Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития у старших глухих дошкольников слухового восприятия речи (Омский государственный педагогический университет)

Работа №110790

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы40
Год сдачи2023
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: БДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №306» (г. Омск).
Выборка: 10 человек (глухие старшие дошкольники).
Есть приложения (методические материалы).

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи 6
1.1. Сущность понятий «восприятие», «слуховое восприятие» 6
1.2. Роль слухового восприятия в развитии детей с нарушением слуха 11
1.3. Методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха 16
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению особенностей развития у старших глухих дошкольников слухового восприятия речи 23
2.1. Организация экспериментального исследования 23
2.2. Изучение особенностей развития у старших глухих дошкольников слухового восприятия речи 25
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35
Приложения 38

Полноценный слух ребёнка позволяет полностью воспринимать как устную речь, так и звуки окружающего мира. Сниженный слух ограничивает возможность восприятия не только устной речи, но и неречевых звучаний. Чем значительнее нарушение слуха, тем сложнее воспринимать окружающие звуки. Нельзя недооценивать значение остаточного слуха, так как он играет подсобную роль в комплексном слухо-зрительном восприятии речевого материала и неречевых стимулов. Остаточный слух помогает конкретнее осмыслить значение многих слов, которые связаны со звуковым содержанием (Г.А. Карпова, Л.П. Носкова и др.).
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, неполноценное восприятие звуков окружающей среды обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность. Именно поэтому, такое важное значение приобретает целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха (А.И. Моисеева, Т.В. Пелымская и др.).
Проблема развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия освещена в трудах Р.М. Боскис, Н.А. Врачеян, Л.М. Назаровой и др. Специфика нарушений в сформированности фонематического восприятия в онтогенезе раскрыта в работах Л.С. Выготского, Ж.М. Глозмана и др. Сниженный слух ограничивает возможность восприятия не только устной речи, но и неречевых звучаний. Чем значительнее нарушение слуха, тем сложнее воспринимать окружающие звуки (Ф.Ф. Рау, Л.П. Носкова и др.). Нельзя недооценивать значение остаточного слуха, так как он играет подсобную роль в комплексном слухо-зрительном восприятии речевого материала и неречевых стимулов. Остаточный слух помогает конкретнее осмыслить значение многих слов, которые связаны со звуковым содержанием (О.А. Бережная, М.Д. Долгова, А.И. Моисеева и др.).
Особенности коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия речи у глухих и слабослышащих старших дошкольников описаны в исследованиях О.А. Петровой, П.Д. Роговой и др.
Несмотря на значительное количество научных работ по изучению особенностей развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи в силу свое сложности и значительности продолжает оставаться недостаточно изученной в теории и практике олигофренопедагогики.
Объект исследования: процесс развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи.
Предмет исследования: особенности развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить понятия «восприятие», «слуховое восприятие» в научной литературе;
- выявить особенности развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи;
- подвергнуть анализу методы и приемы развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи;
- установить особенности и уровень развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306». Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа глухих старших дошкольников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время уже не возникает сомнений в необходимости организации специальной работы по развитию слухового восприятия разных групп детей с нарушением слуха: неслышащих, слабослышащих, детей с кохлеарными имплантами. Слуховое восприятие детей является главным условием развития речи, мышления, произношения, источником знания, способом реализации взаимодействия с окружающими.
Слуховое восприятие – способность человека различать и выделять определенные звуки, соотносить их со звучащими предметами и явлениями окружающего мира. Недостаточная сформированность этой функции в более старшем возрасте, может привести к проблемам у ребенка со звукопроизношением, чтением и письмом. В основе слухового восприятия лежат ощущения, т. е. звуки должны быть слышны человеку.
Так как слуховое восприятие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, а полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда, то необходимо проводить сенсорное воспитание.
Формирование умений воспринимать и различать окружающие звуки зависит от ряда обстоятельств: от состояния слуха ребёнка, от жизненного опыта, от уровня речевого развития, от индивидуальных особенностей психофизического и интеллектуального развития, а также от систематического проведения занятий с младшими школьниками; от качества используемой звукоусиливающей аппаратуры, от наличия наглядных средств и дидактических материалов, от профессиональной базы педагога. Дети с нарушениями слуха, не имеющие социального опыта, затрудняются в качественном восприятии звуков окружающей среды, особенно без специальной подготовки, поэтому нуждаются в квалифицированной помощи, в специальном обучении.
С целью определения особенностей развития у глухих старших дошкольников слухового восприятия речи было организовано и проведено эмпирическое исследование: подобраны диагностические методики, которые были применены для обследования слухового восприятия слабослышащих младших школьников с речевым недоразвитием.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил установить, что слуховое восприятие у глухих старших дошкольников по методике определения уровня развития слухового восприятия текстов по методике Р.М. Боскис, развито в основном на среднем (60%) и низком (40%) уровнях; фонематическое восприятие по методике по методике «Проверка состояния фонематического восприятия» Т.А. Фотековой, развито в основном на среднем (70%) и низком (30%) уровнях; уровни развития фонематического восприятия звуков по методике Н.И. Дьяковой, выявлены в основном на среднем (60%) и низком (40%) уровнях; уровень развития умения делать звуковой анализ слов по методике Н.И. Дьяковой, выявлен на среднем (50%) и низком (50%) уровнях.
Итак, в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было установлено, что у слабослышащих младших школьников с речевым недоразвитием слуховое восприятие имеет множественные нарушения. Следовательно, цель достигнута, задачи решены.



