Аннотация 2
Введение 7
Глава 1. Общая характеристика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания 10
1.1. Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания 10
1.2. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания 17
Глава 2. Особенности осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания 36
2.1. Особенности осуществления прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания 36
2.2. Особенности осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела органами дознания 41
2.3. Особенности осуществления прокурорского надзора за дознанием в сокращенной форме 45
Заключение 56
Список использованных источников 59
Одной из отраслей прокурорского надзора, закрепленных Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания является важным инструментом обеспечения законности деятельности этих органов на стадии предварительного расследования.
Прокурорский надзор за процессуальной деятельность органов дознания специфичен и отличается от иных направлений надзорной деятельности. Особенности осуществления надзора в данной сфере определяются положением прокурора в уголовном судопроизводстве как самостоятельного участника, обладающего процессуальными полномочиями по уголовному преследованию. В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет процессуальное руководство деятельностью органов дознания. Вместе с тем прокурор реализует и надзорные полномочия, урегулированные Законом о прокуратуре и приказами Генерального прокурора РФ. Сочетание в деятельности прокурора надзорных и процессуальных полномочий определяет специфичность прокурорского надзора за органами дознания. Этим определяется актуальность избранной темы исследования.
Теоретическая и практическая значимость избранной темы определяется тем, что изучение деятельности прокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания может способствовать более глубокому его пониманию, а, следовательно, и более эффективному применению надзорных полномочий прокурора и средств прокурорского реагирования. Деятельность по уголовному преследованию неизбежно связана с ограничением прав и свобод граждан. Прокурорский надзор направлен на недопущение злоупотреблений при осуществлении своих полномочий органами дознания. Изучение процессуальных и надзорных полномочий прокурора позволяет выявить проблемы, связанные с осуществлением прокурорского надзора за органами дознания.
Цель данной работы - изучить особенности осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.
Указанная цель предопределила постановку следующих задач:
• рассмотреть сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания;
• изучить полномочия прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания;
• исследовать особенности прокурорского надзора и полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания;
• исследовать особенности осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела органами дознания;
• исследовать особенности осуществления прокурорского надзора за дознанием в сокращенной форме.
Проблемам осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов дознания посвящены труды многих ученых: М.С. Строговича, В.М. Савицкого, И.Л. Петрухина, В.Н. Григорьева, Ю.И. Стецовского, М.Е. Токаревой, З.Ф. Коврига, А.В. Гриненко и др. Их работы составили теоретическую основу исследования.
Методологическую основой бакалаврской работы являются всеобщий диалектический метод научного познания, общенаучные подходы: системно-структурный, логический, а также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ от 12.12.1993г., Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г., Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Приказы Генерального прокурора РФ.
Структура работы представлена введением, двумя главами, подразделенными на пять параграфов, заключением и библиографическим списком.
Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания является одним из наиболее важных направлений деятельности прокуратуры РФ. Осуществление прокурорского надзора за дознанием преследует реализацию двух основных задач:
• обеспечение законности деятельности органов дознания в ходе осуществления деятельности по уголовному преследованию;
• защита прав и законных интересов лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, а также лиц потерпевших от преступлений.
Указанные задачи определяют содержание предмета надзора, в который входит надзора за исполнением законов органами дознания, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при производстве дознания, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами дознания.
В отличии от предмета надзора полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания в Законе о прокуратуре прямо не определены. Статья 30 Закона о прокуратуре носит отсылочный характер, определяя, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами.
Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания отличается от надзорной деятельности в других отраслях. Особенности прокурорского надзора в данной сфере определяются выполнением прокурором двух функций: надзорной и процессуального руководства дознанием. В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор наделен уголовно-процессуальными полномочиями по уголовному преследованию. Прокурор является участником уголовного судопроизводства, на него возложена одна из важнейших функций по поддержанию обвинения в суде и руководству деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования.
Для осуществления надзорных полномочий в данной отрасли прокурору не требуется заявлений и жалоб о нарушении закона, прокурор вправе по собственной инициативе осуществлять проверки законности процессуальной деятельности органов дознания. Полномочия прокурора в данной сфере детально регламентированы уголовно-процессуальным законодательством. Особенности осуществления надзора за органами дознания определяют и особенности применения правовых средств реагирования на выявленные нарушения. Правовые средства надзора, установленные Законом о прокуратуре, в этой сфере, как правило, не применяются.
При этом необходимо отметить, что надзор в досудебном производстве не вполне однороден по своему содержанию, поскольку закон по-разному регулирует отношения, складывающиеся у прокурора с поднадзорными ему органами дознания. Прокурор в отношении органов дознания наделен полномочиями властно-распорядительного характера, что отличает надзор за органами дознания от других направлений надзорной деятельности. В случае выявления нарушений закона прокурор вправе принять меры по устранению нарушений, например, отменить незаконное и необоснованное постановление.
Основной круг полномочий прокурора в досудебном уголовно-процессуальном производстве определен в ст. 37 УПК РФ, но урегулированы они и иными нормами Кодекса. Закон не разделяет, какие именно полномочия прокурора являются надзорными, а какие направлены на осуществление от имени государства уголовного преследования, данные функции в деятельности прокурора тесно взаимосвязаны. Тем не менее в числе установленных законом полномочий прокурора возможно выделение и отнесение к соответствующим группам отдельных средств, преимущественно направленных на выявление и устранение нарушений закона со стороны поднадзорных органов.
Практикой выработан ряд мер по совершенствованию надзорной деятельности прокурора за органами дознания. К таким мерам относятся мероприятия по обеспечению законности при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях, а также проверке законности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. В этих целях прокурорами осуществляется проверка журналов регистрации сообщений о преступлениях, проверка сроков рассмотрения сообщений, фактов уведомления заявителей о результатах рассмотрения. В целях совершенствования надзорной деятельности в прокуратуре ведется аналитическая работа по обобщению выявленных нарушений и способах их устранения. Необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел выявляются и пресекаются по средствам реализации прокурором полномочий по даче обязательных для выполнения дознавателем указаний.
Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора следует уделять соблюдению закона при производстве дознания в сокращенной форме. Осуществляя надзор в данной сфере, прокурору следует обратить внимание на наличие оснований и условий производства дознания в сокращенной форме, соблюдение процессуальных сроков, соблюдение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Нормативные правовые источники:
1. Конституция РФ от 12.12.1993г.// Российская газета. - 25.12.1993. - №237.
2. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 22.11.2001г.//Российская газета. - 22.12.2001. - № 249.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений".
5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия".
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации"
Специальная литература:
1. Амирбеков, К. И. Проблемы конституционной регламентации правового статуса прокуратуры в УПК РФ // Конституционное и муниципальное право. 2004. N 3. С. 37-41.
2. Бабаев С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления. Дис. канд. юрид. наук. М.: Изд-во МосГУ, 2010.
3. Бабаев С.Н., Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль государственной деятельности // М.: Изд-во МосГУ, 2010.
4. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник с приложением нормативных актов / В.И.Басков, Б.В.Коробейников. - М., 2001.
5. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2009.
6. Бойков А.Д. Третья власть в России / А.Д.Бойков. - М., 1997.
7. Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов// Журнал российского права №12. - 2010.
8. Буланова Н.В. Полномочия прокурора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, допускаемых дознавателями при избрании и применении меры пресечения в виде заключения под стражу// Уголовное судопроизводство. - 2009. - №3. - С. 28 - 29.
9. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал российского права №7. - 2009.
...