Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ О РОДНОМ ГОРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИИ

Работа №110784

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии 8
1.1 Теоретический анализ проблемы формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе 8
1.2 Характеристика формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии 25
2.1 Выявление уровня сформированного представления у детей 5-6 лет о родном городе 25
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии 38
2.3 Выявление динамики в формировании представлений у детей 5-6 лет о родном городе 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения 62

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на современном этапе глубокого преобразования в общественных сферах жизни, патриотическое воспитание становиться главным приоритетным направлением педагогической работы с будущим поколением. В дошкольном образовании появляется необходимость возвращения к истокам традиционной культуры нашего народа, воспитания уважения к истории нашего народа, к таким вечным понятиям как: род, родство, Родина, Отечество.
Вопрос патриотического воспитания на современном этапе дошкольного образования занимает центральное место, поскольку развитие ребенка невозможно без знания истории и культуры своей малой Родины. Современные исследователи (С.А. Козлова, Т.А. Куликова Н.Е. Щуркова) указывают на необходимость формирования у дошкольников патриотических чувств с самого раннего возраста.
Согласно теоретическим положениям психолого-педагогической науки, воспитание любви к своей Отчизне является важной и сложной задачей, как считают педагоги М.И. Богомолова, И.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Р.И. Жуковская, Н.А. Добролюбов, С.А. Козлова, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К. Насыри, Э.К. Суслова В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Авторы указывали на необходимость развития чувства любви к Родине с самого раннего возраста. Идеи народности являлись основополагающими положениями воспитания.
Общим для всех этих исследований являлось суждение, что закладывать основы непосредственно-чувственного патриотизма надо с детского возраста.
Т.А. Куликова и С.А. Козлова рассматривали возможность формирования у детей патриотических чувств с помощью средств познания своей малой Родины своего родного города. Авторы указывали, что развитие патриотических чувств необходимо начинать с изучения ценностей своей семьи, приобщения к культуре своего региона.
Самой эффективной формой ознакомления детей с родным городом считается экскурсия. Экскурсии дают безграничную возможность расширить кругозор дошкольников посредством наглядности и художественного слова. Именно поэтому в нашем исследовании в качестве главного средства формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе мы рассматриваем экскурсии.
Теоретический анализ проблемы формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе позволил выявить противоречия между необходимостью формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий использования потенциала экскурсий, позволяющих детям, с учетом их возрастных особенностей, познакомиться с историей родного города, узнать его достопримечательности.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии.
Объект исследования: процесс формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсий.
Гипотеза исследования: формирование представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• разработан комплекс мероприятий в соответствии с показателями сформированности представлений у детей 5-6 лет: комплекс экскурсий историко-краеведческой направленности; картотека правил поведения на экскурсиях и правил поведения в общественных местах; картотека маршрутных карт по достопримечательностям города Тольятти;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада материалами и пособиями историко-краеведческого содержания информацией о родном городе;
• организована совместная работа с родителями по формированию представлений о родном городе у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии.
2. Выявить уровень сформированных представлений о родном городе у детей 5-6 лет.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования представлений о родном городе у детей 5-6 лет в процессе экскурсий.
4. Выявить динамику в представлениях о родном городе у детей 5 -6 лет.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
• практические методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Новизна работы заключается в разработке психолого-педагогических условий формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсий.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы психолого-педагогические условия формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсий.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий по формированию представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсий, может быть использован в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 50 «Синяя птица» г. о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (49 источников), 4 приложения. Работа содержит 10 иллюстрациями, 10 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать гипотезу исследования. Формирование представлений у детей 5-6 лет о родном городе в процессе экскурсии будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий: комплекса мероприятий, разработанного в соответствии с показателями сформированности представлений у детей 5-6 лет; обогащения развивающей предметно-пространственной среду группы детского сада материалами и пособиями историко-краеведческого содержания; организации совместную работы с родителями.
Анализ результатов констатирующего эксперимента, осуществляемый по показателям: ребенок имеет дифференцированные представления о своем городе; ребенок имеет общие представления и знания об основных достопримечательностях города, парках и площадях; ребенок имеет общие представления об основных театрах и стадионах города; ребенок осознает возможность и перспективы своего участия в сохранении и преумножении культурных достижений города, позволил выявить средний и низкий уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет о родном городе, что и определило содержание формирующего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента был разработан и реализован комплекс мероприятий в соответствии с показателями сформированности представлений у детей 5-6 лет, включающий: комплекс экскурсий историко-краеведческой направленности, картотеку правил поведения на экскурсиях и правил поведения в общественных местах, картотеку маршрутных карт по достопримечательностям города Тольятти; обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада материалами и пособиями историко-краеведческого содержания; организована совместная работа с родителями формирование представлений у детей 5-6 лет о родном городе.
Следует отметить, что проведенная работа имела положительный отклик в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе воспитателей детского сада.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что совместно организованные экскурсии не только помогают обеспечить единство и непрерывность психолого-педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. По результатам контрольного этапа было выявлено, что у детей 5-6 лет преобладает высокий и средний уровень сформированности представлений у о родном городе, в то время как на констатирующем - он был низким и средним. Полученные результаты позволяют утверждать, что разработанные нами психолого-педагогические условия - эффективны.
Таким образом, получены данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.


1. Акулиничева, А. Ф. Анализ понятия «Поддержка» в современной педагогической практике. [Текст] / А. Ф. Акулиничева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.- Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2011. - №6 - С.116-120.
2. Александрова, Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст] / Е.Ю. Александрова. - М. : ТЦ сфера, 2014. - 112 с.
3. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 203 с.
4. Алёшина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст] / Н.В. Алёшина. - М. : ЦГЛ, 2013. - 111 с.
5. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алёшина. - М. : ЦГЛ, 2014. - 156 с.
6. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2013. - 168 с.
7. Белякина, И.А. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования [Текст] / И.А. Белякина // Интерактивное образование. - 2017. - №69. - С. 1-2.
8. Верхотурова, Ю. А. Критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению на примере учреждения дополнительного образования [Текст] / Ю. А Верхотурова, Е. В. Гараева // Журн. Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 82-88.
9. Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Педобщество, 2007. - 240 с.
10. Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем [Текст] / Н.Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - Ч. I. - С. 68-71.
11. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах [Текст] / B. В. Воронов. - М. : Педагогическое общество России, 2012. - 192 с.
12. Григорьева, Л. В. Педагогическая поддержка в условиях детского сада как наиболее эффективная форма взаимодействия педагога с ребенком [Текст] / Л. В. Григорьева // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). • С. 130-132.
13. Дюжакова, М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника [Текст] / М.В. Дюжакова, О.И. Лавлинская, А.В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М. : «Мозаика-Синтез», 2016. - № 5. - С. 580-583.
14. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: учебник [Текст] / Б.В. Емельянов. - М. : Советский спорт, 2010. - 185 с.
15. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами [Текст] / А.Д. Жариков. • М. : Академия, 2014. - 192 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