Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников средствами арт-педагогики

Работа №110704

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретические аспекты развития учебной мотивации младших школьников 7
1.1 Теоретический анализ понятия «учебная мотивация» в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Особенности развития мотивации младших школьников 16
1.3 Формы и методы развития учебной мотивации младших школьников 20
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации 29
2.1 Результаты диагностики уровня развития учебной мотивации 29
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 36
2.3 Анализ и обобщение результатов диагностики уровня развития учебной мотивации до и после участия в развивающей программе 43
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Анкета для оценки учебной мотивации школьника 56
Приложение Б Уровень школьной мотивации у обучающихся 4-го класса 57
Приложение В Результаты наблюдения детей в процессе ученой деятельности 59
Приложение Г Результаты субъективной оценки классным руководителем учебной мотивации школьников 60
Приложение Д Средний балл по предметам за последние три недели 61
Приложение Е Уровень развития внимания у обучающихся 4-го класса 62
Приложение Ж Уровень школьной мотивации у обучающихся 4-го класса 63
Приложение И Результаты наблюдения детей в процессе ученой деятельности 64
Приложение К Результаты субъективной оценки классным руководителем учебной мотивации школьников 65
Приложение Л Средний балл по предметам за последние три недели 66
Приложение М Уровень развития внимания у обучающихся 4-го класса 67
Приложение Н Рекомендации по совершенствованию процесса обучения и воспитания с использованием средств арт-педагогики 68

Современный этап общественного развития постоянно предъявляет новые требования к новому поколению. Современный подход подразумевает развитие у школьников компетенций, а у будущих профессионалов - наличие надпрофессиональных навыков и умений.
В свете модернизации образования России школа должна стать самым важным фактором формирования новых жизненных установок и личностных характеристик. В связи с этим изменяются и приоритеты в целях образования, а именно - формирование универсальных учебных действий, метапредметных навыков и умений, развитие их познавательной и учебной мотивации.
Идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов являются первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение.
Наиболее сензитивным и благоприятным для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это может отразиться на качестве обучения ребенка, на его поведении, отношении к школе, к образованию в целом и к самообразованию. Сформированная учебная мотивация становится двигателем, который толкает человека к саморазвитию вне зависимости от его профессии. Формирование учебной мотивации является важным аспектом обучения вне зависимости от профиля класса и специализации школы (физико-математическая, школа искусств, школа с английским уклоном).
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: активизация учебной мотивации у младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Цель работы: разработка программы по активизации учебной мотивации младших школьников с помощью методов арт-педагогики.
Гипотеза исследования: использование технологий арт-педагогики в условиях общеобразовательной школы будет положительно влиять на развитие учебной мотивации у младших школьников, если:
• педагогом создаются условия для реализации принципа активности и сознательности учащихся, а именно - осознание школьниками целей и задач обучения;
• педагогом используются разнообразные методы объективации личного опыта учащихся и его привязка к целям и задачам обучения;
• педагогом осуществляется качественный подбор арт-педагогических средств под решения конкретных задач на уроках и на внеурочных занятиях;
• педагог поддерживает демократический стиль взаимодействия с учащимися.
Исходя из гипотезы и цели работы, были поставлены следующие задачи исследования:
• изучить и проанализировать проблему формирования учебной мотивации;
• определить уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников;
• разработать и внедрить комплекс занятий, направленный на активизацию учебной мотивации младших школьников с помощью методов арт-педагогики;
• проанализировать и обобщить полученные результаты.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ, обобщение и систематизация информации;
• практические методы: анкетирование, опрос, невключеное наблюдение, проба на внимание, педагогический эксперимент.
Показатели учебной мотивации:
• оценки (анализ школьных оценок по предметам);
• отношение к обучению (анкета для педагогов, опросник «Диагностика уровня школьной мотивации младших школьников» Н. Г. Лускановой);
• саморегуляция (проба на внимание П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой, невключенное наблюдение).
Вопрос формирования учебной мотивации имеет продолжительный период эмпирических и теоретических исследований, как в отечественной, так и зарубежной педагогике и психологии: Дж. Брунера, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. П. Ильина, П. Я. Гальперина, А. К. Марковой, Л. М. Фридмана, А. Маслоу, Д. Б. Эльконина. Ими были:
• рассмотрены вопросы онтогенеза мотивации, ее функции, виды, структура и уровни становления;
• представлены основные подходы к ее исследованию;
• разработаны на основе этих подходов психологические и педагогические теории учебной мотивации;
• проанализированы факторы и условия, которые влияют на формирование мотивации как компонента учебной деятельности.
Теоретическая база исследования: деятельностный подход, системогенетический подход к формированию учебной деятельности, сказкотерапия, арт-педагогика.
Эмпирическая база исследования: МБУ «Школа №88».
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии влияния арт-педагогики на активизацию учебной деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и апробирована программа по активизации учебной деятельности младших школьников методами арт-педагогики, разработаны рекомендации для активизации учебной мотивации младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данные рекомендации могут быть использованы в практике работы социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога.
Структура и объем работы: данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Общий объем - 55 страниц без приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что развитие ученой мотивации является важным фактором в формировании универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности и самообразования.
Было отмечено, что наиболее сензитивным и благоприятным для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы.
Также было выявлено, что учебная мотивация является сложной многоуровневой системой. В качестве целевых подсистем воздействия в рамках данной исследовательской работы были выбраны подсистемы «антимотивация» и «внеучебная мотивация».
Целенаправленная работа по развитию личности, коммуникативных и волевых умений, способствует повышению учебной мотивации у младших школьников в целом.
Базой исследования являлась МБУ «Школа №88».
С помощью подобранных диагностических методик было выявлено следующее:
• у испытуемых преобладает хороший уровень ученой мотивации: такие дети достаточно успешно осваивают учебную программу, стабильно посещают школу, преимущественно добросовестно выполняют задания, но могут отвлекаться на уроках и чаще всего при возникновении трудностей предпочитают их решать с помощью взрослого;
• учащиеся, характеризующиеся низким уровнем учебной мотивации или негативным отношением к школе, составляют 29,6% (8 человек): эти дети периодически прогуливают школу без уважительной причины, у них наблюдаются академические и коммуникативные трудности.
Анализ полученных результатов помог разработать и апробировать программу внеурочных занятий по активизации учебной мотивации посредством методов арт-педагогики на втором этапе педагогического эксперимента. Использование педагогических сказок, групповых обсуждений, мозгового-штурма, составление интеллект-карт, различные упражнения, а также постоянный контакт с детьми и оказание консультативной помощи помогли реализовать поставленные задачи.
На третьем этапе повторная диагностика показала, что разработанный комплекс внеурочных занятий положительно повлиял на учебную мотивацию. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами повторной диагностики, которые показали, что изменения в личностной и волевой сфере влияет на учебную мотивацию, повышая заинтересованность детей в учебном процессе.
Поставленные в начале исследования задачи были решены, цель педагогического эксперимента была достигнута, гипотеза была подтверждена. На основе полученных данных и апробированной программы были составлены рекомендации для классного руководителя (приложение Н).


