить значение понятие «здоровье» как правовой категории;
2. изучить основные законодательные акты в данной области;
3. проанализировать обязанности граждан в сфере охраны здоровья;
4. исследовать порядок получения бесплатной медицинской помощи;
5. изучить гарантии реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
6. ознакомиться с механизмом защиты конституционного права и исполнения конституционных обязанностей по охране здоровья и медицинской помощи;
7. проанализировать материалы судебной практики по исследуемой теме курсовой работы;
8. определить перспективные направления совершенствования законодательства в сфере реализации прав и обязанностей граждан по охране здоровья.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, связанные с реализацией прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие реализацию прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья.
Для выполнения курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, логического анализа. Методы индукции и дедукции позволяют сформулировать определенные выводы по теме исследования.
Информационной базой выполнения курсовой работы стали учебники и учебные пособия по праву социального обеспечения, по конституционному праву, по гражданскому праву. Также были изучены статьи в периодических изданиях, отражающие теоретические и практические аспекты реализации прав и исполнения обязанностей граждан в сфере охраны здоровья. Для написания практической части были использованы материалы судебной практики.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, ФЗ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», ФЗ №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
Эмпирической основой исследования стали материалы судебной практики, в частности Решение Полесского районного суда Калининградской области, Решение Советского районного суда Калининградской области, Решение Неманского городского суда Калининградской области.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть состоит из двух глав.
Первая глава курсовой работы раскрывает понятие категории здоровья, основы правового регулирования. В данной главе представлено изучение содержания обязанностей граждан в сфере охраны здоровье и изучено право на получение бесплатной медицинской помощи.
Вторая глава носит практический характер и содержит исследование реализации конституционного права на охрану здоровья и порядка исполнения обязательств в сфере охраны здоровья. В данной главе представлено изучение материалов судебной практики по Калининградской области. По результатам исследования определены перспективные направления совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья.
Завершают работу заключение и список использованных источников.
На основании изученного в рамках курсовой работы материала, были получены следующие выводы.
1.Здоровье представляет собой социальное право человека, высшую его ценность. Здоровье может выступать объектом гражданских прав, соответственно здоровью может быть причинен определенный ущерб. Здоровье – это индивидуальная характеристика и она принадлежит исключительно правообладателю. Здоровье представляет собой нематериальное благо, однако оно неразрывно связано с физическим носителем (непосредственно с индивидом). Правом на здоровье обладает каждый человек независимо от возраста, пола и других критериев.
2.Вопросы охраны здоровья выступают объектом правового регулирования Конституции РФ и целого ряда нормативно-правовых актов в области медицинского законодательства. Конституция РФ гарантирует право на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Конституционное право на охрану и защиту здоровья потребовало принятие соответствующих федеральных законов. Одним из основных законодательных актов, регулирующих права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья, является ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Вопросы распределения денежных средств определены в ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Медицинское законодательство включает в себя также и ряд других нормативных актов, регулирующих практические аспекты защиты конструкционного права на охрану здоровья.
3.В результате анализа обязанностей граждан в сфере охраны здоровья следует сделать вывод о том, что перечень обязанностей закреплён в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан». Данный нормативно-законодательный акт определяет необходимость проведения регулярных медицинских осмотров. Однако ответственность данный нормативно-правовой акт за непрохождение медицинских осмотров или медицинских обследований для людей, страдающих определенными заболеваниями, не предусматривает. Большинство работающих граждан проходят медицинские осмотры по инициативе работодателя, для безработных граждан или для сотрудников, где медицинский осмотр не обязателен, остается открытым вопрос регулярного прохождения медосмотров и исполнения обязанностей в сфере охраны здоровья. Это говорит о необходимости внесения соответствующих изменений в ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» в целях исключения декларативного характера обозначенных обязанностей. Обязанности закреплены также в федеральном законе № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». В данном законодательном акте определено, что каждый гражданин должен иметь полис обязательного медицинского страхования и предъявить его в случае обращения в медицинскую организацию. До настоящего момента остается открытым вопрос исполнения обязательств, определенных врачом в целях лечения или профилактики отдельных заболеваний. Предполагается обязанность неукоснительного исполнения пациентом предписаний врача в целях получения должного результата. На практике, граждане не всегда соблюдают предписания врача, что также может негативно отразиться на состоянии здоровья. Вопрос исполнения обязанностей граждан в сфере охраны здоровья остается открытым и нерешенным.
4. При оказании бесплатной медицинской помощи возникают определенные медицинские правоотношения. Все граждане РФ в рамках обязательного медицинского страхования на основании полиса имеют право на получение необходимой, своевременной и полной медицинской помощи. Субъектами данных правоотношений являются субъекты, оказывающие медицинскую помощь, и субъекты, получающую такую помощь. Фактически, на практике субъектами медицинских правоотношений являются врачи (медицинские учреждения) и пациенты. Реализация медицинских правоотношений осуществляется на основании юридического равенства сторон, каждая сторон имеет определенный объем прав и обязанностей. Реализация медицинских правоотношений гарантирует получение должного уровня медицинской помощи независимо от заболевания. В рамках медицинских правоотношений физическое лицо имеет право выбирать медицинское учреждение и лечащего врача. Субъектами медицинских правоотношений выступают пациент и медицинская организация.
