Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Работа №110636

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития воображения младших дошкольников
1.1Характеристика воображения
1.2Особенности воображения у младших дошкольников
1.3Исследование процессов развития воображения младших
дошкольников
1.4Воображение и психология творческого процесса
Глава 2 Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного творчества
2.1Состояние развития воображения у детей младшего дошкольного
возраста на сегодняшний день в дошкольных учреждениях (констатирующий эксперимент)
2.2Краткие методические разработки (формирующий эксперимент
2.3Состояние развития воображения у детей младшего дошкольного
возраста после формирующего этапа педагогического эксперимента (контрольный эксперимент)
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Тестовое задание 1 «Дорисуй» (констатирующий этап эксперимента) детские рисунки экспериментальной групп
Приложение Б Дети в творческом процессе
Приложение В Задание 6 «Дополни изображение» (констатирующий этап эксперимента) детские рисунку экспериментальной группы
Приложение Г Задание 7 «Настроение» (констатирующий этап эксперимента) детские рисунку экспериментальной
группы
Приложение Д Итоговое задание (формирующий этап эксперимента) Модуль 1. Тема «Галактика»
Приложение Е Примеры заданий (формирующего этапа эксперимента) Модуль 2. Тема «Земля»
Приложение Ж Итоговое задание (формирующий этап эксперимента)
Модуль 2. Тема «Дом в котором я живу, называется мечтой»

Тема магистерской работы: «Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности». Данная тема была выбрана автором не случайно. Работая педагогом дополнительного образования, автор столкнулся с такой проблемой, как слабо развитое творческое воображение у детей, стереотипность и шаблонность мышления. Детки зачастую отказываются творчески «мыслить» и просят четких и пошаговых рекомендаций их дальнейших действий. Вопрос воображения не оставляет равнодушными многие умы психологов, педагогов, философов и по сей день. Дискуссии не умолкают, споры разгораются с новой силой. Каждый пытается «изобрести велосипед» в сфере изучения данного вопроса. Но до сих пор вопросы воображения остаются наименее изученными и обоснованными. Некоторые педагоги считают, что воображение наиболее ярко раскрывается в детском возрасте, другие опровергают, что во взрослом состоянии человек способен воспроизводить более яркие и неординарные образы использую свое воображения. Оставим им это на дальнейшее исследования. А по мнению автора воображение - это тот процесс, который формируется на протяжение всей жизни, начиная свой путь глубоко в детстве.
Таким образом, мы обосновываем актуальность своей темы исследования в данной работе тем, что детский возраст наиболее четко может дать нам картину становления и формирования процессов развития воображения. Работа с воображением позволяет воспитать в ребенке творческие способности, что в свою очередь дает возможность культурноэстетическому обогащению ребенка и гармоничному развитию личности в целом.
Творческое воображение это одна из высших психических функций головного мозга. Все начинается с детства. Мы закладываем фундамент для дальнейшего здорового формирования многогранной личности человека [11], [28]. В современном мире, живущем на сверхскоростях от человека необходима мобильность, умение креативно мыслить и принимать не стандартные решения, быть более стрессоустойчивым и эмоционально стабильным. Педагог может помочь в развитии воображения у своих воспитанников. По словам Л.С. Выготского: «Воображение является важным фактором целостного и гармоничного развития личности ребенка» [6].
