Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования лидерских качеств у младших школьников 8
1.1 Понятие лидерских качеств в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Формирование лидерских качеств у младших школьников 13
1.3 Условия формирования лидерских качеств у младших
школьников во внеурочной деятельности 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности 21
2.1 Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у
младших школьников 21
2.2 Реализация комплекса внеурочных занятий, направленных на
формирование лидерских качеств у младших школьников 31
2.3 Динамика формирования лидерских качеств у младших
школьников 40
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе в экспериментальной группе... 55
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе в контрольной группе 56
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля в экспериментальной группе 57
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля в контрольной группе 58
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования лидерских качеств у младших школьников 8
1.1 Понятие лидерских качеств в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Формирование лидерских качеств у младших школьников 13
1.3 Условия формирования лидерских качеств у младших
школьников во внеурочной деятельности 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности 21
2.1 Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у
младших школьников 21
2.2 Реализация комплекса внеурочных занятий, направленных на
формирование лидерских качеств у младших школьников 31
2.3 Динамика формирования лидерских качеств у младших
школьников 40
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе в экспериментальной группе... 55
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе в контрольной группе 56
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля в экспериментальной группе 57
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля в контрольной группе 58
Актуальность работы обусловлена тем, что исследование формирования лидерских качеств у младших школьников является для педагогики одной из проблем современности. Так во ФГОС НОО описан «портрет выпускника», «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».
Перед педагогами начальной школы стоит необходимость формирования социально активной личности ученика, способной проявлять лидерские качества. Учителя прививают младшим школьникам лидерские качества. Лидерские качества необходимы современного ученику, они позволят ему не только налаживать социальные связи, но и помогут в учебе, формирование лидерских качеств целом положительно повлияет на уровень познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы.
Формирование лидерских качеств в начальной школе необходимо, поскольку обусловлено тенденциями социально-экономического развития системы образования. Это подтверждают выполненные в последние годы исследования, которые отражают технологии формирования наиболее значимых умений и качеств младшего школьника. Формирование лидерских качеств позволит учащимся лучше усваивать учебный материал, принимать участие в социальной жизни школы и налаживать межличностное общение.
Но, несмотря на теоретическую и практическую значимость этих исследований, их актуальность в решении задач формирования лидерских качеств младших школьников, следует отметить, что во внеурочной деятельности недостаточно программ, направленных на формирование лидерских качеств именно у младших школьников, в основном исследования лидерских качеств касаются учащихся более старшего возраста.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности использования внеурочной деятельности в формировании лидерских качеств у младших школьников?
Цель исследования: определить и проверить опытно-экспериментальным путем условия эффективности реализации комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования лидерских качеств у младших школьников.
Предмет исследования: содержание и условия реализации комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности проходит более эффективно при соблюдении следующих условий:
- разработать и реализовать комплекс внеурочных занятий, включающий упражнения, игры, элементы тренинга, направленные на формирование лидерских качеств у младших школьников; освоение знаний лидерства, осознанием младшими школьниками ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте;
- использовать в работе с младшими школьниками формы (групповые и коллективные) и методы работы (специальные упражнения, элементы тренинга), которые направлены на формирование лидерских качеств у младших школьников; создании условий формирования единого коллектива, формирование отношений и конструктивных способов формирования лидерства.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лидерских качеств у младших школьников;
2) Выявить уровень сформированности лидерских качеств у младших школьников;
3) Разработать и внедрить комплекс внеурочных занятий, эффективно влияющих на формирование лидерских качеств у младших школьников;
4) Доказать эффективность комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников.
База исследования: ГБОУ СОШ №9 "Центр образования" г.о. Октябрьск. В эксперименте участвовали два класса 3 «Г» класса (25 человек) и 3 «В» класса (25 человека). Всего в эксперименте принимало участие 50 обучающихся начальной школы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Перед педагогами начальной школы стоит необходимость формирования социально активной личности ученика, способной проявлять лидерские качества. Учителя прививают младшим школьникам лидерские качества. Лидерские качества необходимы современного ученику, они позволят ему не только налаживать социальные связи, но и помогут в учебе, формирование лидерских качеств целом положительно повлияет на уровень познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы.
Формирование лидерских качеств в начальной школе необходимо, поскольку обусловлено тенденциями социально-экономического развития системы образования. Это подтверждают выполненные в последние годы исследования, которые отражают технологии формирования наиболее значимых умений и качеств младшего школьника. Формирование лидерских качеств позволит учащимся лучше усваивать учебный материал, принимать участие в социальной жизни школы и налаживать межличностное общение.