1. Бережная, О. А. Развитие слухового восприятия у детей С ОВЗ [Текст] / О. А. Бережная // В сборнике: Современные технологии в мировом научном пространстве. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 92-93.
2. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. – М.: Владос, 2018. – 334 с.
3. Врачеян, Н. А. Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Н. А. Врачеян. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2023).
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2002. – 652 с.
5. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж. М. Глозман. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
6. Долгова, М. Д. Влияние акустических условий на слуховое восприятие человека [Текст] / М. Д. Долгова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч.. – 2019. – С. 117-118.
7. Зайцева, Н. П. Работа по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках в школе для детей с нарушением слуха [Текст] / Н. П. Зайцева // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 6 (23). – С. 691-694.
8. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г. А. Карпова. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. – 354 с.
9. Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида [Текст]: пособие для учителя : в 2 ч. / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М.: Владос, 2014. – 134 с.
10. Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов [Текст] / И. В.Королева. – СПб.: КАРО, 2016. – 304 c.
11. Лурия, А. Р. Ощущения и восприятие [Текст] / А. Р. Лурия. – М : Изд-во МГУ, 2009. – 224 с.
12. Методическое пособие по ранней помощи для родителей и специалистов. Часть 1. Дети с нарушениями слуха [Текст] / Составитель: С. В. Сахьянова. – Казань, 2020. – 49 с.
13. Молодцова, И. А. Технологии диагностики, коррекции и профилактики нарушений слуха у детей разных возрастных групп [Текст] / И. А. Молодцова, С. Г. Ярикова, Л. П. Сливина. – Волгоград, 2015. –122 с.
14. Моисеева, А. И. Специфика развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом [Текст] / А. И. Моисеева // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч. – 2019. – С. 266-268.
15. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. П. Назарова // Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 2001. – 288 с.
16. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 344 с.
17. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя – дефектолога [Текст] / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М. : ВЛАДОС, 2017. – 226 с.
18. Петрова, О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / О. А. Петрова. – СПб: Речь, 2018. – 50 с.
19. Посысаева, С. А. особенности слухового восприятия старших дошкольников с нарушением слуха [Текст] / С. А. Посысаева // В сборнике: Современные формы и технологии художественного образования: теория и практика. Сборник научных трудов. Ответственный редактор Д. А. Фокин. –2018. – С. 100-105.
20. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей [Текст] / Под ред. и с предисл. Т. А. Власовой и др. – М.: АСТ, 2018. – 168 с.
21. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей с нарушениями слуха [Текст] / П. Д. Рогова. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2018. – 169 с.
22. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 741 с.
23. Феклистова, С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха [Текст] / С. Н. Феклистова, Л. В. Михайловская, Т. И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2017. – 216 с.
24. Шильманова, Г. Ф. Развитие слухового восприятия как важный компонент системы формирования словесной речи дошкольников с нарушениями слуха / Г. Ф. Шильманова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-1. – С. 97-100.
25. Широбокова, В. О. Особенности развития слухового восприятия дошкольников с кохлеарным имплантом [Текст] / В. О. Широбокова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7. – С. 70-75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