Основные положительные аспекты развития воображения:
-ребенок, умеющий манипулировать воображаемыми образами становится более стрессоустойчивым. Проживая свои эмоциональные переживания, которые по какой-то причине он не может полноценно прожить в реальности, ребенок приобретает и формирует свой интеллектуальный и психоэмоциональный опыт, который в свою очередь по кирпичику строит психику человека;
-на современном этапе развития образовательной системы, процесс обучения зачастую строится на образном мышление, детям необходимо смоделировать и представить возможные способы решения поставленной задачи или возникшей учебной ситуации, что в свою очередь будет затруднительно если ребенок не имеет развитого воображения;
-человеческая психика устроена таким образом, чтобы максимально защищать наш разум от неблагоприятного воздействия, будь то внешние или внутренние процессы. Хорошо развитое воображение, позволяет человеку более экологично справиться с любыми жизненными прецедентами или конфликтной ситуацией. Через творческий процесс ребенок мобилизует свои внутренние ресурсы, дающие силы для выхода из них;
-В детстве закладывается умение нестандартно мыслить и находить не тривиальные пути решения любых вопросов. Технический прогресс базируется именно на этих уникальных способностях ученых и изобретателей, педагогов и экспериментаторах. Их научная деятельность направлена на умение увидеть в уже всем известном процессе, что-то новое и оптимизировать эти знания для дальнейшей реализации. Именно в этом процессе огромную роль играет воображение.
Цель данной работы - развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования - непосредственно творческий процесс, проходящий во время педагогического эксперимента и направленный на активизацию и развитие воображения у детей.
Предметом исследования - выступают педагогические технологии и методы развития творческого воображения у детей младше дошкольного возраста на творческих занятиях.
Гипотеза: процесс развития творческого воображения, будет успешным если:
-разработать модель методической системы развития творческого мышления;
-определить критерии и уровни развития творческого воображения;
-создать творческую атмосферу, использовать различные виды изобразительной деятельности;
-разработать эффективную систему заданий с учетом индивидуально-личностного подхода на основе активных и игровых технологий;
-разработать методические рекомендации объединяя накопленный опыт предшествующей классической школы изобразительной грамоты и новых 3D технологий.
Задачи:
-на основе анализа научной литературы определить содержание и понятия «воображение», выявить теоретические и методические подходы к развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности;
-определить механизмы воздействия на процесс развития навыков воображения на начальном этапе обучения изобразительной грамоте;
-разработать, внедрить и апробировать модель методической системы развития творческого мышления;
-разработать критериальный аппарат исследования уровня развития воображения;
-разработать эффективную систему заданий с учетом индивидуально-личностного подхода на основе активных и игровых технологий;
-определить результативность применения интерактивных технологий обучения для развития воображения у детей младшего дошкольного возраста для совершенствования их общего развития личности.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются:
-идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская;
-исследования по проблемам творчества Г.С. Альтшуллер, Л.С Выготский, О.Л. Рубинштейн;
-теория развития креативности и творческого мышления Туник Е.Е., Шрагина Л.И.;
-личностно-ориентированный подход к обучению П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина;
-в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.К. Крупской, изучены такие теоритические вопросы как психология искусства и творческого развития личности;
-теория и методика развития детского изобразительного творчества отражена в трудах С.В. Погодина, И.С. Якиманская, В.С. Мухина, И.Э. Кашеткова;
-изучая труды В.Н. Полунина, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Серикова, Р.Г. Казаковой, Л. Тедда, М. Монтессори, Г. Гартлауб, Р. Мюллера, Р. Майне, Е.А. Флериной, Б. Джефферсона, Л.В. Парамоновой мы анализировали каким образом развивается воображение у детей младшего дошкольного возраста.
В основу диссертационного исследования могут быть положены следующие закономерности:
-развитие воображения ребенка;
-развитие личности в педагогическом процессе;
-единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
-единства чувственного, логического и практики.
Методы исследования:
-педагогический эксперимент является эмпирическим методом исследования и представляющие собой наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ детских работ, исполненных на вводном, формирующем, промежуточном и контрольном этапах;
-был проведен теоретико-методологический анализ диссертационных исследований, авторефератов, научных публикаций по озвученной теме, на которые опирается автор при выполнении диссертационной работы, также методологической базой являются различные учебные программы и стандарты;
-оценочно-статистический метод исследования, заключается в сборе и изучение, дальнейшем анализе результатов детских творческих работ воспитанников дошкольного учреждения, изучаемые работы были собраны как во время констатирующего, так и контрольного этапа эксперимента, что и позволило нам отметить положительную динамику в изучаемом вопросе.
