Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования композиционного мышления 16
1.1 Сущность и содержание понятия композиционное мышление 16
1.2 Композиционное мышление как фактор художественного познания
мира и средство творческого развития обучающихся 25
1.3 Модель формирования композиционного мышления обучающихся 8
12 лет средствами создания декора коллекции женской одежды в
русских народных традициях 31
1.4 Критерии и уровни оценивания композиционного мышления обучающихся 45
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционного мышления обучающихся 8-12 лет средствами создания
декора к коллекции женской одежды в русских народных традициях 53
2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента 53
2.2 Результаты формирующего этапа эксперимента в реализации проекта: «Создание декора к коллекции женской одежды в русских народных традициях по мотивам русской народной сказки «Жар-
птица» учащимися эстетического центра «Ассоль» 60
Заключение 84
Список используемой литературы 87
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 94
Приложение Б Анализ детских работ на формирующем этапе 96
Приложение В Пример упражнений формирующий этап 99
Приложение Г Эскиз русского кокошника 100
Приложение Д Тематическая стилизация костюма 101
Приложение Е Примеры работ на формирующем этапе 105
Приложение Ж Промежуточное практическое задание 108
Приложение З Рабочий процесс формирующего этапа 110
Приложение И Результаты контрольного этапа 111
Приложение К Динамика роста показателей 117
Целью нашего исследования является: разработка и экспериментальная проверка эффективности, а также научное обоснование предложенной структурно-функциональной модели методической системы, направленной на формирование композиционного мышления учащихся 8-12 лет средствами создания декора к костюмам в русских народных традициях.
Объект исследования - процесс формирования композиционного мышления учащихся детского эстетического центра.
Предмет исследования - содержания, формы, система приёмов, методов формирования композиционного мышления учащихся 8-12 лет детского эстетического центра средствами создания декоративных элементов к костюму в русских народных традициях.
Были сформированы следующие задачи исследования:
- проанализировать и охарактеризовать теоретико-методологические подходы в решении проблемы формирования композиционного мышления у обучающихся;
- уточнить сущность понятия композиционное мышление, в контексте содержательно-смыслового, ценностно-содержательного, образовательно-воспитательного и развивающего характера процесса обучения;
- определить условия, выявить совокупность педагогических подходов, в числе которых деятельностный, развивающий, аксиологический, культурологический, этнокультурный, гуманистический, личностно-ориентированный, игровые технологии, словесные и наглядные методы, ориентированы на решение проблемы формирования композиционного мышления у обучающихся;
- разработать модель методической системы, представляющую собой культурно-образовательное, воспитательное пространство, в котором процесс формирования композиционного мышления происходит путем приобщения к русским народным традициям, средствами народного, декоративно-прикладного искусства;
- разработать, внедрить и апробировать структурно-функциональную модель образовательные и воспитательные цели, содержательный и операционно-действенный, контрольно-регулирующий компоненты которой представляют собой систему специально организованных занятий, тем, и заданий направленные на формирование композиционного мышления обучающихся;
- разработать характеристики, критерии и уровни формирования композиционного мышления учащихся.
Композиционное мышление является важным фактором формирования творческой личности. На протяжении нашего исследования было отмечено положительное влияние композиционных поисков на развитие эмоциональной и становление нравственной сферы учеников. Вдумчиво работая над композиционными поисками, эскизами, создавая художественные образы и используя элементы русских народных традиций, которые были направлены на раскрытие заданной темы, учащиеся взращивали в себе тем самым творческую личность.
Педагогическое исследование методики развития композиционного мышления средствами создания декора в русских традициях, предлагаемое нами в рамках творческого проекта, было направлено на развитие приёмов, методов обучения композиции и формирование композиционного мышления, при этом соблюдались традиции концепции отечественного художественного образования. Проанализировав возрастные особенности детей 8-12 лет, учитывался тот факт, что умственную способность приходится стимулировать извне, и то, что у детей этого возраста быстро развивается наблюдательность, активизируется воображение, внимание и память - мы разработали такую педагогическую модель, которая поощряет всякую творческую активность детей, а учебная проектная деятельность способствует развитию способностей к быстрому решению творческих задач.