Но, несмотря на теоретическую и практическую значимость этих исследований, их актуальность в решении задач формирования лидерских качеств младших школьников, следует отметить, что во внеурочной деятельности недостаточно программ, направленных на формирование лидерских качеств именно у младших школьников, в основном исследования лидерских качеств касаются учащихся более старшего возраста.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности использования внеурочной деятельности в формировании лидерских качеств у младших школьников?
Цель исследования: определить и проверить опытно-экспериментальным путем условия эффективности реализации комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования лидерских качеств у младших школьников.
Предмет исследования: содержание и условия реализации комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности проходит более эффективно при соблюдении следующих условий:
- разработать и реализовать комплекс внеурочных занятий, включающий упражнения, игры, элементы тренинга, направленные на формирование лидерских качеств у младших школьников; освоение знаний лидерства, осознанием младшими школьниками ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте;
- использовать в работе с младшими школьниками формы (групповые и коллективные) и методы работы (специальные упражнения, элементы тренинга), которые направлены на формирование лидерских качеств у младших школьников; создании условий формирования единого коллектива, формирование отношений и конструктивных способов формирования лидерства.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лидерских качеств у младших школьников;
2) Выявить уровень сформированности лидерских качеств у младших школьников;
3) Разработать и внедрить комплекс внеурочных занятий, эффективно влияющих на формирование лидерских качеств у младших школьников;
4) Доказать эффективность комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников.
База исследования: ГБОУ СОШ №9 "Центр образования" г.о. Октябрьск. В эксперименте участвовали два класса 3 «Г» класса (25 человек) и 3 «В» класса (25 человека). Всего в эксперименте принимало участие 50 обучающихся начальной школы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
В исследовании были проанализированы и изучены подходы к изучению возможности формирования лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности, а также были изучены работы педагогов и психологов по использовании внеурочной деятельности в начальной школе. Для реализации комплекса внеурочных занятий направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников.
В констатирующем этапе выявлены общие и индивидуальные особенности сформированности лидерских качеств у младших школьников. Нами были рассмотрены характеристики уровней лидерских качеств у младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе ГБОУ СОШ №9 "Центр образования" г.о. Октябрьск. В эксперименте участвовали два класса. Всего в эксперименте принимало участие 50 обучающихся начальной школы.
Показатели и методики для определения уровня сформированности лидерских качеств у младших школьников, выделены на основании исследований Э.К. Никитиной и О.А. Коваленко. На основании выбранных критериев отобрали показатели: стремление к продуктивному
взаимодействию с окружающими; умеет творчески решать проблемы, выдвигает новые идеи и цели; понимание и представление о себе как о лидере; знания как управлять группой сверстников; знания и понимания правил самостоятельной организации деятельности сверстников. По выбранным показателям определили методики: «Я-Лидер», Т.А. Мироновой;
«Самооценка лидерства» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); Наблюдение за деятельностью учащихся по схеме (А.И. Анжарова).
Выбранные методики позволили провести констатирующей эксперимент так полученные результаты уровня сформированности лидерских качеств у младших школьников позволяют сделать вывод, что в обоих группах преобладает низкий и средний уровень, что обусловливает проведение формирующего этапа эксперимента. Анализ сформированности лидерских качеств у младших школьников показал, что высокий уровень был выявлен в ЭГ у 2 учащихся (8%), а в КГ у 2 учащихся (8%). Средний уровень был выявлен в ЭГ у 14 учащихся (56%), а в КГ у 13 учащихся (52%). Низкий уровень был выявлен в ЭГ у 9 учащихся (36%), а в КГ у 10 учащихся (40%).
Исходя из представленных результатов, стоит сказать, что в обоих классах у школьников наблюдается средний уровень сформированности лидерских качеств у младших школьников. Особых лидеров в группах школьников не выявлено. Учащиеся не знают об особенностях проявления лидерства, не могут использовать навыки управления группой. Полученные результаты позволили определить цели и задачи формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе был разработан комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование лидерских качеств у младших школьников, который включал 10 занятий. Проведенные занятия имели цель, которая была направлена на формирование лидерских качеств младших школьников с опорой на выделенные ранее показатели. Каждое проведенное занятие получило положительный отклик от учащихся, так на занятиях ученики проявляли активность, тянули руки, спори, приводили свои высказывания. Обучающиеся учились работать в команде, проявляли свои лидерские способности. В целом содержание внеурочных занятий положительно повлияло на познавательную и творческую сферы обучающихся в целом. Ученики давали обратную связь и рассказывали, как они могут использовать полученные знание на практике.