Научная новизна исследования состоит в обоснованной разработке системы тестовых заданий и кретариального аппарата, апробации
предложенных автором модулей творческих заданий, направленных на активизацию познавательных процессов и как следствие развитие процессов воображения в целом. В ходе процесса обучения предполагается последовательное освоение теоретических знаний и получении практических умений и навыков в области визуальной культуры, эстетического воспитания и в целом художественного искусства. В ходе экспериментальной работы были применены различные педагогические методы и технологии, которые в свою очередь были личностно-ориентированы и адаптированы, учитывая возрастные особенности экспериментальной группы. В процессе развивающего обучения были использованы: информационно
коммуникационные, интерактивные, игровые технологии, направленные на развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования.
Теоретическая значимость исследования.
Опираясь на исследуемый материал по теме диссертации определены психолого-педагогические закономерности развития воображения от способов и методики, направленных на их улучшение, критериев оценивания уровня развития воображения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по творчеству в системе дошкольного образования.
Разработаны и апробированы система критериев развития воображения у детей на творческих занятиях в системе дошкольного образования.
В процессе формирующего эксперимента были выявлены механизмы, влияющие на развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста, самым главным аспектом которых оказалась эффективно выстроенная коммуникация в процессе обучения между педагогом и детьми. Игровые технологии помогли стимулировать творческие способности детей тем самым обеспечив максимальную эмоциональную вовлеченность детей в творческий процесс. Применение интерактивные технологий и личный пример педагога помогли сформировать наиболее благоприятную образовательную среду, что и позволила получить положительный результат эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса тестовых заданий с оценочными критериями, полученных результатов, серии игровых занятий, упражнений и заданий, направленных на формирование у детей творческих навыков, развитие художественного вкуса и повышение навыков визуальной культуры, что в свою очередь приведет к повышению уровня творческого воображения как одного из компонентов творческих способностей детей на занятиях в системе дошкольного образования. Результаты проведенного исследования имеют теоретическое и практическое значение для работы педагога на творческих занятиях с детьми в дошкольных учебных учреждениях.
Личный вклад автора в исследовательский процесс состоит в разработке тестовых заданий для определения степени развития воображения, данный тест был разработан опираясь на анализ подобных тестовых систем, разработанными и апробированными различными авторами; критериальный комплекс для оценивания полученных результатов; представлено три модуля занятий, направленных на развитие воображения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена основой на методологию педагогических трудов; использованием различных методов, верно обозначенным задачам и логическому ходу исследования; привлечением достаточного теоретического и практического материала по озвученной теме; тенденцией положительных результатов по выдвинутой гипотезе, которые в свою очередь мы отметили в процессе исследования и ее подтверждением, полученным в период апробации разработанной системы обучения; разработанной тестовой системы для проведения анализа степени развития воображения, модулей специальных занятий с различными упражнениями, с использованием игровых технологий в том числе, сказкотерапия, «театр теней, направленных на развитие воображения у детей с 3х до 7ми лет.
По наблюдениям многих учёных, развитие воображения напрямую связано с формированием и становлением речи и неотделимо от общего психического личностного развития в целом. Необходимо работать над повышением уровня воображение ребёнка [30]. В то же время необходимо направлять в продуктивное русло его формирование, неразрывно связывая его с реальной жизнью (чтобы мечты ребенка со временем перерастали в определение жизненных целей, служили мотивацией для улучшения уровня жизни и повышения личностных качеств, и не допускать «ухода» ребенка от реальности в воображаемый мир.
На защиту выносятся следующие положения.
Развитие воображения представляет собой системный процесс характеризующейся богатством чувственно-эмоциональной сферы, образного восприятия, эстетического отношения и в общем гармоничного развития личности ребенка [43]. Развитие личности обеспечивается познанием окружающего мира, в освоении его конструктивных, символических, эмоциональных основ. В накоплении и транслировании жизненного опыта ребенка.