5. Конституционное право на охрану здоровья заключается не только в получении бесплатной медицинской помощи своевременно и в полном, необходимом объеме, но также и предполагает обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, реализацию права на санаторно-курортное лечение и прочие аспекты, способствующие укреплению собственного уровня здоровья.
6. Механизм реализации прав и исполнения обязанностей в сфере охраны здоровья на сегодняшний день сталкивается с рядом проблем. С одной стороны, можно говорить о том, что государство не справляется в полном объеме с нагрузкой, оказывает далеко не всегда качественную медицинскую помощь в полном объеме. Развитие платных медицинских услуг осложняет реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья. сегодня необходимо не только совершенствование и развитие законодательной базы, но и решение целого ряда организационных аспектов. Развитие системы здравоохранения должно быть направлено на решение финансовой проблемы, низкой квалификации специалистов, на решение проблемы оказания медицинской помощи в отдаленных и труднодоступных районах.
7. Анализ материалов судебной практики позволяет признать, что конституционное право на охрану здоровье достаточно широко и реализуется комплексно. Актуальной проблемой является проблема оценки качества медицинских услуг, проблема определения величины морального ущерба. На законодательном уровне требуется закрепить конкретный перечень критериев оценки качества оказания медицинской помощи.
8. Совершенствование законодательной базы должно быть направлено на решение ряда проблем. Во-первых, требуется совершенствование мер ответственности за неисполнение обязательств в сфере охраны здоровья. Во-вторых, требуется внесения соответствующих изменений в нормативные акты в связи с развитием цифровых и информационных технологий. Требуется обозначить, что наряду с электронными инструментами должны сохраняться и традиционные приемы оказания медицинской помощи. Например, запись на прием к врачу не должен быть полностью автоматизирован. В-третьих, организация системы здравоохранения также требует развития в части финансирования медицинских учреждений за счет поиска альтернативных решений. Примером может стать государственно-частное партнерство. Необходимо решить кадровый вопрос, вопросы регулярного и систематического повышения квалификации кадров медицинских учреждений. Актуальным остается вопрос оказания медицинской помощи в отдаленных и труднодоступных территориях. В данном ключе жители отдалённых сельских территорий фактически лишаются права оказания своевременной и квалифицированной медицинской помощи.
Итак, современный механизм реализации прав и исполнения обязанностей граждан в сфере охраны здоровья требует совершенствования и развития. На основании проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации:
1. Определить меры ответственности в отношении медицинских учреждений за отражение недостоверной информации в медицинских картах.
2. Установить ответственность граждан за несоблюдение обязанностей в сфере охраны здоровья путем внесения изменений в статью 37 федерального закона №323-ФЗ
3. Закрепить критерии определения качества оказания медицинских услуг на законодательном уровне.
1.Здоровье представляет собой социальное право человека, высшую его ценность. Здоровье может выступать объектом гражданских прав, соответственно здоровью может быть причинен определенный ущерб. Здоровье – это индивидуальная характеристика и она принадлежит исключительно правообладателю. Здоровье представляет собой нематериальное благо, однако оно неразрывно связано с физическим носителем (непосредственно с индивидом). Правом на здоровье обладает каждый человек независимо от возраста, пола и других критериев.
2.Вопросы охраны здоровья выступают объектом правового регулирования Конституции РФ и целого ряда нормативно-правовых актов в области медицинского законодательства. Конституция РФ гарантирует право на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Конституционное право на охрану и защиту здоровья потребовало принятие соответствующих федеральных законов. Одним из основных законодательных актов, регулирующих права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья, является ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Вопросы распределения денежных средств определены в ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Медицинское законодательство включает в себя также и ряд других нормативных актов, регулирующих практические аспекты защиты конструкционного права на охрану здоровья.
3.В результате анализа обязанностей граждан в сфере охраны здоровья следует сделать вывод о том, что перечень обязанностей закреплён в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан». Данный нормативно-законодательный акт определяет необходимость проведения регулярных медицинских осмотров. Однако ответственность данный нормативно-правовой акт за непрохождение медицинских осмотров или медицинских обследований для людей, страдающих определенными заболеваниями, не предусматривает. Большинство работающих граждан проходят медицинские осмотры по инициативе работодателя, для безработных граждан или для сотрудников, где медицинский осмотр не обязателен, остается открытым вопрос регулярного прохождения медосмотров и исполнения обязанностей в сфере охраны здоровья. Это говорит о необходимости внесения соответствующих изменений в ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» в целях исключения декларативного характера обозначенных обязанностей. Обязанности закреплены также в федеральном законе № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». В данном законодательном акте определено, что каждый гражданин должен иметь полис обязательного медицинского страхования и предъявить его в случае обращения в медицинскую организацию. До настоящего момента остается открытым вопрос исполнения обязательств, определенных врачом в целях лечения или профилактики отдельных заболеваний. Предполагается обязанность неукоснительного исполнения пациентом предписаний врача в целях получения должного результата. На практике, граждане не всегда соблюдают предписания врача, что также может негативно отразиться на состоянии здоровья. Вопрос исполнения обязанностей граждан в сфере охраны здоровья остается открытым и нерешенным.