На контрольном этапе были предложены те же методики, что и на констатирующем. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанных занятий по формированию лидерских качеств у младших школьников ЭГ группе высокий уровень вырос на 8%, средний уровень вырос на 12%, а низкий уровень снизился на 20%. Можно сказать, что ученики экспериментальной группы стали больше проявлять интереса к лидерству в группе. Было видно, что ученики на практики используют приобретенные на занятиях знание и умения работать с группой и командой. Ученики экспериментальной группы положительно настроены на работу с группой. В то время как существенных изменений в КГ не выявлено, учащиеся показали практически такие же результаты, что и на этапе констатации.
Гипотеза нашла свое подтверждение. Ученики экспериментальной группы стали больше проявлять интереса к лидерству в группе, у них улучшились основные лидерские качества.
В исследовании были проанализированы и изучены подходы к изучению возможности формирования лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности, а также были изучены работы педагогов и психологов по использовании внеурочной деятельности в начальной школе. Для реализации комплекса внеурочных занятий направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников.
В констатирующем этапе выявлены общие и индивидуальные особенности сформированности лидерских качеств у младших школьников. Нами были рассмотрены характеристики уровней лидерских качеств у младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе ГБОУ СОШ №9 "Центр образования" г.о. Октябрьск. В эксперименте участвовали два класса. Всего в эксперименте принимало участие 50 обучающихся начальной школы.
Показатели и методики для определения уровня сформированности лидерских качеств у младших школьников, выделены на основании исследований Э.К. Никитиной и О.А. Коваленко. На основании выбранных критериев отобрали показатели: стремление к продуктивному
взаимодействию с окружающими; умеет творчески решать проблемы, выдвигает новые идеи и цели; понимание и представление о себе как о лидере; знания как управлять группой сверстников; знания и понимания правил самостоятельной организации деятельности сверстников. По выбранным показателям определили методики: «Я-Лидер», Т.А. Мироновой;
«Самооценка лидерства» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); Наблюдение за деятельностью учащихся по схеме (А.И. Анжарова).
Выбранные методики позволили провести констатирующей эксперимент так полученные результаты уровня сформированности лидерских качеств у младших школьников позволяют сделать вывод, что в обоих группах преобладает низкий и средний уровень, что обусловливает проведение формирующего этапа эксперимента. Анализ сформированности лидерских качеств у младших школьников показал, что высокий уровень был выявлен в ЭГ у 2 учащихся (8%), а в КГ у 2 учащихся (8%). Средний уровень был выявлен в ЭГ у 14 учащихся (56%), а в КГ у 13 учащихся (52%). Низкий уровень был выявлен в ЭГ у 9 учащихся (36%), а в КГ у 10 учащихся (40%).
Исходя из представленных результатов, стоит сказать, что в обоих классах у школьников наблюдается средний уровень сформированности лидерских качеств у младших школьников. Особых лидеров в группах школьников не выявлено. Учащиеся не знают об особенностях проявления лидерства, не могут использовать навыки управления группой. Полученные результаты позволили определить цели и задачи формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе был разработан комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование лидерских качеств у младших школьников, который включал 10 занятий. Проведенные занятия имели цель, которая была направлена на формирование лидерских качеств младших школьников с опорой на выделенные ранее показатели. Каждое проведенное занятие получило положительный отклик от учащихся, так на занятиях ученики проявляли активность, тянули руки, спори, приводили свои высказывания. Обучающиеся учились работать в команде, проявляли свои лидерские способности. В целом содержание внеурочных занятий положительно повлияло на познавательную и творческую сферы обучающихся в целом. Ученики давали обратную связь и рассказывали, как они могут использовать полученные знание на практике.
На контрольном этапе были предложены те же методики, что и на констатирующем. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанных занятий по формированию лидерских качеств у младших школьников ЭГ группе высокий уровень вырос на 8%, средний уровень вырос на 12%, а низкий уровень снизился на 20%. Можно сказать, что ученики экспериментальной группы стали больше проявлять интереса к лидерству в группе. Было видно, что ученики на практики используют приобретенные на занятиях знание и умения работать с группой и командой. Ученики экспериментальной группы положительно настроены на работу с группой. В то время как существенных изменений в КГ не выявлено, учащиеся показали практически такие же результаты, что и на этапе констатации.
Гипотеза нашла свое подтверждение. Ученики экспериментальной группы стали больше проявлять интереса к лидерству в группе, у них улучшились основные лидерские качества.
Подобные работы
- Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОББЕДИНЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ CПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