Воображение обладает своими сущностными характеристиками, ценностно-смысловыми, образными, эмоциональными составляющими, помогающими в познании окружающего мира и в реализации своих творческих замыслов, и построении, и адаптации «сценариев» [41].
Научно-обоснованная и апробированная структурно-содержательная модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных операционнодейственных и контрольно-регулирующих компонентов, позволяющих управлять и организовывать педагогический процесс, обеспечивая активность и продуктивность, динамику развития воображения на творческих занятиях.
Процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста носит целевой и поэтапный характер. Он подразумевает под собой организацию, управление, прогнозирование и моделирование, мотивирование, направление и контроль за творческой деятельностью воспитанников.
Апробация исследования
Экспериментальная база исследования - СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области. Педагогическим экспериментом было охвачено 18 детей в возрасте с 3-х до 7 лет. Апробация данного исследования заключалась в разработке диагностической системы и занятий по развитию воображения у детей на творческий занятиях в процессе образовательной деятельности муниципального учреждения, согласно календарно тематическому плану занятий.
Этапы исследования
Исследование проводилось с 2016-2022 г.
Первый этап (2016 г.) теоретический анализ, в ходе которого рассматривалась проблема развития воображения. Определялось сущность и значение воображения в развитии и становлении гармоничной личности.
Второй этап (2016-2022 г.) связан с определением научнометодологического аппарата исследования, разработкой системы тестирования и ряда игровых занятий, влияющих на процесс развития воображения у детей младше дошкольного возраста.
Третий этап (2022 г.) связан с систематизацией полученных результатов, анализом основных выводов по педагогическому эксперименту, проводилась качественная и количественная обработка данных, корректировались и уточнялись основные положения и перспективы дальнейшего развития темы магистерской диссертации. В процессе третьего этапа были апробированы методологические рекомендации по тестированию, практическому методу ведения творческих занятий с детьми младшего дошкольного возраста на базе СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области. Констатирующий и контрольный этапы педагогического исследования.
Достоверностью полученных результатов можно считать публикации статей и участием автора в научно-практических конференциях различного уровня:
-«Пескотерапия - перспектива развития человека»/ Т.С. Сулягина // Модернизация системы профессионального образования, на основе регулируемого эволюционирования: материалы XII Межд. научно- практ. Конф.: в 2 ч. Ч. 1/ Межд.. академия наук пед. Образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. Ред. Д.Ф. Ильясов. - М.; Челябинск: изд-во ЧИИИКРО, 2013. - с. 223;
-«Использование здоровьесберегающих технологий при занятиях с детьми дошкольного возраста. В группе раннего развития»/ Т.С. Сулягина // Сертификат участника городского семинара- практикума «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения качества образовательного процесса в Творческих объединениях МБОУДОД ДТДМ» / Тольятти, 2012г;
-«Поиграем в сказку»/ Т.С. Сулягина //Сертификат участника семинара «Православная культура и семейные ценности в современном обществе» / Самара, 2013 г.
Структура диссертации
Представленная диссертация состоит из введения 10 листов, двух глав 71 листов, заключения 2 листов, списка используемой литературы и интернет источников 44 позиции, приложение 7 листов, которое в свою очередь состоит из 28 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уникальность по факту рождения - это базовая потребность любого человека. Хорошо развитое воображение - это свидетельство того, что ребёнок не боится самовыражения, что в свою очередь позволяет нам говорить о гармоничном развитии его личности. Через развитие воображения мы можем помочь ребенку стать самодостаточным человеком. Именно это послужило главной мотивацией автора в выборе и постановке темы диссертации. Задачи, стоящие перед автором диссертационного исследования, были решены в ходе экспериментальной деятельности и теоретического процесса раскрытия темы работы:
-на основе анализа научной литературы было определено
содержание и понятия «воображение». Выявлены теоретические и методические подходы к развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, осуществляемые различными авторами,
изучающими данный вопрос;
-были определены механизмы воздействия на процесс развития воображения на начальном этапе обучения изобразительной грамоте;
-разработана, внедрена и апробирована модель методической системы развития творческого мышления;
-в процессе диссертационного исследования Автором был разработан критериальный аппарат исследования уровня развития воображения;
-были разработаны и апробированы система тестовых заданий,
для выявления уровня развития воображения, а также предложена эффективная система заданий с учетом
индивидуально-личностного подхода на основе активных и игровых технологий;
- по итогу формирующего этапа эксперимента были проанализированы и определена результативность применения интерактивных технологий обучения для развития воображения у детей младшего дошкольного возраста для совершенствования их общего развития личности.
