Компьютерные дидактические игры как средство формирования коммуникативных умений младших школьников
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников с помощью компьютерных дидактических игр
1.1Понятие «коммуникативные умения», специфика их
формирования в младшем школьном возрасте
1.2Средства формирования коммуникативных умений
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативных умений посредством использования компьютерных
дидактических игр
2.1Выявление актуального уровня сформированности
коммуникативных умений у младших школьников
2.2Разработка и реализация комплекса компьютерных
дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников
2.3Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Примеры заданий в разработанных компьютерных дидактических играх
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников с помощью компьютерных дидактических игр
1.1Понятие «коммуникативные умения», специфика их
формирования в младшем школьном возрасте
1.2Средства формирования коммуникативных умений
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативных умений посредством использования компьютерных
дидактических игр
2.1Выявление актуального уровня сформированности
коммуникативных умений у младших школьников
2.2Разработка и реализация комплекса компьютерных
дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников
2.3Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Примеры заданий в разработанных компьютерных дидактических играх
Актуальность. Одним из главных требований к результатам обучения в ФГОС начального общего образования выступает необходимость развития у школьников умений активно пользоваться речевыми средствами и средствами информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, проявлять готовность к вступлению в коммуникацию, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций посредством грамотной коммуникации [60, с. 9].
Этап становления коммуникативных умений приходится на период младшего школьного возраста. В это время между ребенком и его окружением возникают сложные взаимоотношения, которые имеют большое влияние на развитие личности. Общение учащегося начальной школы со сверстниками и взрослыми - социальная потребность ребенка и необходимое условие для его полноценного психического развития и социализации.
Проблемы социализации и успеваемости часто связаны именно с неразвитостью коммуникативных умений [8, с. 65]. Сегодня 20-30% от общей численности младших школьников составляют обучающиеся, которые испытывают большие трудности или даже показывают неспособность за отведенное время и в необходимом объеме усвоить образовательную программу, причем большая часть детей из этой категории умственно сохранны, у них не диагностированы «классические» формы аномалий развития, но они не умеют общаться, взаимодействовать, сотрудничать, испытывают сложности в социальной и школьной адаптации. Эту категорию педагоги и психологи относят к группе риска [52, с. 103].
Изучением проблемы коммуникации занимаются многие науки: философия, социология, психология, социальная психология, педагогика. С каждым годом тема развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста становится всё более актуальна среди отечественных и зарубежных исследователей. Теоретические основы формирования навыков общения, коммуникативных универсальных учебных действий с психолого - педагогической точки зрения представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней.
В то же время, многие аспекты формирования коммуникативных умений младших школьников разработаны недостаточно. Современный мир стремительно изменяется, меняется жизнь, система ценностей, меняются и сами дети. Они умеют и знают гораздо больше, чем их сверстники 15-20 лет назад: отлично разбираются в технологиях, легко осваивают новые гаджеты, могут одновременно смотреть фильм, решать учебное задание на компьютере и переписываться в смартфоне. Обратной стороной этих способностей является неумение общаться [20, с. 223].
Информатизация является не только фактом современной жизни, но и отличительной особенностью современной системы образования. В ФГОС НОО сказано о том, что необходимо повысить качество образования посредством увеличения внедрения в процесс обучения информационнокоммуникативных технологий для улучшения существующих форм, методов и средств обучения [60, с. 13]. Вопросы использования компьютерных дидактических игр в образовательной среде освещаются многими учёными и педагогами [6, с. 187]. Вопросами педагогической целесообразности использования компьютерных игр в процессе обучения, изучению их возможностей, перспективных областей разработки и внедрения посвятили свои работы Е.И. Машбиц, Л.Н. Бабанин, О.К. Тихомиров, Б.Ф. Ломов. Исследователи пишут, что современные технологии необходимо рассматривать как средство увеличения эффективности и качества обучения и личностного развития. Однако методических разработок, направленных на решение этой проблемы, все еще недостаточно.
На основании вышесказанного можно выделить противоречия между:
- требованиями современного общества и ФГОС НОО к выпускнику начальной школы, который должен уметь активно пользоваться речевыми средствами для решения коммуникативных и познавательных задач и отсутствием ясного понимания того, какими способами можно формировать коммуникативные умения в новой цифровой среде;
-необходимостью повышения качества учебно-воспитательного
процесса посредством внедрения информационно
коммуникативных технологий и недостаточным количеством методических разработок, способствующих формированию
коммуникативных умений обучающихся с применением компьютерных технологий.
Проблема исследования: каковы возможности компьютерных
дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников?
Цель: разработать комплекс компьютерных дидактических игр,
направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников и выявить его эффективность опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе реализации компьютерных дидактических игр.
Гипотеза: формирование коммуникативных умений будет проходить более эффективно, если:
-включить в образовательный процесс компьютерные дидактические
игры, содержание которых способствует активной
коммуникационной деятельности обучающихся;
-учебно-воспитательная деятельность с применением компьютерных дидактических игр будет проходить в индивидуальной, парной, фронтальной и коллективной формах.