4. При оказании бесплатной медицинской помощи возникают определенные медицинские правоотношения. Все граждане РФ в рамках обязательного медицинского страхования на основании полиса имеют право на получение необходимой, своевременной и полной медицинской помощи. Субъектами данных правоотношений являются субъекты, оказывающие медицинскую помощь, и субъекты, получающую такую помощь. Фактически, на практике субъектами медицинских правоотношений являются врачи (медицинские учреждения) и пациенты. Реализация медицинских правоотношений осуществляется на основании юридического равенства сторон, каждая сторон имеет определенный объем прав и обязанностей. Реализация медицинских правоотношений гарантирует получение должного уровня медицинской помощи независимо от заболевания. В рамках медицинских правоотношений физическое лицо имеет право выбирать медицинское учреждение и лечащего врача. Субъектами медицинских правоотношений выступают пациент и медицинская организация.
5. Конституционное право на охрану здоровья заключается не только в получении бесплатной медицинской помощи своевременно и в полном, необходимом объеме, но также и предполагает обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, реализацию права на санаторно-курортное лечение и прочие аспекты, способствующие укреплению собственного уровня здоровья.
6. Механизм реализации прав и исполнения обязанностей в сфере охраны здоровья на сегодняшний день сталкивается с рядом проблем. С одной стороны, можно говорить о том, что государство не справляется в полном объеме с нагрузкой, оказывает далеко не всегда качественную медицинскую помощь в полном объеме. Развитие платных медицинских услуг осложняет реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья. сегодня необходимо не только совершенствование и развитие законодательной базы, но и решение целого ряда организационных аспектов. Развитие системы здравоохранения должно быть направлено на решение финансовой проблемы, низкой квалификации специалистов, на решение проблемы оказания медицинской помощи в отдаленных и труднодоступных районах.
7. Анализ материалов судебной практики позволяет признать, что конституционное право на охрану здоровье достаточно широко и реализуется комплексно. Актуальной проблемой является проблема оценки качества медицинских услуг, проблема определения величины морального ущерба. На законодательном уровне требуется закрепить конкретный перечень критериев оценки качества оказания медицинской помощи.
8. Совершенствование законодательной базы должно быть направлено на решение ряда проблем. Во-первых, требуется совершенствование мер ответственности за неисполнение обязательств в сфере охраны здоровья. Во-вторых, требуется внесения соответствующих изменений в нормативные акты в связи с развитием цифровых и информационных технологий. Требуется обозначить, что наряду с электронными инструментами должны сохраняться и традиционные приемы оказания медицинской помощи. Например, запись на прием к врачу не должен быть полностью автоматизирован. В-третьих, организация системы здравоохранения также требует развития в части финансирования медицинских учреждений за счет поиска альтернативных решений. Примером может стать государственно-частное партнерство. Необходимо решить кадровый вопрос, вопросы регулярного и систематического повышения квалификации кадров медицинских учреждений. Актуальным остается вопрос оказания медицинской помощи в отдаленных и труднодоступных территориях. В данном ключе жители отдалённых сельских территорий фактически лишаются права оказания своевременной и квалифицированной медицинской помощи.
Итак, современный механизм реализации прав и исполнения обязанностей граждан в сфере охраны здоровья требует совершенствования и развития. На основании проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации:
1. Определить меры ответственности в отношении медицинских учреждений за отражение недостоверной информации в медицинских картах.
2. Установить ответственность граждан за несоблюдение обязанностей в сфере охраны здоровья путем внесения изменений в статью 37 федерального закона №323-ФЗ
3. Закрепить критерии определения качества оказания медицинских услуг на законодательном уровне.
Подобные работы
- Права и обязанности граждан в сфере здравоохранения (Омский государственный технический университет)
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2020 - Полномочия федеральных органов государственной власти и органов власти субъекта Федерации в сфере охраны здоровья (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - Охрана здоровья граждан в РФ (Право социального обеспечения, Курганский технологический колледж)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЧНОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ЧЕЛЯБИНСКИЙ КУЗНЕЧНО-ПРЕССОВЫЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственная политика в сфере охраны здоровья населения (Российский новый университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Магистерская диссертация, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