Подводя итоги проделанной работы можно смело утверждать, что развитие воображения у детей раннего дошкольного возраста поддается корректировке и «ускорению» благодаря, направленному непосредственно на этот процесс педагогической работы. В процессе экспериментальной деятельности была зафиксирована положительная динамика в процессе развития творческого воображения у детей экспериментальной группы. Опираясь на полученные результаты, мы можем утверждать о состоятельности, разработанной автором методике тестирования и работы с воображением у детей и рекомендовать данную модель к апробации и использованию в системе дополнительного дошкольного образования детей младше дошкольного возраста. Автор считает, что хорошо развитое воображение позволяет нам воспитывать в детях творческие способности, развивать талант и формировать универсальные ученические навыки в сфере начального художественного образование, что в свою очередь повлечет за собой повышение уровня социокультурной грамотности у детей. Повышение творческого начала в детях положительно скажется в целом на формирование, более образованного и интеллектуально развитого человека в дальнейшем.
Резюмируя вышесказанное можно утверждать, что работа над вопросом развития воображения является очень значимой на современном этапе развития общества.


1.Белкина В.Н., Сивкова М.А. Развитие воображения у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-u-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti-1 .
2.Василевич О.Е. К вопросу об определении понятия: «Основы изобразительной грамоты».
3.Величко И. Ю. (2021). Развитие художественной культуры цвета средствами живописи (на примере выполнения натюрморта) [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.tltsu.ru: http://hdl.handle.net/123456789/20552.
4.Волчегорская Е.Ю., Гладкова Е.А. (26 05 2022 г.). Музыкальная
деятельность как средство эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo- emotsionalno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer.
5.Вотчицева А.С. (2019). Развитие у детей 6-7 лет творческого
воображения посредством декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования. [Электронный ресурс].
URL:http://hdl.handle.net/123456789/9253.
6.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова; Т. 2. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М. : Просвещение, 1991. 93 с.
8.Гайфутдинов А.М. Взаимоотношение педагогических понятий «Закон», «Закономерность», «Принцип», «Правило». 2009. КПЖ №4, С. 1724.
9.Головнова М. Развитие воображения у дошкольников: средства,
методы, диагностика, игры и прочее. [Электронный ресурс]. URL: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-voobrazheniya-u-doshkolnikov.html.
10.Горбаченко И.М. Методы моделирования процесса обучения и разработки интерактивных обучающих курсов 05.13.01. Системный анализ, управление и обработка информации Диссертация на соискание ученой степени к. т. н., Красноярск: ГТУ, 2001.
11.Давыдова О.В. Развитие творческого воображения учащихся на основе межпредметных связей. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-tvorcheskogo- voobrazheniya-uchaschihsya-na-osnove-mezhpredmetnyh-svyazey.
12.Денисова В.А. Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет // Новая наука: современное состояние и пути развития, 2006. С. 50-54.
13.Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №11 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie- voobrazheniya-u-doshkolnikov-programma-rezultaty-rekomendatsii.
14.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2002. 368 с.
15.Запорожец А.В. Психология. (Развитие воображения у детей). М. : Учпедгиз, 1953.188 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