1. Baran E. Learning Environments Design Reading Series. A collection of readings on Learning Environments Design.
2. Deci E. L., Ryan R. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being Plenum / American Psychologist, 2000, Vol. 55, No. 1, 68-78.
3. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития / Баттерворт Дж., Харрис М. Москва: Когито-Центр, 2019. 341 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/88414.html (дата обращения: 06.03.2022).
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. 400 с. (Серия: Мастера психологии).
5. Гаврилова О. Я. Концепции мотивации учебной деятельности в Отечественной психологии / О. Я. Гаврилова // От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития: Сборник докладов II межвузовской конференции молодых ученых. Москва, 13.05.2016 г./ Ред.-сост. А. С. Обухов. Москва: Московский педагогический государственный университет. 2017. С. 30-34.
6. Гижицкий В. В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: дис. канд. психол. наук. М., 2016. 200 с.
7. Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. Подходы к классификации учебных мотивов в трудах отечественных и зарубежных психологов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. №2 (766). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-klassifikatsii-uchebnyh-motivov-v- trudah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-psihologov (дата обращения: 19.03.2022).
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер. 2008. 512 с.
9. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. Ярославль, ЯГПУ. 2009. 464 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М. : Академия, 2005. 352 с.
11. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 576 с.
12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. 2-е изд. // М. : Академия. 2008. 192 с.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 352 с.
14. Матюхина М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Грани познания. 2021. №4. С. 54-60.
15. Никифоров А. И. Сказка и сказочник. М. : ОГИ, 2008. 376 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