Задачи исследования:
1)провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2)подобрать методики для исследования уровней сформированности коммуникативных умений младших школьников, провести диагностику, оценить результаты на констатирующем этапе работы;
3)разработать и использовать в образовательном процессе комплекс дидактических компьютерных игр, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников;
4)провести контрольную диагностику, проанализировать и обобщить результаты, сделать выводы о эффективности исследовательской работы.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный этапы);
-количественный и качественный анализ результатов.
База исследований: МБУ Школа № 1 им. Виктора Носова, г. Тольятти, Самарская область.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс компьютерных дидактических игр и материалы экспериментальной работы окажут помощь учителям начальных классов, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также студентам педагогических вузов в организации педагогической деятельности с целью формирования коммуникативных умений.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Этап становления коммуникативных умений приходится на период младшего школьного возраста. В это время между ребенком и его окружением возникают сложные взаимоотношения, которые имеют большое влияние на развитие личности. Общение учащегося начальной школы со сверстниками и взрослыми - социальная потребность ребенка и необходимое условие для его полноценного психического развития и социализации.
Проблемы социализации и успеваемости часто связаны именно с неразвитостью коммуникативных умений [8, с. 65]. Сегодня 20-30% от общей численности младших школьников составляют обучающиеся, которые испытывают большие трудности или даже показывают неспособность за отведенное время и в необходимом объеме усвоить образовательную программу, причем большая часть детей из этой категории умственно сохранны, у них не диагностированы «классические» формы аномалий развития, но они не умеют общаться, взаимодействовать, сотрудничать, испытывают сложности в социальной и школьной адаптации. Эту категорию педагоги и психологи относят к группе риска [52, с. 103].
Изучением проблемы коммуникации занимаются многие науки: философия, социология, психология, социальная психология, педагогика. С каждым годом тема развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста становится всё более актуальна среди отечественных и зарубежных исследователей. Теоретические основы формирования навыков общения, коммуникативных универсальных учебных действий с психолого - педагогической точки зрения представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней.
В то же время, многие аспекты формирования коммуникативных умений младших школьников разработаны недостаточно. Современный мир стремительно изменяется, меняется жизнь, система ценностей, меняются и сами дети. Они умеют и знают гораздо больше, чем их сверстники 15-20 лет назад: отлично разбираются в технологиях, легко осваивают новые гаджеты, могут одновременно смотреть фильм, решать учебное задание на компьютере и переписываться в смартфоне. Обратной стороной этих способностей является неумение общаться [20, с. 223].
Информатизация является не только фактом современной жизни, но и отличительной особенностью современной системы образования. В ФГОС НОО сказано о том, что необходимо повысить качество образования посредством увеличения внедрения в процесс обучения информационнокоммуникативных технологий для улучшения существующих форм, методов и средств обучения [60, с. 13]. Вопросы использования компьютерных дидактических игр в образовательной среде освещаются многими учёными и педагогами [6, с. 187]. Вопросами педагогической целесообразности использования компьютерных игр в процессе обучения, изучению их возможностей, перспективных областей разработки и внедрения посвятили свои работы Е.И. Машбиц, Л.Н. Бабанин, О.К. Тихомиров, Б.Ф. Ломов. Исследователи пишут, что современные технологии необходимо рассматривать как средство увеличения эффективности и качества обучения и личностного развития. Однако методических разработок, направленных на решение этой проблемы, все еще недостаточно.
На основании вышесказанного можно выделить противоречия между:
- требованиями современного общества и ФГОС НОО к выпускнику начальной школы, который должен уметь активно пользоваться речевыми средствами для решения коммуникативных и познавательных задач и отсутствием ясного понимания того, какими способами можно формировать коммуникативные умения в новой цифровой среде;
-необходимостью повышения качества учебно-воспитательного
процесса посредством внедрения информационно
коммуникативных технологий и недостаточным количеством методических разработок, способствующих формированию
коммуникативных умений обучающихся с применением компьютерных технологий.
Проблема исследования: каковы возможности компьютерных
дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников?
Цель: разработать комплекс компьютерных дидактических игр,
направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников и выявить его эффективность опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе реализации компьютерных дидактических игр.
Гипотеза: формирование коммуникативных умений будет проходить более эффективно, если:
-включить в образовательный процесс компьютерные дидактические
игры, содержание которых способствует активной
коммуникационной деятельности обучающихся;
-учебно-воспитательная деятельность с применением компьютерных дидактических игр будет проходить в индивидуальной, парной, фронтальной и коллективной формах.