Решились следующие задачи:
- на основании проведённого анализа источников литературы, апробированных научных исследований и научных статей, было изучено состояние аналогичных проблем на данный момент времени по теме нашего эксперимента;
- было уточнено понятие «мышление»: как порождение новых знаний и на этой основе делаются выводы, решаются проблемные ситуации, а также термин «композиционное мышление», представляющий собой некую ментальную особенность художника и как процесс мышления, в результате которого рождается художественное произведение;
- была разработана и апробирована экспериментальная методическая модель, включающая в себя такие педагогические условия, технологии, средства и методы, которые позволяют эффективно проводить комплекс занятий, направленных на формирование композиционного мышления средствами создания декора в русских народных традициях;
- были разработаны характеристики, критерии и уровни формирования композиционного мышления учащихся;
- данная методическая модель представляет собой культурнообразовательное и воспитательное пространство, в котором процесс формирования композиционного мышления происходит путём приобщения к русским народным традициям и средствам народного, декоративно-прикладного искусства, а также происходит освоение духовного наследия поколений, осознание своих национальных корней и воспитание уважения к традиционным ценностям.
Методика формирования композиционного мышления средствами создания декора в русских народных традициях оказалась эффективна при создании следующих условий: использование такой педагогической технологии, как метод проектов, а также актуализации и активизации этапов приобщения к традициям родной страны, народной культуре и принципами народной эстетики.
Включение учащихся в проектную творческую деятельность и организация композиционного поиска с использованием народной тематики, в сочетании с практической деятельностью - простимулировали подъём творческой активности, роста личных, предметных, и метапредметных результатов, а также дало высокие показатели, по которым мы можем судить о продуктивности сформированного композиционного мышления на уроках композиции.
1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. [Текст] / М.В. Алпатов. - М., Искусство, 1940. С.84.
2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие : Монография / Т.А. Барышева ; Рос. гос. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 205 с. : ил.; 20 см.
3. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. - 18240с.
4. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления
школьников 4-5 классов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. №125. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-
myshleniya-shkolnikov-4-5-klassov (дата обращения: 19.05.2021).
5. Ветрова И. Б. Формирование художественно-образного мышления
в процессе композиционной деятельности будущего педагога
изобразительного искусства : автореферат дис.... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2004. - 34 с.
6. Гавриков А.В. Формирование композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов педвузов средствами наброска пейзажа : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2007. - 16 с.
7. Дегтяникова Н.И. Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2004. - 21 с.
8. Кандыбей П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Кандыбей Павел Наумович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2015. - 21 с.
9. Канунникова Т.А. Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Канунникова Татьяна Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2016. - 20 с.
10. Канунникова Т.А. Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественнообразного мышления подростков // Преподаватель ХХ1 век. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnyy-poisk-s-ispolzovaniem- razlichnyh-hudozhestvennyh-materialov-kak-metod-razvitiya-hudozhestvenno- obraznogo-myshleniya (дата обращения: 19.05.2021).
11. Канунникова Т.А. Диагностика уровня развития композиционнообразного мышления подростков // Наука и школа. 2015. №6. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/diagnostika-urovnya-razvitiya-kompozitsionno- obraznogo-myshleniya-podrostkov (дата обращения: 19.05.2021).
12. Ломов С.П., Руднев, И.Ю., Анварова, О.В. Тема космоса на
занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного
образования детей // МНКО. 2018. №1 (68). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tema-kosmosa-na-zanyatiyah-izobrazitelnym- iskusstvom-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения:
19.05.2021).
13. Лопасова Е.В. Педагогические условия развития
композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования) // Теория и практика общественного развития. 2012. №8. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya- kompozitsionnogo-myshleniya-uchaschihsya-v-sisteme-dopolnitelnogo- obrazovaniya-aktualnost (дата обращения: 19.05.2021).
14. Лопасова Е.В. Дидактические принципы целостной методической
системы развития композиционного мышления учащихся // Теория и практика общественного развития. 2012. №10. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-printsipy-tselostnoy- metodicheskoy-sistemy-razvitiya-kompozitsionnogo-myshleniya-uchaschihsya (дата обращения: 19.05.2021).
15. Лопасова Е.В. Модель педагогических условий развития
композиционного мышления учащихся системы дополнительного
образования // Теория и практика общественного развития. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-pedagogicheskih-usloviy-razvitiya- kompozitsionnogo-myshleniya-uchaschihsya-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.05.2021).
...