Введение
§ 1. Закономерности развития связной устной речи в онтогенезе
§ 2. Особенности развития связной устной речи у дошкольников с задержкой психического развития
§ 3. Методические аспекты коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с задержкой психического развития
Заключение
Список использованных источников и литературы
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Связная речь – это не просто последовательно связанные друг с другом мысли, которые выражаются точными словами, связная речь – это законченное, оформленное композиционно и грамматически, эмоциональное и смысловое высказывание, которое состоит из ряда связанных логически между собой предложений.
Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе актуализации связной речи дети с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи.
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь. Следует отметить, что неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития также тормозит развитие новых форм речи. Актуальность темы данной работы состоит в важности знаний об особенностях развития связной речи у детей с задержкой психического развития для наиболее успешного выстраивания коррекционной работы с ними.
Объект исследования: связная устная речь и ее развитие.
Предмет исследования: особенности развития связной устной речи при задержке психического развития.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности развития связной устной речи в онтогенезе и при задержке психического развития.
В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить закономерности развития связной устной речи в онтогенезе;
- выявить особенности развития связной устной речи у дошкольников с задержкой психического развития;
- рассмотреть методические аспекты коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. По мере расширения психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности, формируется и его связная речь в количественном и качественном отношении. Нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, выделяется некоторой спецификой. Наличествуют такие явные нарушения речевой деятельности, как рассогласованность речевой и предметной деятельности, недостаточность словообразовательных процессов, речь у данной категории детей обладает ситуативным характером, просматривается узость словарного запаса, в особенности существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных. Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития присущи определенные особенности в развитии у них связной речи, которые выражаются в наличии затруднений при кодировании текста, его декодировании, а также наличием нарушений развития такой функции речи, как планирующая. Следует отметить различия в уровне сформированности у дошкольников данной категории речи монологического характера.
Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков: системы языка как средства общения; лексико-грамматических возможностей диалога; логической организации диалогического общения; установления социальных контактов друг с другом и взрослыми; установления интерактивного взаимодействия; закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.
Развитие связной речи становится возможным только при огромной коррекционно-логопедической и коррекционно-педагогической работе, которая направлена на расширение кругозора ребенка, обогащение его эмоционального навыка, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом. Развитие речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития было и остается одной из важнейших задач дошкольного учреждения. Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагогов, логопедов, дефектологов. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда занятие проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая его мысли и чувства.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. [Текст] / М.М. Алексеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 400 с.
2. Бондаренко, П.С. Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / П.С. Бондаренко, А.В. Арефьева // Молодой ученый. - 2022. - №26. - С. 232-234.
3. Быкова, Н.М. Игры и упражнения для развития речи [Текст] / Н.М. Быкова. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 160 с.
4. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы: практ. пособие для академического бакалавриата [Текст] / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 456 с.
5. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2017. - 94 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Сфера, 2018. - 470 с.
7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова // Мозаика-Синтез. – 2019. – № 5. – С. 80- 84.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 377 с.
9. Егорова, Е.Н. Формирование связной речи у старших дошкольников с ЗПР [Электронный ресурс] / Е.Н. Егорова // https://novainfo.ru/article/12190 (дата обращения: 03.03.2023).
10. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
11. Жукова, Е.О. Особенности развития связной речи у детей с ЗПР // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы XI Международной науч.-практ. конф. [Текст] / Е.О. Жукова. – Владимир: Издательско-полиграфическая компания «Транзит-ИКС», 2022. - С. 45-49.
12. Игнатова, С.О. Развитие связной речи дошкольников в процессе составления рассказа по сюжетной картинке [Электронный ресурс] / С.О. Игнатова // https://apni.ru/article/2316-razvitie-svyaznoj-rechi-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 03.03.2023)
13. Клейменова, М.В. Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста [Текст] / М.В. Клейменова // Евразийский Союз Ученых. - 2019. – №12. - С. 25-28.
14. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2018. - 320 с.
15. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Юрайт, 2019. – 164 с.
16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: «Сфера», 2021. - 256 с.
17. Кошелева, А.Д. Детский практический психолог [Текст] / А.Д. Кошелева. – М.: Академия, 2021. – 256 с.
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2018. - 368 с.
19. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности [Текст] / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2018. – №4. - С. 112-117.
20. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз [Текст] / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2020. - 168 с.
21. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие [Текст] / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2019. - 287 с.
22. Ушакова, Т.Н. Принципы развития ранней детской речи [Текст] / Т.Н. Ушакова // Дефектология. - 2019. – №5. - С.7-14.
23. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с.
24. Шевченко, Е.Ю. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.Ю. Шевченко, Г.Н. Меженцева // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2021. – №11. - С. 43-46.