Задачи исследования:
1)провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2)подобрать методики для исследования уровней сформированности коммуникативных умений младших школьников, провести диагностику, оценить результаты на констатирующем этапе работы;
3)разработать и использовать в образовательном процессе комплекс дидактических компьютерных игр, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников;
4)провести контрольную диагностику, проанализировать и обобщить результаты, сделать выводы о эффективности исследовательской работы.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный этапы);
-количественный и качественный анализ результатов.
База исследований: МБУ Школа № 1 им. Виктора Носова, г. Тольятти, Самарская область.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс компьютерных дидактических игр и материалы экспериментальной работы окажут помощь учителям начальных классов, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также студентам педагогических вузов в организации педагогической деятельности с целью формирования коммуникативных умений.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Младший школьный возраст является значимым периодом в воспитании личности. В это время между ребенком и его окружением устанавливаются сложные социальные и образовательные взаимоотношения, интенсивно развиваются коммуникативные умения. Потребность в общении в младшем школьном возрасте становится для детей основной социальной потребностью, что оказывает существенное влияние на формирование общественных качеств личности и развитие коллективных отношений.
На данный момент осуществляется информатизация системы образования. В ФГОС НОО сказано о том, что необходимо повысить качество образования посредством увеличения внедрения в процесс обучения информационно-коммуникативных технологий для улучшения существующих форм, методов и средств обучения.
В современном мире вопросы использования компьютерных дидактических игр в образовательной среде интересуют многих учёных. Вопросами педагогической целесообразности использования компьютерных игр в процессе обучения, изучением их возможностей, перспективных областей разработки и внедрения компьютерных дидактических игр посвятили свои работы многие современные исследователи. Именно поэтому было выбрано средством формирования коммуникативных умений младших школьников компьютерные дидактические игры.
В первой главе нашего исследования были раскрыты понятия «коммуникативные умения», «компьютерные дидактические игры» и особенности формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, а также выявлен потенциал компьютерных дидактических игр для формирования коммуникативных умений.
В практической части исследования описана работа по диагностированию уровней формирования коммуникативных умений младших школьников. Анализ результатов исследования показал, что большинство учащихся экспериментального и контрольного классов имеют средний уровень формирования коммуникативных умений, а несколько школьников - низкий уровень сформированности коммуникативных умений. В связи с данными результатами была выявлена необходимость разработки комплекса компьютерных дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников.
На формирующем этапе исследования был разработан комплекс компьютерных дидактических игр для 8 уроков по русскому языку (УМК «Перспектива») в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Разработанный комплекс компьютерных дидактических игр был успешно реализован в образовательном процессе. Эффективность разработанного и реализованного в образовательном учреждении комплекса компьютерных дидактических игр оценивалась посредством
диагностических методик, используемых на констатирующем этапе исследования с участием контрольной группы.
В процессе анализа результатов диагностики была выявлена положительная динамика формирования коммуникативных умений младших школьников, учащиеся стали активнее проявлять готовность к вступлению в коммуникацию, научились более грамотно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, а также адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
На данный момент осуществляется информатизация системы образования. В ФГОС НОО сказано о том, что необходимо повысить качество образования посредством увеличения внедрения в процесс обучения информационно-коммуникативных технологий для улучшения существующих форм, методов и средств обучения.
В современном мире вопросы использования компьютерных дидактических игр в образовательной среде интересуют многих учёных. Вопросами педагогической целесообразности использования компьютерных игр в процессе обучения, изучением их возможностей, перспективных областей разработки и внедрения компьютерных дидактических игр посвятили свои работы многие современные исследователи. Именно поэтому было выбрано средством формирования коммуникативных умений младших школьников компьютерные дидактические игры.
В первой главе нашего исследования были раскрыты понятия «коммуникативные умения», «компьютерные дидактические игры» и особенности формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, а также выявлен потенциал компьютерных дидактических игр для формирования коммуникативных умений.
В практической части исследования описана работа по диагностированию уровней формирования коммуникативных умений младших школьников. Анализ результатов исследования показал, что большинство учащихся экспериментального и контрольного классов имеют средний уровень формирования коммуникативных умений, а несколько школьников - низкий уровень сформированности коммуникативных умений. В связи с данными результатами была выявлена необходимость разработки комплекса компьютерных дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников.
На формирующем этапе исследования был разработан комплекс компьютерных дидактических игр для 8 уроков по русскому языку (УМК «Перспектива») в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Разработанный комплекс компьютерных дидактических игр был успешно реализован в образовательном процессе. Эффективность разработанного и реализованного в образовательном учреждении комплекса компьютерных дидактических игр оценивалась посредством
диагностических методик, используемых на констатирующем этапе исследования с участием контрольной группы.
В процессе анализа результатов диагностики была выявлена положительная динамика формирования коммуникативных умений младших школьников, учащиеся стали активнее проявлять готовность к вступлению в коммуникацию, научились более грамотно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, а также адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных умений у младших школьников
через игру
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Интерактивные задания по информатике как средства формирования коммуникативных умений обучающихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА
ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО СЧЕТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018





