Введение 4
Глава 1 Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.1 Проблемы сенсорного развития в работах отечественных и
зарубежных авторов 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 11
1.3 Психологические условия сенсорного развития детей раннего возраста 29
Глава 2 Эмпирическое исследование условий сенсорного развития детей раннего возраста 38
2.1 Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста 38
2.2 Организация психолого-педагогической работы, направленной на реализацию условий сенсорного развития детей раннего возраста 45
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Картотека дидактических игр, формирующих у детей
2,5 - 3 лет представления о системе сенсорных эталонов
Сенсорное развитие является базой для дальнейшего психического развития ребенка. От того насколько сформированным, точным и полным будет восприятие ребенком себя и окружающего его мира, зависит дальнейшее гармоничное становления личности, развития умственных способностей и воображения, нравственного и эстетического воспитания. Без понимания качеств, свойств и отношений предметов окружающего мира невозможно дальнейшее овладение различными видами деятельности, усвоение новых знаний и навыков.
«Золотым возрастом сенсорного развития» считают ранний дошкольный возраст (первые три года жизни). Это период становления и совершенствования всех органов чувств и накопления с их помощью знаний и представлений об окружающем ребенка мире. Происходит изучение и усвоение сенсорных эталонов - обобщенного сенсорного знания и опыта, накопленного за всю историю развития человеческой культуры.
Сенсорное развитие детей раннего возраста, освоение ими сенсорных эталонов происходит в рамках предметной деятельности, которая является ведущей в этот период. Однако исследования показали, что если предоставить ребенку возможность только лишь самостоятельного изучения окружающих его предметов и явлений, то полученные знания будут поверхностными и не полными. Для формирования у ребенка более точных, целостных представлений необходимо своевременное, целенаправленное, качественное сенсорное воспитание. Для этой цели многие выдающиеся отечественные и зарубежные деятели дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и др.) разрабатывали дидактические игры и упражнения для развития и совершенствования всех органов восприятия (зрение, слух, осязание).
Благоприятной в данном отношении является социальная ситуация в раннем возрасте. Происходит вхождение детей в систему дошкольного образования, в рамках которого организуются программы сенсорного развития детей раннего возраста. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» говориться, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».
В настоящее время в нашей стране в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество групп для детей раннего возраста, а, следовательно, растет потребность в увеличении числа квалифицированных педагогов-психологов и обучении их методам работы с детьми раннего возраста. Для этого необходимо систематизировать уже имеющиеся в этой области знания, разрабатывать методические рекомендации, апробировать и определять их эффективность и внедрять в практику.
В связи с этим нами были сформулированы следующие цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования - сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования - особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста является важной предпосылкой умственного развития ребенка. Мы предполагаем, что для полноценного сенсорного развития необходимы особые психологические условия, суть которых заключается в полноценной организации предметной деятельности, как ведущей деятельности в этом возрасте, направленной на развитие сенсорных эталонов.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретическую психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Выявить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Составить и апробировать программу по сенсорному развитию детей раннего возраста через расширение круга сенсорных эталонов.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (наблюдение, беседа, диагностика);
- качественные и количественные методы обработки данных.
База проведения исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №120 "Сказочный" городского округа Тольятти.
Практическая значимость: собранная информация и результаты исследования данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы при работе в дошкольных образовательных учреждениях для сенсорного развития детей раннего возраста.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (36 источников), приложение. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 4 рисунками.
Проведенный нами анализ теоретической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме сенсорного развития детей раннего возраста показал актуальность данной проблемы, так как именно в этом возрасте происходит совершенствование всех органов и систем, накопление представлений об окружающем мире, формирование перцептивных действий и усвоение сенсорных эталонов. Все это является базой для дальнейшего психического, интеллектуального и творческого развития ребенка.
Ранний возраст является «золотой порой» сенсорного развития, так как именно в это время в рамках ведущей предметной деятельности происходит знакомство ребенка с объектами и свойствами окружающего мира.
Однако для полноценного освоения сенсорных эталонов общества ребенку необходимо целенаправленное, последовательное грамотное сенсорное воспитание. Организовать все условия для такого развития стараются на базе учреждений дошкольного образования. Достигается это посредством создания предметно-развивающей среды, планирования диагностической, обучающей, воспитательной, коррекционной работы.
Для подтверждения гипотезы данной выпускной квалификационной работы, нами было проведено диагностическое исследование уровня сенсорного развития детей раннего возраста, сделан анализ полученных данных, сформулированы выводы, а также разработана и апробирована программа сенсорного развития для исследованной группы детей.
Занятия были составлены таким образом, чтобы учесть психолого-педагогические особенности детей раннего возраста, особенности ведущей деятельности, опираться на принципы системности, последовательности, опоры на предыдущий опыт, а также повторении и закреплении знаний, умений и навыков. Занятия и дидактические игры направлены на развитие восприятия формы, цвета, величины, целостности образа предмета, ориентировки в пространстве. Так же в группе был организован специальный уголок, в котором находились подобранные дидактические материалы и игрушки для самостоятельного ознакомления с ними детей.
Для того чтобы оценить эффективность созданных нами психолого-педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста, мы провели контрольную диагностику детей исследуемой группы. При сравнении результатов констатирующей и контрольной диагностики уровня сенсорного развития детей данной группы была отмечена положительная динамика.
Полученные в ходе проведенного исследования данные помогли нам сделать вывод о том, что для полноценного сенсорного развития детей раннего возраста необходимы особые психологические условия. Суть этих условий заключается в полноценной организации предметной деятельности.
Таким образом, мы считаем, что цель данной работы была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Моск. гос. пед. ун-т. М., 1975. 26 с.
2. Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. П.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 1969. С. 176-212.
3. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М.: Просвещение, 2005. 176 с.
4. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.:
Медицина, 1977. 302 с.
5. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
6. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб. : Детство-Пресс, 2005. 128 с.
7. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
8. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. 368 с.
9. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 301 с.
10. Галигузова Л. Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста // Психологическая наука и образование. 2010. С. 3.
11. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
12. Комарова И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Журнал Обучение и воспитание: методика и практика. 2014. №11. С. 21- 26
13. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
14. Новоселова С. Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: аннотированный перечень. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. 64 с.
15. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: метод. рекомендации. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с.
16. Поддьяков Н. Н. Способы сенсорного воспитания // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1965. С. 19- 41.
17. Предметно-развивающая среда: методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / автор-составитель Л. А. Пасекова. СПб. : Астерион, 2012. 24 с.
18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
19. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. 295 с.
20. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
21. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Первые шаги. Программы воспитания и развития детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 160 с.
22. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
23. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М.: Русский язык, 1998.
24. Фрейдкин И. С. Ознакомление дошкольников с движением предметов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Моск. гос. пед. ун-т. М., 1972. 22 с.
25. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учеб. -метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 366 с.
26. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010. 25 с.
27. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: Столетие, 1995. 192 с.
28. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
29. Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2007. С. 306-317.
30. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1¬3года). М.: Мозаика-Синтез, 2013. 72 с.
31. https://ru.wikipedia.org/wiki / Периодизация психического
развития Д. Б. Эльконина.